Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-654/2015 ~ М-330/2015 от 28.01.2015

     Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 марта 2015 года     Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Малкиной Л.И.

представителя прокуратуры г.о. Сызрань Ковалевой З.С.

при секретаре судебного заседания Заварихиной Я.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-654/15 по иску ФИО1 и ФИО3 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания « » об обязании ввода в эксплуатацию прибора учета электроэнергии, проведения расчета платы за потребленную электроэнергию, компенсации морального вреда,

Установил:

    ФИО1 и ФИО15 обратились в суд с иском об обязании Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания « » (далее Общество или ООО «УК « ») с **.**.**** г. ввести в эксплуатацию прибор учета электроэнергии в принадлежащей им на праве собственности ул. ХХХА в ул. ХХХ ФИО2 г. Сызрани, с **.**.**** г. осуществлять расчет размера платы за потребленную в принадлежащем им жилом помещении электроэнергию исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, взыскании компенсации
морального вреда в размере 2000 руб., ссылаясь на то, что являются собственниками ул. ХХХ в многоквартирном жилом ул. ХХХ ФИО2.

    С **.**.**** г. ООО «УК « » осуществляет деятельность по управлению общим имуществом вышеуказанного многоквартирного жилого дома.

    Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона от **.**.**** г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учета используемой воды и электрической энергии до 01.07.2012, газа - до 01.01.2015. Не установление таких приборов учета в указанные сроки является нарушением закона.

    Согласно п. 150 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных ФИО4 Правительства РФ от **.**.**** г. № 442, в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона от **.**.**** г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам.

    **.**.**** г. по их заявлению в принадлежащем им жилом помещении сетевой организацией ООО " " был установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии.

    Согласно п. 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.

    Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

    Согласно п. 80 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных ФИО4 Правительства РФ от **.**.**** г. №00 (далее Правила), учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

    Согласно п. 81 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

    Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

    Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

    **.**.**** г. в адрес директора ООО «УК « » они направили заявку на ввод установленного в принадлежащем им жилом помещении индивидуального прибора учета электроэнергии.

    Согласно п. 81(1) Правил исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.

    При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

    Однако в указанные в заявке от **.**.**** г. даты и время ввод прибора учета в эксплуатацию Обществом осуществлен не был без какого-либо уведомления о причинах невозможности исполнения вышеуказанной заявки в указанные в ней сроки.

    При этом предложение ООО «УК « » о новой дате выполнения работ – 13.01.2015, в нарушение абзаца 2 ст. 81(1) Правил, было вручено лишь 29.12.2014.

    Согласно п. 81(2) Правил в случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

    Полагают, что приведенные доводы свидетельствуют о том, что с даты направления в адрес исполнителя заявки – **.**.**** г. установленный в принадлежащем им на праве собственности жилом помещении индивидуальный прибор учета электроэнергии считается введенным в эксплуатацию и начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

    Однако **.**.**** г. ООО «УК « » составило акт комиссионного обследования, согласно которому индивидуальный прибор учета не может быть введен в эксплуатацию.

    С вышеуказанным актом истцы не согласны по следующим основаниям.

    Согласно п. 81(4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера па приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б)    соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в
том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в)    наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г)    работоспособность прибора учета.

    Согласно п. 81(5) Правил несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

    Доводы, указанные в акте комиссионного обследования от 13.01.2015, по которым прибор учета не может быть введен в эксплуатацию, не соответствуют основаниям для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию, указанным в п. 81 (5) Правил.

    В соответствии с подпунктом «и» п. 33 Правил потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

    Согласно подпункту «у» п. 31 Правил исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

    Полагают отказ ООО «УК « » о вводе в эксплуатацию индивидуального прибора учета электроэнергии в принадлежащем им на праве собственности жилом помещении и осуществлении расчетов размера платы за коммунальные услуги, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета неправомерным. Аналогичная практика Сызранского городского суда по делу №00 от 13.05.2013, вступившего в законную силу 13.07.2013.

    Вышеуказанными неправомерными действиями ООО «УК « » причинила им моральный вред, предусмотренный ст. 15 Закона РФ от **.**.**** г. №00 "О защите прав потребителей", который оценивают в размере 2000 руб. каждому.

