Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1308/2013 ~ М-856/2013 от 27.03.2013

Дело № 2-1305/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2013 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего: судьи Мох Е.М.,

при секретаре: Трубицыной Ю.М.,

с участием ст. помощника Минусинского межрайонного прокурора Оловниковой Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими пунктов Устава <данные изъяты> сельсовета <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, поданным в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими пунктов Устава <данные изъяты> сельсовета <адрес>, требование мотивировал тем, что Решением <данные изъяты> сельского Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав <данные изъяты> сельсовета.

Последние изменения и дополнения в Устав <данные изъяты> сельсовета внесены ДД.ММ.ГГГГ решением , которые зарегистрированы Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> и опубликованы в газете «<данные изъяты>».

В соответствии со статьей 43 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Аналогичная норма закона закреплена в статье 1 Устава <данные изъяты> сельсовета.

Основным федеральным законом, который устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее №131-Ф3) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым акт субъектов Российской Федерации.

Так, несмотря на требования ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей, что собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста; конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста, (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ), в пункте 3 ст. 48 Устава сельсовета определено, что собрание граждан по вопросам организации осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста; конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Пунктом 1 ст. 69 Устава предусмотрено, что Устав, а также вносимые в него изменения и дополнения вступают в силу в день, следующий за днем официального опубликования, осуществляемого при наличии государственной регистрации, в течение 30 дней за исключением положений, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки. Названный пункт противоречит требованиям ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку закон предусматривает, что глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Федеральным законом № 271-ФЗ от 25.12.2012 г. внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому пункт 5 части 1 статьи 14.1 признан утратившим силу.

Вопреки требованиям Федерального закона № 271-ФЗ от 25.12.2012 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Устав Новотроицкого сельсовета содержит п. 4 ч. 1 ст. 8, которая предусматривает, что органы местного самоуправления имеют право осуществления финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года. Данный вопрос исключен из предмета ведения поселения указанным выше федеральным законом.

Наличие незаконных правовых норм в Уставе <данные изъяты> сельсовета
<адрес> нарушает права неопределенного круга лиц, по осуществлению местного самоуправления, может привести к принятию неправомочных решений на собраниях и конференциях граждан, а также к необоснованному расходованию бюджетных средств.

На основании изложенного, просит признать п. 4 ст. 8, п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 69 Устава <данные изъяты> сельсовета <адрес> недействующими со дня вступления в законную силу нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым оспариваемый нормативный правовой акт вошел в противоречие.

В судебном заседании прокурор Оловникова Г.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив аналогично изложенному в описательной части решения.

Представитель заинтересованного лица администрации <данные изъяты> сельсовета Гнусарев И.В., действующий на основании Решения избирательной комиссии муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования признал, суду пояснил, что работа по внесению изменений в Устав <данные изъяты> сельсовета проводится, однако это займет значительный период времени.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает требования Минусинского межрайонного прокурора поданные в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Решением <данные изъяты> сельского Совета депутатов -рс от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав <данные изъяты> сельсовета.

Последние изменения и дополнения в Устав <данные изъяты> сельсовета внесены ДД.ММ.ГГГГ решением -рс.

В соответствии с п.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно п. 17 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ установлено: если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Новотроицкий сельский Совет депутатов был полномочен на принятие решений об утверждении Устава <данные изъяты> сельсовета и о внесении в него дополнений и изменений.

Оспариваемый Устав <данные изъяты> сельсовета является нормативным правовым актом, регулирующим организацию и осуществление местного самоуправления на территории Новотроицкого сельсовета в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Вместе с тем, содержание оспариваемого Устава: п. 4 ст. 8, п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 69 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пункт 4 статьи 8 предусматривает осуществление финансирования и софинансирование капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года.

В пункте 4 ст. 48 Устава сельсовета определено, что собрание граждан по вопросам организации осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста; конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Пункт 1 ст. 69 Устава - Устав, а также вносимые в него изменения и дополнения вступают в силу в день, следующий за днем официального опубликования, осуществляемого в течение 30 календарных дней, при наличии государственной регистрации, за исключением положений, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки.

Вышеприведённые пункты Устава противоречат нормам Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакциях Федерального Закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ,от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, закона, где статьей 27 ФЗ № 131-ФЗ предусмотрено, что собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста; часть 8 статьи 44 ФЗ № 131-ФЗ гласит Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Таким образом, органы местного самоуправления были обязаны внести изменения в Устав <данные изъяты> сельсовета в соответствии с действующей редакцией Федерального Закона № 131-ФЗ о 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

В силу положений ч.2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Принимая во внимание, что у суда нет сведений о том реализовывались ли права граждан на основании оспариваемых пунктов данного акта суд считает необходимым оспариваемый нормативный правовой акт признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части п. 4 ст. 8, п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 69 Устава <данные изъяты> сельсовета, со дня вступления решения суда в законную силу

В соответствии с ч.3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

С учетом изложенного сообщение о принятом решении суда по вступлении в законную силу подлежит опубликованию в газете «<данные изъяты>».

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Минусинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 4 ст. 8, п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 69 Устава <данные изъяты> сельсовета.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

По вступлении решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете «<данные изъяты>».

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение изготовлено в окончательной форме 28 мая 2013 года.

2-1308/2013 ~ М-856/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Минусинский межрайоннный прокурор
Другие
Новотроицкого сельский совет депутатов
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
!Мох Елена Михайловна
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
27.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2013Передача материалов судье
01.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2013Подготовка дела (собеседование)
23.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2013Судебное заседание
28.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее