Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-201/2017 (2-3516/2016;) от 01.11.2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 апреля 2017 года город Кинель

Кинельский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.

при секретаре АБРОСИМОВОЙ К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле

гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан к Перкину Ю. А. и Антонову Н. В. о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесным транспортным средством, в размере 379.196 руб. 00 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 67.864 руб. 39 коп.,

У С Т А Н О В И Л :

Государственное казенное учреждение Службы весового контроля Республики Башкортостан (далее ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан) обратилось первоначально в суд с иском к Перкину Ю.А. и Мандриченко Е.Ю. о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесным транспортным средством, в размере <данные изъяты> и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан в качестве соответчика по делу привлечен Антонов Н.В..

В судебное заседание представитель истца ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан не явился, хотя был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.

В материалах дела имеется ходатайство представителя истца о рассмотрении дела в отсутствии представителя ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан, из которого также следует, что ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан исковые требования о взыскании ущерба с ответчиком поддерживает в полном объеме.

Из искового заявления Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан следует, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 9 км. Дюртюли-Нефтекамск сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: седельного тягача марки <данные изъяты> регистрационный номер О470СС 39, с полуприцепом марки <данные изъяты>, регистрационный номер , принадлежащего ответчику Перкину Ю.А., под управлением водителя Антонова Н.В.. Взвешивание производилось на весовом оборудовании МВСК (МВСК - весы подкладные электронные для взвешивания автомобильного транспорта) фирмы ООО «Вектор-Пм», модификации (модель) МВСК-25, заводской номер . Данные весы признаны пригодными к применению и поверены до ДД.ММ.ГГГГ, что удостоверено оттиском поверительного клейма на весовом оборудовании в паспорте на весовое оборудование, что подтверждает достоверность результатов взвешивания. В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного ч.1 ст. 31 Федерального Закона от 08.11.2007г.№257-ФЗ. По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила <данные изъяты>. Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была. ГКУ Служба весового контроля РБ направила претензионное письмо от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты суммы ущерба, однако ответ получен не был, денежные средства в возмещение ущерба также уплачены не были. В связи с тем, что в акте от ДД.ММ.ГГГГ программный расчет погрешности 2% (п.4. Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), был вычислен от фактической массы транспортного средства, что является не правильным подходом к расчету размера вреда, истцом был составлен уточненный расчетный лист от ДД.ММ.ГГГГ к акту от ДД.ММ.ГГГГ, и сумма ущерба составила <данные изъяты> вместо <данные изъяты>. При этом период просрочки уплаты суммы ущерба на дату составления искового заявления ДД.ММ.ГГГГ по акту о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ составляет 756 дней. При таких обстоятельствах, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитанная с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее ВАС РФ) от ДД.ММ.ГГГГ, по акту от ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. Общая сумма иска, таким образом, составляет <данные изъяты>, из которой: <данные изъяты> - сумма ущерба, <данные изъяты> - проценты за пользование чужими денежными средствами по акту от ДД.ММ.ГГГГ. Истец действует от имени субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан. В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», тяжеловесный груз это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению к указанному постановлению. Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ). При этом в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон Ф 3), временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения. В соответствии с пунктами 1.2 - 1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в <адрес> или подведомственными ему организациями. Так распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 76-р на автомобильных дорогах <адрес> регионального и межмуниципального значения с 01 апреля по ДД.ММ.ГГГГ было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1. 2 и 3 к указанному распоряжению. При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам. Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров. При этом в соответствии с частью 1 статьи 31 Федеральный закон № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения. Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ). Одновременно, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. В специальном разрешении, таким образом, указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства ущерб, от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такого разрешения. Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля. В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона №257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанным федеральным органом исполнительной власти, является Министерство транспорта Российской Федерации (на основании п. ДД.ММ.ГГГГ.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ). Приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее Порядок). В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно пункту 2.2.2.1,2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог. Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан. В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ПСУ УДХ РБ) и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее ГКУ Служба весового контроля РБ), утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству ДД.ММ.ГГГГ, ГКУ Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения». Согласно подпункту «а» пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.2.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения. Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется на пунктах весового контроля, оснащённых весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме. Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 76-р или указанными в специальном разрешении. Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . При этом согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами. осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причинённый автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов. Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона 257-ФЗ, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В <адрес> размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении размера вреда, причиняемого транспортным средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения». Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства. Поэтому ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан просит взыскать с ответчиков в счет возмещения ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесным транспортным средством, сумму в размере <данные изъяты> и проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

Представитель ответчика Перкина Ю.А.Голубцов В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования истца не признал и пояснил суду, что действительно ответчик Перкин Ю.А. является собственником полуприцепа марки <данные изъяты>, регистрационный номер . ДД.ММ.ГГГГ истцом производилось взвешивание автопоезда в состав которого входил прицеп, собственником которого является ответчик Перкин Ю.А.. Полагает, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку весовой контроль осуществлен не в условиях стационарного поста, поскольку как следует из Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах» на федеральных и других автомобильных дорогах создаются только стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, а не передвижные. Осуществление контроля федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также проводимого органами и организациями, не указанными в настоящем постановлении, не допускается. Кроме того, как следует из материалов дела, Перкин Ю.А. является собственником прицепа, а не самого автомобиля. Вместе с тем, пунктом 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что транспортным средством признается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Механическое транспортное средство - это транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Автопоездом является механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами). Исходя из пунктов 2.1.1.2 и 2.1.1.2.2 ГОСТ Р 52389-2005 «Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний» (утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 279-ст), тягач - это механическое транспортное средство, используемое для буксировки прицепов. Седельный тягач - тягач, сконструированный и предназначенный исключительно или, главным образом, для буксировки полуприцепов. В свидетельстве о праве собственности Мандриченко Е.Ю. указано, что автомобиль <данные изъяты> FH 12500 является грузовым (тягач седельный). Следовательно, транспортным средством в понимании Федерального закона является именно автомобиль Мандриченко Е.Ю., поскольку только тягач может обеспечить движение прицепа по автомобильным дорогам. Кроме того, из материалов дела следует, что водитель Антонов, управлявший автопоездом, не был согласен с результатами взвешивания, поскольку взвешивание производилось не на ровной поверхности, а на обочине, что могло повлиять на результаты взвешивания. Учитывая указанные обстоятельства, по мнению представителя ответчика, иск не подлежит удовлетворению.

Производство по делу в части исковых требований к ответчику Мандриченко Е.Ю. определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено в связи с тем, что ответчик Мандриченко Е.Ю. умер до предъявления иска в суд, то есть иск предъявлен к умершему (л.д.74-75).

Выслушав пояснения представителя ответчика Перкина Ю.А., изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).

Частью 1 статьи 30 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; (пункт 2), в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3).

Часть 2.1 статьи 30 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (л.д.30).

С учетом данного порядка распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -р на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по ДД.ММ.ГГГГ было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению (л.д.32-35).

Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.

В соответствии с соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан, утвержденном Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству ДД.ММ.ГГГГ, Служба весового контроля Республики Башкортостан приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1.1. указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.2.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе, порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (л.д.17).

Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется на пунктах весового контроля, оснащенных весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме. Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -р или указанными в специальном разрешении. По результатам взвешивания составляется акт.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 9 км автодороги Дюртюли-Нефтекамск сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан было произведено взвешивание транспортного средства в составе седельного тягача марки <данные изъяты> регистрационный номер О470СС39 и полуприцепа марки <данные изъяты>, регистрационный номер , под управлением водителя Антонова Н.В., что подтверждается актом (л.д.20). При этом, транспортное средство, находящееся под управлением водителя Антонова Н.В., относится к категории автопоезд, поскольку в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , «Автопоезд» - механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

Из материалов дела следует, что собственником седельного тягача марки <данные изъяты> регистрационный номер являлся Мандриченко Е.Ю., что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства (л.д.19-19 оборотная сторона), а собственником полуприцепа марки <данные изъяты>, регистрационный номер является Перкин Ю.А., что также подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства (л.д.19-19оборотная сторона).

Установлено, что седельный тягач марки <данные изъяты> регистрационный номер О470СС39 относится к транспортным средствам, имеющим 2 одиночные оси, а полуприцеп марки <данные изъяты>, регистрационный номер относится к транспортным средствам, имеющим трехосную тележку. Данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось сторонами.

Из Акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20) и из приложения к акту (л.д.132) следует, что движение автопоезда под управлением водителя Антонова Н.В. осуществлялось по маршруту <адрес>, по участкам дорог Республики Башкортостан: Бураево-Старобалтачево-Куеда (протяженность участка 98 км), Дюртюли-Бураево (протяженность участка 64 км), Дюртюлю-Нефтекамск (протяженность участка 5 км).

В соответствии с Приложением к распоряжению Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -р допустимая нагрузка на каждую ось транспортного средства в период с 1 апреля по ДД.ММ.ГГГГ на участке дороги Бураево-Старобалтачево-Куеда была установлена в размере 5 тонны (для транспортного средства при одиночной оси), в размере 3 тонны (для транспортного средства при трехосной тележке) (л.д.34); на участке дороги Дюртюли-Бураево - в размере 4 тонны (для транспортного средства при одиночной оси), в размере 3 тонны (для транспортного средства при трехосной тележке), на участке дороги Дюртюли-Нефтекамск установлена в размере 6 тонны (для транспортного средства при одиночной оси), в размере 4 тонны (для транспортного средства при трехосной тележке) (л.д. 35).

При этом пунктом 4 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средства» (далее Приказ Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) установлено, что допускается расхождение весовых параметров транспортного средства, определенных по результатам взвешивания, от установленных на территории Российской Федерации или указанных в специальном разрешении, если оно не превышает 2%.

Указанные выше участки дорог относились на ДД.ММ.ГГГГ к дорогам регионального и межмуниципального значения, на которые распространялись предельно допустимые значения нагрузок на оси транспортного средства, установленные распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Из Акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ (то есть в период действия ограничений, установленных распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -р) (л.д.20), следует, что при взвешивании автопоезда под управлением водителя Антонова Н.В. было установлено, что нагрузка на каждую ось фактически составила: 1 ось – 5,99 тонны, 2 ось – 8,14 тонны (седельный тягач), 3 ось – 5,21 тонн, 4 ось – 5,3 тонны, 5 ось – 5,21 тонна (прицеп).

В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с ней деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).

Статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В ходе рассмотрения дела установлено и как уже указывалось выше, автопоездом управлял водитель Антонов Н.В.. При этом материалы дела не содержат сведений о том, что Антонов Н.В. в момент управления автопоездом осуществлял трудовые обязанности, а также отсутствуют доказательства того, что Антонов Н.В. перевозил груз по просьбе собственников транспортных средств, входящих в состав автопоезда.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ст.12.21? ч.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленного в отношении Антонова Н.В. (л.д.129), в котором указано, что Антонов Н.В. на момент составления протокола являлся не работающим.

Данный протокол, а также транспортная накладная от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.107-108), в которой Антонов Н.В. указан как перевозчик, подтверждает то обстоятельство, что Антонов Н.В. владел автопоездом на законных основаниях.

Анализ приведенных норм материального права позволяет сделать вывод о том, что обязанность по возмещению вреда может быть возложена на лицо, владеющее источником повышенной опасности (в данном случае автопоездом). В связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ Антонов Н.В. управлял автопоездом, собственником которого являлся Мандриченко Е.Ю. и Перкин Ю.А., на законном основании, то есть являлся владельцем, в трудовых отношениях с собственниками транспортных средств, входящих в состав автопоезда, не состоял, поэтому суд считает, что обязанность по возмещению вреда должна быть возложена именно на водителя Антонова Н.В., соответственно.

Поскольку актом от ДД.ММ.ГГГГ установлено превышение автопоездом, состоящим из седельного тягача марки <данные изъяты> регистрационный номер О470СС39 и полуприцепа марки <данные изъяты>, регистрационный номер , находящимся во владении Антонова Н.В., осевых нагрузок, поэтому проезд данного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, при превышении осевых нагрузок, причинил вред данным автомобильным дорогам.

При этом, как следует из материалов дела, Антонов Н.В. постановлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.138) был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.12.21? ч.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент привлечения Антонова Н.В. к ответственности). Данная норма в указанной редакции предусматривала ответственность за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения.

Как следует из Постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Антонов Н.В. с нарушением согласился.

Правительство Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам, а также порядок определения размера такого вреда, согласно пунктам 2 и 5 которых вред, причиненный автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

При этом в силу 7 указанных выше Правил общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей в счет возмещения вреда, рассчитанных применительно к каждому участку автомобильных дорог, по которому проходит маршрут транспортного средства.

Согласно пункта 2 части 13 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В <адрес> порядок расчета размера вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения» (л.д. 28-29).

Данным постановлением утвержден размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.

В соответствии с данным постановлением при превышении предельно допустимых осевых нагрузок от 10% до 20% размер вреда установлен в сумме <данные изъяты>, при превышении предельно допустимых осевых нагрузок от 50% до 60% размер вреда установлен в сумме <данные изъяты>, в при превышении предельно допустимых осевых нагрузок свыше 60% по отдельному расчету (расчет размера вреда осуществляется с применением метода математической экстраполяции значений размера вреда при превышении предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства).

