Решение по делу № 2-99/2017 ~ М-68/2017 от 27.02.2017

Дело № 2-99/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2017 года                      город Аткарск

Аткарский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Толкуновой М.В.,

при секретаре судебного заседания Денисовой Т.С.,

с участием:

прокурора Аткарской межрайонной прокуратуры Вдовенко А.Г.,

ответчиков Шульгиной ФИО22, Шульгина ФИО23, представителя ответчиков - Харченко А.В.,

представителя третьего лица – главы Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области – Морозовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Аткарск 13 апреля 2017 года гражданское дело по иску заместителя прокурора Саратовской области в защиту интересов Российской Федерации к Шульгиной ФИО24, Шульгину ФИО25 об обращении в доход Российской Федерации имущества (недвижимого), в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы,

установил:

Заместитель прокурора Саратовской области обратился в защиту интересов Российской Федерации в Аткарский городской суд Саратовской области с иском к Шульгиной ФИО26, Шульгину ФИО27 об обращении в доход Российской Федерации имущества (недвижимого), в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

Исковые требования обоснованы заместителем прокурора Саратовской области тем, что прокуратурой Саратовской области рассмотрены материалы о результатах осуществления контроля за расходами лица, замещающего должность муниципальной службы в администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области – главного специалиста администрации Кочетовского муниципального образования Шульгиной Н.П., а также за расходами ее супруга – Шульгина В.И. В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Согласно подпункту «ж» пункта 1 части 1 статьи 2 и части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки. Согласно части 2 статьи 10.2 Закона Саратовской области от 2 августа 2007 года № 157-ЗСО «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области», муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими области. В указанный перечень должностей муниципальной службы, утвержденный решением Совета депутатов Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области от 11 февраля 2015 года № 42, включена должность главного специалиста администрации Кочетовского муниципального образования, которую замещает Шульгина Н.П. В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации. В силу статьи 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры при получении материалов, предусмотренных частью 3 статьи 16 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы. Согласно статье 235 ГК РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда, в том числе, производится обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы. В соответствии со статьей 5.1 Закона Саратовской области от 29 декабря 2006 года № 155-ЗСО «О противодействии коррупции в Саратовской области», постановлением Губернатора Саратовской области от 7 июня 2013 года № 226, контроль за расходами лиц, замещающих должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по решению Губернатора Саратовской области осуществляет государственный орган области по управлению государственной службой - управление кадровой политики и государственной службы Правительства области. 8 декабря 2016 года в Прокуратуру Саратовской области от Губернатора Саратовской области поступили материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами Шульгиной Н.П., занимающей должность главного специалиста администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области, и ее супруга Шульгина В.И. Как следует из материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Шульгиной Н.П. совершена сделка по приобретению в собственность жилого помещения – комнаты площадью 9,3 кв.м. по адресу: <адрес>. Сумма сделки по приобретению указанного недвижимого имущества составила 750000 рублей. В справке о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, представленной Шульгиной Н.П. в качестве источника получения средств, за счет которых ею приобретено имущество, указаны личные сбережения (накопления за предыдущие годы). Согласно справке о доходах и расходах за 2012 год, заработок Шульгиной Н.П. по основному месту работы - ведущий специалист администрации Елизаветинского МО, составил 88701 рубль 98 копеек, а заработок супруга Шульгина В.