№ 2-722/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июня 2017 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи О.
при секретаре судебного заседания Н.,
с участием истца Д., представителей ответчика - администрации ЗАТО Циолковский Амурской области К., действующей на основании доверенности ---юк от --, С., действующей на основании доверенности ---юк от --,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д. к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области о признании постановления незаконным, решения в части отнесения жилого помещения к служебному жилому помещению незаконным, признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, обязании заключить договор социального найма,
у с т а н о в и л:
в Свободненский городской суд обратилась Д. с исковым заявлением к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области о признании постановления незаконным, решения в части отнесения жилого помещения к служебному жилому помещению незаконным, признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, в котором просит Постановление -- от -- признать незаконным и отменить. Отнесение жилого помещения -- в специализированный жилой фонд в качестве служебного признать незаконным и отменить. Признать договор найма служебного жилого помещения -- недействительным. Обязать ответчика заключить с ней договор социального найма --.
Свои требования истец мотивировала следующим. Так как она инвалид первой группы - колясочник и ей требовался (и требуется) постоянный уход, в мае 2005 г., она поселилась с дочерью и зятем в ЗАТО Углегорск по адресу -- зарегистрировалась там постоянно без ограничения в сроках проживания. Позже она и бывший зять написали заявление в администрацию ЗАТО Углегорск о предоставлении ей отдельного жилья. Решением ОЖК, Администрации ЗАТО Углегорск, ей предоставили отдельное жильё по -- --. Состояние её здоровья резко ухудшилось и она не могла самостоятельно там проживать (ей требовался постоянный уход), она оставалась проживать у дочери. Жилое помещение по адресу -- по акту не принимала и ордер на вселения не получала. Договора найма жилого мнения не заключала. Позже, она написала заявление с просьбой обменять ей -- на освободившуюся (хозяин умер) по адресу --. Эта квартира была без ремонта, но она была согласна вселиться в такую квартиру. В ноябре месяце 2005 г. ей сделали обмен -- Дети и родственники сделали ремонт, она в неё переехала и живет по настоящее время. С ней заключили договор служебного найма. Когда она прожила в -- лет, она подала заявление в Администрацию ЗАТО Углегорск перезаключить с ней договор служебного найма на договор социального найма. В чём ей отказали и даже не признали нуждающейся в жилом помещении. Она обратилась в прокуратуру космодрома «Восточный» с жалобой. После вмешательства прокуратуры космодрома «Восточный» её признали только нуждающейся в жилом помещении. Но в ответе от -- -- ж-16 Б. было отмечено, что на момент предоставления ей --, квартира не имела статуса служебного жилого помещения, но была предоставлена ей по договору служебного найма при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 104 ЖК РФ (лист 9 абзац 4). Кроме этого заместитель прокурора космодрома «Восточный» Б. отметил отсутствие государственной регистрации конкретного жилого помещения, как служебного. Но в этом же ответе от --. -- ж - 16 Б. утверждает, что Администрацией ЗАТО Углегорск в связи с реорганизацией войсковых частей и изменением места их дислокации, жилые помещения занимаемые военнослужащими, служащими муниципальных учреждений, предприятий, решением местного органа самоуправления ЗАТО Углегорск были отнесены к специализированному жилому фонду Постановление от -- «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд ЗАТО Углегорск». На момент принятия Постановления, она в --.216 проживала более пяти лет и помещение, которое они отнесли к статусу специализированных не было свободным. Что нарушает ст. 92 ЖК РФ п.2 и Постановление Правительства -- от -- п.3, согласно которых отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду – не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество. После её обращения в областную прокуратуру в ответе прокурора космодрома «Восточный» В. было подтверждение неправомерного отнесения в специализированный жилой фонд в качестве служебного помещения при наличии заселения. Поэтому постановление -- от --г. принято в нарушение Постановления Правительства -- от -- После отказа ей Администрацией ЗАТО Углегорск о переводе квартиры в социальный найм, она обратилась за помощью в Региональную общественную приёмную председателя партии М. в Амурской области. На основании документов, переданных ей из Региональной общественной приёмной председателя Партии Я. в Амурской области она обратилась в Управление Росреестр РФ г. Москва для объяснения, предоставив им Уведомление об отсутствии прав на недвижимое имущество, с Министерства имущественных отношений и эти документы. Ей пришёл ответ, что данное обращение направляется в управление реестра Амурской области. В этом ответе даны точные пояснения и подтверждения об отсутствии зарегистрированных прав на оперативное управление жилищным фондом муниципального образования ЗАТО Углегорск, к которому относится и --. ЗАТО Углегорск права на оперативное управление имуществом в законном порядке в Росреестре не зарегистрированы. Относить принятый жилой фонд от МО РФ в муниципальную собственность ЗАТО Углегорск в специализированный жилой фонд только на основании Распоряжения №8 от 01 апреля 2000 г. без регистрации прав в Росреестре противоречит ЖК РФ. Так как на момент принятия в муниципальную собственность ЗАТО Углегорск жилого фонда существовал Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ (последняя редакция). Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду на основании постановления администрации ЗАТО Углегорск без
регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним является нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. Полагает, что ответчиком нарушен порядок отнесения спорного жилого помещения к служебным. Отнесение жилого помещения в специализированный фонд и уведомление в письменном виде в реестр недвижимости возможны только при наличии зарегистрированного права оперативного управления в установленном Законом о регистрации порядке. Для регистрации прав должны предъявляться акты приёма-передачи. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных ГК РФ, настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Без регистрации права оперативного управления в установленном законном порядке администрация ЗАТО Углегорск не вправе относить жилые помещения в специализированный фонд в качестве служебных.
Истец Д. в судебном заседании поддержала заявленные требования на доводах, изложенных в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации ЗАТО Циолковский Амурской области С., действующая на основании доверенности ---юк от --, пояснила, что с иском не согласна, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель ответчика- администрации ЗАТО Циолковский Амурской области К., действующая на основании доверенности ---юк от --, пояснила, что Д. проживает по адресу г. Циолковский, -- на основании договора служебного найма -- от --. Распоряжением Правительства Российской Федерации от -- ---р «О передаче в муниципальную собственность пос. Углегорск Свободненского района Амурской области объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения» определен перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся в федеральной собственности Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории войсковой части 87562 Вооруженных Сил Российской Федерации в пос. Углегорск Амурской области и передаваемых в муниципальную собственность пос. Углегорск Амурской области. Распоряжением Администрации ЗАТО Углегорск от -- -- данные объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения были приняты в муниципальную собственность ЗАТО Углегорск Амурской области. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: --, также был передан и принят в муниципальную собственность ЗАТО Углегорск на основании данного Распоряжения и акта приема-передачи от --. Поселок Углегорск (на сегодняшний день город Циолковский) имеет статус закрытого административно-территориального образования с --. В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа. В соответствии с Законом Российской Федерации от 14.07.1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых этим Законом. Согласно п. 3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. В период передачи жилого фонда из федеральной в муниципальную собственность с 1999 года по 2000 год в ЗАТО Углегорск основную часть жителей составляли военнослужащие и члены их семей, жилые помещения предоставлялись им на период службы в ЗАТО Углегорск, вновь прибывающих военнослужащих также необходимо было обеспечить служебными жилыми помещениями в первоочередном порядке, в связи с этим органы местного самоуправления ЗАТО Углегорск по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находились организации и объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО, приняли решение о формировании служебного жилищного фонда. В связи с чем, органами местного самоуправления ЗАТО Углегорск в пределах полномочий были приняты нормативные правовые акты, закрепляющие служебные жилые помещения за войсковыми частями, дислоцирующимися на территории ЗАТО Углегорск. Постановлением главы Администрации ЗАТО Углегорск Амурской области -- от -- «О внесении изменений и дополнений в состав служебного жилищного фонда ЗАТО Углегорск» спорное жилое помещение, расположенное по адресу: г. Циолковский, -- было отнесено к служебному жилищному фонду. Следовательно, на момент заключения договора служебного найма -- от -- данное жилое помещение уже имело статус служебного и его не утрачивало до настоящего времени. В 2002 году младшему сержанту милиции Ж. и его супруге Е. было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: --. В августе 2003 года Ж. подал заявление об улучшении жилищных условий в связи с рождением сына, решением общественной жилищной комиссии он был принят на учет. В декабре 2003 года Ж. была предоставлена квартира, расположенная по адресу: --. В мае 2005 года Ж. зарегистрировал в -- мать своей жены - Д.. В августе 2005 года Ж. написал заявление с просьбой о предоставлении для Д. отдельной квартиры --. Д. в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами, расположенными на территории ЗАТО Углегорск, не состояла, на учете как малоимущая и нуждающаяся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма до -- не стояла, с заявлениями об участии в каких-либо программах как инвалид не обращалась. Администрация ЗАТО Углегорск в нарушение требований законодательства, не имея законных оснований для предоставления Д. жилого помещения на территории ЗАТО Углегорск, в связи со сложившейся семейной ситуацией в сентябре 2005 года выделила Д. квартиру по адресу: --. Однако договор на данную квартиру так и не был заключен в связи с тем, что Д. в ноябре 2005 года написала заявление о замене квартиры, расположенной по адресу: -- на квартиру по адресу: --. В итоге с Д. был заключен договор найма служебного жилого помещения -- от -- на квартиру, расположенную по адресу: --. Данный договор Д. подписала и никогда не оспаривала. Кроме того, в настоящее время принято решение Совета народных депутатов ЗАТО Углегорск от -- -- «О приостановлении действия некоторых решений Совета народных депутатов ЗАТО Углегорск», касающееся приостановления исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда ЗАТО Углегорск в целях их дальнейшего предоставления по договорам социального найма отдельным категориям граждан.
В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст.68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у неё доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
На основании ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска. В силу ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Суд распределял между сторонами бремя доказывания и рассматривает дело по имеющимся доказательствам и по заявленным истцом требованиям и приведённым основаниям.
Выслушав стороны, изучив материалы и оценив доказательства по делу, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами, решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Положениями ст. 101 ЖК РСФСР было предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи характером их трудовых отношений должны проживать но месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило отдельные квартиры.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Из анализа указанных норм следует, что признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления, иных исполнительных органов о включении конкретного жилого помещения в число служебных.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Согласно ст. 99. 100 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - граждан (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение таких отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч.3 ст. 104 ЖК РФ).
В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи ( ч. 1 ст. 103 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч.1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч.2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).
Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу 1 марта 2005 года, содержит институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Статья 49 ЖК РФ определяет, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч.1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке (ч.2).
При этом ст.51 ЖК РФ предусмотрены исчерпывающие основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При этом жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Кодексом случаев. Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч.3 ст.52 ЖК РФ).
Кроме того, с заявлениями о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.4 ст.52 ЖК РФ).
В соответствии со ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч.3). Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4).
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.
При этом в силу ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ (ч. 1). Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, ЖК РФ (ч. 2).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных российским законодательством. Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством РФ. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и при предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п. 5 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.
Но такой первоочередный порядок применяется только в отношении инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся до 1 марта 2005 года, поскольку с 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс РФ, положения которого не предусматривают принятие инвалидов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда малоимущими гражданами, признанными по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и иными определенными федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориями граждан, признанными по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (части 1, 2, 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 551-0-0).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть первая статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ).
При этом обеспечение жильем указанных категорий граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке статьи 28.2 Федерального закона № 181 -ФЗ в случае, если они встали на учет до 1 января 2005 года.
Согласно статье 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
При таких обстоятельствах, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных жилых помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Вводный закон не содержат.
Тем не менее, исходя из аналогии закона (статья 7 ЖК РФ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г.).
В соответствии с разъяснениями, данными в определении Верховного суда РФ от 11 февраля 2014 года № 48-КГПР13-8, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, к возникшим правоотношениям применению не подлежат.
Согласно п.13 постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище.
В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее -организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного
функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 14.07.1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых этим Законом.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. В период передачи жилого фонда из федеральной в муниципальную собственность с 1999 года по 2000 год в ЗАТО Углегорск основную часть жителей составляли военнослужащие и члены их семей, жилые помещения предоставлялись им на период службы в ЗАТО Углегорск, вновь прибывающих военнослужащих также необходимо было обеспечить служебными жилыми помещениями в первоочередном порядке, в связи с этим органы местного самоуправления ЗАТО Углегорск по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находились организации и объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО, приняли решение о формировании служебного жилищного фонда. В связи с чем, органами местного самоуправления ЗАТО Углегорск в пределах их полномочий были приняты нормативные правовые акты, закрепляющие служебные жилые помещения за войсковыми частями, дислоцирующимися на территории ЗАТО Углегорск.
Таким образом, суд полагает, что для рассмотрения заявленных требований необходимо выяснение обстоятельств предоставления ей спорной квартиры в 2005 году, в том числе имелись ли основания для заключения договора социального найма ввиду обращения Д., стояла ли она на момент предоставления квартиры на учете в органах местного самоуправления в том числе была ли в установленном порядке признана малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что с Д. заключен договор служебного найма -- от -- по адресу ЗАТО Углегорск, --.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 № 910-р «О передаче в муниципальную собственность пос. Углегорск Свободненского района Амурской области объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения» определен перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся в федеральной собственности Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории войсковой части 87562 Вооруженных Сил Российской Федерации в пос. Углегорск Амурской области и передаваемых в муниципальную собственность пос. Углегорск Амурской области.
Распоряжением Администрации ЗАТО Углегорск от -- -- данные объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения были приняты в муниципальную собственность ЗАТО Углегорск Амурской области. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: --, также был передан и принят в муниципальную собственность ЗАТО Углегорск на основании данного Распоряжения и акта приема-передачи от --.
-- (на сегодняшний день город Циолковский) имеет статус закрытого административно-территориального образования с --.
Постановлением главы Администрации ЗАТО Углегорск Амурской области -- от -- «О внесении изменений и дополнений в состав служебного жилищного фонда ЗАТО Углегорск» спорное жилое помещение, расположенное по адресу: ЗАТО Углегорск, -- было отнесено к служебному жилищному фонду.
Таким образом, на момент заключения договора служебного найма -- от -- данное жилое помещение уже имело статус служебного и не утратило его.
Постановлением главы Администрации ЗАТО Углегорск Амурской области -- от -- «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд ЗАТО Углегорск» спорное жилое помещение, расположенное по адресу: ЗАТО Углегорск, -- включено в специализированный жилищный фонд, отнесено к определенному виду специализированных жилых помещений-жилые помещения, предоставленные по договорам найма служебного жилого помещения.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также архиве Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ» отсутствуют сведения о регистрации за кем-либо прав на спорную квартиру.
По данным Администрации ЗАТО Углегорск от -- Д., 1962 года рождения зарегистрирована по месту жительства: Амурская область, п.Углегорск, ул.Победы, д.221, кв.37 с 31.05.2005 года до 13.09.2005 года, по адресу: Амурская область, -- с -- по --, по адресу: Амурская область, п.Углегорск, -- с -- по настоящее время.
Из надзорного производства, предоставленного прокуратурой космодрома «Восточный» по жалобе --ж-2016 года Д. о переоформлении договора служебного найма следует, что в ходе проверки законности данного отказа установлено следующее. В части переоформления договора служебного найма на социальный Д. отказано правомерно по вышеуказанным основаниям в связи с принятием решения Совета народных депутатов ЗАТО Углегорск от -- -- «О приостановлении действия некоторых решений Совета народных депутатов ЗАТО Углегорск». Вместе с тем, в своем заявлении указывали в том числе, что Д. является инвалидом 1 группы, из смысла текста заявления следует, что не имеет иной жилой площади, проживает в занимаемой квартире свыше 10 лет. Установлено, что администрацией ЗАТО Углегорск рассмотрено её заявление в расширенном порядке с оценкой возможности в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Вместе с тем, должностными лицами администрации ЗАТО Углегорск в нарушение вышеуказанных требований законодательства не учтены специальные основания постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения -- и фактически постановка не произведена при наличии оснований, что недопустимо. По данному факту прокурором космодрома «Восточный» -- на имя главы администрации ЗАТО Углегорск внесено представление. Кроме того, в ходе проведенной проверки установлено, что Положение о порядке и условиях коммерческого найма жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде ЗАТО Углегорск, утверждено постановлением администрации ЗАТО Углегорск -- от --. В своей деятельности администрация ЗАТО Углегорск руководствуется законами РФ, указанным положением, фактов незаконного предоставления жилых помещений, относящихся к специализированному жилищному фонду, не установлено.
Решением Свободненского городского суда от -- в удовлетворении иска Администрации ЗАТО Углегорск Амурской области к Е., действующей за себя и как законный представитель несовершеннолетних И., Ц. о выселении из жилого помещения по адресу: ЗАТО Углегорск, --, отказано. Встречный иск Е., действующей за себя и как законный представитель несовершеннолетних И., Ц. к Администрации ЗАТО Углегорск Амурской области о признании права пользования жилым помещением, обязании ответчика заключить договор социального найма жилого помещения, удовлетворен. Признано за Е., И., Ц. право пользования жилым помещением расположенным по адресу: ЗАТО Углегорск, --. Обязать Администрацию ЗАТО Углегорск заключить с Е., И., Ц. договор социального найма жилого помещения по адресу: ЗАТО Углегорск, --.
В ходе разбирательства по выше заявленным требованиям было установлено, что в 2002 году младшему сержанту милиции Ж. и его супруге Е. было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: --. В августе 2003 года Ж. подал заявление об улучшении жилищных условий в связи с рождением сына, решением общественной жилищной комиссии он был принят на учет. В декабре 2003 года Ж. была предоставлена квартира, расположенная по адресу: --. В мае 2005 года Ж. зарегистрировал в -- мать своей жены - Д.. В августе 2005 года Ж. написал заявление с просьбой о предоставлении для Д. отдельной квартиры -- Д. в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами, расположенными на территории ЗАТО Углегорск, не состояла, на учете как малоимущая и нуждающаяся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма до -- не стояла, с заявлениями об участии в каких-либо программах как инвалид не обращалась.
Апелляционным определением Амурского областного суда от -- решение Свободненского городского суда от -- отменено, принято по делу новое решение: выселить Е., И.. Ц. из жилого помещения по адресу -- без предоставления другого жилого помещения. В удовлетворении встречного иска Е., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей И., Ц. о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма- отказать.
Решением Свободненского районного суда Амурской области от -- признано за Д. в силу приобретательной давности, право собственности на -- в -- Амурской области.
На основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от -- Д. продала М. земельный участок, на котором расположен одноэтажный жилой дом, общей площадью 38, 5 кв.м, находящийся по адресу: Амурская область, --
Советом народных депутатов ЗАТО Углегорск от -- -- принято решение «О приостановлении действия некоторых решений Совета народных депутатов ЗАТО Углегорск», касающееся приостановления до 31 декабря 2025 года исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда ЗАТО Углегорск в целях их дальнейшего предоставления по договорам социального найма отдельным категориям граждан.
Данные обстоятельства признаются и не оспариваются сторонами.
Исходя из этого, в данный момент времени оснований для исключения занимаемого Д. жилого помещения из служебного и предоставления по договору социального найма не имеется.
При этом судом установлено, что Д. являлась собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: Амурская область, --
Таким образом, суд полагает доказанным, что Д. добровольно продала, принадлежащее на право собственности жилое помещение и земельный участок. В очереди на получение жилья, в том числе по договору социального найма, истец не стоит. Доказательств обратного суду не представлено. Правовых оснований для заключения с ней договора социального найма по адресу: Амурская область, ЗАТО Циолковский, --, в настоящее время не установлено. Документов, предусмотренных законодательством, в том числе подтверждающих малоимущность и нуждаемость в жилом помещении не представила.
Проанализировав все установленные в ходе судебного заседания обстоятельства, суд считает необходимым в удовлетворении искового заявления Д. к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области о признании постановления незаконным, решения в части отнесения жилого помещения к служебному жилому помещению незаконным, признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, обязании заключить договор социального найма, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Д. к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области о признании постановления незаконным, решения в части отнесения жилого помещения к служебному жилому помещению незаконным, признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, обязании заключить договор социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме принято 01 июля 2017 года в субботу.
Судья Свободненского
городского суда О.
2-722/2017
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ
Именем Российской Федерации
26 июня 2017 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи О.
при секретаре судебного заседания Н.,
с участием истца Д., представителей ответчика - администрации ЗАТО Циолковский Амурской области К., действующей на основании доверенности ---юк от --, С., действующей на основании доверенности ---юк от --,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д. к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области о признании постановления незаконным, решения в части отнесения жилого помещения к служебному жилому помещению незаконным, признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, обязании заключить договор социального найма,
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Д. к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области о признании постановления незаконным, решения в части отнесения жилого помещения к служебному жилому помещению незаконным, признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, обязании заключить договор социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение будет принято в окончательной форме 01 июля 2017 года в субботу, стороны могут получить и ознакомиться с решением в понедельник 03 июля 2017 года.
Судья Свободненского
городского суда О.