    В судебное заседание ФИО3 не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия, что подтверждается заявлением, поэтому суд определил рассмотреть дело без участия ФИО3

    В судебном заседании ФИО1 и ее представитель по устному ходатайству в лице ФИО6 исковые требования поддержали, сославшись на вышеизложенные доводы. ФИО1 дополнила, что с декабря 2013 г. она не производит оплату коммунальных платежей из-за отсутствия денежных средств по причине болезни. Согласно показаниям индивидуального прибора учета электрической энергии, потребленной ею за декабрь 2014г. и январь 2015 составляет 270 квт/час, а согласно показаний ООО «УК « » - 400 квт/час. в месяц. Не отрицала, что индивидуальный прибор учета электрической энергии содержит сведения о потребленной электрической энергии только в комнате и не содержит сведения о потреблении ею электрической энергии в местах общего пользования. Не отрицала, что письменного соглашения между собственниками жилых помещений по вопросу оплаты электрической энергии в местах общего пользования не достигнуто.

    В судебном заседании представитель Общества в лице ФИО7 (доверенность л.д.22) возражала против заявленных требований, представила в письменном виде отзыв, из которого усматривается, что с исковыми требованиями не согласна, полагает, что жилой дом, расположенный по адресу ул. ХХХ. ФИО2, №00, достаточно продолжительное время имел статус «специализированный», конструктивно являясь общежитием и относился в силу ст. 92 ЖК РФ к специализированному жилищному фонду.

Под общежитием понимается специально оборудованный жилой дом, представляющий совокупность жилых помещений для проживания определенных категорий граждан, с наличием общих кухонь, туалетов, блоков душевых и иных вспомогательных помещений.

ФИО2 г.о. Сызрань от **.**.**** г. №00 «общежитие, расположенное по адресу»: ул. ХХХ.ФИО2.№00 исключено из специализированного жилищного фонда и отнесено к муниципальному жилищному фонду социального использования, однако статус «общежитие» с жилого ул. ХХХ.ФИО2 г.о. Сызрань от **.**.**** г. №00 не снимался.

После изменения субъекта ведения жилым домом капитальные работы по реконструкции жилых помещений (комнат) и мест общего пользования с последующим преобразованием их в квартиры не производились. Процессы пользования местами общего пользования не менялись.

Полагает, что исключение жилого ул. ХХХ. ФИО2 из специализированного жилищного фонда и снятие специального статуса, конструктивно он обладает техническими особенностями, не позволяющими его отнести к категории «многоквартирных».

    Полагает, что, истцы, указывая в исковом заявлении о принадлежности на праве собственности ул. ХХХ, умышленно вводят суд в заблуждение, поскольку фактически, согласно, представленному свидетельству о государственной регистрации права на недвижимое имущество, им на праве общей долевой собственности принадлежит комната № №00 в общежитии. В соответствии со ст. 16 ЖК РФ комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Под квартирой же понимается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

    Полагает, что жилое помещение, принадлежащее ФИО1 и ФИО3 на праве общей долевой собственности, предназначено исключительно для проживания. Удовлетворение физиологических, санитарно-гигиенических и хозяйственные потребности осуществляется в местах общего пользования жилого дома (общие кухни, сан. узлы, душевые и т.д.).

    С **.**.**** г. порядок расчета за коммунальные услуги, предоставляемые гражданам, регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденные ФИО4 Правительства РФ от **.**.**** г. №00 в зависимости от типа жилых домов и помещений в них:

-для домовладений (п.41);

-для многоквартирных жилых домов (п.40,42,44-49);

-для общежитий коридорного, гостиничного и секционного типа (п.51);

-для общежитий квартирного типа (п.52).
-для коммунальных квартир (комнаты) (п.50);

-для квартир (п.40,42,44-49).

В соответствии с п. 50 Правил, который предусматривает, что «Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире».

Пункт 51 Правил предусматривает, что «Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире».

Полагает, что п. 51 Правил приравнивает жилые дома с характерными техническими особенностями, каковым и является жилой дом по ул. ХХХ. ФИО2, №00 к коммунальной квартире.

Кроме того, расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с формулами 7, 8, 16, 19 и 21 приложения N 2 к настоящим Правилам в зависимости от того, оборудованы или ли не оборудованы коллективным или индивидуальными приборами учета жилой дом и помещения в нем.

Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, определяется в соответствии с формулой 9 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.

Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю. Исполнитель в этом случае осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителям в коммунальной квартире в соответствии с полученным от них соглашением, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое соглашение было передано исполнителю.

При отсутствии указанного соглашения расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к настоящим Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии».

