Производство№ 2-453/2021
УИД 28RS0004-01-2020-006724-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2021 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Гоковой И.В.,
при секретаре Тихоновой В.В.
с участием представителей истца – Поляковой Г.В., Зайцевой Е.А., представителей ответчика – Гусевой Л.Н., Ларичевой И.О., третьего лица – Опрокидневой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления ЖКХ г. Благовещенска к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» о возложении обязанности организовать проведение капитального ремонта многоквартирного дома,
установил:
Управление ЖКХ г. Благовещенска обратилось в суд с исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что постановлением администрации г. Благовещенска от 14.03.2012 года № 1190 объекту, используемому в качестве общежития, расположенному по адресу: ***, присвоен статус многоквартирного дома. Доля муниципального жилого фонда в указанном жилом доме составляет 672,2 кв.м.
В целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера в указанном многоквартирном доме, комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска принято решение от 02.10.2017 года № 11 без включения в Краткосрочный план реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах», выполнить мероприятия по устранению аварийной ситуации (капитальный ремонт фасада многоквартирного дома) в объеме для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
В связи с тем, что в установленный срок собственниками помещений в многоквартирном доме предложение НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» о проведении капитального ремонта фасада принято не было на основании ч. 6 ст. 189 ЖК РФ данное предложение принято органом местного самоуправления (постановление администрации г. Благовещенска от 14.11.2017 года № 4060).Между НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» и ООО «Гидростройпроект» заключен договор от 07.12.2018 года на выполнение строительно-монтажных работ.
В связи с участившимися обращениями граждан, проживающих по адресу: *** по вопросу бездействия НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» в организации и проведении ремонта фасада, органом муниципального жилищного контроля управления ЖКХ г. Благовещенска совместно с представителями прокуратуры г. Благовещенска и управляющей организации 24.06.2019 года и 31.10.2019 года проведены выездные проверки состояния общего имущества и придомовой территории многоквартирного дома № ***.
По результатам проверок, во избежание возникновения чрезвычайной ситуации в указанном многоквартирном доме, управлением ЖКХ администрации г. Благовещенска в течение 2019 и 2020 годов, неоднократно рекомендовано НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» обеспечить восстановление разрушенных элементов здания, полноту и качество выполнения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Дополнительно 10.10.2019 года, 19.06.2020 года Управлением ЖКХ администрации г. Благовещенска направлены обращения в адрес министерства ЖКХ Амурской области, осуществляющего контроль за деятельностью Фонда, об оказании содействия в организации проведения капитального ремонта жилого дома.
Государственной жилищной инспекцией Амурской области на основании обращения управления ЖКХ г. Благовещенска по фактам невыполнения капитального ремонта дома по адресу: *** и в целях исключения угрозы жизни и здоровью граждан, проведена проверка, согласованная с прокуратурой Амурской области 17.06.2020 года, в отношении НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области», в ходе которой выявлены признаки нарушений п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». При размещении технической документации Фонду заранее было известно, что выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества указанного МКД, невозможно в связи со следующим. Между НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» и подрядной организацией ООО «Востокинвестпроект» 14.11.2017 года заключен договор на предмет разработки проектно-сметной документации, которая была разработана, проведена государственная экспертиза достоверности сметной стоимости. По результатам проведенного обследования многоквартирного дома проектной организацией ООО «Востокинвестпроект» в адрес Фонда выдано техническое заключение о состоянии многоквартирного дома, из которого следует, что общее состояние многоквартирного дома в соответствии с ГОСТ 31937- 2011 «Здания и сооружения. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» оценивается как ограниченно-работоспособное (с возможным внезапным обрушением), в местах потери несущей способности и разрушения из-за исчерпания циклов морозостойкости кирпича как аварийное. В соответствии с проектной документацией, Том 2 «Техническое обследование», шифр объекта № 112017- 001/ЛСД в разделе 4 «Описание технического состояния конструкций здания», установлено следующее: «Необходимо проведение работ по перекладке отдельных участков наружных стен и элементов фундамента, перекладка внутренних несущих стен подвала, на которые опираются плиты перекрытий (что является реконструкцией). Проведение данных работ возможно только при полном отселении жильцов дома».