1)            Как следует из уточненного расчетного листа к акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-22), и дополнительного расчета по ущербу по каждой оси (л.д.104, л.д.104-оборотная сторона) автопоезд под управлением Антонова Н.В. имел превышение допустимых нагрузок на ось (с учетом 2% в соответствии с пунктом 4 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) по пройденным участкам дорог: 1) по участку дороги Бураево-Старобалтачево-Куеда - по 1 оси превышение 0,89 т, что составляет 17%, по 2 оси – 3,04 т, что составляет 59%, по 3 оси – 2,15 т., что составляет 70%, по 4 оси – 2,24 т, что составляет 73%, по 5 оси – 2,15 т, что составляет 70%; 2) по участку дороги Дюртюли-Бураево - по 1 оси превышение 1,91 т, что составляет 46%, по 2 оси – 4,06 т, что составляет 99%, по 3 оси – 2,15 т., что составляет 70%, по 4 оси – 2,24 т, что составляет 73%, по 5 оси – 2,15 т, что составляет 70%; 3) по участку дороги Дюртюли-Нефтекамск - по 1 оси превышение не выявлено, по 2 оси превышение 2,02 т, что составляет 33%, по 3 оси – 1,13 т., что составляет 27%, по 4 оси – 1,22 т, что составляет 29%, по 5 оси – 1,13 т, что составляет 27%.

Согласно представленного истцом расчета, составленного в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , сумма размера вреда по всем осям автопоезда составляет сумму в размере <данные изъяты>:

1) по участку дороги Бураево-Старобалтачево-Куеда (с учетом допущенной при расчете истцом арифметической ошибки при определении размера вреда по 1 оси – вместо <данные изъяты> в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ должно быть <данные изъяты> – л.д.28 оборотная сторона), размер вреда составляет <данные изъяты>, что подтверждается уточненным расчетным листом к акту (л.д.21) и расчетом ущерба по каждой оси по данному участку дороги (л.д.104);

2)            по участку дороги Дюртюли-Бураево размер вреда составляет <данные изъяты>, что подтверждается уточненным расчетным листом к акту (л.д.21) и расчетом ущерба по каждой оси по данному участку дороги (л.д.104);

3)            по участку дороги Дюртюли-Нефтекамск размер вреда составляет <данные изъяты>, что подтверждается уточненным расчетным листом к акту (л.д.21 – оборотная сторона) и расчетом ущерба по каждой оси по данному участку дороги (л.д.104-оборотная сторона).

Таким образом, сумма нанесенного ущерба, причиненного транспортным средством, автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения составляет сумму в размере <данные изъяты>, вследствие чего в соответствии с указанными выше обстоятельствами, данный ущерб подлежит взысканию с ответчика Антонова Н.В., как владельца транспортных средств в момент обнаружения превышения предельных нагрузок на ось, соответственно, в удовлетворении исковых требований к Перкину Ю.А., как к ненадлежащему ответчику, следует отказать.

При этом суд считает, что исковые требования ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии с требованиями ст.395 ГК РФ в размере <данные изъяты>, удовлетворению не подлежат. При чем данная сумма не подлежит взысканию ни с Перкина Ю.А., ни с ответчика Антонова Н.В. по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 315-ФЗ, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ) в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Вместе с тем, как уже указывалось выше, Перкин Ю.А. не является надлежащим ответчиком, а Антонову Н.В. требование о возмещении вреда не направлялось, поскольку в качестве ответчика Антонов Н.В. был привлечен по ходатайству истца только уже в рамках гражданского дела.

При этом в Акте от ДД.ММ.ГГГГ о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (л.д.20), составленным в отношении ответчика Антонова Н.В., срок возмещения причиненного вреда не установлен.

При таких обстоятельствах, исковые требования ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан подлежат удовлетворению в части.

В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ с ответчика Антонова Н.В. в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан удовлетворить в части.

Взыскать с Антонова Н. В. в пользу Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан ущерб, причиненный автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, в размере <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований Государственному казенному учреждению Службы весового контроля Республики Башкортостан к Перкину Ю. А. о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, в размере <данные изъяты> и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты>, отказать.

В удовлетворении исковых требований Государственному казенному учреждению Службы весового контроля Республики Башкортостан к Антонову Н. В. о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> отказать

Взыскать с Антонова Н. В. в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

председательствующий –

2-201/2017 (2-3516/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Государственное казенное учреждение Служба весового контороля Республики Башкортостан ИНН 0276143260 ,дата регистрации 15.10.2012г.
Ответчики
Перкин Ю.А.
Антонов Н.В.
Суд
Кинельский районный суд Самарской области
Судья
Бритвина Н. С.
Дело на странице суда
kinelsky--sam.sudrf.ru
10.04.2017Судебное заседание
01.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.11.2016Передача материалов судье
03.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2016Судебное заседание
12.12.2016Судебное заседание
26.12.2016Судебное заседание
09.01.2017Судебное заседание
25.01.2017Судебное заседание
09.02.2017Судебное заседание
27.02.2017Судебное заседание
14.03.2017Судебное заседание
27.03.2017Судебное заседание
20.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2017Дело оформлено
23.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее