Дело 2-320/2012 г.
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2012 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лушкиной Н.В.,
при секретаре Митяевой Е.Л.,
с участием ст. помощника Канского межрайонного прокурора Роговой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах Мартыновой Екатерины Григорьевны к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ в лице Канского филиала № 5 Государственного учреждения – Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ о возложении обязанности по выдаче направления на получение технических средств реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Мартыновой Е.Г. к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ в лице Канского филиала № 5 Государственного учреждения – Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ об обязании выдать Мартыновой Е.Г. направление на получение подгузников в количестве 60 изделий в месяц, пеленок в количестве 30 изделий в месяц, противопролежневого матраса в количестве одного изделия мотивируя свои требования тем, что Мартынова Е.Г. является инвалидом и согласно индивидуальной программы реабилитации ей необходимы технические средства медицинской реабилитации, в том числе подгузники в количестве 60 изделий в месяц, пеленки в количестве 30 изделий в месяц, противопролежневый матраса. Однако ответчиком не выдано направление на их получение. Прокурор просит суд признать бездействие ответчика незаконными и обязать ответчика выдать истцу направление на получение технических средств реабилитации.
В судебном заседании ст. помощник Канского межрайонного прокурора Рогова А.В. поддержала требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ по доверенности Юдина К.В. исковые требования прокурора не признала, так как полагает, что не обеспечение техническими средствами инвалида произошло из-за недостаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации Министерством финансов РФ и администрацией Красноярского края.
Суд, заслушав прокурора, представителя ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ, исследовав письменные материалы дела, считает, что иск прокурора является обоснованным, его необходимо удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст. 10, ст. 11.1 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета; перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством РФ.
В соответствии с Правилами обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации…», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240 финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Согласно ст. 2 ФЗ РФ от 24.11.1995 года № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участий в жизни общества.
Согласно ст. 10, 11.1 данного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой указанных средств, является расходным обязательством Российской Федерации,
Согласно п.п. 11, 24, 26 «Правил признания лица инвалидом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года № 95, в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь и медицинских документов, подтверждающих нарушения здоровья. Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Постановлением Правительства РФ № 240 от 07.04.2008 года «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими, изделиями» утверждены Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, согласно которым в исполнительный орган ФСС РФ по месту жительства инвалида подается заявление. Уполномоченный орган: рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
В соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года № 2347-р, подгузники, пеленки и противопролежневый матрас относятся к техническим средствам реабилитации, обеспечение которыми возложено на фонд социального страхования. Обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления, соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» установлено, что в указанный период времени Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг. П. 7 Положения о Фонде Социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101, установлено, что средства Фонда образуются в том числе и за счет ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций), а также в других установленных законом случаях.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель утверждает сметы доходов и расходов, определяет лимиты бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
В соответствии с п. 6 ст. 158 БК РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет, в соответствии с настоящим Кодексом.
Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования является Фонд социального страхования РФ.
В суде представителем ответчика не отрицалось, что истец Мартынова Е.Г. является инвалидом, она поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации согласно ее заявления, которые не были выделены в установленном количестве, ей не были выданы направления на получение вышеназванных технических средств, что подтверждается кроме изложенного следующими доказательствами:
- заявлением Мартыновой Е.Г. (Л.д.6,7)
- актом сдачи-приемки товара получателем от 28.03.2011 года (л.д.7)
- индивидуальной программой реабилитации инвалида (л.д.8)
- справкой об инвалидности (л.д.9)
- копией паспорта Мартыновой Е.Г. (л.д.10)
Таким образом, поскольку получение инвалидами технических средств реабилитации, согласно требований законодательства, возможно только по специальным направлениям, обязанность по выдаче которых лежит на ответчике - фонде социального страхования, то таким образом, невыдача направлений инвалиду в данном случае противоречит требованиям закона, действия ответчика по невыдаче таких направлений являются незаконными.
Обязанность выдать направление инвалиду, поставленному на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, возложена на исполнительный орган Фонда социального страхования РФ. При этом Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» и вышеуказанные Правила не предусматривают в качестве основания освобождения от обязанности выдать инвалидам направления на получение технических средств реабилитации, недостаточное финансирование расходов на их приобретение. Поэтому доводы о недостаточном финансировании расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации не могут быть приняты во внимание судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать бездействия Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 5 (Канский) ГУ Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ по невыдаче Мартыновой Екатерине Григорьевне направления на получение технических средств реабилитации незаконными.
Обязать Государственное учреждение - Красноярского регионального отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 5 (Канский) ГУ Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ выдать Мартыновой Екатерине Григорьевне направление на получение подгузников в количестве 60 изделий в месяц, пеленок в количестве 30 изделий в месяц, противопролежневого матраса в количестве одного изделия согласно индивидуальной программы реабилитации
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента вынесения.
Судья Лушкина Н.В.