Несмотря на данное заключение между НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» и ООО «Гидростройпроект» заключен договор от 07.12.2018 года № РТС228А 180287 (Д) на оказание услуг и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома. Акт открытия работ по договору подписан 11.02.2019 года.
В ходе проверки также установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Амурской области по делу А04-7406/2019 от 25.12.2019 года уведомление за № ФКР-03/5229 от 08.08.2019 года о расторжении договора № РТС228А180287 (Д) от 07.12.2018 года на оказание услуг и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***, заключенного между Фондом и ООО «Гидростройпроект», признано действительным.
Инспекцией по результатам проверки сделан вывод о бездействии Фонда в не проведении капремонта общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома, поскольку частичное проведение капитального ремонта было выполнено. По состоянию на 06.08.2019 года были выполнены следующее работы: в подъездах заменены окна; с торцевых частей здания разобраны ограждающие конструкции входов в подвальные помещения; с южной стороны здания частично разобрана кирпичная кладка облицовочного слоя наружной стены; существующая прижимная стенка с восточной стороны здания отведена от конструкций стены, что фактически привело к разрушению целостности конструктивных элементов фасадной части здания. Фактически работы по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома № *** были начаты, целостность конструктивных элементов фасадной части здания была нарушена, требовалось незамедлительное продолжение работ. Кроме того, Фондом расходованы денежные средства собственников, при этом начатые работы не окончены и действий, направленных на продолжение проведения капитального ремонта не следует.
Постановлением Правительства Амурской области от 09.08.2013 года № 349 на территории Амурской области создан НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области», основной целью деятельности которого является создание благоприятных и безопасных условий проживания граждан посредством обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Амурской области, а также реализацию иных мероприятий в сфере ЖКХ Амурской области.
Неисполнение Фондом обязанности по проведению капитального ремонта фасада в рамках реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014-2043 годах» ведет к последующему разрушению и обрушению кладки кирпича в многоквартирном доме по ул. ***, что представляет непосредственную угрозу для жизни и здоровья граждан. При таких обстоятельствах организовать работы по проведению капитального ремонта многоквартирного дома необходимо незамедлительно.
На основании изложенного, просит суд обязать НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» организовать проведение капитального ремонта многоквартирного дома (ремонт и утепление фасада), расположенного по адресу: ***, а именно привлечь для выполнения работ по капитальному ремонту подрядную организацию, заключить договор подряда в срок до 01.09.2020 года.
В заявлении, поступившем в суд 21.09.2020 года, представитель Управления ЖКХ г. Благовещенска в соответствии со ст. 212 ГПК РФ просит привести решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании представители истца поддержали исковое заявление по изложенным в нем доводам и настаивали на его удовлетворении. Помимо прочего пояснили, что в настоящий период времени работы по капитальному ремонту фасада в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: *** не проводятся в соответствии с принятым решением. При этом, при начале работ, были проведены работы подрядной организацией по открытию фундамента. Открытие части фундамента влечет за собой ухудшение состояния общего имущества многоквартирного жилого дома.
Представители ответчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» исковые требования не признали. В обоснование возражений указали, что проведение капитального ремонта в многоквартирном жилом доме невозможно, поскольку дом нуждается в реконструкции, и находится в аварийном состоянии, о чем свидетельствует техническое заключение ООО «Востокинвестпроект», акт составленный представителем НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области», а также заключение судебной строительной технической экспертизы. Начиная с 2017 года НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» извещал органы власти о том, что многоквартирный дом имеет признаки аварийности, отселение граждан из многоквартирного дома не было организовано. Фонд неоднократно указывал на состояние дома, в том числе в письмах, адресованных начальнику Управления ЖКХ г. Благовещенска от 05.03.2020 года, 20.04.2020 года, 16.06.2020 года. Из указанной переписки следует, что ответчик не бездействовал, исполнял свои обязательства надлежащим образом. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебное заседание не явились прокурор г. Благовещенска, представители третьих лиц администрации г. Благовещенска, ООО «Востокинвестпроект», ООО «СМУ-25», Государственной жилищной инспекции Амурской области, собственники помещений многоквартирного жилого дома. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. О причинах неявки не сообщили. Доказательств уважительности причин неявки не представили. Представитель администрации г. Благовещенска просит суд рассмотреть дело без своего участия. Руководствуясь ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель третьего лица администрации г. Благовещенска в отзыве на иск поддерживает заявленные Управлением ЖКХ г. Благовещенска исковые требования, просит их удовлетворить. Указывает, что неисполнение ответчиком обязанности по проведению капитального ремонта фасада в рамках реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014-2043 годах» ведет к разрушению и обрушению кладки кирпича в многоквартирном доме, что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровья граждан. Из представленных документов следует, что ответчик отказывается от исполнения своих обязательств. Таким образом, решение вопроса о проведении капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: *** во внесудебном порядке не представляется возможным.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, ст. 178 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Законом Амурской области от 26 апреля 2013 года N 182-ОЗ «Об управлении и распоряжении собственностью Амурской области», Законом Амурской области от 8 июля 2013 года N 200-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домахв Амурской области» на основании Постановления от 09.08.2013 года N 349 Правительством Амурской области принято решение о создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» в организационно-правовой форме фонда, определив основной целью деятельности Фонда создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан посредством обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Амурской области, а также реализацию иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
В силу положений ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда. Деятельность регионального оператора, осуществляющего, в том числе, функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ЖК РФ, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Согласно ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
4.1) обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;
5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
6) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта;
7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;
8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос;
10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований настоящего Кодекса, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений;
12) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 6 ст. 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В ходе судебного разбирательства установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: *** включен в краткосрочный план реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014-2043 годах», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2014 года № 26 на 2019 год со сроком исполнения до декабря 2021 года.
Судом также установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что со стороны жильцов многоквартирного жилого дома по адресу: *** имели место неоднократные жалобы на неудовлетворительное техническое состояние многоквартирного дома.
В целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера в указанном многоквартирном доме, комиссией муниципального образования г. Благовещенска по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме рассмотрено п. 8 и п. 9 решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска от 02.10.2017 года № 11 и принято решение провести капитальный ремонт в МКДпо адресу: *** по виду работ «утепление и ремонт фасада» в объеме, необходимом для ликвидации чрезвычайной ситуации в 2017 году без включения в краткосрочный план (протокол № 25 от 05.10.2017 года.
В связи с тем, что в установленный срок собственниками помещений в многоквартирном доме предложение НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» о проведении капитального ремонта фасада МКД принято не было, на основании ч. 6 ст. 189 ЖК РФ данное предложение принято органом местного самоуправления.
14.11.2017 года между НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» и ООО «Востокинвестпроект» был заключен договор № 112017-001/ПСД на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***.
По условиям п. 1.1. подрядчик принимает на себя обязательства по поручению заказчика в установленный договором срок выполнить работы по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта фасада многоквартирного дома в полном объеме и в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1), а также с условиями настоящего договора.
Проектно-сметная документация капитального ремонта объекта выполнена ООО «Востокинвестпроект» согласно договору. Проектно-сметной документацией предусмотрено восстановление разрушенных участков кирпичной кладки несущих ограждающих конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: *** посредством их частичного демонтажа с последующей заменой.
На основании результатов электронного аукциона № РТС228А180287 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (протокол от 23.11.), 07.12.2018 года между НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» (заказчик) и ООО «Гидростройпроект» (подрядчик) заключен договор № РТС228А180287(Д) на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***.