Анализ приведенной нормы позволяет сделать следующие взаимоисключающие выводы:

в домах, аналогичных дому №00 по ул. ХХХ.ФИО2, допускается наличие введенных
в расчеты индивидуальных приборов учета при соблюдении процедуры согласования
расчетов между всеми собственниками, при отсутствии такого соглашения индивидуальные приборы учета в расчетах
платы не участвовать не могут. Иной порядок расчета платы Правилами не предусмотрен.

Полагает, что п. 50 действительно не содержит запрета на установку индивидуального прибора учета электрической энергии, но при указанных выше условиях. Жители общежитий сами вправе выбирать и устанавливать порядок начислений платы за коммунальные услуги, тем самым обеспечивая конституционную свободу выбора. Единственное условие - письменное согласованное решение.

В случае, если жители не приняли данное решение, порядок расчета платы за коммунальные услуги производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальный услуг.

ФИО1 и иным гражданам, проживающим в доме, неоднократно давались разъяснения данной нормы, в том числе и письменные, о порядке расчета платы и о возможности установления своего, специального регулирования порядка расчета с учетом личного мнения каждого собственника. При этом особенно указывалось на следующее: управляющая компания готова принять и исполнить любой порядок расчета от граждан, в том числе, с индивидуальными приборами учета, при условии согласования его между всеми жителями дома и соответствия его п. 50 Правил предоставления коммунальных услуг.

Поскольку жители ул. ХХХ.ФИО2 до настоящего времени так и не приняли согласованное решение, распределение коммунальных услуг производится в соответствии с п. 50 Правил: без учета индивидуальных средств учета. Наличие введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета без согласованного решения собственников является явным и грубым нарушением норм федерального законодательства.

Полагает невозможным в настоящее время ввод в эксплуатацию в комнате истцов индивидуального прибора учета электрической энергии ввиду отсутствия письменного согласования с другими собственниками о порядке расчета платы и полного учета всего потребленного истцами ресурса в местах общего пользования. В соответствии с п. 2 Правил индивидуальный прибор учета должен обеспечивать полный учет всего потребляемого коммунального ресурса в жилом помещении.

    Полагает, что для установки индивидуальных приборов учета на жилые помещения необходимо капитальное переустройство и перепланировка всех жилых помещений, принятие решения, о котором в силу п. 2 ст. 44 ЖК РФ относится к исключительной компетенции общего собрания собственников жилых помещений. Истица не представила доказательства о принятии собственниками жилых помещений решения о проведении капитального ремонта жилого дома. При этом Управляющая компания не возражает против переоборудования жилого помещения, но при условии обязательного соблюдения нормативных правовых актов и требований органов муниципального образования и иных специализированных организаций.

Учитывая, что жилой дом фактически является общежитием коридорного типа, внутридомовые инженерные схемы имеют характерные технические особенности: электрическая сеть является неразветвленной и в настоящее время не предназначена для установки индивидуальных приборов учета. Для установки индивидуальных приборов учета необходимо реконструкция внутридомовой инженерной системы дома. Истица не представила доказательства тому, что ею и иными собственниками предприняты необходимые меры по адаптации существующей инженерной схемы для оборудования жилых помещений индивидуальной системой учета. Следовательно, полагает, что установка индивидуального прибора учета на существующие инженерные сети не допустима. Аналогичная практика Ярославского областного суда от **.**.**** г. по делу №№00

Согласно п. **.**.**** г. Правил устройства электроустановок (ПУЭ) каждый установленный расчетный прибор учета должен иметь пломбы с клеймом госповерителя и энергоснабжающей организации. Контрольная пломба энергоснабжающей организации может быть установлена или заменена другой уполномоченной организацией: энергосбытовой, сетевой и др.

В соответствии с ПП РФ от **.**.**** г. №00 и Правилами предоставления коммунальных услугу, утвержденных ПП РФ от **.**.**** г. №00, отсутствие или нарушение целостности пломб на приборе учета влечет за собой отстранение системы учета от расчетов и признание потребления электрической энергии безучетным.

В силу п. 2.11.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго РФ от **.**.**** г. N 6, установка и эксплуатация средств учета электрической энергии осуществляется в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок и инструкций заводов-изготовителей.

До ввода в эксплуатацию основного оборудования измерительные системы должны быть метрологически аттестованы, а в процессе эксплуатации - подвергаться периодической поверке. Использование в качестве расчетных информационно-измерительных систем, не прошедших метрологическую аттестацию, не допускается к расчетам (п.2.11.7 Правил).

В соответствии с ПП РФ от **.**.**** г. №00 в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки, схема подключения прибора учета, состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя), измерительных трансформаторов, а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета действующим требованиям в части его метрологических характеристик.

По окончанию проверки на приборе учета устанавливается контрольная одноразовая номерная пломба и/или знаки визуального контроля. Контрольная пломба и/или знаки визуального контроля устанавливаются уполномоченной организацией.

При этом, установка контрольной пломбы на приборе является свидетельством соответствия системы учета утвержденным требованиям.

Таким образом, при вводе в эксплуатацию приборов учета, проверяются не только связующие и вычислительные элементы системы учета, место его установки и др., но и схема подключения учета, которая позволит определить фактически потребляемые объемы каждым отдельным потребителем (п. 2.1. Правил учета электрической энергии).

Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.

Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается.

Таким образом, монтаж расчетной системы должен производится в строгом соответствии с нормами действующих нормативных правовых актов. Нарушение процедуры монтажа системы учета влечет за собой невозможность применения ее показаний при коммерческих расчетах.

В ходе обследования, проведенного 13.01.2015г., сотрудниками ООО «УК « было зафиксировано несоответствие установленной системы учета ФИО1 нормам действующего законодательства. В частности: прибор учета не отражает фактически потребляемой истицей объем электрической энергии, индивидуальный прибор учета установлен в нарушение положений законодательных актов. В связи с чем, прибор учета электрической энергии, установленный на комнату, не был введен в эксплуатацию.

Полагает не состоятельными доводы истицы о том, что управляющая компания не своевременно согласовало дату ввода в эксплуатацию индивидуальный прибор учета электрической энергии, поскольку, по мнению представителя ответчика положения ПП РФ от **.**.**** г. №00 в части ввода в эксплуатацию прибора учета действует только в том случае, если потребителем был соблюден порядок монтажа (установки) системы учета. Об этом свидетельствует отсылочный характер п.81 Правил предоставления коммунальных услуг.

Необходимость соблюдения порядка установки индивидуальной системы учета предусмотрен абзацем 5 п. 81 Правил и установлен Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от **.**.**** г. N 627 «Об установлении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора».

Пунктом 2 Приказа Министерства регионального развития РФ (Минрегион России) от **.**.**** г. N 627 установлены исключительные случаи, при которых техническая возможность для установки системы учета отсутствует:

а)    установка прибора учета по проектным характеристикам многоквартирного дома
(жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального
ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного
оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем
(внутриквартирного оборудования);

б)    при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить
соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору
учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки,
предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об
обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в)    в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида,
невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с
законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о
техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации
прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего
функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима
работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования),
температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления
помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора
учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.В силу п. 4 Приказа техническая возможность установки прибора учета имеется, если в ходе обследования будет установлено отсутствие указанных выше критериев. Учитывая технические и конструктивные особенности жилого ул. ХХХ. ФИО2 установка индивидуальных приборов учета на действующие электрические сети, без проведения реконструкции общедомовой электрической инженерной системы, является нарушением.

Установление истцами индивидуального прибора учета электрической энергии в жилое помещение №№00 вопреки требованиям п. 81 ФИО4 Правительства РФ от **.**.**** г. №00 и с нарушениями Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от **.**.**** г. N 627, влечет невозможность его принятия в качестве расчетного и ввода в эксплуатацию.

Отклонение исполнителя от порядка согласования с потребителем даты и времени обследования системы учета, не является основанием для принятия к расчетам индивидуальной системы учета изначально установленной с нарушениями требований нормативных правовых актов, поскольку истицей не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение порядка установки индивидуального прибора учета. Аналогичная практика Первомайского районного суда ул. ХХХ края по делу №00 от 05.11.2014.

Полагает, что с учетом принадлежности истцам части комнаты в
коммунальной квартире и осуществления ими удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических и хозяйственных потребностей в местах общего пользования жилого дома: общие кухни, санузлы, душевые, то основное потребление электрической энергии осуществляется не в принадлежащем истцам помещении (комнате), а за ее пределами: в местах общего пользования дома, следовательно установленный на комнату и введенный в эксплуатацию индивидуальный прибор учета не будет учитывать расход электрической энергии, потребленный вне ее, что противоречит требованиям действующего законодательства об энергосбережении.

Аналогичная практика Белгородского областного суда по делу №№00; Челябинского районного суда по делу: №00 от 24.03.2014; Гагаринского районного суда ул. ХХХ от **.**.**** г. по гражданскому
делу №№00; Дзержинского городского суда ул. ХХХ№00 от **.**.**** г.
г.; Решение № №00 от 18 декабря
2013 г.

    Доводы истицы в части ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии полагает несостоятельными, поскольку Федеральный закон от **.**.**** г. №261-ФЗ, на который ссылается истица обязывает собственников жилых помещений устанавливать индивидуальные приборы учета не только электрической энергии, но и иные виды приборов, в том числе: холодной воды, однако, ФИО1, пренебрегая обязанностью в отношении установки индивидуального прибора учета воды, настаивает на установке и вводе в эксплуатацию прибора учета именно электрической энергии.

Полагает несостоятельными доводы истицы и ее представителя по оплате электрической энергии по показаниям индивидуального прибора учета, в то время как не согласна оплачивать электрическую энергию по показаниям общедомового прибора учета электрической энергии.

В соответствии с нормами действующего законодательства под общедомовым прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в жилой дом.

Индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в жилое помещение.

Индивидуальный, и общедомовой прибор учета является средством измерения фактически потребляемых объемов коммунальных услуг. При этом, начисления платы исходя из показаний общедомового прибора учета зависит исключительно от интенсивности потребления жителями энергетических услуг.

ООО «УК « » обслуживает указанный жилой дом с **.**.**** г. и практически весь период управления ФИО1 не соглашается с установленным законом порядком начислений платы за электрическую энергию, обращаясь в различные уполномоченные органы. Со своей стороны ООО «УК « » многократно направляло в государственные и судебные органы пояснения по порядку начислений платы за жилищно-коммунальные услуги (л.д. 48-59).

В судебном заседании представитель ООО «Сызранская городская электросеть» в лице ФИО8 (доверенность л.д. 154) исковые требования оставила на усмотрение суда, пояснила, что на основании Договора № 1249, заключенного между ОО) «Сызранская городская электросеть» и ФИО1, в комнату № №00 ул. ХХХ. ФИО2 был установлен индивидуальный прибор учета электрической энергии. При этом «Сызранская городская электросеть» руководствовалась Правилами устройства электроустановок, утвержденные Приказом Минэнерго от **.**.**** г. № 204. Ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета осуществляется эксплуатирующей организацией.

В предварительном судебном заседании инженер АБО «УК « » ФИО9 пояснила, что **.**.**** г. она в составе комиссии с участием электромонтеров ООО «УК « » ФИО10 и ФИО14 производила осмотр жилого помещения № ул. ХХХ ул. ХХХ. ФИО2 с составлением акта, согласно которому установлено, что в жилом помещении установлен индивидуальный прибор учета электрической энергии без учета положений Приказа Министерства регионального развития от **.**.**** г. № 627. Жилое помещение является комнатой в составе квартиры. На вводе в квартиру учет электрической энергии отсутствует. Иные комнаты и места общего пользования квартиры приборами учета не оборудованы. Прибор учета отражает расход энергии, потребляемой в комнате и объем ресурса, потребляемого в местах общего пользования, не учитывает.

В судебном заседании начальник отдела СТОСУ ООО «Сызранская городская электросеть» ФИО11 пояснил, что в комнату № ул. ХХХ ул. ХХХ. ФИО2 установлен комнатный прибор учета специалистом, имеющим допуск на выполнение указанных работ с соблюдением предусмотренных «Правилами устройства электроустановок» требованиями.

Суд, выслушав истицу, представителей, специалистов, заключение представителя прокуратуры, полагавшего исковые требования о компенсации морального вреда не обоснованными, полагает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком задании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комнатой, признается часть жилого дома или квартиры, предназначенное для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Жилищный кодекс РФ не содержит определение понятия «коммунальная квартира», вместе с тем, раскрывая содержание понятия «квартира» - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающего возможность доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч.3 ст. 16 ЖК РФ).

Названный нормативный акт в отдельных нормах предусматривает правовое регулирование жилищных отношений, объектом которых является коммунальная квартира именно как жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, то есть отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, как это предусмотрено ч. 2 ст. 15 ЖК РФ.

Таким образом, коммунальная квартира – это квартира, в которой отдельные комнаты заняты либо несколькими нанимателями, либо несколькими собственниками, не являющимися членами одной семьи, по отдельным договорам найма или по договорам о собственности.

Согласно техническому паспорту на жилой ул. ХХХ. ФИО2 по состоянию на **.**.**** г. статус жилого дома на основании Решения горисполкома от **.**.**** г. №00 запись в БТИ по реестру №00 – общежитие (л.д.31-32).

    ФИО2 г.о. Сызрань от **.**.**** г. №00 общежитие, расположенное по адресу ул. ХХХ. ФИО2, ул. ХХХ исключено из специализированного жилищного фонда (л.д. 142-143).

    Согласно справки Комитета имущественных отношений от **.**.**** г. №00 объект – жилое здание, расположенное по адресу г. Сызрань, ул. ХХХ ФИО2, ул. ХХХ, является многоэтажным жилым домом, отнесенный к жилищному фонду специализированного использования (л.д. 164).

Таким образом, несмотря на то, что общежитие по ул. ХХХ. ФИО2 исключено из специализированного жилищного фонда, указанный многоэтажный жилой дом по своим жилищно-бытовым характеристикам соответствует жилищному фонду специализированного использования.

Установлено также, что многоэтажный жилой ул. ХХХ. ФИО2 оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии и расчет электроэнергии производится с учетом показаний общедомового прибора учета электрической энергии, что подтверждается квитанцией по оплате услуги электроснабжения (л.д. 113-114).

Часть 1 ст. 41 ЖК РФ определяет критерий отнесения имущества к общему имуществу в коммунальной квартире. Собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты. Таковыми могут являться коридор, кухня, ванная комната, туалет.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 ЖК РФ доля собственника комнаты на общее имущество в коммунальной квартире пропорциональна размеру общей площади принадлежащей ему комнаты.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит комната в многоэтажном жилом доме специализированного использования, а не квартира в многоквартирном жилом доме.

    В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Части 1 и 2 ст. 43 ЖК РФ устанавливает, что собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в коммунальной квартире определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире указанного собственника.

Жилищный кодекс РФ возлагает на собственника комнаты в коммунальной квартире не только обязанность по содержанию ее общего имущества, но и обязанность по несению бремени расходов по содержанию общего имущества в многоэтажном (многоквартирном) доме.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что с **.**.**** г. ООО «УК « » осуществляет деятельность по управлению общим имуществом многоэтажного дома, расположенного по адресу г. Сызрань, ул. ХХХ ФИО2, ул. ХХХ, что подтверждается договором и не оспаривается сторонами (л.д. 91-102).

Установлено также, что ФИО1 и ФИО3 являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности на комнату № в многоэтажном жилом доме специализированного использования №00 по ул. ХХХ. ФИО2, где проживают и зарегистрированы, что подтверждается свидетельством о государственного регистрации права на объект недвижимого имущества (л.д. 8-9).

В настоящее время истица в своей комнате установила комнатный прибор учета электрической энергии.

**.**.**** г. ФИО1 подала заявку в ООО «УК « » на опломбирование и постановку на учет, установленный в комнате прибора учета электрической энергии, в чем ей было отказано.

Суд полагает, что истице обоснованно отказано в принятии в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, установленный в ее комнате по следующим основаниям.

В силу п.5 ст. 13 Федерального закона от **.**.**** г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» до **.**.**** г. собственники жилых домов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с ФИО4 Правительства РФ от **.**.**** г. №00 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», если жилищным законодательством РФ, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными ФИО4 Правительства РФ от **.**.**** г. №00 (далее Правила), не установлено иное.

Согласно п. у ст. 31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденным ФИО4 Правительства РФ юридическое лицо, предоставляющее потребителю коммунальные услуги, обязано осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству РФ об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Согласно ст. ст. 80, 81 данных Правил к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

При этом в соответствии с пунктом 50 Правил расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, осуществляется в соответствии с формулами 7, 8, 16, 19 и 21 приложения N к настоящим Правилам.

Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, определяется в соответствии с формулой 9 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.

Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю. Исполнитель в этом случае осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителям в коммунальной квартире в соответствии с полученным от них соглашением, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое соглашение было передано исполнителю.

При отсутствии указанного соглашения расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к настоящим Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.

Исходя из смысла вышеприведенных правовых норм, ввод в коммунальной квартире в эксплуатацию установленного комнатного прибора учета, по показаниям которого будет осуществляться расчет размера платы за коммунальные услуги, возможен только при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии,

2) все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, либо, в случае их отсутствия, между всеми потребителями в коммунальной квартире должно быть заключено письменное соглашение о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.

