Дело 12-268/2021
УИД № 13MS0015-01-2021-002365-89
РЕШЕНИЕ
25 ноября 2021 года г. Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Парамонов С. П.,
при секретаре судебного заседания Рогудяевой О. Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника исполняющего обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанова А. В. – Вахтеровой Ю. П. на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия – мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 13 сентября 2021 года в отношении исполняющего обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанова А. В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия – мировым судьей судебного участка № 4 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 13 сентября 2021 года исполняющий обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия, защитник исполняющего обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанова А.В. – Вахтерова Ю.П. просит постановление от 08 сентября 2021 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагает, что исполняющим обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибановым А.В. были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение требований предписания Государственной инспекции труда в Республике Мордовия. В адрес Министерства финансов Республики Мордовия, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, неоднократно направлялись запросы о внесении изменений в сводную бюджетную роспись Министерства на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. До принятия решения руководителем финансового органа изменение сводной бюджетной росписи Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия невозможно. Фактическое ее изменение санкционировано финансовым органом только 27 мая 2021 года. В этой связи, по мнению заявителя, отсутствовала объективная возможность обеспечить исполнение предписания Государственной инспекции труда в Республике Мордовия в установленный срок, что свидетельствует об отсутствии вины в совершении административного правонарушения.
В судебном заседании исполняющий обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанов А.В., его защитник Вахтерова Ю.П. доводы, изложенные в жалобе, поддержали, просили постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия –мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 13 сентября 2021 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Допрошенная в качестве свидетеля начальник отдела Министерства финансов Республики Мордовия ФИО1 подтвердила то обстоятельство, что Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия в адрес Министерства финансов Республики Мордовия направлялись запросы о внесении изменений в сводную бюджетную роспись на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, а также запросы с просьбой обеспечить выделение лимитов на погашение задолженности по заработной плате перед работниками ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» за счет средств республиканского бюджета. Также пояснила, что без санкционирования финансовым органом изменений сводной бюджетной росписи Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия не могло распоряжаться денежными средствами. Так же она пояснила, что поступившее в Минфин Республики Мордовия письмо Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 12.05.2021 года №1234-РМ/19 было рассмотрено, но уже в новом порядке, который начал действовать с 12.05.2021 года, согласно которому срок принятия решения по вопросам изменения бюджетной росписи стал составлять пятнадцать рабочих дней, а не пять как ранее. Именно по этому обращению и было впоследствии принято решение о внесении изменений в бюджетную роспись. Аналогичное письмо от 27.05.2021 года №1377-РМ/19 самостоятельно не рассматривалось, но было приобщено к письму от 12.05.2021 года.
В судебном заседании потерпевший ФИО3 просил постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия – мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия просил оставить без изменения, жалобу защитника исполняющего обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанова А.В. – Вахтеровой Ю.П. – без удовлетворения.
В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Мордовия ФИО2 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежаще.
Проверив доводы жалобы, выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, его защитника, потерпевшего, допросив свидетеля, исследовав представленные доказательства и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Из материалов дела следует, что 06 апреля 2021 года Государственной инспекцией труда в Республике Мордовия по результатам проверки соблюдения требований трудового законодательства в адрес исполняющего обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанова А.В. вынесено предписание № 13/7-235-21-ОБ/12-1586-И/44-7, согласно которому надлежит совершить следующее: в соответствии с частью 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации выплатить ФИО3 заработную плату за период с сентября 2020 года по март 2021 года в размере 321806 рублей; на основании части 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации начислить и выплатить ФИО3 компенсацию за дни задержки заработной платы за период с сентября 2020 года по март 2021 года.
На основании ходатайства исполняющего обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия срок исполнения указанного предписания продлен до 21 мая 2021 года.
В связи с неисполнением требований, изложенных в предписании Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 06 апреля 2021 года № 13/7-235-21-ОБ/12-1586-И/44-7, в отношении исполняющего обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанова А.В. 27 июля 2021 года старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Мордовия ФИО2 составлен протокол № 17/7-235-21-ОБ/12-3489-И/44-203 об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия – мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 13 сентября 2021 года исполняющий обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Вынося обжалуемое постановление, мировой судья указал, что исполняющий обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанов А.В. имел объективную возможность исполнить предписание должностного лица в установленный срок. Предложения об источниках финансирования путем перераспределения лимитов, доведенных до главного распорядителя бюджетных средств, по направлениям расходов, направлялись Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия 12 мая 2021 года и 27 мая 2021 года. Однако, исполняющий обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанов А.В. надлежащим образом не выполнил законное предписание должностного лица федерального органа государственной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, что, по мнению мирового судьи, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 КоАП РФ.
Полагаю, что с выводами мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Часть 23 статьи 19.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня выплаты заработной платы.
Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Республики Мордовия от 10 мая 2017 года № 271 «Об установлении подведомственности получателей средств республиканского бюджета Республики Мордовия главным распорядителям средств республиканского бюджета Республики Мордовия и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Мордовия от 22 октября 2021 года № 388» ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» является получателем средств республиканского бюджета Республики Мордовия, подведомственным Министерству экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия.
В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия осуществляет в отношении ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» функции главного распорядителя средств республиканского бюджета Республики Мордовия в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных и доведенных Министерством финансов Республики Мордовия.
15 апреля 2021 года Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия в адрес Министерства финансов Республики Мордовия направлен запрос о выделении дополнительных лимитов на погашение задолженности перед председателем ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» ФИО3 в сумме 363744 руб. 99 коп., который оставлен без ответа.
В этой связи, Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Государственной инспекции труда в Республике Мордовия направлено ходатайство о продлении срока исполнения предписания от 06 апреля 2021 года до 21 мая 2021 года, которое Государственной инспекцией труда в Республике Мордовия удовлетворено.
23 апреля 2021 года в адрес Министерства финансов Республики Мордовия вновь направлен запрос об определении источника финансирования путем перераспределения лимитов, доведенных до главного распорядителя бюджетных средств, по направлениям расходов.
Из письма Министерства финансов Республики Мордовия № 1771-РМ/18 от 30 апреля 2021 года следует, что решение о выделении дополнительных лимитов на погашение задолженности на содержание ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» на сессии Государственного Собрания Республики Мордовия 29 апреля текущего года принято не было.
12 мая 2021 года Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия в адрес Министерства финансов Республики Мордовия направлен запрос № 1234-РМ/19 о необходимости внести изменения в сводную бюджетную роспись Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов в соответствии с проектом изменений сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Мордовия и лимитов бюджетных обязательств от 12 мая 2021 года.
В связи с неполучением ответа на указанный запрос, Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия 27 мая 2021 года был направлен повторный аналогичный запрос в Министерство финансов Республики Мордовия.
При этом, судья учитывает, что иные источники финансирования для обеспечения деятельности подведомственного учреждения у Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия отсутствуют.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в случаях, предусмотренных указанным пунктом, могут быть внесены в соответствии с решением руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом).
Таким образом, до принятия решения руководителем финансового органа изменение сводной бюджетной росписи Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия невозможно.
Приведенное позволяет сделать следующий вывод.
Направляя запрос 12 мая 2021 года № 1234-РМ/19, Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия в адрес Министерства финансов Республики Мордовия обоснованно рассчитывало на получение ответа на этот запрос в срок не позднее пяти рабочих дней (действующий на момент подготовки данного запроса), что позволяло исполнить предписание в установленный срок.
В этой связи, ходатайство о продлении срока исполнения предписания было преждевременным.
Судья принимает во внимание то обстоятельство, что Приказом Министерства финансов Республики Мордовия от 11 мая 2021 года № 83 внесены изменения в пункт 17 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Мордовия и бюджетных росписей главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Мордовия (главных администраторов источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Мордовия), утвержденного Приказом Министра финансов Республики Мордовия от 15 декабря 2020 года № 201.
Указанным выше Приказом изменен срок рассмотрения и принятия решения об утверждении изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств или об отложении предложения о внесении изменений с пяти рабочих дней до пятнадцати рабочих дней со дня регистрации предложения о внесении изменений.
Таким образом, по независящим от воли исполняющего обязанности руководителя Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанова А.В., срок рассмотрения ходатайства об изменении бюджетной росписи был увеличен до пятнадцати рабочих дней, после чего данное ходатайство было удовлетворено.
Изменение сводной бюджетной росписи Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия санкционировано финансовым органом только 27 мая 2021 года, что подтверждается справкой № 844 от 27 мая 2021 года.
Расходным расписанием № 44677760 только 04 июня 2021 года Министерству экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия было разрешено довести запрошенные объемы финансирования до учреждения.
На основании изложенного, прихожу к выводу о том, что исполняющим обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибановым А.В. предприняты все возможные меры для исполнения предписания Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 06 апреля 2021 года. Объективная возможность исполнения указанного предписания в установленный срок до 21 мая 2021 года отсутствовала, поскольку отсутствовало решение об утверждении изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств. Действия данного лица однозначно свидетельствуют о том, что им предпринимались конкретные меры по надлежащему исполнению предписания.
В части 1 статьи 2.4 КоАП РФ указано, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Наличие вины применительно к вменяемому административному правонарушению не презюмируется, а подлежит доказыванию.
Привлекая к административной ответственности, административный орган не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины.
Вина является необходимым условием административной ответственности. Не может быть административной ответственности без установления вины.
Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, при рассмотрении настоящего дела мировым судьей надлежащим образом не исследовался вопрос о вине исполняющего обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанова А.В. в совершении административного правонарушения.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что по данному делу вина исполняющего обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанова А.В. в совершении вмененного ему административного правонарушения не является доказанной в установленном законом порядке.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление мирового судьи не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу защитника исполняющего обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанова А. В. – Вахтеровой Ю. П. постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия – мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 13 сентября 2021 года в отношении исполняющего обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанова А. В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия – мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 13 сентября 2021 года в отношении исполняющего обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанова А. В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья С.П. Парамонов