По настоящему договору подрядчик принял на себя обязательство своими силами и средствами за свой счет, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить комплекс работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, в соответствии со сметной документацией, включая выполнение строительно-монтажных работ на объекте, поставку материалов, изделий, конструкций, оборудования, своевременное устранение недостатков, сдачу объекта по акту сдачи-приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, выполнение обязательств в течение гарантийного срока, выполнение иных неразрывно связанных с объектом работ. Заказчик принимает надлежащим образом выполненные подрядчиком работы и оплачивает их в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором.
11.02.2019 года подрядчик принял объект для выполнения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу:, *** на основании акта открытия работ на объекте. С указанной даты подрядчик должен был приступить к выполнению работ и выполнить их согласно графику в течение 120 календарных дней. Сроком окончания работ по договору является 11.06.2019 года.
Из материалов дела следует, что подрядной организацией были выполнены работы по замене окон в подъездах, демонтажу ограждающих конструкции входов в подвальные помещения, демонтированы аварийные приямки слуховых окон и входов в подвал, произведен частичный демонтаж аварийной кладки облицовочного слоя наружной стены.
Неоднократно в письмах, адресованных начальнику Управления ЖКХ г. Благовещенска (№ ФКР-08/1167 от 05.03.2020 года, № ФКР-08/1876 от 20.04.2020 года, № ФКР-08/2766 от 16.06.2020 года), НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» со ссылкой на проектно-сметную документацию ООО «Востокинвестпроект» указывал на ограниченно-работоспособное состояние (отдельные участки стен оцениваются как аварийное состояние) строительных конструкций здания, приведшее к снижению несущей способности, с опасностью внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания. Мероприятия, нацеленные доля обеспечения безопасного пребывания граждан в данном многоквартирном доме, предусматривают необходимость проведения работ по усилению и перекладки отдельных участков стен, что является реконструкцией и не может быть обеспечено силами Фонда. Выполнение мероприятий требует полного отселения граждан, проживающих в данном доме.
Как следует из пояснений представителей ответчика, работы на объекте подрядной организацией были приостановлены с 18.04.2019 года в связи с непринятием органом местного самоуправления мер по расселению собственников помещений многоквартирного дома.
08.08.2019 года НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» было принято решение об одностороннем расторжении договора № РТС228А180257(Д) от 07.12.2018 года, заключенного с ООО «Гидростройпроект».
Решением Арбитражного суда Амурской области от 25.12.2019 по делу № А04-7406/2019 в удовлетворении исковых требований ООО «Гидростройпроект» к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения договора отказано.
В связи с участившимися обращениями граждан, проживающих по адресу: *** по вопросу бездействия НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» в организации и проведении ремонта фасада, администрацией г. Благовещенска 16.09.2019 года и 03.10.2019 года проведены рабочие совещания с представителями Фонда и ООО УК «КВАРТАЛ 28», осуществляющей управление указанным домом, в ходе которых заинтересованными сторонами определены мероприятия, направленные на незамедлительное устранение нарушений жилищных прав собственников и нанимателей, проживающих в указанном доме.
По результатам организованных органом муниципального жилищного контроля управления ЖКХ города Благовещенска, совместно с представителями прокуратуры г.Благовещенска и управляющей организации, выездных проверок во избежание возникновения чрезвычайной ситуации в указанном многоквартирном доме, администрацией г. Благовещенска рекомендовано Фонду обеспечить восстановление в кратчайшие сроки разрушенных элементов здания (приямков и входов в подвальные помещения), придомовой территории в первоначальное (до проведения капитального ремонта) состояние и проведение капитального ремонта фасада (письма № 12-10/5744 от 24.09.2019 года, № 12-10/6453 от 18.10.2019 года).
24.10.2019 года в целях исключения негативной последствий после демонтажных работ, выполненных ООО «Гидростройпроект» и необходимостью безаварийного прохождения отопительного сезона 2019-2020 годов между НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» (заказчик) и ОАО «СМУ-25» (подрядчик) был заключен договор подряда № б/н.
В соответствии с данным договором подрядчик принял на себя обязательства по поручению заказчика своими силами, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить работы на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***.
В рамках договора ОАО «СМУ-25» выполнило работы по обратной засыпке приямков и входов в подвал, устройству деревянных щитов в окна подвала, обустройству входа в подвал с торца дома.
13.10.2020 года между НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» (заказчик) и ИП Романенко С.М. (подрядчик) был заключен договор подряда б/н, в рамках которого подрядчик выполнил работы по устройству грунтовой отмостки с уклоном от здания для отвода дождевой воды; устройство временного усиления в месте разрушения наружной стены с утеплением аварийного участка; частичный ремонт цоколя с последующей окраской защитным покрытием КОРУНД.
Как следует из искового заявления и объяснений представителей истца в судебном заседании, действий, направленных на продолжение проведения капитального ремонта фасада здания со стороны ответчика в настоящее время не производится, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.
Вследствие чего истец просит обязать ответчика организовать проведение капитального многоквартирного дома (ремонт и утепление фасада) путем привлечения для выполнения работ по капитальному ремонту подрядной организации.
Возражения стороны ответчика сводятся к тому, что по результатам проведенного обследования фасада многоквартирного жилого дома с целью определения технического состояния ограждающих конструкций здания (наружных стен), выявления степени их эксплуатационной пригодности и определения объемов ремонтно-восстановительных работ при капитальном ремонте установлено, что наружные стены дома находятся в ограниченно-работоспособном состоянии. Проведение капитального ремонта МКД нецелесообразно и невозможно ввиду необходимости перекладки отдельных участков наружных несущих стен и элементов фундамента, поврежденных плит перекрытия и фундаментных блоков, которые находятся в аварийном состоянии. Данные виды работ, затрагивающие несущие конструкции здания, относятся к реконструкции, их выполнение в сферу ответственности НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» не входит, следовательно, не может быть вменено ему в обязанность.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (ч. 1 ст. 55 ГПК РФ).
Из положений ст. 57 ГПК РФ следует, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 настоящего Кодекса, а также положений ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, лицо, нереализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Как следует из представленных стороной ответчика доказательств, рабочей группой в составе представителя заказчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» и представителя проектной организации ООО «Востокинвестпроект» было проведено обследование фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: *** и составлен акт технического обследования фасада МКД от 19.12.2017 года.
Согласно данному акту при визуальном осмотре были выявлены дефекты: разрушение кладки цоколя из керамического кирпича (аварийное состояние); разрушение кладки 1-го этажа из силикатного кирпича (аварийное состояние); разрушение кладки наружного слоя подоконной части; разрушение кладки наружного слоя подоконной части, выгиб слоя наружу (аварийное состояние); разрушение бетона перемычки, оголенная арматура; некачественная заделка стыка оконного переплета с перемычкой;деревянный оконный переплет, не соответствуют теплотехническим нормам (в лестничных клетках и помещениях по торцам – оси 1 и 12); некачественная кладка верхнего тычкового ряда подоконной части (пустошовка, выпадение кирпича); следы грибка в кладке от замокания; провал грунта под отмосткой, разрушение отмостки, контруклон; разрушение кирпича от замокания и промораживания; многопустотная железобетонная плита лоджии защемлена в продольном торце (аварийное состояние);нарушена целостность водосточной системы: трещины в водосточных трубах, отсутствие промежуточных звеньев, отсутствие нижних звеньев; отсутствие отметов, расположение отметов выше нормируемого размера; разрушение кладки стен входов в подвал; промораживание бетонных стен подвала; закладка участков наружных стен подвала из керамического и силикатного кирпича; коррозирование оконных металлических обойм в подвале; отсутствие наружных откосов оконных проемов;отслоение штукатурного слоя цоколя; не установлены причины увлажнения стен подвала, возможно – отсутствие гидроизоляции между фундаментом и блоками, отсутствие вертикальной гидроизоляции стен снаружи и внутри помещений, соприкасающихся с грунтом; не установлены причины увлажнения пола подвала, возможно – поступление вод из систем водоснабжения и канализации, поступление подземных вод или верховодки в пределы подвала, поступление атмосферных вод через разрушенную отмостку; отсутствие продухов в подвале (отсутствие вентиляции), что приводит к переувлажнению стен подвала, их промерзанию в зимний период; недостаточная марка кирпича наружных стен, стен подвала по морозостойкости, что приводит к расслоению и разрушению слоя несущих стен при замокании летом и промораживанию в зимний период.
В проектной документации ООО «Востокинвестпроект», Том 2 «Техническое обследование. Архитектурно-строительные решения», Шифр объекта: 112017-001/ПСД в разделе 4 «Описание технического состояния элементов ограждающих конструкций (наружных стен)» указано, что техническое состояние многоквартирного дома, расположенного по адресу: *** оценивается как ограничено-работоспособное (с угрозой обрушения кирпичной кладки стен), кроме несущих стен подвала с разрушенной кладкой кирпича, цоколя и низа 1-го этажа по оси 12 в осях В-А, по оси Г в осях 12-11 и по оси 1 в осях A-В и частично подоконных частей 5-го этажа (отслоение лицевого слоя кладки и выгиб слоя наружу), которое оценивается как аварийное.
Необходимо проведение работ по перекладке отдельных участков наружных несущих стен и элементов фундамента, перекладка внутренних несущих стен подвала, на которые опираются плиты перекрытий (что является реконструкцией). Проведение данных работ возможно только при полном отселении жильцов дома.
Согласно заключению главного инженера проекта, на основании проведенного обследования наружных и внутренних несущих стен жилого дома в связи с обнаруженными дефектами несущих конструкций, общее состояние многоквартирного дома в целом оценивается как ограниченно-работоспособное, в местах потери несущей способности и разрушения из-за исчерпания циклов морозостойкости кирпича как аварийное. Необходимо срочное проведение работ по восстановлению несущих ограждающих конструкций с целью приведения их в работоспособное состояние.
В целях всестороннего и объективного рассмотрения дела судом в соответствии со ст. 79 ГПК РФ на основании соответствующего ходатайства стороны ответчика по делу назначена судебная строительная техническая экспертиза, производство которой поручено ООО «Амурский областной союз экспертов».
Согласно экспертному заключению ООО «Амурский областной союз экспертов» №21-0321 от 12.05.2021 года в ходе экспертизы многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: *** выявлены следующие дефекты строительных конструкций: фундамент здания – сборный, из железобетонных блоков, в шести фундаментных блоках, находящихся в подвале, имеются вертикальные трещины (с величиной раскрытия до 5 мм), следы замокания (проявляются следами высохшей влаги в виде пятен коричневого цвета), биологическое поражение (грибок и плесень). При визуальном исследовании экспертом выявлены дефекты, свидетельствующие о частичной потере несущей способности фундамента. Состояние фундамента в целом – ограниченно-работоспособное, частично в подвале здания – в аварийном состоянии.
Плиты перекрытия подвала имеют разрушения защитного слоя и оголенную арматуру с различной степенью поражения коррозией.
Перегородки в подвале выполнены частично из силикатного кирпича, что является недопустимым.
Стены подвала переувлажнены, что приводит к их промерзанию в зимний период.
Наружные стены - разрушение кладки первого этажа из силикатного кирпича на глубину до 280 мм при толщине стены 640 мм, разрушение кирпичной кладки наружного слоя подоконной части из силикатного кирпича с выпадением кирпичей, частичное отсутствие отливов и откосов в оконных проемах. Отсутствие элементов водосточной системы приводит к подмоканию кладки силикатного кирпича, что также привело к снижению несущей способности стен. Обнаружены следы биологического поражения (грибок). Несущие наружные стены с внутренней стороны здания в помещениях кухоньимеют следы биологического поражения (плесень и грибок), вздутие и отслоение отделочного слоя. Перемычки над окнами опираются на наружный лицевой слой кирпичной кладки, выполненной без перевязки с внутренней кладкой и при проведении рабом по замене поврежденного лицевого слоя кирпича, возможно внезапное обрушения перемычек. Внутри здания, оконные перемычки в помещениях кухонь находятся в аварийномсостоянии, имеют следы биологического поражения (грибок и плесень). Техническое состояние наружных стен - ограниченно работоспособное, местами - аварийное.
Необходимо проведение работ по перекладке отдельных участков наружных несущих стен (площадью 26 кв.м, толщиной до 280 мм) и усиление элементов фундамента, частичной перекладке внутренних несущих стен подвала, на которые опираются плиты перекрытия подвала (площадью 12 кв.м). Данные виды работ являются реконструкцией.
Межэтажные плиты перекрытия в помещениях душевых и санузлов, имеют разрушения защитного слоя, следы биологического поражения (плесень и грибок), оголенную арматуру с коррозийным поражением металла, что существенно снижает их несущую способность и может привести к внезапному обрушению
Межэтажные плиты перекрытия не подлежат восстановлению, в связи сразрушением и утратой несущей способности рабочей арматуры, в связи с чем,необходим их демонтаж, и разработка проектного решения по устройству новых перекрытий в помещениях душевых и санузлов.Данные виды работ являются реконструкцией. Техническое состояние межэтажных плит перекрытия в помещениях душевых и санузлов – аварийное.
Согласно выводам экспертного заключения общее строительно-техническое состояние многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ***ограниченно работоспособное. Ряд несущих строительных конструкций имеют разрушения, которые, при дальнейшей эксплуатации могут привести к аварийному состоянию всего здания.
В несущих строительных конструкциях указанного многоквартирного дома (фундамент, несущие конструкции ограждения, наружные стены, перекрытия, фасад) имеются многочисленные дефекты и повреждения, отдельные элементы находятся в аварийном состоянии.
Проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: ***, с учетом выявленных дефектов, нецелесообразно, до приведения несущих строительных конструкций здания в работоспособное состояние.
Без проведения реконструкции многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ***, а именно: перекладке отдельных участков наружных несущих стен и элементов фундамента, поврежденных плит перекрытия и фундаментных блоков, проведение капитального ремонта невозможно. Необходимо полное отселение всех жильцов дома.
Проведение капитального ремонта многоквартирного дома (ремонт и утепление фасада), без проведения реконструкции данного многоквартирного жилого дома (восстановление несущих ограждающих конструкций, фундаментов, плит перекрытия подвала, межэтажных плит перекрытия), с целью приведения их в работоспособное состояние – нецелесообразно.
В соответствии со ст. 55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 67, ч. 2 ст. 187 ГПК РФ, п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении» никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Заключение эксперта исследуется в судебном заседании, оценивается судом наряду с другими доказательствами.
Заключение судебной строительной технической экспертизы, выполненной ООО «Амурский областной союз экспертов», в полной мере отвечает требованиям относимости и допустимости доказательств. Экспертиза проведена в соответствии со статьей 79 ГПК РФ на основании определения суда, заключение эксперта полностью соответствует требованиям статьи 86 ГПК РФ, статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Дано в письменной форме, содержит подробное описание проведенного исследования, анализ имеющихся данных, проектной документации на объект капитального строительства, результаты исследования, конкретные ответы на поставленные судом вопросы. Эксперт, проводивший исследование, имеет необходимую квалификацию, высшее образование и значительных стаж работы по специальности (19 лет), предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 УК РФ.
Суд находит содержание данного заключения полным, последовательным и подробным, в нем даны обоснованные ответы по разрешаемым вопросам. Заключение эксперта не допускает неоднозначного толкования, является последовательным. Оснований не доверять выводам экспертизы не имеется.
Доказательств, отвечающих признакам допустимости и относимости того, что экспертиза проведена с нарушением установленного законом порядка, сторонами суду не представлено. Оснований не доверять данному заключению у суда не имеется.
Экспертное заключение ООО «Амурский областной союз экспертов» №21-0321 от 12.05.2021 года принимается судом как одно из письменных доказательств в рамках рассматриваемого спора в соответствии с положениями ст.55 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела, Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» создана в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 09.08.2013 года N 349 «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» для выполнения функций регионального оператора, предусмотренных ЖК РФ, иными нормативными актами РФ, законами Амурской области, Уставом некоммерческой организации.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные данным Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Положениями ст. 182 ЖК РФ установлено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (ч. 1).
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие, в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами (п. 3 ч. 2); контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации (п. 4 ч. 2); нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (п. 11 ч. 2).
Таким образом, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Амурской области.
Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Статьей 2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
От капитального ремонта характером проводимых работ отличается реконструкция объектов капитального строительства.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Исходя из выводов заключения судебной строительной технической экспертизы №21-0321 от 12.05.2021 года, техническое состояние наружных стен многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: *** ограниченно-работоспособное, местами аварийное. Проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома в данном случае нецелесообразно до приведения несущих строительных конструкций здания в работоспособное состояние.
В этих целях первично необходимо выполнить работы по перекладке отдельных участков наружных стен (площадью 26 кв.м, толщиной 280 мм) и усиление элементов фундамента, частичной перекладке внутренних несущих стен подвала, на которые опираются плиты перекрытия (площадью 12 кв.м). Данные виды работ относятся к реконструкции, без проведения реконструкции проведение капитального ремонта фасада здания невозможно.
Суд полагает необходимым отметить, что, по смыслу положений ст. 86 ГПК РФ заключение судебной экспертизы является одним из важнейших видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования. При этом, нормы действующего законодательства не дают право суду самостоятельно разрешить вопросы, требующие специальных познаний в определенной области науки.
Оценивая представленные доказательства, с учетом положений ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что устранение аварийной ситуации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: *** в рамках капитального ремонта до проведения реконструкции невозможно.
Произвести работы по капитальному ремонту фасада здания возможно только после приведения несущих строительных конструкций здания в работоспособное состояние, что ввиду угрозы обрушения является первичным.
Однако, как установлено в судебном заседании, и это подтверждается уставом НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области», положениями жилищного законодательства ответчик не компетентен производить реконструкцию здания. В свою очередь капитальный ремонт без реконструкции здания, как указано выше, - не возможен.
Доводы стороны истца, о том, что именно от действий ответчика многоквартирному дому необходима реконструкция, ввиду чего именно на ответчика должна быть возложена данная обязанность, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку касаются иного предмета спора между двумя хозяйствующими субъектами, на которые в силу законодательства возложена обязанность по созданию комфортных и безопасных условий проживания граждан.
Суд также отмечает, что возложения обязанности по выполнению работ по капитальному ремонту фасада здания многоквартирного дома по существу не разрешит вопрос необходимости реконструкция здания в части укрепления его фундамента, а также частичной замене плит перекрытия а, приведет к неопределённости разрешения вопроса по предоставлению возможности собственникам и пользователям многоквартирного дома комфортного и безопасного проживания.
При таком обстоятельствах, суд не усматривает предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика обязанности организовать проведение капитального ремонта многоквартирного дома, *** ввиду нецелесообразности такого ремонта и невозможности его проведения до выполнении реконструкции дома.
Удовлетворение требований о возложении обязанности организовать проведение капитального ремонта спорного жилого дома допустимо лишь тогда, когда сохраняется возможность реального исполнения такого решения, в противном случае избранный способ защиты не будет направлен к защите нарушенного права.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Управлению ЖКХ г. Благовещенска к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» о возложении обязанности организовать проведение капитального ремонта многоквартирного дома – отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд, через Благовещенский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Гокова И.В.
Решение в окончательной форме составлено 28.06.2021 года