При несоблюдении хотя бы одного из этих условий ввод в эксплуатацию комнатного прибора учета и осуществление расчета размера платы за коммунальные услуги невозможно.

Согласно акту комиссионного обследования от **.**.**** г. жилого помещения № ул. ХХХ ул. ХХХ. ФИО2 в составе инженера ООО «УК « » ФИО12, электромонтеров ООО «УК « » ФИО10 и ФИО14 установлено, что в указанном жилом помещении установлен индивидуальный прибор учета электрической энергии, который учитывает потребляемую энергию только в жилом помещении, а объем ресурса, потребляемого в местах общего пользования не учитывает. Иные комнаты и места общего пользования квартиры приборами учета не оборудованы (л.д.18).

Факт заключения между потребителями в коммунальной квартире (каковой суд признает многоэтажный жилой дом специализированного использования, расположенный по адресу ул. ХХХ. ФИО2, ул. ХХХ) письменного соглашения о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире либо оборудование всех комнат в коммунальной квартире комнатными приборами учета потребления электрической энергии истцы не представили и судом не установлен.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По смыслу приведенных норм, в гражданском процессе действует презумпция, согласно которой на ответчика не может быть возложена ответственность, если истец не доказал обстоятельства, подтверждающие его требования.

Таким образом, ни одно из условий, необходимых для ввода в эксплуатацию комнатного прибора учета истцами, в настоящее время не выполнено.

При таких обстоятельствах, суд полагает отказать ФИО1 и ФИО3 в удовлетворении исковых требований о вводе в эксплуатацию комнатного прибора учета электроэнергии.

    При этом суд учитывает, что в случае выполнения необходимых условий истцы не лишены права на ввод в эксплуатацию установленного прибора учета.

Суд не находит оснований и для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика осуществлять расчет платы за потребленную электроэнергию в соответствии с показаниями комнатного прибора, поскольку он не содержит сведений о фактически потребленной истцами электрической энергии в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, расходы на оплату которых собственники обязаны нести в соответствии со ст. 43 ЖК РФ. Доказательств нарушения ее прав действиями ООО «УК « » суду не представлено.

Доводы истицы о том, что расход потребляемой ею электрической энергии с учетом показаний комнатного прибора учета электрической энергии значительно ниже, чем начисляет ООО «УК « » по общедомовому прибору учета судом не могут быть приняты во внимание, поскольку комнатный прибор учета электрической энергии не содержит сведений потребляемой ею электрической энергии в местах общего пользования.

    Учитывая, что исковые требования истцов о компенсации морального вреда производны от основных исковых требований, в удовлетворении которых отказано, суд не находит основания для удовлетворения исковых требований и в этой части.

Доводы сторон на судебную практику Сызранского городского суда по делу № №00 Белгородского областного суда по делу №№00

Челябинского районного суда по делу: №00 от 24.03.2014; Гагаринского районного суда ул. ХХХ от **.**.**** г. по гражданскому
делу №№00; Дзержинского городского суда ул. ХХХ№00 от **.**.**** г.
г.; Решение № №00 от 18 декабря
2013 г., Первомайского районного суда ул. ХХХ края по делу:
№00 от **.**.**** г. суд признает несостоятельными, поскольку указанные решения не относятся к правоприменительной практике.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    В удовлетворении исковых требований     ФИО1 и ФИО3 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания « » об обязании ввода с **.**.**** г. в эксплуатацию прибора учета электроэнергии в комнате № ул. ХХХ ул. ХХХ. ФИО2 г. Сызрань, осуществлении с **.**.**** г. расчета платы за потребленную электроэнергию в жилом помещении исходя из показаний, введенного в эксплуатацию прибора учета, компенсации морального вреда в размере по 2000 руб. каждому отказать.

    Решение может быть обжаловании в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

    Судья: Малкина Л.И.

2-654/2015 ~ М-330/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дубовик М.В.
Дубовик С.А.
Ответчики
ООО Управляющая компания "Центр"
Другие
Сергеичев М.М.
Козырев В.А.
Махмутова А.А.
ООО "Сызранская городская электросеть"
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Малкина Л.И.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
28.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2015Передача материалов судье
29.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2015Подготовка дела (собеседование)
12.02.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.02.2015Предварительное судебное заседание
04.03.2015Судебное заседание
17.03.2015Судебное заседание
23.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2015Дело оформлено
10.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее