РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2014 года город Ульяновск
Ульяновский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – заместителя председателя суда Мунтяну Р.А., при секретаре судебного заседания Ильиновой Ю.Г., с участием заявителя Попова Д.С., его представителя – Поповой Н.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, действующего на стороне ответчика - руководителя ФКУ “Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия”, Юрак О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Попова Д.С. об оспаривании решения начальника ФГКУ “Центральное региональное управление жилищного обеспечения” Министерства обороны Российской Федерации об отказе в выплате заявителю денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения,
УСТАНОВИЛ:
Попов Д.С. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просил:
Признать неправомерным требование начальника ФГКУ “Центральное региональное управление жилищного обеспечения” Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ “Центррегионжилье” МО РФ) о представлении им в адрес указанного должностного лица документов, не входящих в перечень, указанный в п. 63 приказа Министра обороны РФ № 166 от 28 февраля 2013 года;
Признать неправомерным решение начальника ФГКУ “Центррегионжилье” МО РФ от 13 февраля 2014 года об отказе в выплате ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, являющихся участниками накопительно-ипотечной системы (далее - дополнительных денежных средств);
Обязать начальника ФГКУ “Центррегионжилье” МО РФ устранить препятствия к осуществлению им и членами его семьи прав на жилище.
В судебном заседании заявитель Попов Д.С. поддержал свои требования в полном объеме. В их обоснование он и его представитель Попова Н.В. привели следующие доводы. Так, в январе 2014 года Поповым Д.С. через воинскую часть подан рапорт в ФГКУ “Центррегионжилье” МО РФ на получение дополнительных денежных средств. Решением начальника ФГКУ “Центррегионжилье” МО РФ от 13 февраля 2014 года ему отказано в данной выплате. По мнению Попова Д.С. и его представителя, в решении без законных на то оснований предложено предоставить в адрес названного должностного лица документы, не входящие в перечень, установленный п. 63 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации. В частности, к этим документам Попов Д.С. относит свидетельство о регистрации по месту жительства его несовершеннолетней дочери – П. и копию ордера, являющегося основанием для проживания в квартире по адресу: <адрес>, которую занимает его семья в настоящее время. По мнению Поповой Н.В., законодательством не предусмотрено и предоставление ответчику выписки из приказа об исключении заявителя из списков личного состава части. С учетом изложенного заявитель и его представитель, считают, что у начальника ФГКУ “Центррегионжилье” МО РФ не имелось оснований для принятия решения об отказе в выплате Попову Д.С. дополнительных денежных средств.
Заинтересованное лицо – начальник ФГКУ “Центррегионжилье” МО РФ, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного разбирательства, в суд не прибыла. Представитель указанного ответчика Бровин М.И. в возражениях на заявление Попова Д.С. отметил, что требования последнего не признает. По мнению Бровина М.И. решение начальника ФГКУ “Центррегионжилье” МО РФ об отказе заявителю в выплате дополнительных денежных средств является законным, поскольку Поповым Д.С. не представлена выписка из приказа об исключении его из списков личного состава части.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, действующего на стороне ответчика - руководителя ФКУ “Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия”, Юрак О.Н. полагала, что требования Попова Д.С. удовлетворению не подлежат. В обоснование своей позиции она привела доводы, аналогичные изложенным в возражениях представителя ответчика Бровина М.И.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, а также исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 15 ст.15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС), выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.п.3 п.1 ст. 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством:
1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений;
2) предоставления целевого жилищного займа;
3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник НИС в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В соответствии с п.2 Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее - Правил), утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. N 686, выплата дополнительных средств производится военнослужащим, участвовавшим в НИС, или членам их семей, указанным в части 2 статьи 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", т.е. в т.ч. военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет десять лет и более, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Из выписки из приказа командующего войсками Центрального военного округа № от 30 декабря 2013 года следует, что <данные изъяты> Попов Д.С., состоявший в должности <данные изъяты>, досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (на основании п.п. “а” п. 2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”). При этом общая продолжительность военной службы заявителя в календарном исчислении на момент увольнения, составила более 11 лет.
Согласно имеющемуся в деле уведомлению Попов Д.С. включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерства обороны Российской Федерации. Из договора № видно, что в 2012 году Поповым Д.С. с использованием целевого жилищного займа, предоставляемого участнику НИС приобретена в собственность квартира в <адрес>. Целевой жилищный заем предоставлен заявителю в размере <данные изъяты> рубля 95 копеек за счет накоплений, учтенных на его именном накопительном счете.
С учетом изложенного, очевидно, что Попов Д.С. после увольнения с военной службы имел право на получение дополнительных денежных средств.
В соответствии с п. 11 Правил порядок организации работы по выплате участникам НИС или членам их семей дополнительных средств определяется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Министра обороны РФ от 28 февраля 2013 г. N 166 утвержден Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Порядок).
Согласно п. 62 Порядка после издания приказа об увольнении с военной службы участник НИС подает рапорт (заявление) через воинскую часть (ответственное должностное лицо) в региональное управление жилищного обеспечения на получение дополнительных денежных средств.
Пунктом 63 названного нормативно-правового акта предусмотрено, что к рапорту (заявлению) прилагаются следующие документы:
а) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
б) выписка из домовой (поквартирной) книги и копия финансового лицевого счета с места жительства участника НИС и всех членов его семьи;
в) копии паспорта гражданина Российской Федерации и всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания) и свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
г) справка о составе семьи участника НИС;
д) справка об общей продолжительности военной службы;
е) выписка из приказа об увольнении с военной службы (с указанием основания увольнения);
ж) письменное согласие участника НИС о возврате задолженности перед уполномоченным федеральным органом исполнительной власти либо квитанция о перечислении указанных средств на счет уполномоченного федерального органа исполнительной власти (при наличии задолженности перед уполномоченным федеральным органом).
Пунктами 64,66, 68-70 Порядка определено следующее.
В рапорте (заявлении) о выплате дополнительных денежных средств участник НИС (член его семьи) указывает:
а) фамилию, имя, отчество, регистрационный номер участника НИС, почтовый адрес, контактный телефон;
б) сведения о том, что получатель дополнительных денежных средств (член его семьи) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с Федеральным законом;
в) получателя денежных средств и его платежные реквизиты;
г) обязательства об использовании дополнительных денежных средств в целях приобретения жилых помещений или жилого помещения в собственность или в иных целях, освобождении занимаемого служебного жилого помещения или иного жилого помещения специализированного жилищного фонда;
д) наименование и почтовый адрес финансового органа, в котором участник НИС состоял на финансовом обеспечении на день исключения его из списков личного состава воинской части по последнему месту военной службы.
Расчет размера дополнительных денежных средств производится воинскими частями (ответственными должностными лицами) и региональными управлениями жилищного обеспечения, отдельным органом военного управления.
Указанный размер дополнительных денежных средств определяется исходя из размера годового накопительного взноса на одного участника НИС, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, и количества полных лет, месяцев и дней, которые участник НИС не дослужил с даты возникновения основания для исключения его из реестра, которая соответствует дате исключения этого участника НИС из списков личного состава воинской части, до даты, когда общая продолжительность его военной службы могла бы составить 20 лет.
Региональное управление жилищного обеспечения, отдельный орган военного управления организуют работу по проверке документов, представленных участниками НИС (членами их семей), и содержащихся в них данных, для чего при необходимости истребуют у федеральных органов исполнительной власти необходимые сведения.
По результатам проверки принимается решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных денежных средств, о чем региональное управление жилищного обеспечения уведомляет участников НИС (членов их семей) в письменной форме.
Указанное решение принимается в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления на проверку документов, обосновывающих выплату дополнительных денежных средств.
Основаниями для отказа в выплате дополнительных денежных средств являются:
непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 63 настоящего Порядка;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Повторное обращение участника НИС (члена его семьи) о выплате дополнительных денежных средств допускается после устранения причин, послуживших основанием для отказа в их выплате.
Из материалов дела усматривается, что 22 января 2014 года Попов Д.С. обратился к командиру войсковой части № с рапортом, предусмотренным п. 62 Порядка. 24 января 2014 года данный рапорт с приложенными документами и расчетом размера дополнительных средств направлен командиром войсковой части № в адрес начальника ФГКУ “Центррегионжилье” МО РФ.
Из сообщения начальника ФГКУ “Центррегионжилье” МО РФ № видно, что 13 февраля 2014 года этим должностным лицом принято решение об отказе в выплате Попову Д.С. дополнительных денежных средств. При этом заявителю предложено предоставить в ФГКУ “Центррегионжилье” МО РФ свидетельство его несовершеннолетней дочери Поповой Е.Д. о регистрации по месту жительства и копию ордера, являющегося основанием для проживания в квартире по адресу: <адрес>., которую занимает его семья в настоящее время.
Действительно, перечень документов, установленный п. 63 Порядка не содержит прямого указания на документы, отраженные в сообщении начальника ФГКУ “Центррегионжилье”. Вместе с тем по смыслу п. 66 Порядка для принятия решения о выплате военнослужащим дополнительных денежных средств, последними должны предоставляться в региональные управления жилищного обеспечения выписки из приказов об их исключении из списков личного состава частей. Данный вывод суда подтверждается в т.ч. содержанием приложения N 22 к настоящему Порядку, в котором приводится форма решения регионального управления жилищного обеспечения о выплате участникам НИС (членам их семей) дополнительных денежных средств. В этой форме имеется таблица, в одну из граф, которой вносится дата исключения военнослужащего из списков части. Также в этой таблице имеется графа, в которую вносится точная сумма дополнительных средств, положенная к выплате военнослужащему.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что выписка из приказа об исключении из списков части Поповым Д.С. в ФГКУ “Центррегионжилье” не предоставлена, поскольку в настоящее время такой приказ не издан.
С учетом изложенного решение начальника ФГКУ “Центррегионжилье” от 13 февраля 2014 года об отказе заявителю в выплате дополнительных денежных средств по существу является правильным.
Вопреки мнению представителя заявителя Поповой Н.В. оснований для принятия начальником ФГКУ “Центррегионжилье” решения о выплате Попову Д.С. дополнительных денежных средств с указанием примерной суммы (на основании проекта приказа об исключении из списков части), не имеется. Из п. 72 Порядка видно, что руководители органов финансового обеспечения, на которые возложена обязанность по реализации названных решений региональных управлений жилищного обеспечения, не наделены полномочиями по корректированию размеров сумм дополнительных денежных средств, указанных в этих решениях.
Таким образом, требования Попова Д.С. удовлетворению не подлежат.
Поскольку судом принимается решение не в пользу заявителя, судебные расходы, понесенные им по данному гражданскому делу, а именно уплаченная государственная пошлина, на основании ст. 98 ГПК РФ ему не возмещаются.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, гарнизонный военный суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Попова Д.С. об оспаривании решения начальника ФГКУ “Центральное региональное управление жилищного обеспечения” Министерства обороны Российской Федерации об отказе в выплате заявителю денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Ульяновский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Заместитель председателя
Ульяновского гарнизонного
военного суда Р.А. Мунтяну