И. – 108000 рублей. Согласно справке 2-НДФЛ доход Шульгиной Н.П. за 2013 года по основному месту работы - ведущий специалист администрации Елизаветинского МО, составил 18995 рублей 44 копейки, в Аткарском РАЙПО сумма дохода составила 96580 рублей 76 копеек, согласно справке о доходах супруга Шульгина В.И. его доход составил 80400 рублей. За 2014 год, согласно справкам о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера заработок Шульгиной Н.П. по основному месту работы - главный специалист администрации Кочетовского МО, составил 27919 рублей 01 копейку, в ООО «РОСАГРО-Саратов» сумма дохода составила 22358 рублей 28 копеек, а доход ее супруга Шульгина В.И. составил 80400 рублей. Таким образом, согласно сведениям Шульгиной Н.П. и Шульгина В.И. сумма их общего дохода составила 522792 рубля. Вместе с тем, по данным ИФНС России № 13 по Саратовской области, общая сумма доходов Шульгиной Н.П. и ее супруга Шульгина В.И. за три года, предшествующих совершению вышеуказанной сделки (2012, 2013 и 2014 годы), подтвержденная справками формы 2-НДФЛ, фактически составляет 400617 рублей, что на 122175 рублей меньше указанных ими доходов. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Шульгиной Н.П. и Шульгиным В.И. с привлечением средств материнского (семейного) капитала приобретена часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Общая сумма сделки составила 560000 рублей, из которых средства материнского 9Семейного) капитала – 397894 рубля. Таким образом, сумма расходов по совершению сделки в 2015 году муниципальным служащим Шульгиной Н.П. превышает ее доход и доход ее супруга Шульгина В.И. за три предыдущих года (2012,2013,2014) на 349348 рублей, а с учетом расходов по сделке от ДД.ММ.ГГГГ - на 511454 рубля. В ходе проводимой Аткарской межрайонной прокуратурой проверки, Шульгина Н.П. и Шульгин В.И. пояснили, что их семьей в 2012-2014 годах получены дополнительные доходы от реализации мяса свиней, выращенных в личном подобном хозяйстве. Также при получении сведений об источниках происхождения средств, за счет которых совершена «подконтрольная» сделка, в рамках прокурорской проверки Шульгина Н.П. и Шульгин В.И. сообщили, что договоры дарения либо займа денежных средств с лицами и кредитными организациями при покупке комнаты ими не заключались. Впоследствии, при осуществлении процедуры контроля за их расходами, Шульгиной Н.П. был представлен договор займа от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 300000 рублей, заключенный с Габихом П.А. По информации УФНС России по Саратовской области, сведения о доходах, полученных Габихом П.А. в 2012-2015 годах, в базе данных налогового органа отсутствуют. Анализ представленных сведений, по мнению прокурора, позволяет сделать вывод о том, что денежные средства, полученные ответчиком Шульгиной Н.П. из указанного источника, не могут быть учтены в качестве законных доходов, поскольку доходы займодавца, и, как следствие, наличие у него фактической возможности совершить сделку по займу денежных средств в размере 300000 рублей, не подтверждены. В качестве источников получения денежных средств, как указывает в иске прокурор, также не могут учитываться доходы ответчиков от реализации мяса, поскольку доказательств, подтверждающих факт получения ими данных доходов, не имеется. Кроме того, указанные денежные средства в справках о доходах и расходах в 2012-2014 годах задекларированы не были, в связи с чем, не могут быть учтены как доходы, полученные в установленном законном порядке. Таким образом, сумма сделки по приобретению жилого помещения по адресу: <адрес>, значительно превышает совместный доход семьи Шульгиных за трехлетний период, предшествующий ее совершению. В ходе контроля за расходами Шульгиной Н.П. и Шульгина В.И. сведений, подтверждающих приобретение вышеуказанного жилого помещения стоимостью 750000 рублей на законные доходы, не представлено. Неисполнение требований антикоррупционного законодательства, выраженное в непредставлении доказательств, подтверждающих приобретение Шульгиной Н.П. объекта недвижимого имущества на законные доходы, нарушает интересы Российской Федерации в сфере реализации антикоррупционной политики. Просит, в этой связи, обратить в доход Российской Федерации объект недвижимости – комнату площадью 9,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую Шульгиной ФИО28.

В судебном заседании представитель процессуального истца – прокуратуры Саратовской области Вдовенко А.Г., поддержав исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что выявленные в ходе осуществления контроля за доходами муниципального служащего Шульгиной Н.П. и ее супруга Шульгина В.И. несоответствия их доходов расходам, понесенным в 2015 году, при проведении проверки были подтверждены, каких-либо объективных доказательств, подтверждающих приобретение Шульгиной Н.П. спорного недвижимого имущества на законные доходы, представлено не было, в связи с чем, был предъявлен настоящий иск.

В судебном заседании ответчик Шульгина Н.П. исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать, при этом пояснила, что в должности главного специалиста администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района она работает с 1 октября 2014 года, ранее, с 2010 года, она занимала должность ведущего специалиста администрации Елизаветинского муниципального образования Аткарского муниципального района. При замещении должности ведущего специалиста администрации Елизаветинского муниципального образования Аткарского муниципального района ее были поданы сведения о доходах, расходах на себя и своего супруга и несовершеннолетних детей за 2012, 2013 годы и при замещении должности главного специалиста администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района в 2015 и 2016 г.г. ею были поданы сведения о доходах, расходах на себя, своего супруга и несовершеннолетних детей за 2014,2015 годы. Согласно справке о доходах за 2012 год, ее доход по основному месту работы в должности ведущего специалиста администрации Елизаветинского муниципального образования Аткарского муниципального района составил 88701 рубль 98 копеек, а ее супруга Шульгина В.И. составил 108000 рублей, хотя фактически, согласно справке по форме 2-НДФЛ ее доход составил 84286 рублей 54 копейки. В 2013 году ее доход в должности ведущего специалиста администрации Елизаветинского муниципального образования Аткарского муниципального района составил 18995 рублей 44 копейки, в Аткарском РайПО сумма дохода составила 96580 рублей 76 копеек, доход супруга, согласно справке о доходах, составил 80400 рублей, тогда как, по справке, выданной налоговым органам – 2-НДФЛ, доход супруга, который работал в КФХ Габиха П.А., составил 54653 рубля. В 2014 году ее доход по основному месту работу в должности главного специалиста администрации Кочетовского муниципального образования составил 27919 рублей 01 копейка, в ООО «РОСАГРО-Саратов» сумма дохода составила 22358 рублей 28 копеек, в Аткарском РайПО доход составил 29951 рубль 60 копеек, доход супруга составил 65932 рубля 38 копеек, согласно справке по форме 2-НДФЛ. В справке о доходах указана сумма дохода в размере 80400 рублей. Эти ведения она указывала с его слов, поскольку он работал в КФХ и точную сумму дохода можно было определить только по окончании финансового года. В 2014 году на средства материнского (семейного) капитала ими была приобретена часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Общая сумма сделки составила 560000 рублей, средства материнского (семейного) капитала составили 397894 рубля рублей, а остальные средства – это личные сбережения. В 2015 году она приобрела в собственность комнату в <адрес>2 за 750000 рублей. Данная комната была приобретена на накопленные за предыдущие годы с учетом всех полученных доходов от работы, а также продажи свиных туш, поскольку, начиная с 2001 года в их личном подсобном хозяйстве выращивалось ежегодно порядка 35-40 голов свиней, которые впоследствии они реализовывали посредством продажи мяса индивидуальным предпринимателям либо простым потребителям. Доходы, полученные от личного подсобного хозяйства в справках о доходах и расходах на нее, супруга и несовершеннолетних детей за 2012, 2013,2014 годы не отражались, в связи с чем, сумма общего дохода за 2012,2013,2014 годы составила лишь 522792 рубля. Доход от реализации мяса, в среднем, в год составляет около 150000 рублей, не считая расходов на приобретение кормов. Кроме того, в 2015 году ее отец – Габих П.А. передал ей взаймы денежные средства в размере 300000 рублей, которые они также использовали на приобретение квартиры, а также произвели в комнате ремонт.

В судебном заседании ответчик Шульгин В.И. исковые требования не признал, поддержал объяснение, данное ответчиком Шульгиной Н.П., при этом пояснив, что в 2012-2014 г.г. он регулярно имел доход, поскольку работал у КФХ «Габих П.А.». Однако за 2012 год сведений о его доходах в ИФНС не имеется, поскольку он являлся членом КФХ «Габих П.А.» и доход был общим на все крестьянское (фермерское) хозяйство. Между тем, он свой доход подсчитал, и он равнялся сумме в размере 108000 рублей, что Шульгиной Н.П. и было указано в справке о доходах за 2012 год. С 2013 года он стал работать в КФХ «Габих П.А.» по найму, поэтому сведения о его доходах отражены в справках по форме 2-НДФЛ, эти доходы он подтверждает. Кроме того, с 2001 года после приобретения в собственность жилого дома по адресу: <адрес>А, они стали заниматься ведением личного подсобного хозяйства, выращивая свиней, домашнюю птицу, несколько лет держали и крупный рогатый скот. Выращенных свиней они круглогодично реализовывали и реализуют до настоящего момента частным лицам либо индивидуальным предпринимателям, которые, в свою очередь, реализуют их на рынке. Он ведет учет тому, сколько свиных туш им реализовано. Таким образом, от реализации свиных тушек в 2012 году он получил доход в сумме 137900 рублей, в 2013 году в сумме 145200 рублей, в 2014 году в сумме 158300 рублей, то есть, в среднем, около 140000 рублей в год. После того, как прокурором было подано исковое заявление в суд, он задекларировал свои доходы, полученные от ведения личного подсобного хозяйства, хотя законом такая обязанность не установлена. Но, поскольку его и супругу обвиняют в том, что они приобрели комнату для своего сына в г. Саратове на неподтвержденные доходы, он обратился в налоговый орган и эти доходы задекларировал и, соответственно, уплатит налог. Кроме доходов от ведения личного подсобного хозяйства, у него имеется доход от выполнения различных работ по устным договоренностям с односельчанами либо жителями других сел, входящих в Кочетовское МО. На тракторе он чистит дороги от снега в зимний период, круглогодично производит откачку жидких отходов в жилых домах и другие работы. В этой связи у него всегда имеются личные сбережения, о которых супруга может и не знать. Однако все эти доходы наряду с доходами, полученными от основной его деятельности в КФХ «Габих П.А.», составляют общий семейный бюджет, поэтому при покупке для сына комнаты в г. Саратов в 2015 году, они собрали все деньги, какие у них накопились, и приобрели комнату. Считал требования прокурора необоснованными, поскольку он рабочий человек, всю жизнь прожил в селе, привык трудиться и зарабатывать деньги честным трудом, поскольку иного для себя не представляет.

В судебном заседании представитель третьего лица – Глава администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области Морозова Е.В. возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, пояснив, что Шульгина Н.П. ранее работала в администрации Елизаветинского муниципального образования ведущим специалистом, затем она со службы уволилась, работала в других организациях. В 2014 году, с 1 октября она была принята на работу главным специалистом администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района. При заполнении сведений о доходах и расходах за 2015 год, Шульгина Н.П. обращалась к ней с вопросом о том, каким образом, согласно методическим рекомендациям, заполнить разделы справки о доходах и расходах. Шульгина Н.П. пояснила, что у них имелись с супругом денежные накопления от реализации мяса свиней, которых они выращивали в личном подсобном хозяйстве. В этой связи, изучив методические рекомендации, они приняли решение, что Шульгина Н.П. укажет в графе в качестве источника получения средств - накопление за предыдущие годы. У семьи Шульгиных действительно большое личное подсобное хозяйство, они выращивают свиней для последующей реализации. За период с 2012 по 2015 г.г. они держали не менее 35-40 свиней каждый год и реализовывали. Поскольку в справке о доходах отсутствует такая графа, как доходы от ведения личного подсобного хозяйства, Шульгина Н.П. и указала источник как «накопление за предыдущие годы», поскольку оснований сомневаться в том, что они действительно имеют в год от реализации свиней сумму, о которой пояснял Шульгин В.И., не имеется. Сведениями из похозяйственной книге по селу Елизаветино подтверждается размер личного подсобного хозяйства Шульгиных, количество сельскохозяйственных животных, домашней птицы. Помимо этого, Шульгина Н.П. в 2016 году была привлечена к дисциплинарной ответственности за неверное заполнение справки о доходах, поскольку не указала в разделе 4 имеющийся у нее в АО «Россельхозбанк» счет, более никаких замечаний по заполнению справки не имелось.

Представитель третьего лица - Правительства Саратовской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения прокурора, ответчиков, мнение их представителя Харченко А.В., полагавшего, исковые требования не подлежащими удовлетворению, главу Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Морозову Е.В., допросив свидетелей, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд в процессе рассмотрения дела установил следующие обстоятельства.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируется Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ).

Согласно ч.ч. 1, 1.1 ст. 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ муниципальные служащие, замещающие указанные должности муниципальной службы, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов РФ.

Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов РФ.

Лица, претендующие на замещение должностей и замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляют такие сведения по форме справки, утвержденной Указом Президента РФ от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

Контроль за соответствием расходов муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ) и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч. 1.2 ст. 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ).

В силу ст. 1 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ) указанный Федеральный закон в целях противодействия коррупции устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом (далее - контроль за расходами), а также определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ названный Федеральный закон устанавливает контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих), в частности, муниципальные должности.

Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ предусмотрено, что лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Сведения о расходах, предусмотренные Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ и Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, отражаются в соответствующем разделе справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденной Указом Президента РФ от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

Согласно постановлению Губернатора Саратовской области от 7 июня 2013 года № 226 «Об утверждении Положения о порядке принятия решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности Саратовской области, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Саратовской области, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», которым утверждено положение о порядке принятия решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности Саратовской области, муниципальные должности на постоянной основе, должности государственной гражданской службы Саратовской области, включенные в перечни, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Саратовской области, должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами Саратовской области и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно указанному положению, контроль за расходами вышеуказанных лиц, а также за расходами их супруга (супругов) и несовершеннолетних детей, осуществляет государственный орган области по управлению государственной службой - управление кадровой политики и государственной службы Правительства области, если иное не предусмотрено федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами области.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.

На основании статьи 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры при получении материалов, предусмотренных частью 3 статьи 16, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно распоряжению главы администрации Елизаветинского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области от 14 мая 2010 года № 14-к Шульгина ФИО29 принята с 11 мая 2010 года в администрацию Елизаветинского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области ведущим специалистом (л.д.293).

Шульгина Н.П. с 1 октября 2014 года занимает должность главного специалиста администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области (л.д.295-296).

Согласно части 2 статьи 10.2 Закона Саратовской области от 2 августа 2007 года № 157-ЗСО «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области», муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими области.

В этот перечень включена должность главного специалиста администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области.

Ответчики состоят в зарегистрированном браке, имеют несовершеннолетнего ребенка.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Шульгина Н.П. приобрела в собственность жилое помещение – комнату площадью 9,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Согласно условий указанного договора (п.3), цена продаваемой недвижимости составила 750000 рублей, которые «Продавец» получил с «Покупателя» наличными денежными средствами непосредственно при подписании настоящего договора (л.д.121-122).

Шульгина Н.П. является собственником указанного жилого помещения с 28.10.2015 года, то есть, с даты государственной регистрации перехода права собственности Шульгиной Н.П. (л.д.125).

ДД.ММ.ГГГГ Шульгин ФИО30, Шульгина ФИО31, Шульгина ФИО32, Шульгин ФИО33 приобрели в общую долевую собственность часть жилого дома с тремя сараями, гаражом, общей площадью 92,1 кв.м., земельный участок, общей площадью 899 кв.м. по адресу: <адрес> стоимостью 560000 рублей (л.д. 123-124). Ответчики и их дети являются собственниками указанных объектов недвижимого имущества с даты государственной регистрации перехода права собственности, то есть с 21 апреля 2014 года (л.д.126-133).

Согласно справке формы 2-НДФЛ о доходах Шульгиной Н.П. за 2012 год, сумма доходов по основному месту работы (администрация Елизаветинского муниципального образования) составила 84286 рублей 54 копейки (л.д.37).

Согласно объяснениям ответчиков, данных в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ, пояснениям ответчиков в судебном заседании, в 2012 году сумма доходов Шульгиной Н.П., указанной в справке о доходах, составила 88701 рубль 98 копеек, супруга Шульгина В.И. в 2012 году составила сумму в размере – 108000 рублей (л.д.38-40, 41-43).

Согласно справкам формы 2-НДФЛ сумма дохода Шульгиной Н.П. за 2013 год (январь-февраль) по месту работы в администрации Елизаветинского муниципального образования составила 18995 рублей 44 копейки, по месту работы в Аткарском РайПО сумма дохода составила 96580 рублей 76 копеек, доход супруга Шульгина В.И. по месту работы в КФХ «Габих П.А.» составил сумму в размере 54653 рубля 00 копеек (л.д.34-35,36).

Согласно справке о доходах, об имуществе и обязательствам имущественного характера супруга Шульгиной Н.П. – Шульгина В.И. за 2013 год его доход составил 80400 рублей (л.д.100-106). У Шульгиной Н.П., согласно справке о доходах, об имуществе и обязательствам имущественного характера за 2013 год, дохода не имелось (л.д.94-99), согласно объяснениям, данным в ходе проведения проверки и в судебном заседании, доход ее в 2013 году сложился из заработка по месту работы в администрации Елизаветинского муниципального образования в сумме 18995 рублей 44 копейки за два месяца, по месту работы в Аткарском РайПО сумма дохода составила 96580 рублей 76 копеек (л.д.38-40).

Согласно справкам формы 2-НДФЛ сумма дохода Шульгиной Н.П. за 2014 год по месту работы в администрации Елизаветинского муниципального образования составила 27919 рублей 01 копейка, по месту работы в Аткарском РайПО сумма дохода составила 29951 рубль 06 копеек, в ООО «РОСАГРО-Саратов» сумма дохода составила 22358 рублей 28 копеек, доход супруга Шульгина В.И. по месту работы в КФХ «Габих П.А.» составил сумму в размере 61225 рублей 00 копеек, в ГУЗ СО «<адрес> больница» – 4707 рублей 38 копеек (л.д.29-31,32-33).

За 2014 год, согласно справкам о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также объяснениям ответчиков в ходе проводимой проверки, доход по основному месту работы Шульгиной Н.П. в администрации Кочетовского муниципального образования составил 27919 рублей 01 копейку, в ООО «РОСАГРО-Саратов» сумма дохода составила 22358 рублей 28 копеек, а доход ее супруга Шульгина В.И. составил 80400 рублей (л.д.76-78, 79-81).

Таким образом, согласно сведениям, предоставленным Шульгиной Н.П. в отношении себя лично и в отношении своего супруга Шульгина В.И. сумма их общего дохода в 2012-2014 г.г. составила сумму в размере 523355 рублей 47 копеек.

Вместе с тем, как указывалось судом выше, по данным ИФНС России № 13 по Саратовской области, общая сумма доходов Шульгиной Н.П. и ее супруга Шульгина В.И., согласно справкам по форме 2-НДФЛ, за три года, предшествующих совершению вышеуказанной сделки (2012,2013 и 2014 годы), величина дохода супругов Шульгиных фактически составляет 400677 рублей 01 копейка, что на 122678 рублей 46 копеек меньше их доходов, указанных в справках, которые предоставлялись муниципальным служащим – ответчиком Шульгиной Н.П.

Кроме того, согласно договору купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, Шульгина Н.П. и Шульгин В.И. понесли расходы в сумме 162105 рулей 07 копеек, при приобретении части жилого дома с земельным участком по адресу: <адрес>. Сумма сделки составила сумму в размере 560000 рублей, сумма в размере 397894 рубля 93 копейки уплачивалась за счет средств материнского (семейного) капитала (л.д.123-124,46).

Таким образом, общая сумма доходов семьи Шульгиных за 2012-2014 г.г. с учетом расходов по вышеуказанной сделке составила сумму в размере 238571 рубль 01 копейка.

Согласно исследованным в судебном заседании письменным доказательствам, в процессе проведения Аткарской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области, был сделан вывод о несоответствии расходов главного специалиста администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области Шульгиной Н.П. общему доходу, полученным ею и ее супругом за три последних года, предшествующих совершению сделки - приобретении Шульгиной Н.П. в собственность жилого помещения по адресу: <адрес>.

В этой связи распоряжением губернатора Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ -р «О принятии решения об осуществлении контроля за расходами муниципального служащего и ее супруга» (л.д.22) определено управлению кадровой политики и государственной службы Правительства Саратовской области осуществить контроль за расходами главного специалиста администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Шульгиной ФИО34 и ее супруга в связи с совершением в течение отчетного периода 2015 года сделки по приобретению объекта недвижимости на общую сумму, превышающую общий доход указанного муниципального служащего и ее супруга за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

В силу статей 1 и 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией). Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

В целях реализации основополагающих принципов противодействия коррупции в Российской Федерации, таких как законность, защита основных прав и свобод человека и гражданина, действующее законодательство в рамках контроля за соответствием расходов муниципального служащего его доходам, представляет муниципальному служащему возможность представить сведения об источниках получения средств, за счет которых им совершена сделка, сумма которой превышает общий доход за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Как поясняли в судебном заседании ответчики, доход их семьи складывается из заработной платы – Шульгиной Н.П. и Шульгина В.И., получаемой по месту работы, а также средств, полученных в связи с ведением личного подсобного хозяйства, а именно, продажа свиных туш физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако доходы, полученные от личного подсобного хозяйства в справках о доходах, расходах на Шульгиной Н.П. не отражались, поскольку это не является обязательным в силу закона. Они осуществляли ежегодно накопление денежных средств с целью приобретения в 2015 году сыну – Шульгину Д.В., жилого помещения для проживания в период учебы в г. Саратов, то есть по окончании им средней школы. Доход от реализации свиных туш в среднем за год составляет около 140000 рублей. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ с Габихом П.А., отцом Шульгиной Н.П., был заключен договор займа на сумму 300000 рублей.

В обоснование своих утверждений о приобретении имущества – комнаты площадью 9,3 кв.м. в 2015 году на законные доходы, сторона ответчиков представила договор займа от ДД.ММ.ГГГГ, совершенный между Шульгиной ФИО35 (заемщик) и Габих Петром ФИО36 (займодавец) на сумму 300000 рублей (л.д.44-45), письменные объяснения в виде расписок ФИО6 (л.д.48), Хабаровой ФИО37 (л.д.49), Кныш ФИО38 (л.д.50), приобретавших каждый у Шульгина В.И. в среднем по 3-4 тушки в год, весом 60-70 кг по цене 140 рублей за килограмм.

Свидетель Габих П.А. в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ заключил с дочерью - Шульгиной Н.П. договор займа денежных средств на сумму в размере 300000 рублей на срок пять лет с целью оказания ей финансовой помощи в приобретении комнаты в <адрес>.

Согласно налоговым декларациям на доходы физических лиц Шульгина В.И. за 2012-2014 г.г., в 2012 году им получен доход от реализации мяса в сумме 441400 рублей (в 2012 году – 137900 рублей, в 2013 году – 145200 рублей, в 2014 году – 158300 рублей (л.д.245-250).

Согласно выписке из похозяйственной книги по лицевому счета хозяйства Шульгина В.И. по адресу: <адрес>, в личном подсобном хозяйстве Шульгина В.И. имеются сельскохозяйственные животные – свиньи. В 2012 году Шульгины содержали 39 голов свиней, в 2013 году – 41 голову, в 2014 году – 45 голов (л.д.138-141).

Кроме того, в судебном заседании свидетель Гастиев З.К. показал, что регулярно, с 2012 года и по 2015 год приобретал в подсобном хозяйстве у Шульгина В.И. в с. Елизаветино Аткарского района свиные туши с целью их дальнейшей реализации. Каждый год покупал не менее 5-7 тушек по цене от 100 до 150 рублей за килограмм, тушки весом от 60 до 70 кг. Денежные средства за приобретенный товар передавал непосредственно Шульгину В.И.

Свидетель ФИО15показал в судебном заседании, что в период с 2012 по 2016 г.г. у Шульгиных в с. Елизаветино покупал свиные туши для дальнейшей продажи. Рассчитывался за тушки сразу при покупке денежными купюрами. Деньги отдавал Шульгину В.И. либо Шульгиной Н.П. В год покупал по 10-12 тушек по цене 130-150 рублей за килограмм, вес туш от 60 до 75 кг.

Свидетель Калинина Н.И. в судебном заседании показала, что ее брат – Шульгин В.И. и супруга Шульгина Н.П. содержат личное подсобное хозяйство с 2001 года, выращивают свиней, домашнюю птицу. Раньше держали и крупный рогатый скот. Шульгин В.И. реализует закупщикам мяса или непосредственно продавцам, торгующим на рынке, свиные туши на протяжении всего указанного периода времени. Она проживает в <адрес>, ее сослуживцы и знакомые приобретают мясо у Шульгина В.И. регулярно для употребления в пищу, поскольку качество мяса отменное. Шульгин В.И. и Шульгина Н.А. ежегодно от реализации мяса имеют немалый доход.

Свидетель ФИО18 показал в судебном заседании, что проживает в г. Аткарск, знаком с Шульгиным В.И., покупает у него свиное мясо для употребления в пищу около пяти лет.

Показания свидетелей ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО18, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний в соответствии со ст. 307 УК РФ, последовательны, логичны и непротиворечивы, согласуются между собой и установленными по делу обстоятельствами, что не дает суду поводов сомневаться в их достоверности.

В силу ст.ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не представлено, не добыто таковых и в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 26-П положения подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой, допуская обращение в порядке гражданского судопроизводства в доход Российской Федерации принадлежащих лицу, замещающему должность государственной (муниципальной) службы, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых таким лицом не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, а также денежных средств, полученных от продажи такого имущества, эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования:

предполагают необходимость учета при определении оснований применения данной меры государственного принуждения всего объема законных доходов, которые были получены указанными лицами и могли быть использованы для приобретения соответствующего имущества, в том числе законных доходов, не отраженных в представленных государственным (муниципальным) служащим сведениях о доходах, и позволяют указанным лицам представлять доказательства законности происхождения своих доходов;

не препятствуют суду принимать любые допустимые Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации доказательства, представленные как государственным (муниципальным) служащим, так и его супругой (супругом) и - с особенностями, установленными данным Кодексом, - несовершеннолетними детьми в подтверждение законного происхождения средств, позволивших приобрести соответствующее имущество, которые подлежат оценке судом по его внутреннему убеждению с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении;

не препятствуют суду при выявлении незначительного расхождения размера доходов, законность происхождения которых подтверждена, и размера расходов на приобретение соответствующего имущества с учетом фактических обстоятельств конкретного дела определить ту его часть, которая приобретена на доходы, законность происхождения которых не доказана, и потому подлежит обращению в доход Российской Федерации (либо денежные средства, полученные от реализации такого имущества), а также определить порядок исполнения своего решения с учетом особенностей этого имущества.

Основываясь на изложенном, суд приходит к выводу о том, что при проведении проверки достоверности и полноты сведений о расходах, представленных ответчиками, не учитывались их личные сбережения, полученные накоплениями за счет ведения личного подсобного хозяйства. Доказательства в обоснование получения указанных накоплений, представленные ответчиками, суд находит достоверными и допустимы. Факт ведения ответчиками личного подсобного хозяйства не оспаривался в судебном заседании прокурором.

Таким образом, учитывая сумму дохода Шульгиной Н.П. и Шульгина В.И. – 400677 рублей 01 копейка за 2012-2014 г.г. (за вычетом суммы в размере 162106 рублей, израсходованной ответчиками в 2014 году на приобретение части жилого дома и земельного участка <адрес>) - 238571 рубль 01 копейка, но с учетом дохода от реализации мяса (согласно декларации о доходах) в сумме 441400 рублей, суд приходит к выводу о том, что общая сумма дохода Шульгиной Н.П. и Шульгина В.И. за указанный период времени, предшествующий совершению сделки, составляет 679971 рубль 01 копейка.

Оценивая же доказательства в части заключения с Габихом П.А. договора займа на сумму 300000 рублей, суд приходит к выводу о том, что в силу близких родственных отношений с ответчиками, указанный свидетель не заинтересован в объективном изложении обстоятельств дела, оформленный в простой письменной форме между договор займа о передаче денежных средств, составлен лишь с целью придания видимости законности получения Шульгиной Н.П. данных денежных средств и не может быть принят судом во внимание.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 29 ноября 2016 года № 26-П, по буквальному смыслу подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», предполагается, что имущество, в отношении которого государственным (муниципальным) служащим не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, подлежит изъятию в целом, независимо от того, что в какой-то части затраты на его приобретение могли быть произведены из законных доходов.

Избранный федеральным законодателем подход, основанный на учете и сопоставлении поддающегося фиксации и оценке совокупного дохода государственного (муниципального) служащего и его супруги (супруга) за определенный период (три года) и произведенных ими расходов, обеспечивает соблюдение баланса частных и публичных интересов при применении данной меры государственного принуждения к лицу, в отношении имущества которого не доказана законность происхождения доходов, направленных на его приобретение, и, следовательно, является конституционно допустимым.

Вместе с тем в отдельных случаях - особенно если при выявлении несоответствия расходов государственного (муниципального) служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за определенный период их общему доходу доля доходов, законность которых не доказана, оказывается незначительной - изъятие в целом имущества, происхождение которого презюмируется как незаконное, может повлечь в нарушение статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации несоразмерное целям борьбы с коррупцией ограничение прав указанных лиц, что, принимая во внимание право соответствующего собственника доказывать факт приобретения того или иного имущества на законные доходы, не исключает и право суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела обращать в доход государства только ту часть имущества, законность приобретения которой не доказана.

Суд, оценивая в отдельности и в совокупности представленные сторонами доказательства, приходит к выводу о том, что совокупный доход ответчиков за отчетный период, составляющий 679971 рубль 01 копейка, не соответствует сумме приобретенного объекта недвижимости – комнаты за 750000 рублей и превышает общий доход семьи на 70028 рублей 99 копеек.

Между тем, изложенное не позволяет суду сделать вывод о том, что денежные средства на приобретение спорной комнаты получены Шульгиной Н.П. и Шульгиным В.И. на незаконных основаниях.

Исходя из фактических обстоятельств настоящего дела, суд находит данную сумму незначительной, и приходит к выводу, что взысканию в доход государства подлежит только приведенная сумма, полагая ее той частью имущества, законность приобретения которой не доказана с учетом вида имущества (недвижимого), а именно, жилого помещения – комнаты.

Ссылки истца на то, что законные доходы – это доходы, происхождение которых обязанным лицом документально подтверждено, не основаны на нормах права, а потому не принимаются судом во внимание.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Саратовской области и взыскании с Шульгиной Н.П. и Шульгина В.И. солидарно в доход Российской Федерации денежных средств в размере 70028 рублей 99 копеек.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, в солидарном порядке в размере 2300 рублей 86 копеек.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес> удовлетворить частично.

Взыскать с Шульгиной ФИО40, Шульгина ФИО39 солидарно в доход Российской Федерации денежные средства в размере 70028 рублей 99 копеек, в остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Шульгиной ФИО41, Шульгина ФИО42 солидарно в доход бюджета Аткарского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 2300 рублей 86 копеек.

Принятое по делу решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда посредством принесения апелляционного представления прокурором и подачи апелляционной жалобы иными лицами, участвующими в деле, через Аткарский городской суд Саратовской области в течение месяца со дня, следующего за днем принятия решения судом в окончательной форме (составления мотивированного решения).

Председательствующий судья:                     М.В. Толкунова

Мотивированное решение составлено 18 апреля 2017 года.

Председательствующий судья:                     М.В. Толкунова

2-99/2017 ~ М-68/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ПРОКУРОР, Вдовенко А.Г
Ответчики
Шульгин Вячеслав Иванович
Шульгина Наталья Петровна
Другие
Администрация Кочетовского МО Аткарского МР
Суд
Аткарский городской суд Саратовской области
Судья
Толкунова Маргарита Вячеславовна
Дело на странице суда
atkarsky--sar.sudrf.ru
27.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2017Передача материалов судье
01.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2017Подготовка дела (собеседование)
15.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2017Судебное заседание
05.04.2017Судебное заседание
06.04.2017Судебное заседание
12.04.2017Судебное заседание
13.04.2017Судебное заседание
18.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее