Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-113/2021 от 30.04.2021

Дело № 12-113/2021

УИД 83RS0001-01-2021-000743-90

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

город Нарьян-Мар 16 июля 2021 года

Судья Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа Волкова О.Н.,

с участием защитника Кисляковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Кудряшовой А.М. от 16.04.2021 №29/8-37-21-И/12-2276-И/21-93 по делу об административном правонарушении в отношении Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа признанного виновным по части 2 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Кудряшовой А.М. от 16.04.2021 №29/8-37-21-И/12-2276-И/21-93 Департамент образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.

    Не согласившись с вынесенным постановлением, руководитель Департамента Пустовалов А.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование своих доводов указывает, что должностным лицом ошибочно сделан вывод о том, что департамент не обеспечил проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах менеджера, делопроизводителя, референта Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа, чем допустил нарушение ТК РФ, ФЗ «О специальной оценке условий труда». Однако в настоящее время нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения специальной оценки условий труда отсутствуют.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.

Основанием для возбуждения в отношении Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа дела об административном правонарушении по указанной статье послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении №29/8-37-21-И/12-2276-И/21-93 от 16.04.2021 выводы о том, что Департамент, являясь юридическим лицом, не принял меры по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах менеджера, делопроизводителя, референта Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа.

В силу положений статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Федеральный закон № 426-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 названного Закона.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

По общему правилу, установленному частью 4 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда на рабочем месте должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Законом.

Сроки, в течение которых может быть проведена первая специальная оценка условий труда, предусмотрены частями 4, 6 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ, в которой закреплены переходные положения.

Частью 2 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрено, что внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7 части 1 настоящей статьи.

В силу части 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с частью 6 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.

Судьей установлено, что на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 16.02.2021 № 29/8-37-21-И/12-687-И/21-93 в отношении Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа проведена проверка при осуществлении федерального государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, защиты и интересов работников, в связи с поступившей информацией. По результатам проверки государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Кудряшовой А.М. составлен акт проверки от 17.03.2021, согласно которому установлено, что Департаментом образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа в нарушение требований статьи 212 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), статьей 4, 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» не обеспечено проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работников по должностям: менеджер, делопроизводитель, референт.

По итогам проверки государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Кудряшовой А.М. истцу выдано предписание № 29/8-37-21-И/12-1450-И/21-93 от 17.03.2021, согласно которому на Департамент образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа возложена обязанность в срок до 17.09.2021 провести специальную оценку условий труда на рабочих местах менеджера, делопроизводителя, референта Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа.

При возложении на истца предписанием указанной обязанности государственным инспектором труда не было учтено, что согласно статье 212 Трудового кодекса РФ, а также статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на работодателя возлагается обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; организовать проведение специальной оценки условий труда и осуществить ее финансирование.

В свою очередь, требования к организации, проводящей специальную оценку условий труда, предусмотрены статьей 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в то время как, Департамент образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа не соответствует требованиям, предъявляемым законом к организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Согласно Положению о Департаменте образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа (утв. постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 28.11.2014 № 463-п) в полномочия Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа не входит непосредственное проведение специальной оценки условий труда, в т.ч. на рабочих местах работников данного Департамента.

Проведение специальной оценки условий труда не является видом деятельности Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа.

С учетом требований статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специализированной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон о специальной оценке условий труда) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно части 4 статьи 3 названного Федерального закона проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Однако на момент принятия постановления нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения специальной оценки условий труда государственных и муниципальных служащих, отсутствуют.

В связи с тем, что указанной нормой прямо предусмотрена необходимость проведения оценки условий труда муниципальных служащих в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими специальные нормы, учитывающие особенности труда данной категории работников, проведение оценки условий труда на основании общих норм будет являться необоснованным.

Кроме того, в силу части 6 статьи 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 г.

В материалах дела отсутствует информация о том, что в Департаменте созданы рабочие места, содержащие потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы.

При таких обстоятельствах привлечение Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с непроведением на момент проверки специальной оценки условий труда является незаконным.

Учитывая изложенное, обжалованное по настоящему делу постановление должностного лица подлежит отмене, производство по настоящему делу - прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Кудряшовой А.М. от 16.04.2021 №29/8-37-21-И/12-2276-И/21-93 по делу об административном правонарушении в отношении Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа признанного виновным по части 2 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Данное решение может быть обжаловано в порядке статей 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Судья                                  О.Н.Волкова

12-113/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Департамент образования, культуры и спорта НАО
Другие
Руководитель Департамента образования, культуры и спорта НАО Пустовалов А.Г.
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Судья
Волкова Ольга Николаевна
Статьи

ст.5.27.1 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
nariyanmarsky--nao.sudrf.ru
11.05.2021Материалы переданы в производство судье
12.05.2021Истребованы материалы
03.06.2021Поступили истребованные материалы
07.07.2021Судебное заседание
16.07.2021Судебное заседание
20.07.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
03.08.2021Вступило в законную силу
05.08.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее