Дело № 5-92/2021
Резолютивная часть постановления оглашена 16 февраля 2021 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 февраля 2021 г. город Магадан
Судья Магаданского городского суда Магаданской области Ефремов О.Б., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Нестеренко Натальи Анатольевны, <данные изъяты>
в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу Нестеренко Н.А., которой разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, 51 Конституции РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Протоколом об административном правонарушении от 16 декабря 2020 г. Нестеренко Н.А. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.
16 декабря 2020 г. в 17 час. 36 мин. Нестеренко Н.А. находясь по адресу: г. Магадан, ул. Дзержинского, д. 2, ТЦ «Премиум», бутик «3В» магазин одежды, нарушила общественный порядок, выразившийся в осуществлении действий создающих угрозу безопасности жизни, находилась без лицевой маски для защиты дыхательных путей или иных их заменяющих средств индивидуальной защиты дыхательных путей, чем не выполнила Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, в период действия повышенной готовности, введенного Указом Губернатора Магаданской области от 02.04.2020 № 57-у (ред. от 26.11.2020 № 209-у), изданного на основании Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Постановлением Правительства Магаданской области от 07.10.2020 № 671-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Магаданской области от 19.06.2020 № 458-пп «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Магаданской области», утверждены меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Магаданской области и режим повышенной готовности действует до 31 октября 2020 г. включительно. Подпунктом 2 п. 1 указанного Постановления гражданам предписано обеспечить использование лицевых масок или иных средств индивидуальной защиты дыхательных путей.
Указанные действия Нестеренко Н.А. квалифицированы должностным лицом административного органа по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Нестеренко Н.А. в судебном заседании вину не признала, возражала против привлечения к административной ответственности.
Заслушав пояснения Нестеренко Н.А., исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно положений ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Эти данные, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности, несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Исходя из смысла статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанием для привлечения лица к административной ответственности является наличие его вины в совершении противоправного деяния, обязанность доказать которую возложена на орган, правомочный рассматривать дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно указанному положению закона, обязанность по доказыванию вины возложена на должностное лицо, рассматривающее дело.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 16 декабря 2020 г., Нестеренко Н.А. вменяется невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности, а именно: нахождение в общественном месте, по адресу: г. Магадан, ул. Дзержинского, д. 2, ТЦ «Премиум», бутик «3В» магазин одежды, без лицевой маски для защиты дыхательных путей или иных их заменяющих средств индивидуальной защиты дыхательных путей, то есть невыполнение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, в период действия повышенной готовности, введенного Указом Губернатора Магаданской области от 02.04.2020 № 57-у (в ред. от 26.11.2020 № 209-у), изданного на основании Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В качестве нормативного обоснования допущенного нарушения, должностным лицом административного органа указано, что Постановлением Правительства Магаданской области от 07.10.2020 № 671-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Магаданской области от 19.06.2020 № 458-пп «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Магаданской области», утверждены меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Магаданской области и режим повышенной готовности действует до 31 октября 2020 г. включительно. Пунктом 2 п. 1 указанного Постановления гражданам предписано обеспечить использование лицевых масок или иных средств индивидуальной защиты дыхательных путей.
Положением ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Диспозиция названной статьи является бланкетной, следовательно, ответственность образуют деяния, нарушающие конкретные правила поведения при введении режима повышенной готовности. Бланкетный характер диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ обязывает должностное лицо административного органа указывать конкретные нормы права, устанавливающие указанные требования, которые нарушены, а также раскрывать их содержание применительно к противоправным действиям или бездействию виновного лица при описании события правонарушения.Правоотношения, связанные с введением режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации урегулированы:
- Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
- Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- Указом президента РФ от 02 апреля 2020 года № 239 о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с положением п. 2 которого высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе, направленных на установление особого порядка передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств.
Во исполнение Указа президента РФ от 02 апреля 2020 года № 239 губернатором Магаданской области издан Указ от 2 апреля 2020 г. № 57-у «О введении режима повышенной готовности на территории Магаданской области».
- Постановлением правительства РФ № 417 от 02 апреля 2020 года «Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации»,
- Постановлением Правительства Магаданской области от 19 июня 2020 г. № 458-пп «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Магаданской области» утверждены меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Магаданской области.
Правила поведения и требования к осуществлению деятельности в условиях угрозы распространения на территории Магаданской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) конкретизированы в приложении № 1 к указанному постановлению.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Магаданской области от 19 июня 2020 г. № 458-пп «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Магаданской области» (в редакции от 13.11.2020) гражданам, находящимся на территории Магаданской области предписано обеспечить использование лицевых масок для защиты дыхательных путей (медицинских одноразовых масок, ватно-марлевых масок, масок многоразового использования, респираторов или иных их заменяющих средств индивидуальной защиты дыхательных путей) в общественном транспорте, в местах приобретения товаров, работ, услуг, в зданиях (помещениях) организаций, в иных общественных местах, используемых гражданами для передвижения, работы, учебы, отдыха, проведения массовых мероприятий, где невозможно соблюдение социального дистанцирования.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении помимо иных предусмотренных сведений указывается событие административного правонарушения.
Под событием административного правонарушения понимаются конкретные действия (или бездействие), носящие противоправный характер, за совершение которых КоАП РФ установлена административная ответственность. Описание события административного правонарушения представляет собой описание существа правонарушения, которое помимо указания на то, когда и где совершено противоправное деяние, должно содержать обязательное указание на то, каким образом было совершено соответствующее противоправное деяние – действие или бездействие, а применительно к правонарушениям, противоправность которых определяется бланкетной нормой, описание события административного правонарушения должно включать указание на конкретную норму права, положения которой нарушены. Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации.
По смыслу закона протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Исходя из смысла и содержания указанной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе, с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, неправильное описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов дела, приведенные требования, предъявляемые к описанию события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении, должностным лицом государственного органа не были выполнены, при этом судья исходит из следующего.
Протоколом об административном правонарушении Нестеренко Н.А. вменяется нарушение пункта 2 п. 1 Постановления Правительства Магаданской области от 07.10.2020 № 671-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Магаданской области от 19.06.2020 № 458-пп «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Магаданской области».
Однако, положения указанного постановления (№ 671-пп от 07.10.2020) не являются императивными нормами и не имеют прямого действия, так как в соответствии с п. 1 указанного Постановления им вносятся изменения в постановление Правительства Магаданской области от 19 июня 2020 г. № 458-пп.
Вопреки утверждению должностного лица административного органа, положения, обязывающие граждан обеспечить использование лицевых масок для защиты дыхательных путей содержатся в п.п. 2 п. 1 Приложения № 1 к постановлению Правительства Магаданской области от 19 июня 2020 г. № 458-пп.
На основании изложенного судья приходит к выводу, что обвинение, сформулированное в протоколе об административном правонарушении не соответствует как требованиям КоАП РФ предъявляемым к протоколу об административном правонарушении, так и диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В соответствии с положением ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного судья приходит к выводу, что в действиях (бездействии) Нестеренко Н.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Нестеренко Натальи Анатольевны прекратить, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ отложить составление мотивированного постановления на 19 февраля 2021 г.
Считать днем вынесения постановления, день изготовления постановления в полном объеме – 19 февраля 2021 г.
Судья О.Б. Ефремов