Дело № 2 -60/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кострома 07 июня 2013 года
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ю.,
при секретаре Гавриловой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голубевой О.Н. к администрации Костромского муниципального района о признании решения органа местного самоуправления незаконным и признании права на приобретение в собственность бесплатно земельного участка,
у с т а н о в и л:
Голубева О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Костромского муниципального района о признании решения органа местного самоуправления незаконным о признании права на приобретение в собственность бесплатно земельного участка площадью ***** кв.м, расположенного по адресу: (адрес), для ведения личного подсобного хозяйства, на основании Закона Костромской области от 21.10.2010 года № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области».
Свои требования обосновала тем, что она, являясь одинокой матерью в неполной семье, воспитывающей двоих детей, проживающей на территории Костромской области, обратилась в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью ***** кв.м, расположенного по адресу: (адрес), для ведения личного подсобного хозяйства. Письмом от ДДММГГГГ администрация отказала ей в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что на момент обращения указанный земельный участок отсутствовал в перечне земельных участков для предоставления отдельным категориям гражданам в целях ведения личного подсобного хозяйства. Со ссылками на ст.ст. 9, 36 Конституции РФ, ст.ст. 28, 34 Земельного кодекса РФ, Закон Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области», Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, Голубева О.Н. просила признать отказ администрации Костромского муниципального района в предоставлении бесплатно в собственность для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью ***** кв.м, расположенного по адресу: (адрес), незаконным, признать за ней право на приобретение бесплатно в собственность для ведения личного подсобного хозяйства указанного земельного участка, обязать ответчика утвердить и выдать схемы расположения спорного земельного участка, а также взыскать расходы по оплате госпошлины.
Истец Голубева О.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Костромского муниципального района Костромской области Смирнова Е.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, считая их незаконными и необоснованными. Суду пояснила, что в соответствии с действующим законодательством земельные участи должны использоваться в соответствии с категорией и видом разрешенного использования. В Кузьмищенском сельском поселении Костромского муниципального района Костромской области 29 июля 2011 г. утвержден Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения, который определяет функциональное зонирование территории поселения. В соответствии с данным Генеральным планом спорный земельный участок находится в границах, отнесенных к землям, предназначенным для индивидуального жилищного строительства. Голубева О.Н. обратилась в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка для личного подсобного хозяйства. Ведение личного подсобного хозяйства и индивидуальное жилищное строительство являются самостоятельными видами разрешенного использования. У каждого вида разный порядок предоставления. Согласно ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами. Полагала, что обстоятельства, определяющие правовой режим земель, функциональные зоны, являются значимыми обстоятельствами для рассмотрения данного дела. Относительно указанной территории ранее не имелось нормативно-правого акта о том, что спорный земельный участок может использоваться для ведения личного подсобного хозяйства. С учетом изложенного считала, что отказ администрации Костромского муниципального района в предоставлении Голубевой О.Н. спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства бесплатно в собственность соответствует нормам действующего законодательства.
Представители третьих лицах - администрации Кузьмищенского сельского поселения и Департамента имущественных и земельных отношений Костромской областив судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
Ранее в письменном отзыве от 9 октября 2012 года глава Кузьмищенского сельского поселения Шапошников Я.А. полагал требования Голубевой О.Н. законными и подлежащими удовлетворению. Указал, что в ДДММГГГГ в соответствии с Законом Костромской области от 21 октября 2010 г. № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» заявитель обратился в администрацию поселения с просьбой согласовать заявление на имя главы Костромского муниципального района о предоставлении земельного участка, расположенного (адрес), площадью ***** кв. м, в собственность бесплатно, как лицо, относящееся к льготной категории граждан. До данного обращения заявителю с администрацией поселения было согласовано месторасположение участка, являющегося свободным от застройки и прав третьих лиц. Для реализации закона области администрацией района установлен порядок, в соответствии с которым главы сельских поселений передают в администрацию района сведения о свободных земельных участках, после чего данные участки утверждаются постановлением главы администрации района и вывешиваются на информационном стенде администрации района, а также на сайте администрации района. Учитывая, что данный порядок не регламентируется как федеральными нормативными актами, нормативными актами субъекта федерации, так и нормативными самой администрации района, администрацией поселения принято решение при реализации закона области следовать нормам, установленным законом, а именно абзацем 3 пункта 3 статьи 3.1, в соответствии с которым при обращении льготных категорий граждан с заявлением о предоставлении земельного участка для личного подсобного хозяйства, данные земельные участки предоставляются в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Заявителю земельный участок был согласован в порядке статьи 34 ЗК РФ, а также положения администрации района, разработанного в соответствии с указанной статьей. После согласования земельного участка, в соответствии с указанными нормами заявителю администрацией поселения выдан ситуационный план участка, акт согласования границ, проект границ. Администрацией Костромского муниципального района заявителю в предоставлении земельного участка было отказано с мотивировкой, что испрашиваемый им земельный участок не находится в списке земельных участков, утвержденном постановлением главы района. Однако установленный районной администрацией порядок утверждения списка свободных земельных участков, во-первых, не предусмотрен действующим законодательством, во-вторых, противоречит самому закону области, так как вопреки указанному закону устанавливает иной порядок, в отличие от порядка, предусмотренного статьей 34 ЗК РФ. Принципиальная разница в порядке, предусмотренном статьями 30-31 и статьей 34 ЗК РФ отсутствует, так как существенной разницей в указанных порядках является лишь возможность проведения торгов. Кроме того, 29 июля 2011 г. решением Совета депутатов поселения № 5-3 утвержден Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения. 8 октября 2012 г. решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения № 10-1 спорная функциональная зона изменена с функциональной зоны «зона застройки малоэтажными, преимущественно индивидуальными жилыми домами» на функциональную зону «зона сельскохозяйственного использования». Действие данного нормативного акта распространено на отношения, возникшие с 1 января 2012 г. Таким образом, учитывая, что действие указанного решения Совета депутатов распространено на предшествующие отношения, ПЗЗ в поселении не приняты, и фактически не установлены виды разрешенного использования, виды разрешенного использования, запланированные Генеральным планом, не исключают предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, вся территория указанной ранее функциональной зоны, в соответствии со схемой современного использования территории, утвержденной в составе Генерального плана, в границах этой зоны, имеет назначение - для ведения личного подсобного хозяйства. Это исторически сложившееся пользование землей. При этом следует учесть, что с момента земельной реформы с 1992 г. жителям поселения в границах указанной территории земельные участки, в соответствии с выданными свидетельствами о правах, предоставлялись с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, п. 4 ст. 28 ЗК РФ предусмотрен ограниченный перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 11 ч. 2 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Пунктом 6 ч.1 ст. 3 Закона Костромской области от 21 октября 2010 г. № 672-4-ЗКО (в редакции от 29 декабря 2011 г.) «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» предусмотрено, что бесплатное предоставление в собственность земельного участка в целях эксплуатации индивидуального жилого дома осуществляется, если на земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, право собственности на который зарегистрировано гражданином в установленном законодательством порядке, в случае, если гражданин Российской Федерации, обратившийся за предоставлением земельного участка является супругом (супругой) в молодой семье либо одним молодым родителем в неполной семье, воспитывающим одного или более детей, проживающим на территории Костромской области, при этом возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет.
Согласно ч. 1.2 ст. 3 вышеназванного Закона гражданам Российской Федерации, указанным в пунктах 1-11 части 1 настоящей статьи, бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, расположенные в границах сельских населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в случае, если гражданин Российской Федерации, обратившийся за предоставлением земельного участка, на момент представления (направления) заявления не имеет в собственности земельного участка, предоставленного для этих целей.
В соответствии со ст. 3.1 Закона Костромской области от 21 октября 2010 г. № 672-4-ЗКО (в редакции от 29 декабря 2011 г.) «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» земельные участки в случаях, указанных в статье 3 настоящего Закона, бесплатно предоставляются в собственность гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Костромской области не менее 5 лет. Данное требование не распространяется на граждан, указанных в пунктах 1, 7 и 8 части 1 статьи 3 настоящего Закона.
Земельные участки предоставляются в собственность бесплатно гражданам Российской Федерации, которые после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не реализовали право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность.
Земельные участки в случае, указанном в части 1.2 статьи 3 настоящего Закона, предоставляются в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
Согласно ч. 3 ст. 3.1 Закона Костромской области предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в рамках реализации данного закона, осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ (в редакции от 21 июня 2011 г.) «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу ст. 3 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).
Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
На основании ч. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (ч. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 5 ст. 34 ЗК РФ).
Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории Костромского муниципального района установлен Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Собрания депутатов Костромского Муниципального района от 6 ноября 2008 г. № 91, согласно разделу 2, граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства и других целей направляют в администрацию Костромского муниципального района заявление, согласованное с главой сельского поселения, на территории которого находится испрашиваемый земельный участок, в котором указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право на земельный участок.
Из представленных суду документов следует, что Голубева О.Н., ДДММГГГГ года рождения, имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей: дочь Г1., ДДММГГГГ года рождения и сына Г2. ДДММГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении детей. Голубевы проживают на территории Костромской области.
Согласно отметке в паспорте, ДДММГГГГ зарегистрировано расторжение брака с Г3., ДДММГГГГ года рождения.
Истица постоянно проживает на территории Костромской области более 5 лет, что подтверждается отметкой в паспорте.
Согласно уведомлениям Управлением Росреестра от ДДММГГГГ №, №, № сведения о правах Голубевой О.Н., Г2. и Г1. на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Голубева О.Н. относится к льготной категории граждан, которая в соответствии с Законом Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям гражданам земельных участков на территории Костромской области» имеет право на однократное приобретение в собственность земельного участка. При этом предоставление земельного участка должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ.
Письмом от ДДММГГГГ за исх. № администрация Костромского муниципального района отказала Голубевой О.Н. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что на момент обращения указанный земельный участок отсутствовал в перечне земельных участков для предоставления отдельным категориям граждан в целях ведения личного подсобного хозяйства, утвержденным постановлением администрации Костромского муниципального района.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе, к жилым зонам и зонам сельскохозяйственного использования.
Согласно п. 5 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Частями 1, 2, 3 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые зоны, зоны сельскохозяйственного использования и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
В силу ч. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства включаются в состав зон сельскохозяйственного использования. Включение территорий, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, в состав жилых зон не предусмотрено.
Из материалов дела усматривается, что на момент отказа администрацией Костромского муниципального района в предоставлении Голубевой О.Н. спорного земельного участка в собственность бесплатно, на территории Кузьмищенского сельского поселения не приняты правила землепользования и застройки, которыми в соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков отдельно по каждой территориальной зоне, определенной градостроительным зонированием.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от 29 июля 2011 г. № 5-3 утвержден Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения.
Пункт 3.10.2 указанного плана определяет функциональное зонирование территории поселения, в соответствии с которым территория, в границах которой находится спорный земельный участок отнесена к жилой функциональной зоне (зоне застройки малоэтажными, преимущественно индивидуальными жилыми домами, которая представляет собой застройку низкой плотности и представлена в основном индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками.
В указанной зоне допускается возведение отдельно стоящих жилых домов усадебного типа; блокированных жилых домов; магазинов с торговой площадью до 40 кв. м, кроме специализированных магазинов строительных материалов и магазинов с наличием в них взрывоопасных веществ и материалов. Для данной зоны предусмотрены следующие виды разрешенного использования объектов недвижимости: разрешается использование объектов недвижимости для надомных видов деятельности в соответствии с санитарными и противопожарными нормами; устройства садов, огородов; постройки бань, саун, при условии канализирования стоков; размещение сооружений, связанных с выращиванием цветов, фруктов, овощей, парников, теплиц, оранжерей и т.д., хозяйственных построек. Для жилых домов усадебного типа разрешается встроенные или отдельно стоящие гаражи, а также открытые стоянки, но не более двух транспортных средств на одном земельном участке. На земельном участке, занятом блокированными жилыми домами, разрешается возведение встроенных или отдельно стоящих гаражей, открытых стоянок на одно транспортное средство. Разрешено размещать устройства и строения для содержания мелкого домашнего скота. К числу условно разрешенных видов использования объектов недвижимости, то есть требующих специального согласования, относятся виды использования объектов недвижимости, имеющих параметры более и менее указанных в требованиях к застройке. Например, размещение детских садов, иных объектов дошкольного воспитания; начальных и средних школ; объектов, связанных с отправлением культа, предприятий общественного питания, кабинетов практикующих врачей, центров народной и традиционной медицины, помещений для занятий спортом, библиотек, аптек, небольших гостиниц, пансионатов, почтовых отделений, телефона, телеграфа.
Из буквального толкования данного пункта Генерального плана Кузьмищенского сельского поселения следует, что территория в границах вышеуказанной функциональной зоны для ведения личного подсобного хозяйства не предназначена, что полностью согласуется с вышеуказанными нормами права, закрепленными в Земельном и Градостроительном кодексе.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, установленные Генеральным планом, исключают предоставление спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от 8 октября 2012 г. № 10-1 «О внесении изменений в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области» в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, утвержденный решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от 29 июля 2011г. № 5-3 были внесены следующие изменения: 1. В приложении № 2 к Генеральному плану - карте (схеме) функциональных зон изменить состав функциональных зон в части населенного пункта - деревни Кузьмищи (приложение); 2. Решение Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от 17 августа 2012 г. № 8-3 «О внесении изменений в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области признано утратившим силу; 3. Действие настоящего решения распространено на отношения, возникшие на 1 января 2012 г.
