Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2010 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд
в составе:
председательствующего судьи Гельфенштейн С.Л.,
при секретаре Протченко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия о признании незаконными предписания и представления Территориального управления в Республике Карелия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора,
у с т а н о в и л:
Министерство здравоохранения и социального развития РК обратилось в суд с заявлением о признании предписания по устранению выявленных нарушений от 09 августа 2010г. № и представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 09 августа 2010г. №, вынесенных Территориальным управлением в Республике Карелия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, незаконными по следующим основаниям. Заявителем указано, что оспариваемые предписание и представление содержат указание на нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Заявителем также указано, что согласно приказу Министерства от 7 августа 2009 года за № 646 о предоставлении субсидии на приобретение жилья в собственность вдове участника Великой Отечественной войны Колешко Н.А., на момент обращения за субсидией состоявшей на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения с 28 декабря 1989 года, была предоставлена субсидия в сумме 1218600 рублей на приобретение 2/3 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В оспариваемом предписании сделан вывод об отсутствии улучшения жилищных условий Колешко Н.А. за счет предоставленной субсидии на том основании, что Колешко Н.А. приобретена в собственность доля в квартире, где она фактически проживала на момент приобретения доли в собственность и была зарегистрирована. Согласно приказу Минздравсоцразвития РК от 7 августа 2009 года за № 647 о предоставлении субсидии на приобретение жилья в собственность предоставлена субсидия на приобретение жилья в собственность Денисову А.А., состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 15 февраля 1996 года, в сумме 763400 рублей. Характер нарушения, указанного в адрес Министерства, аналогичен вышеуказанному, а именно, условия проживания Денисова А.А. после приобретения 1/3 доли в квартире, расположенной по адресу <адрес>, не были улучшены. Согласно приказу Минздравсоцразвития РК от 14 августа 2009 года за № 671 о предоставлении субсидии на приобретение жилья в собственность лицу, награжденному знаком «Житель блокадного Ленинграда» предоставлена субсидия Исаковой Э.И., состоящей на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения с 25 мая 1995 года, в сумме 763400 рублей. Характер нарушения указанного в адрес Министерства аналогичен вышеуказанному, а именно Исаковой Э.И. не были улучшены жилищные условия при приобретении 1/4 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно приказу Минздравсоцразвития РК от 24 июля 2009 года за № 620 о предоставлении субсидии на приобретение жилья в собственность участнику ВОВ предоставлена субсидия на приобретение жилья в собственность Буздалиной А.Г., состоящей на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 16 июля 1992 года, в сумме 763400 рублей. Характер нарушения, указанного в адрес Министерства, аналогичен вышеуказанному, а именно, приобретенная Буздалиной А.Г. 1/4 доля в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, не улучшила ее жилищные условия. Согласно приказу Минздравсоцразвития РК 18 ноября 2009 года за № 1060 о предоставлении субсидии на приобретение жилья в собственность инвалиду ВОВ Барбашовой О.А., состоящей на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения с 13 апреля 1995 года, была предоставлена субсидия на приобретение жилья в собственность в сумме 1218600 рублей. Характер нарушения, указанного в адрес Министерства, аналогичен вышеуказанному, Барбашовой О.А. не были улучшены жилищные условия при приобретении квартиры, расположенной по адресу <адрес>. Заявителем указано, что вопросы использования, распоряжения приобретенными гражданами-получателями субсидий жилых помещений не относятся к компетенции Министерства, а также не соотносятся с нормами законодательства о свободе договора. Предписание и представление не содержат фактов приобретения получателями мер социальной поддержки за счет субсидии объектов, не отнесенных к категории жилого помещения. Учитывая изложенное, ссылаясь на положения статей 38 и 289 Бюджетного кодекса РФ, положения ФЗ «О ветеранах», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статей 51 и 52 Жилищного кодекса РФ, заявитель просит суд признать незаконными предписание по устранению выявленных нарушений от 09 августа 2010 года № и представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 09 августа 2010 года №, вынесенных Территориальным управлением в Республике Карелия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
В судебном заседании представитель заявителя настаивала на заявленных требованиях, пояснив, что полагает, что граждане-получатели субсидий улучшили жилищные условия, приобрели в собственность жилую площадь, при этом оценка улучшения жилищных условий производится непосредственно гражданином. Полагает, что цель предоставления субсидии достигнута, граждане обеспечены жильем, сняты с очереди на улучшение жилищных условий. Отсутствуют доказательства того, что денежные средства были использованы не по целевому назначению. В Постановлении Правительства РК от 23 июня 2006 года № 81-П «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» были определены цели предоставления субсидии, в соответствие с пунктом 8 определен перечень необходимых к предоставлению для получения субсидии документов. При выделении субсидий указанным в заявлении гражданам были соблюдены требования федерального законодательства. Постановка на учет в качестве нуждающихся осуществляется ОМСУ. Было дано предписание об обеспечении ветеранов жилыми помещениями, не зависимо от их материального положения. Надзорный орган при проведении проверки руководствовался оценочным критерием, оценивал субъективно, подозревая в мнимости сделок, однако получателями денежных средств являются продавцы, сами граждане этих денег не получали.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против заявления Минздравсоцразвития РК, представив письменные возражения и пояснив, что в период с 09 апреля 2010 года по 04 июня 2010 года Управлением была проведена проверка использования средств, направленных в 2009 году на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», в части субвенций, выделенных для предоставления бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на 2002 – 2010 годы в Минздравсоцразвитии РК за 2009 год. Проверкой было установлено, что Минздравсоцразвития РК было допущено нецелевое использование средств, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, выделенные для предоставления бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на 2002 – 2010 годы, в сумме 4727400. рублей. Вынесенные и направленные в адрес заявителя предписание и представление полагают соответствующими действующим нормативным актам. Фактически улучшения жилищных условий граждан не произошло; граждане сняты с очереди нуждающихся граждан, но уровень комфорта проживания остался прежним, как они распоряжались определенной площадью, так и продолжает ей распоряжаться. Цель, для которой выделялись денежные средства, не достигнута.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены о времени слушания дела надлежащим образом.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Как усматривается из предписания по устранению выявленных нарушений от 09 августа 2010 года № и представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 09 августа 2010 года №, вынесенных Территориальным управлением в Республике Карелия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, состоявшим в очереди нуждающихся в предоставлении жилого помещения гражданам: вдове участника Великой Отечественной Войны Колешко Н.А., инвалиду Великой Отечественной Войны Денисову А.А., награжденной знаком «Жителю блокадного Ленинграда» Исаковой Э.И., участнику Великой Отечественной Войны Буздалиной А.Г., инвалиду Великой Отечественной Войны Барбашовой О.А. согласно Приказам Минздравсоцразвития РК № 646 от 07 августа 2009 года, № 647 от 07 августа 2009 года, № 671 от 14 августа 2009 года, № 620 от 24 июля 2009 года, № 1060 от 18 ноября 2009 года соответственно предоставлены субсидии на приобретение жилья в собственность.
Колешко Н.А. была предоставлена субсидия в сумме 1218600 рублей на приобретение 2/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, где она фактически проживала на момент приобретения доли в собственность и была зарегистрирована, средства субсидии были перечислены на счет продавца Колешко Е.В., приходящегося внуком Колешко Н.А.
Денисову А.А. была предоставлена субсидия на приобретение жилья в собственность в сумме 763400 рублей на приобретение 1/3 доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, квартира.18, где Денисов А.А. зарегистрирован проживающим и ранее, средства субсидии были перечислены на счет продавца – ФИО9, приходящейся Денисову А.А. внучкой.
