РЕШЕНИЕ
с. Аргаяш 31 января 2022 года
Судья Аргаяшского районного суда Челябинской области Кочеткова Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шайбаковой Р.Ф.,
с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, Муллахметова Ш.Р. – Дмитрина В.Б.,
должностного лица – старшего инспектора ДПС ОДПС ГИБДД ОМВД России по Аргаяшскому району Ахмеджанова В.Г.,
рассмотрев совместную жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности, и защитника на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Аргаяшскому району Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Муллахметова Ш.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением должностного лица – начальника ОГИБДД ОМВД России по Аргаяшскому району Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ Муллахметов Ш.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, лицо, привлекаемое к административной ответственности, и его защитник обратились в суд с совместной жалобой, в которой просят постановление должностного лица отменить как незаконное, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В судебном заседании защитник Дмитрин В.Б. жалобу поддержал в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Статьей 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении.
Согласно пункту 14.1 Правил дорожного движения утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее – Правила дорожного движения), водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Основанием для привлечения Муллахметова Ш.Р. к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили приведенные в обжалуемом постановлении выводы о том, что он ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по адресу: <адрес>, управляя транспортным средством <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № в нарушение требований пункта 14.1 Правил дорожного движения не уступил дорогу пешеходу, пользующимся преимуществом в движении.
Однако выводы должностного лица о доказанности совершения Муллахметовым Ш.Р. административного правонарушения являются незаконными ввиду следующего.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Из представленных суду материалов дела следует, что какие-либо доказательства, фиксирующие сам факт нарушения, помимо протокола об административном правонарушении, в котором Муллахметов Ш.Р. указал, что «в момент пересечения пешеходного перехода на переходе пешеходов не было», отсутствуют.
Должностное лицо, имевшее объективную возможность обеспечения по делу доказательств, подтверждающих совершение правонарушения, в том числе в виде фото(видео) фиксации или свидетельских показаний лица, являющегося пешеходом, которому не уступил дорогу водитель, никаких мер для этого не предприняло.
Протокол об административном правонарушении не является безусловным подтверждением наличия в действиях привлекаемого к ответственности лица вмененного ему административного правонарушения.
Рапорт сотрудника полиции к материалам дела не приложен. Данные пешехода, которому водитель не уступил дорогу, протокол об административном правонарушении не содержит. Объяснение пешехода также к материалам дела не приложено.
То есть, каких-либо доказательств, объективно подтверждающих обстоятельства, на основании которых административным органом было вынесено оспариваемое постановление, в материалах дела не имеется.
Таким образом, представленными в дело доказательствами безусловно не подтверждается вывод должностного лица об имевшем ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по адресу: <адрес> факте того, что Муллахметов Ш.Р. при управлении транспортным средством <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, не предоставил преимущество пешеходу.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования статей 24.1 м 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу постановления.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 данного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Аргаяшскому району Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Муллахметова Ш.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении в отношении названного лица подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Аргаяшскому району Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Муллахметова Ш.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т. В. Кочеткова