63RS0№-96
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
21 марта 2023 г. г.о.Самара
Волжский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Серовой С.Н.,
при секретаре Головинской М.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело №а-854/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Гончаровой Ю. В. о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Гончаровой о взыскании обязательных платежей указав, что административный ответчик являлся плательщиком налогов, в связи с наличием объектов налогообложения. В установленный законом срок должник не исполнил обязанность по уплате начисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налогов, которые в установленный срок должник не исполнил, в связи с чем налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и сборам. ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен по заявлению должника.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд взыскать с Гончаровой Ю.В. задолженность в сумме 4 381,80 руб., в том числе:
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог за ДД.ММ.ГГГГ – 16,18руб., налог за ДД.ММ.ГГГГ – 246руб., налог за ДД.ММ.ГГГГ – 483руб., налог за ДД.ММ.ГГГГ. – 537руб., налог за ДД.ММ.ГГГГ – 590 руб., налог за ДД.ММ.ГГГГ. – 649руб., пени за ДД.ММ.ГГГГ. – 4,68руб., пени за ДД.ММ.ГГГГ. – 70,48руб., пени за ДД.ММ.ГГГГ – 9,80руб., пени за ДД.ММ.ГГГГ – 8,89руб., пени за ДД.ММ.ГГГГ – 2,57руб.;
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог за ДД.ММ.ГГГГ – 697руб.;
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: пени за ДД.ММ.ГГГГ. – 20,50руб., пени за ДД.ММ.ГГГГ – 3,26руб.;
- транспортный налог с физических лиц: пеня за ДД.ММ.ГГГГ в размере 6,67 руб.;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за ДД.ММ.ГГГГ. – 427руб., налог за ДД.ММ.ГГГГ. – 427руб., пеня за ДД.ММ.ГГГГ. – 6,27руб., пеня за ДД.ММ.ГГГГ. – 0,91руб., пеня за ДД.ММ.ГГГГ – 175,59руб..
Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в административном иске содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Гончарова Ю.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, возражений не представила.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4-6 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 п.1 ст.359 НК РФ), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 - как единица транспортного средства.
В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Ставки налога установлены статьей 2 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 года N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области".
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
На основании п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога на землю предусмотрен главой 31 Налогового Кодекса РФ и Законом Самарской области 94-ГД от 11.03.2005г. «О земле».
Согласно ст.ст. 399, 400, 409 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.
На основании ст. 393, 405 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
На основании ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Судом установлено, что Гончарова Ю.В. ИНН: № являлась плательщиком налогов в рассматриваемых налоговых периодах в связи с наличием объектов налогообложения.
Из материалов дела следует, что Гончаровой Ю.В. в период ДД.ММ.ГГГГ. на праве собственности принадлежали следующие объекты недвижимости:
- здание (жилое) КН № по адресу: <адрес> (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.);
- жилое помещение, КН №, по адресу: <адрес> (право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ., прекращено ДД.ММ.ГГГГ.);
- земельный участок КН № по адресу: <адрес> (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ
- жилое помещение, КН №, по адресу: <адрес>7 (<данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности, право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.);
Кроме того, согласно сведениям Управления МВД России по <адрес>, в собственности Гончаровой Ю.В. находилось транспортное средство <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, г.н. №.
За указанное имущество налоговым органом был рассчитан и начислен к уплате налог, а затем в адрес Гончаровой Ю.В. направлены налоговые уведомления:
- № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 5 948 руб., в том числе: транспортный налог – 2 803руб., земельный налог – 427руб., налог на имущество – 2 718руб.
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 5 701 руб., в том числе: транспортный налог – 2 803руб., земельный налог – 427руб., налог на имущество – 2 471руб.;
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ. на общую сумму 6 112 руб., в том числе: транспортный налог – 2 803руб., земельный налог – 427руб., налог на имущество – 2 882руб.;
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ. (включая перерасчет за 2014 и 2015г.г.) на общую сумму 8 159 руб., в том числе: транспортный налог – 5374руб., земельный налог – 427руб., налог на имущество – 2 358руб.;
- № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ. на общую сумму 3 109,84 руб., в том числе: транспортный налог – 1596 руб., земельный налог – 427руб., налог на имущество – 1086,84руб.;
В установленный срок налоги оплачены не были, в связи с чем, административным истцом в адрес Гончаровой Ю.В. направлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями):
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. об уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ. в общей сумме недоимки 491 руб., пеня в общей сумме 7,19 руб., со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ. в общей сумме недоимки 537 руб., пеня в общей сумме 9,80 руб., со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
- № по состоянию ДД.ММ.ГГГГ. об уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме недоимки 1823 руб., пеня в общей сумме 26,77 руб., со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. об уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме недоимки 590 руб., пеня в общей сумме 8,89 руб., со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. об уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ. в общей сумме недоимки 1963 руб., пеня в общей сумме 4,17 руб., со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме недоимки 649 руб., пеня в общей сумме 2,57руб., со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
№ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. об уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме недоимки 3 500руб., пеня – 10,91руб., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. об уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ. в общей сумме недоимки 254,18 руб., пеня в общей сумме 262,92 руб., со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. По данному требованию пени за ДД.ММ.ГГГГ в размере 175,59руб. по земельному налогу были начислены на недоимку 427руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по дату выставления требования, пени за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 4,14руб. по налогу на имущество были начислены на сумму недоимки 8,18руб. (по требованию №), пени 0,54руб. начислены на недоимку 8 00руб. (по требованию №руб.), пени за ДД.ММ.ГГГГ в размере 70,48руб. начислены на недоимку 246руб. (по требованию № 17016).
Гончарова Ю.В. в установленный в требованиях срок, уплата недоимки и пеней в полном объеме произведена не была, в связи с чем административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Волжского судебного района <адрес> был вынесен судебный приказ № о взыскании с Гончаровой Ю.В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> недоимки по налогам и пени за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 9231,27 руб..
Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный судебный приказ был отменен в связи с возражениями должника.
Проверяя соблюдение сроков, установленных законом для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, а также с обращением с административным исковым заявлением, суд приходит к следующему выводу.
На основании ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Как указано выше, срок исполнения самого раннего требования № от ДД.ММ.ГГГГ. установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, анализируя положения ст. 363, 397, 45, 48 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, следует констатировать, что транспортный и земельный налоги подлежат уплате налогоплательщиками не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, не произвольно, а в соответствии с установленным порядком, то есть на основании налогового уведомления, неисполнение которого влечет направление требования об уплате налога, а истечение срока исполнения последнего возлагает обязанность на налоговый орган обратиться в суд.
Именно истечение данного срока является началом для исчисления общей суммы налога, пеней, штрафов и определяет день, когда их общая сумма превысила 3000 рублей.
Из материалов дела следует, что сумма задолженности административного ответчика по налогам с физических лиц превысила 3 000 рублей после выставления административному ответчику требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Срок исполнения данного требования истек ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, предельным сроком для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности за ДД.ММ.ГГГГ. является ДД.ММ.ГГГГ.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском срока, установленного статьей 48 НК РФ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налоговый орган, обратившись к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с налогоплательщика спорного налога.
То обстоятельство, что настоящий административный иск подан в суд в пределах шести месяцев после отмены судебного приказа, не является основанием для вывода о соблюдении налоговым органом порядка и сроков принудительного взыскания и не свидетельствует о восстановлении пропущенного процессуального срока.
В силу абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.
Поскольку ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению административного истца в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, налоговым органом не представлено, суд приходит к выводу, что основанием для пропуска срока подачи заявления в суд послужило бездействие налогового органа по принятию мер для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в установленный законом срок.
Принимая во внимание, что заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Гончаровой Ю.В. задолженности по уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ поступило мировому судье за пределами шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 48 НК РФ, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока административный истец не обращался, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований в указанной части.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ (вступил в силу 23 декабря 2020 года) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в абзаце четвертом пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации цифры "3000" были заменены цифрами "10000" (пункт 9 статья 1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования (пункт 1).
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ изменения в части увеличения размера недоимки с 3 000 руб. до 10 000 руб., предоставляющей налоговому органу право на обращение в суд, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Названный закон опубликован 26 ноября 2020 года.
Срок исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ установлен до ДД.ММ.ГГГГ, по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ., по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ., по требованию д№ 17016 от ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ Общая сумма недоимки и пени по указанным требованиям составила 6 646,75руб., что менее 10 000руб..
Таким образом, учитывая, что по требованию№ от ДД.ММ.ГГГГ размер недоимки составил менее 10 000руб., данная недоимка могла быть заявлена лишь совместно с другими требованиями, превышающими минимально установленную законом сумму для обращения в суд или в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней.
Как указано выше, право налогового органа на обращение в суд закон связывает с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате недоимки.
Поскольку на момент введения названных выше изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации установленный законом трехмесячный срок направления требования с момента выявления недоимки налогу за 2019 года по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ., по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ., по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ не истек, а также не наступил установленный налоговым органом срок исполнения данного требования, налоговый орган обоснованно руководствовался положениями пунктов 1 и 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ. Следовательно, сумма недоимки по данным требованиям могла быть заявлена в суд лишь когда общая сумма превысила 10 000 руб.
Таким образом, учитывая введенные изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации указанные выше, суд приходит к выводу, что поскольку сумма по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ не превысила 10 000 руб., то соответственно оснований для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, а в дальнейшем и с административным исковым заявлением в суд у налогового органа не имелось. В связи с чем, суд полагает, что данные требования надлежит оставить без рассмотрения.
При этом суд полагает необходимым разъяснить административному истцу, что последний не лишен права в дальнейшем обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа, а затем в случае его отмены с административным исковым заявлением в суд по задолженности, указанной в требованиях № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ. № от ДД.ММ.ГГГГ., при условии соблюдения положений, закрепленных в статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции применимой к спорным правоотношениям.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Гончаровой Ю. В. о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей за ДД.ММ.ГГГГ (по требованиям №, №, №, №) – отказать.
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Гончаровой Ю. В. о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей по требованиям №, №, №, № – оставить без рассмотрения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.Н. Серова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.