РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2023 г. г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Томиловой М.И.,
при секретаре Кондратьевой И.Ф.,
с участием административного истца – Сидорова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 63RS0030-01-2022-004958-04 (производство № 2а-447/2023) по административному иску Сидорова М.А к Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области, Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области о признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию,
УСТАНОВИЛ:
Сидоров М.А. обратился с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области о признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию, мотивировав свои требования тем, что в его личном кабинете налогоплательщика налоговым органом к оплате выставлена задолженность по налогам и пени за период с 2016 по 2021г., с чем он не согласен, так как срок взыскания недоимки по налогам и пени до 2020 налогового периода истек.
Ссылаясь на положения статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец просит признать числящуюся за ним налоговую задолженность за период с 2016 по 2019г.г. безнадежной к взысканию.
В судебном заседании административный истец исковые требования полностью поддержал, с учетом произведенного им расчета задолженности подлежащей признанию безнадежной к взысканию за 2016-2019г.г. в размере 6990,52 руб., из которых: пени по транспортному налогу за 2016г. – 751,47 руб., транспортный налог за 2016г. – 1268 руб., пени по имущественному налогу – 1009,05 руб., налог на имущество за 2016г. – 854 руб., налог на имущество за 2017г. – 939 руб., налога на имущество за 2018г. – 1033 руб., налог на имущество за 2019г. – 1136 руб.
Определением суда от 23.01.2023г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом и своевременно, причину неявки суду не сообщили, ходатайство об отложении дела не предоставили.
Суд, с учетом мнения административного истца, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся сторон, явка которых судом не признана обязательной, что согласуется с требованиями п. 2 ст. 289 КАС РФ.
Ранее в судебном заседании представители административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области Рекун И.В., Гоморова М.В. с исковыми требованиями не согласились по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на то, что в спорные периоды, по сведениям представленным регистрирующими органами, на основании ст. 85 НК РФ, административному истцу принадлежало следующее имущество: квартира по адресу 445054, ...., кадастровый номер 63:09:0301154:1875, площадь 36.8, дата регистрации права 28.05.2007г.; квартира по адресу: 445010, .... кадастровый номер 63:09:0301101:1146, площадь 43.8, дата регистрации права 30.03.2022г.; автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: С847ЕХ163, Марка/Модель: ...), дата регистрации права 30.03.2013, дата снятия с регистрации 08.11.2016г. Соответственно у налогоплательщика возникла обязанность по уплате соответствующих налогов.
В связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов, в сроки, установленные действующим законодательством
Однако в установленный срок административный истец не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов.
Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области в связи с отсутствием погашения спорной задолженности обратилась с административным иском в Центральный районный суд Самарской области о взыскании с Сидорова М.А. недоимки по налогам за 2016-2017г.г. и пени.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти от 21.02.2020 по делу № 2а-864/2020 Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области было отказано во взыскании налогов и пени за период 2016 года по транспортному налогу, за период 2016 года по налогу на имущество, за период 2017 года по налогу на имущество, в связи с пропуском срока обращения в суд.
В настоящий момент за Сидоровым М.А. числится следующая задолженность по налогам и пени:
- по налогу на имущество физических лиц за период 2018г., Межрайонной ИФНС №15 по Самарской области сформировано требование №31237 от 13.02.2020г., срок уплаты по требованию до 20.03.2020г.;
- по налогу на имущество физических лиц за период 2019г., Межрайонной ИФНС №15 по Самарской области сформировано требование №76656 от 17.12.2020г., срок уплаты по требованию до 19.01.2021г.
В соответствии со ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Соответственно срок для взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц за периоды 2018-2019., не пропущен.
Также представителем административного ответчика в дополнительном отзыве представлен подробный расчет начисленных пени по налогу на имущество на сумму 1009,05 руб., из которых:
-пени за период 2015г., в размере 46,11 руб. (с 01.05.2017г. по 07.09.2018г.);
-пени за период 2016г., в размере 273.86 руб. (с 01.07.2018 по 05.12.2022);
-пени за период 2017г., в размере 265.10 руб. (с 04.12.2018 по 05.12.2022);
-пени за период 2018г., в размере 198.51 руб. (с 03.12.2019 по 05.12.2022);;
-пени за период 2019г., в размере 146.12 руб. (с 02.12.2020 по 05.12.2022);
-пени за период 2020г., в размере 77.97 руб. (с 02.12.2021 по 05.12.2022);
-пени за период 2021г., в размере 1.38 руб. (с 02.12.2022 по 05.12.2022).
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных этим кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах и возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщиками транспортного налога в соответствии со статьей 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, в том числе автомобили, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного кодекса.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случаях, поименованных в пункте 3 статьи 44 НК РФ, в том числе в связи: уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим кодексом (подпункт 1); со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (подпункт 3); с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 данного кодекса (подпункт 4); а также с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5).
К иным обстоятельствам, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора, относится в том числе обстоятельство признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание в случаях, предусмотренных статьей 59 НК РФ.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Исходя из толкования указанной нормы инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
В пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Разрешая требования административного истца о признании недоимки по налогу безнадежной к взысканию за период 2018-2019г.г., суд исходит из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает дополнительные правила исчисления срока обращения налогового органа в суд.
Статьей 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (абзац 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3).
Сидорову М.А. налоговым органом выставлены требования об уплате налога: №31237 по состоянию на 13.02.2020г. в связи с неисполнением обязанности по налогу на имущество за 2018г. на сумму 1033 р., пени – 15,58 руб., со сроком уплаты задолженности до – 20.03.2020г.; №76656 по состоянию на 17.12.2020г. по налогу на имущество за 2020г. на сумму 1136 руб., пени – 2,41 руб., со сроком уплаты задолженности до – 19.01.2021г.
В ходе рассмотрения дела Сидоровым М.А. не отрицалось, что недоимка по вышеуказанным требованиям за 2018-2019 налоговые периоды им не погашена.
В рассматриваемом случае общая сумма задолженности по налогам и пене по двум требованиям не превысила 10 000 руб., соответственно, шестимесячный срок обращения в суд за взысканием указанной недоимки за 2018-2019г.г. на момент разрешения административного спора не истек.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию за 2018-2019г.г., не имеется.
Вместе с тем, с учетом представленного налоговым органом в материалы дела расчета сумм пени по налогу, отраженные на счете налогоплательщика Сидорова М.А., следует, что последнему начислены пени по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017г.г. за период с 01.07.2018г. по 06.12.2022г. в размере 273,86 руб., за период с 04.12.2018г. по 05.12.2022г. в размере 265,10 руб.
В соответствии со ст. 75 НК РФ взыскание пени возможно лишь одновременно со взысканием налога или после его взыскания. Пеня - это платеж, производный от суммы основного долга, и она не может быть взыскана при отсутствии оснований для взыскания суммы налога (сбора), на которую начислена. Пеня является правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящая компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет, и должна применяться к тому субъекту налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность.
В настоящий момент обязанность по уплате недоимки по налогам за 2016-2017г.г. у Сидорова М.А. отсутствует, в связи с отказом налоговому органу решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 21.02.2020г. во взыскании с Сидорова М.А. задолженности за указанный период по требованиям об уплате налога №16156 по состоянию на 14.02.2018г., №60092 по состоянию на 27.08.2018г., №22451 по состоянию на 04.02.2019г.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, определение от 17 февраля 2015 года N 422-О), обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и не является самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на принудительное взыскание.
Таким образом, в случае если на счете налогоплательщика имеется задолженность по пеням, начисленная на налог, который налоговым органом утрачен для взыскания, начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Начисление пени на недоимку признанной безнадежной к взысканию не основано на нормах действующего законодательства, поскольку институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания, соответственно, и начисление пени на списанную задолженность, не может быть произведено.
Таким образом, следует признать безнадежной к взысканию с Сидорова М.А. пени по налогу на имущество физических лиц за период 2016-2017г.г. в размере 538,96 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 59 НК РФ, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Сидорова М.А к Межрайонной ИФНС России №15 по Самарской области, Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области о признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию – удовлетворить частично.
Признать безнадежной к взысканию с Сидорова М.А задолженность по пеням по налогу на имущество за период 2016-2017г.г.: пени, начисленные за период 01.07.2018г. по 05.12.2022г. в размере 273,86 руб.; пени, начисленные за период с 04.12.2018г. по 05.12.2022г. в размере 265,10 руб., на общую сумму 538,96 руб., обязанность по уплате указанной задолженности - прекращенной.
В удовлетворении требований Сидорова М.А. о признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию за 2019-2020 г.г.– отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.03.2023 г.
Судья М.И. Томилова