Из карты (схемы) функциональных зон Кузьмищенского сельского поселения усматривается, что функциональное назначение зоны на северо-востоке д. Кузьмищи изменено с жилой зоны на зону сельскохозяйственного использования.
Решением Костромского районного суда от ДДММГГГГ, вступившим в законную силу ДДММГГГГ, признано недействующим с момента принятия решение Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от 08 октября 2012 года № 10-1 в части: 1. В Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, утвержденный решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от 29.07.2011 № 5-3, внесены следующие изменения: 1.1. В приложении № 2 к Генеральному плану - карте (схеме) функциональных зон изменить состав функциональных зон в части населенного пункта - деревни Кузьмищи (приложение); 3. Действие настоящего решения распространить на отношения, возникшие с 01.01.2012 года.
Исследовав представленные сторонами доказательства и оценив их в совокупности, а также в силу приведенных выше норм права суд приходит к выводу о том, что Голубева О.Н. имеет право на льготное предоставление ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, однако испрашиваемый ею земельный участок расположен на территории Кузьмищенского сельского поселения в границах жилой функциональной зоны, не предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем не может быть предоставлен истцу для ведения личного подсобного хозяйства.
Ссылку представителя администрации Кузьмищенского сельского поселения в письменном отзыве о том, что спорная функциональная зона «это исторически сложившееся пользование землей. С момента земельной реформы с 1992 г. жителям поселения в границах указанной территории земельные участки в соответствии с выданными свидетельствами о правах предоставлялись с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства», суд считает неубедительной, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципальных образований.
Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения, утвержденный 29 июля 2011 г., в силу закона, является документом территориального планирования. Из материалов гражданского дела следует, что до вышеназванного Генерального плана в Кузьмищенском сельском поселении какого-либо иного документа территориального планирования не существовало. В случае, если на спорной территории ранее гражданам предоставлены земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, указанное обстоятельство не является основанием для удовлетворения требований Голубевой О.Н. о предоставлении ей в собственность бесплатно указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Ссылка представителя администрации Кузьмищенского сельского поселения на ч. 4 ст.28 ЗК РФ, по мнения суда, неубедительна по следующим основаниям. Согласно ч.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Между тем часть 2 указанной статьи предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства регламентируется ст.34 Земельного кодекса РФ, ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», а также Законом Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственности отдельным категория граждан земельных участков на территории Костромской области».
При этом суд полагает, что при предоставлении гражданину земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства органы местного самоуправления обязаны руководствоваться не только нормами вышеуказанных правовых актов, но и положениями ст. 85 Земельного кодекса РФ и ст. 35 Градостроительного кодекса РФ.
Ссылка представителя администрации Кузьмищенского сельского поселения на фактическое отсутствие в администрации Костромского муниципального района Перечня земельных участков, которые могли быть предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, (на который указано в ответе администрации от ДДММГГГГ), по мнению суда, несостоятельна. Из материалов гражданского дела с очевидностью следует, что отказ администрации Костромского муниципального района Голубевой О.Н. в предоставлении в собственность испрашиваемого ею земельного участка был связан именно с тем, что данный участок не предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку находится в жилой функциональной зоне.
При таких обстоятельствах суд полагает, что у администрации Костромского муниципального района Костромской области имелись законные основания для отказа Голубевой О.Н. в предоставлении испрашиваемого ею земельного участка в собственность бесплатно.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе Голубевой О.Н. в удовлетворении исковых требований к администрации Костромского муниципального района о признании отказа в предоставлении в собственность для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью ***** кв.м, расположенного по адресу: (адрес), незаконным, о признании права на приобретение бесплатно в собственность для ведения личного подсобного хозяйства указанного земельного участка, об обязании утверждения и выдачи схемы расположения спорного земельного участка.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе Голубевой О.Н. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, судебные расходы по уплате государственной пошлины также взысканию не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Голубевой О.Н. в удовлетворении исковых требований к администрации Костромского муниципального района о признании незаконным отказа администрации Костромского муниципального района Костромской области от ДДММГГГГ исх. № в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью ***** кв. м, расположенного (адрес), для ведения личного подсобного хозяйства; о признании права на приобретение бесплатно в собственность указанного земельного участка; о возложении на администрацию Костромского муниципального района обязанности с учетом зонирования территории в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории; о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере ***** руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Федеральный судья С.Ю.Иванова