Исаковой Э.И. была предоставлена субсидия в сумме 763400 рублей на приобретение 1/4 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, где Исакова Э.И. была зарегистрирована проживающей и ранее, средства субсидии были перечислены на счет продавца ФИО11
Буздалиной А.Г. была предоставлена субсидия в сумме 763400 рублей на приобретение1/4 доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, где Буздалина А.Г. была зарегистрирована проживающей и ранее, средства субсидии были перечислены на счет продавца ФИО13, приходящейся дочерью Буздалиной А.Г.
Барбашовой О.А. была предоставлена субсидия в сумме 1218600 рублей на приобретение однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, где Барбашова О.А. была зарегистрирована проживающей и ранее, средства субсидии были перечислены на счет продавца ФИО15, приходящегося ей внуком.
По мнению Территориального управления в Республике Карелия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Министерством здравоохранения и социального развития РК нарушены статьи 38 и 289 Бюджетного кодекса РФ, пункт 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 года за № 614, части 2 и3 статьи 6 Закона РК от 05 декабря 2008 года за № 1240-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2009 год», содержание нарушения – нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжения конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения.
В силу пункта 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 года № 614, субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития Российской Федерации.
Частями 2 и 3 статьи 6 Закона РК от 05 декабря 2008 года № 1240-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2009 год» утверждена ведомственная структура расходов бюджета Республики Карелия на 2009 год и распределение бюджетных ассигнований на 2009 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов.
Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена мера социальной поддержки в форме обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно статье 23.2 ФЗ «О ветеранах» и статье 28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению указанных мер социальной поддержки.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанной меры социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В Республике Карелия в целях исполнения статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» и статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определены форма и порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с указанными законами, утвержденные постановлением Правительства Республики Карелия от 23 июня 206 года за № 81-П.
Основанием для обеспечения жилым помещением, согласно норм ФЗ «О ветеранах», является нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства данных граждан.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» закреплена необходимость обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий указанных категорий граждан.
В силу пункта 6 Постановления Правительства РК от 23 июня. 2006 года № 81-П Минздравсоцразвития предоставляет гражданину субсидию на приобретение жилья в собственность на одну из следующих целей (в редакции Постановления Правительства РК от 08 декабря 2008 года за N 258-П): приобретение жилого помещения; строительство индивидуального жилого дома; приобретение жилого помещения при долевом участии в строительстве многоквартирного жилого дома; завершение ранее начатого строительства индивидуального жилого дома или помещения в многоквартирном жилом доме; погашение кредита (займа, ссуды) для строительства или приобретения жилья.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание, что все перечисленные в оспариваемых предписании и представлении граждане, были признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, на выделенные средства данными лицами было приобретено право собственности на долю жилого помещения (или на жилое помещение в целом), а денежные средства были перечислены на счета продавцов жилых помещений (долей), отсутствуют сведения о наличии возражений или отказов от лиц, которым была предоставлена субсидия, суд приходит к выводу, что Министерством здравоохранения и социального развития РК при предоставлении субсидий гражданам, нуждающимся в предоставлении жилого помещения, не были нарушены указанные в представлении и предписании нормативные правовые акты. Кроме того, законом не установлено каких-либо ограничений в части приобретаемого жилья или лиц, у которых оно приобретается.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что обозначенное выше предписание Территориального управления в Республике Карелия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по устранению выявленных нарушений от 09 августа 2010 года за №, вынесено Управлением без достаточных на то правовых оснований и подлежит отмене.
Вместе с тем, учитывая, что представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса носит превентивный характер, его взаимосвязь с предписанием, направленность на недопущение нарушения закона впредь в будущем, а также признание предписания недействительным, суд находит, что отсутствуют основания для признания представления недействительным и его отмены, поскольку никаких правовых последствий для заявителя оно не содержит.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия о признании незаконными предписания и представления Территориального управления в Республике Карелия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, удовлетворить частично.
Признать предписание Территориального управления в Республике Карелия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по устранению выявленных нарушений от 09 августа 2010 года за № недействительным и отменить.
В остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней через Петрозаводский городской суд.
Судья: С.Л.Гельфенштейн