РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 19 января 2017 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,
при секретаре Цыбуля А.А.,
с участием прокурора Касьянова В.Г.,
представителей ответчиков Бердиловой Е.Ю., Ехлакова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-76/2017 (2-3182/2016) по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области «Нижне-Тагильское лесничество», государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области», Обшеству с ограниченной ответственностью «Выйский ДОК», Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды,
установил:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество», Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о возложении на ответчиков обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить нарушенное состояние окружающей среды, ликвидировав место размещения отходов путем их сбора, вывоза, утилизации (переработки): на участке территории при движении по <адрес> от <адрес> при повороте налево после кладбища расположена лесная дорога, идущая на запад (93 квартал Черноисточинского участка Николо-Павловского участкового лесничества Нижнетагильского лесничества) общим объемом не менее 20 куб.м, GPS координаты мест складирования отходов: от 57°44.118?, Е 59°50.419? (или N 57°735233°, Е 59.840317°до N 57°44.088?, Е 59°50.281? (или N 57.7348°, Е 59°838017°); при движении по восточному берегу ручья без названия (Ушаковской канавы) (67 квартал Черноисточинского участка Николо-Павловского участкового лесничества Нижнетагильского лесничества) в водоохраной зоне в 5 м от береговой полосы общим объемом не менее 4 куб.м, GPS координаты места складирования отходов: 57°45.086?, Е 59°49.749? (или N 57.751433°, Е 59.82915°).
В обоснование исковых требований прокурор со ссылкой на нормы ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 51, п. 4 ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденному Постановлением Правительства Свердловской области 28.12.2010 № 1905-ПП, Правила санитарной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, а также ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от зо.зо.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указал, что в Нижнетагильскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступил акт проверки Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области № 12-12-15/30 от 03.08.2016 об обследовании территории ландшафтного заказника областного значения «Черноисточинский пруд с Ушаковской канавой», согласно которому выявлены места несанкционированного размещения отходов:
1. На участке территории при движении по <адрес> от <адрес> тагил – <адрес> при повороте налево после кладбища расположена лесная дорога, идущая на запад (93 квартал Черноисточинского участка Николо-Павловского участкового лесничества Нижнетагильского лесничества) выявлены места несанкционированного складирования отходов коммунальных твердых, общим объемом не менее 20 м?. GPS координаты мест складирования отходов: от № (или №°).
2. При движении по восточному берегу ручья без названия (Ушаковской канавы) (67 квартал Черноисточинского участка Николо-Павловского участкового лесничества Нижнетагильского лесничества) в водоохраной зоне в 5 м. от береговой полосы зафиксировано место несанкционированного складирования отходов коммунальных твердых, общим объемом не менее 4м?. GPS координаты места складирования отходов: №? (или №°).
Несанкционированная свалка оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие ответчика по не ликвидации свалок нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Учитывая, что установить конкретный круг лиц, чьи права на благоприятную среду нарушаются, не представляется возможным, прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц.
ДД.ММ.ГГГГ определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, ГБУ СО «Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказчиков и охотничьих животных в Свердловской области» и ООО «Выйский ДОК».
Помощник Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Касьянов В.Г. в судебном заседании поддержал исковые требования, изложенные в исковом заявлении, по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, под расписку, направил в суд заявление о рассмотрении дела без своего участия, доводы, изложенные в возражениях, поддержал, просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.
В возражениях на исковое заявление указано, что Департамент лесного хозяйства Свердловской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку первая несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда в квартале 67 выделе Нижнетагильского лесничества, Николо-Павловского участкового лесничества, Черноисточинского участка. Согласно сведениям из Государственного лесного реестра, квартал 67 Черноисточинского участка является частью лесного участка с кадастровым номером №, на основании договора аренды № № предоставлен в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «Выйский ДОК» для заготовки древесины. Между Министерством природных ресурсов Свердловской области и ООО «Выйский ДОК» заключено договор аренды лесного участка площадью 53671,0 га сроком в 49 лет. Согласно ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества. Ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Правилами санитарной безопасности в лесах утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414. Согласно п. 2 п.п. «г» Правил в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Согласно п. 4 Правил установлено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. На основании вышеизложенного, меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов должны быть возложены на лесопользователя, то есть на ООО «Выйский ДОК».
Вторая несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда в квартале 93 выделе Нижнетагильского лесничества Николо-Павловского участкового лесничества Черноисточинского участка. Согласно сведениям из Государственного лесного реестра, квартал 93 Черноисточинского участка является частью лесного участка с кадастровым номером №, на основании Постановления Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области» находится в границах особо охраняемой природной территории областного значения Ландшафтный заказник «Черноисточинский пруд с Ушаковской канавой и окружающими лесами». Таким образом, вышеуказанный земельный участок лесного фонда, имеет особый статус - статус особо охраняемой природной территории, имеющий следующее нормативное регулирование.
Согласно Постановлению №-ПП, предприятие, на которое возложена охрана заказника - ГБУ СО «Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области». Дирекция утверждена Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2005 № 615-ПП «Об учреждении областного государственного учреждения «Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области». В силу Постановления № 368-ПП ландшафтный заказчик организован без образования юридического лица, без изъятия земель у собственников, владельцев и пользователей земельных участков и находится в ведении Министерства природных ресурсов Свердловской области.
В силу постановления Правительства Свердловской области от 16.09.2015 № 832-ПП Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического надзора.
На основании вышеизложенного, Департамент считает, что надлежащими ответчиками по настоящему делу должны быть Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, ГБУ СО «Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области», ООО «Выйский ДОК».
Кроме этого в возражениях на иск представитель ответчика указывает, что согласно официальной позиции Федерального агентства лесного хозяйства, выраженной в письме Федерального агентства лесного хозяйства № ЮД-03-54/3674 от 12.04.2013 «О порядке проведения мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора», полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в том числе на территории земель лесного фонда, действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В связи с этим ответчик полагает, что возложение на него обязанности осуществлять ликвидацию свалок потребует финансовых затрат, производимых за счет средств федеральных субвенций, что приведет к ситуации нецелевого расходования бюджетных средств. Ответчик ссылается на отсутствие оснований для возложения на Управление Департамента лесного хозяйства Свердловской области обязанности по ликвидации свалки бытовых отходов, поскольку из рода деятельности, осуществляемой Департаментом лесного хозяйства в Свердловской области, следует, что основными целями и задачами деятельности учреждения является охрана, защита и воспроизводство лесов, возникновение указанной свалки бытовых отходов не связано с деятельностью учреждения и не вызвано действиями или бездействием работников Департамента лесного хозяйства в Свердловской области в рамках предоставленных им полномочий.
Представитель ответчика ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» Бердилова Е.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении Департамента лесного хозяйства Свердловской области.
Представитель ответчика ООО «Выйский ДОК» Ехлаков С.В. в судебном заседании признал исковые требования в части уборки свалки отходов в 67 квартале Черноисточинского участка Николо-Павловского участкового лесничества Нижнетагильского лесничества, подтвердив, что общество действительно арендует указанный участок лесов. При этом представитель ответчика просил увеличить срок устранения несанкционированной свалки, сославшись на то, что весной действует ограничение на движение большегрузного транспорта.
Представитель ответчика Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, путем направления судебной корреспонденции, направил в суд отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований в части возложения на Министерство обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды путем ликвидации свалки, поскольку свалки обнаружены на лесных участках, а Министерство не обладает полномочиями в области лесных отношений, а соответственно правами и обязанностями в указанной сфере деятельности.
Представитель ответчика ГКУ СО «Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказчиков и охотничьих животных в Свердловской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, путем направления судебной корреспонденции, направил в суд отзыв и ходатайство о рассмотрении дела без своего участия, в отзыве не согласился в возражениями Департамента Лесного хозяйства Свердловской области, поскольку согласно Положения о заказнике и Порядка осуществления государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения в Свердловской области ГКУ СО «Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказчиков и охотничьих животных в Свердловской области» и Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области не являются субъектами, на которых распространяется обязанность по осуществлению мероприятий по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления иного негативного воздействия.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серия № земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 66:19:000000:309 принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Согласно выписки из государственного лесного реестра <адрес> участкового лесничества Нижнетагильского лесничества является частью лесного участка с кадастровым номером №. Со ссылкой на п.4 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, п.1 и п.8 Положений о Департаменте Лесного хозяйства Свердловской области, утвержденными постановляем Правительства Свердловской области от 28.12.2010 № 1905-ПП обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена на Департамент, в связи с чем ГКУ СО «Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказчиков и охотничьих животных в Свердловской области» и Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области не являются надлежащими ответчика.
По основаниям, предусмотренным ч. 3 и ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему решению.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В судебном заседании установлено, что на основании акта обследования территории № от ДД.ММ.ГГГГ года проведенного ведущим специалистом отдела регионального государственно экологического надзора по Западному и Горнозаводскому управленческим округах, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Свердловской области ФИО5 в ходе проверки был проведен осмотр территории, прилегающей к Черноисточинскому водохранилищу (в районе мыса Крутики) и Ушаковской канаве (вдоль восточного берега) и находящейся в границах особо охраняемой природной территории – ландшафтный заказник областного значения «Черноисточинский пруд с Ушаковской канавой и окружающими лесами». В результате проверки были выявлены места несанкционированного размещения отходов:
1. На участке территории при движении по <адрес> от <адрес> тагил – <адрес> при повороте налево после кладбища расположена лесная дорога, идущая на запад (93 квартал Черноисточинского участка Николо-Павловского участкового лесничества Нижнетагильского лесничества) выявлены места несанкционированного складирования отходов коммунальных твердых, общим объемом не менее 20 м?. GPS координаты мест складирования отходов: от №°).
2. При движении по восточному берегу ручья без названия (Ушаковской канавы) (67 квартал Черноисточинского участка Николо-Павловского участкового лесничества Нижнетагильского лесничества) в водоохраной зоне в 5 м. от береговой полосы зафиксировано место несанкционированного складирования отходов коммунальных твердых, общим объемом не менее 4м?. GPS координаты места складирования отходов: №).
Согласно выписке из государственного лесного реестра №-вн от ДД.ММ.ГГГГ квартал <адрес> является частью лесного участка с кадастровым номером №, предоставлен в аренду ООО «Выйский ДОК» для заготовки древесины, и является собственностью Российской Федерации – свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, категория земель – земли лесного фонда, вид целевого назначения – защитные леса, категория – леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.
Согласно выписке из государственного лесного реестра №-вн от ДД.ММ.ГГГГ квартал 93 Черноисточинского участка является частью лесного участка с кадастровым номером 66:19:0000000:309, и является собственностью Российской Федерации – свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, категория земель – земли лесного фонда, вид целевого назначения – защитные леса, категория – леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.
В соответствии со ст. 8 Лесного Кодекса РФ от 04 декабря 2006 года № 200-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст.ст. 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
Ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На собственников земельных участков п. 4 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 2, 9 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-ПП, Департамент лесного хозяйства Свердловской области является отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входит в структуру исполнительной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия в области лесных отношений на территории Свердловской области. Департамент осуществляет отдельные полномочия, переданные ему Российской Федерацией в области лесных отношений, в том числе организует использование лесов и их охрану, защиту и т.д., то есть Департамент лесного хозяйства является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.
При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (подпункт "е" пункта 39 Правил).
Как следует из положений п. 2 и п. 3 Правил, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Их проведение в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (применительно к данному делу - Департаментом лесного хозяйства).
Санитарно-оздоровительными мероприятиями в силу п. 28 Правил охватывается очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В судебном заседании также установлено, что на земельный участок 93 квартал Черноисточинского участка Николо-Павловского участкового лесничества Нижнетагильского лесничества не передавался никому в аренду.
Исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Свердловской области отнесено к полномочиям Департамента лесного хозяйства, таким образом мероприятия по ликвидации несанкционированного места размещения отходов путем их сбора, вывоза, утилизации (переработки) следует возложить на Департамент лесного хозяйства, отказав в иске к другим ответчикам.
В соответствии ч. 3 и ч. 5 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837, в п. 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.
Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Департамента лесного хозяйства по охране и защите лесов.
Ссылка представителя ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области ФИО6 на письмо Федерального агентства лесного хозяйства № ЮД-03-54/3674 от 12.04.2013 «О порядке проведения мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора», в соответствии с которым установлено, что полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в том числе на территории земель лесного фонда, действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, является несостоятельной, поскольку указанное письмо носит рекомендательный характер и принято Рослесхозом в целях формирования единого подхода при организации мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора, незаконно размещенных на территориях земель лесного фонда. Кроме того, указанные Рослесхозом в данном письме разъяснения в настоящее время по существу утратили свою актуальность в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 13.10.2015 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ».
В упомянутом Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст.ст. 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 во исполнение ч. 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его ст.ст. 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (п. 4 ч. 1 и ч. 3).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов Свердловской области и ООО «Выйский ДОК» был заключен договор аренды лесного участка площадью 53671,0 га сроком на 49 лет, в состав которого входит Николо-Павловское участковое лесничество <адрес> <адрес>. В судебном заседании представитель ООО «Выйский ДОК» признал исковые требования в указанной части.
Согласно ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества.
По условиям договора аренды ООО «Выйский ДОК» обязалось использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять за счет собственных средств санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.п. «а», «ж», «л» пункта 12 Договора).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (с изменениями и дополнениями) основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются - охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
В исковом заявлении прокурором был предложен срок ликвидации несанкционированных свалок до 01 июня 2017 года. Предложенный прокурором срок суд считает разумным. В то же время в отношении участка, расположенного в квартале 67 Черноисточинского участка Николо-Павловского участкового лесничества Нижнетагильского лесничества, переданного в аренду ООО «Выйский ДОК» суд находит возможным предоставить срок ликвидации несанкционированной свалки до 01 июля 2017 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 12, 173, 194-199, 206 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Департамент лесного хозяйства Свердловской области обязанность в срок до 01 июня 2017 года восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов общим объемом не менее 20 куб.м., расположенной в 93 квартале Черноисточинского участка Николо-Павловского участкового лесничества Нижнетагильского лесничества, координаты мест складирования отходов: от N №
Возложить на Обшество с ограниченной ответственностью «Выйский ДОК» обязанность в срок до 01 июля 2017 года восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов общим объемом не менее 4 куб.м., расположенной в 67 квартале Черноисточинского участка Николо-Павловского участкового лесничества Нижнетагильского лесничества в водоохраной зоне в 5 м от береговой полосы по восточному берегу ручья без названия (Ушаковской канавы), координаты места складирования отходов: N 57°45.086?, Е 59°49.749? (или N 57.751433°, Е 59.82915°).
В удовлетворении исковых требований Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению Свердловской области «Нижне-Тагильское лесничество», государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области», Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Решение в окончательной форме принято 24 января 2017 года.
Судья Луценко В.В.