Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2017 года.
Дело № 2-450/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Нарьян-Мар 04 июля 2017 года
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,
при секретаре Лентьевой Л.Н.,
с участием прокурора Канева К.Ф.,
представителя ответчика Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа Ледкова В.А.,
представителя ответчика Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа - Шевченко А.А.,
представителей третьего лица КУ НАО «НИАЦ» - Окладникова П.А., Егорова И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа, Аппарату Администрации Ненецкого автономного округа о возложении обязанности привести официальный сайт в соответствие с требованиями законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
первый заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа (далее – Департамент ПР и АПК НАО) о возложении обязанности привести официальный сайт в соответствие с требованиями законодательства.
Требования мотивировал тем, что проведенной прокуратурой округа проверкой установлено нарушение ответчиком законодательства об обеспечении прав инвалидов. Как установлено, в нарушение действующих норм права интернет сайт Департамента ПР и АПК НАО не обеспечивает наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200%, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы, что влечет нарушение прав инвалидов на беспрепятственный доступ к информации.
Просит обязать Департамент ПР и АПК НАО привести официальный сайт в сети «Интернет» dprea.adm-nao.ru в соответствие с требованиями национального стандарта ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденного приказом Росстандарта от 29.11.2012 №1789-ст.
Прокурор Канев К.Ф. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что интернет-сайт до сих пор не предусматривает возможность увеличения пользователем размера текста, шрифта, интервала между буквами, цветовой схемы. Полагает, что Департамент ПР и АПК НАО также является надлежащим ответчиком, поскольку имеет возможность создать альтернативную версию сайта.
Представитель ответчика Департамента ПР и АПК НАО в судебном заседании с требованиями не согласился, указав, что Департамент является ненадлежащим ответчиком, поскольку оператором интернет сайта является Аппарат Администрации Ненецкого автономного округа. В свою очередь Департамент не вправе исполнять указанные требования.
Представитель ответчика Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа в судебном заседании с требованиями не согласился, указав, что сайт соответствует предъявляемым требованиям. Нормы на которые ссылается прокурор носят рекомендательный характер. Изменение шрифта, интервала возможно за счет средств интернет браузера.
Представители третьего лица в судебном заседании с требованиями не согласились, указав, что интернет сайт создан в соответствии с предъявляемыми требованиями и максимальной интеграцией с интернет браузером. За счет функционала интернет браузера возможно изменение масштаба, кернинга.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, представителей третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 3 Конвенции о правах инвалидов ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов») гарантируются равные возможности инвалидов.
В соответствии со ст.9 указанной Конвенции инвалидам гарантируется доступность к информации и связи, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы.
Доступ инвалидов к информации также гарантирован ст.21 Конвенции.
В силу ст.14 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Статьей 15 указанного Закона установлено, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлено, что государственные органы для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
В соответствии с ч.6 ст.10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет» устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной нормы Приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 № 483 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет».
Органы государственной власти и местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее - версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 Порядка (пункт 2 Порядка).
Данным пунктом установлено, что версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам:
- нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде краткого описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только с целью украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления;
- графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате;
- наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200%, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы.
В силу подпункта «м» пункта 4 данных Требований при использовании официального сайта пользователю информацией должна быть предоставлена возможность выбора версий сайта, оптимизированных для использования посредством электронных вычислительных машин с различными размерами диагонали экрана с учетом положений подпункта «л» настоящего пункта Требований.
В соответствии с пунктом 9 Требований, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 149, государственный орган (орган местного самоуправления) обеспечивает условия свободного доступа пользователей к общедоступной информации, размещенной на специальной странице сайта в форме открытых данных. Организация свободного доступа к общедоступной информации в форме открытых данных осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
а) доступ к общедоступной информации в форме открытых данных не требует регистрации и авторизации, в случаях, если иное не предусмотрено постановлениями Правительства Российской Федерации;
б) пользование общедоступной информацией в форме открытых данных не может быть обусловлено требованием использования пользователями определенных веб-обозревателей или установки на технические средства пользователей специального программного обеспечения.
Согласно разделу 1 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденного приказом Росстандарта от 29.11.2012 №1789-ст, установлено, что настоящий стандарт распространяется на русскоязычные электронные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.
Пунктами 4.5, 4.6 ГОСТ Р 52872-2012 установлено, что для полноценного доступа инвалидов по зрению к интернет-ресурсам информация должна быть представлена в виде текста. Графические файлы, как правило, должны быть сопровождены текстом, поясняющим изображение, так как доступ к графическим файлам незрячему пользователю в общем случае затруднен.
Согласно п.5.1.1 Интернет-ресурс должен содержать текстовую версию всего нетекстового контента для отображения этого контента в альтернативных формах, удобных для инвалидов по зрению (увеличенный шрифт, шрифт Брайля), возможность доступа к синтезаторам речи). Весь нетекстовый контент, представленный пользователю, имеет эквивалентную текстовую версию.
Размер шрифта текста может быть изменен пользователем в пределах до 200% без использования вспомогательных технологий и без потери контента или функциональности (п.5.1.7.4).
Судом установлено, что на момент обращения в суд прокурора с иском официальный сайт Департамента ПР и АПК НАО dprea.adm.ru не соответствовал указанным требованиям, поскольку в нарушение требований Порядка, ГОСТа отсутствовала возможность масштабирования пользователем (увеличения и уменьшения) шрифта, интервала между буквами (кернинг) и элементов интерфейса.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами.
При таких обстоятельствах, ответчиком в полной мере не исполнены требования норм права, регулирующих порядок обеспечения доступности информации на официальных интернет-сайтах органов местного самоуправления, в связи с чем на ответчика подлежит возложению обязанность по устранению указанных нарушений.
Доводы представителя ответчика, третьего лица о соответствии сайта установленным требованиям опровергаются представленными доказательствами. При этом несостоятельной является ссылка ответчиков, третьего лица на возможность изменения шрифта, интервалов с использованием возможностей браузера, поскольку в силу прямого указания норм права изменение шрифта, интервала должна быть обеспечена без использования вспомогательных технологий.
Определяя надлежащего ответчика, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с Положением о государственной информационной системе «Единая система информационных ресурсов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа» утвержденной Постановлением администрации НАО от 30.06.2014 № 236-п, оператором ГИС «ЕСИР» является Комитет по информатизации Ненецкого автономного округа, который был ликвидирован в форме присоединения к Аппарату Администрации Ненецкого автономного округа.
Официальный сайт Департамента ПР и АПК НАО dprea.adm-nao.ru входит в систему ГИС «ЕСИР», что сторонами не оспаривается.
Согласно п.14 Положения оператор ГИС «ЕСИР» обеспечивает деятельность по эксплуатации системы, доступ к информации, модернизацию и доработку в соответствии с требованиями законодательства.
В свою очередь, Департамент ПР и АПК НАО (пользователь) такими полномочиями не обладает.
При таких обстоятельствах обязанность по приведению сайта в соответствие с требованиями законодательства должна быть возложена на Аппарат Администрации Ненецкого автономного округа, в свою очередь Департамент ПР и АПК НАО является ненадлежащим ответчиком.
Ссылка прокурора на возможность создания Департаментом ПР и АПК НАО альтернативного сайта судом во внимание не принимается, поскольку требования прокурором заявлены именно о приведении в соответствие сайта, входящего в ГИС «ЕСИР».
При таких обстоятельствах, требования прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Аппарату Администрации Ненецкого автономного округа о возложении обязанности привести официальный сайт в соответствие с требованиями законодательства подлежат удовлетворению. В удовлетворении требований к Департаменту ПР и АПК НАО должно быть отказано.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа, Аппарату Администрации Ненецкого автономного округа о возложении обязанности привести официальный сайт в соответствие с требованиями законодательства удовлетворить частично.
Обязать Аппарат Администрации Ненецкого автономного округа привести сайт в сети Интернет dprea.adm-nao.ru в соответствие с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденного приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 года №1789-ст.
В удовлетворении требований первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа к Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись В.В.Распопин
Копия верна, судья В.В.Распопин