Дело № 2-461/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2015 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи – Демяненко Н.А.,
при секретаре – Мирюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Серышевского района к администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области, администрации Серышевского района, об обязании принять меры по финансированию работ в части организации бесперебойного круглосуточного централизованного водоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Серышевского района Амурской области обратился с данным иском в суд и в обосновании заявленных требований указал, что на основании решений общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: пгт. Серышево, <адрес> вносят плату в ресурсоснабжающую организацию ООО «Серышевский ЖКЦ». Следовательно, в соответствии с положениями части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, именно ресурсоснабжающая организация отвечает перед потребителями коммунальной услуги (перед собственниками и нанимателями жилых помещений) за предоставление коммунальной услуги по водоснабжению ненадлежащего качества. Между тем, в ходе проверки, проведенной в пгт. Серышево 06.04.2015 в 10-00 старшим помощником прокурора Слободиной Т.Н. установлено, что потребителям, проживающим в многоквартирных домах, расположенных по адресу: пгт. Серышево, <адрес> 12 часов 04 минут 05.04.2015 ресурсоснабжающей организацией ООО «Серышевский жилищно-коммунальный центр» было прекращено оказание коммунальной услуги водоснабжения и тем самым допущен перерыв подачи холодной воды на срок более 4 часов, т.е. свыше продолжительности предусмотренной правилами. При этом, от жителей указанных многоквартирных жилых домов в единую диспетчерскую службу администрации Серышевского района поступали жалобы на отсутствие бесперебойного круглосуточного водоснабжения в указанных многоквартирных домах. В ходе проверки прокуратурой района было установлено, что основная причина непредоставления услуги водоснабжения гражданам-потребителям -это выход из строя ствола скважины на водонапорной башне, расположенной по адресу: <адрес>. Таким образом, ресурсоснабжающей организацией ООО «Серышевский жилищно-коммунальный центр» был нарушен режим обеспечения населения коммунальной услугой, в виде бесперебойного круглосуточного водоснабжения и допущения перерыва подачи холодной воды, свыше, продолжительности предусмотренной правилами, вследствие аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения. Объяснение директора ресурсоснабжающей организацией ООО «Серышевский жилищно-коммунальный центр» от 06.04.2015 по фактам перерыва подачи холодной воды, свыше, продолжительности предусмотренной правилам, прилагается на отдельном листе. Кроме того, факт перерыва подачи холодной воды свыше, продолжительности предусмотренной правилами, также подтверждается в докладах дежурного диспетчера единой диспетчерской службы Серышевского района на имя прокурора района от 05.04.2015,06.04.2015. В силу части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами. Таким образом, отсутствие в жилых помещений многоквартирных домов бесперебойного круглосуточного водоснабжения влечет ущемление прав граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и общепризнанного права на нормальные условия проживания, и нарушит требования ч. 3 ст.55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности страны. С целью устранения вышеназванных нарушений закона 07 апреля 2015 года прокурором района на имя главы администрации пгт. Серышево Серышевского района, директора ООО «Серышевский жилищно-коммунальный центр» были внесены представления. В данных представлениях прокурор района потребовал принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий им способствующих. Кроме того, проверкой установлено, что в соответствии с вышеназванными требованиями закона администрацией пгт Серышево на основании договора аренды от 09.04.2014 имущество, находящееся в муниципальной собственности, передано в аренду ресурсоснабжающей организации ООО «Серышевский жилищно-коммунальный центр» на срок до 08.04.2015, в том числе водозаборный комплекс, расположенный в пгт. Серышево по <адрес>. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно объяснения главы пгт. Серышево Якунина Д.С. администрация пгт. Серышево является собственником имущества в виде водозаборного комплекса, расположенного в <адрес>. Муниципалитет, как собственник данного имущества обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества. По состоянию на 08.04.2015 водозаборном комплексе вышел из строя ствол скважины, в связи с чем необходим капитальный ремонт скважины т.е. реконструкция и восстановление ствола скважины расположенной в <адрес> по <адрес>. Финансовых средств на проведение капитального ремонта - восстановление данного водозаборного комплекса в бюджете поселения на 2015 год не предусмотрено. В настоящее по причине выхода из строя данного водозаборного комплекса прекращено бесперебойное круглосуточное централизованное водоснабжение в жилые помещения многоквартирных домов расположенных по адресу: пгт. Серышево, <адрес>, а также в здание дошкольного отделения МАОУ СОШ № 2 пгт. Серышево и муниципальной котельной, находящейся по договору аренду в ОАО «Облкоммунсервис». В случае дальнейшего, прекращения бесперебойного круглосуточного централизованного водоснабжения на котельную, осуществляющую отопление многоквартирных домов расположенных по адресу: пгт. Серышево, <адрес> также в здание дошкольного отделения МАОУ СОШ № 2 пгт. Серышево, возможна чрезвычайная ситуация, которая может привести к экологическим, экономическим и социальным последствиям. Таким образом, в результате бездействия должностных лиц администрации пгт. Серышево, выразившегося в непринятии мер, направленных организацию бесперебойного круглосуточного централизованного водоснабжения, нарушаются требования федерального жилищного законодательства, что в свою очередь создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан-потребителей коммунальных услуг, а в случае непринятия срочных мер по организации и восстановлении скважины и дальнейшее прекращение гарантированного теплоснабжения в жилые помещения многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанному адресу, а также в здание дошкольного отделения МАОУ СОШ № 2 пгт. Серышево. Однако, по состоянию на 07.04.2015 вследствие прекращения бесперебойного круглосуточного централизованного водоснабжения в здание МАОУ СОШ № 2 пгт. Серышево структурного подразделения -детский сад № 6, данное подразделение приостановило свою деятельность, В результате этого, около 180 несовершеннолетних вынуждены не получать образовательные услуги, что также влечет нарушение их конституционных прав на образование. Помимо этого, 30.04.2015 скважина РАЙПО, обеспечивающая временное бесперебойное круглосуточное централизованное водоснабжение в здание МАОУ СОШ № 2 пгт. Серышево структурного подразделения детский сад № 6 по временной схеме водоснабжения прекратила свою работу вследствие выхода из строя глубинного насоса. При этом, в зимний период времени при низких температурах наружного воздуха указанная временная схема водоснабжения вследствие её перемерзания не сможет обеспечить бесперебойное круглосуточное централизованное водоснабжение в здание МАОУ СОШ № 2 пгт. Серышево структурного подразделения детский сад № 6, а также в котельную, которая осуществляет теплоснабжение данного детского сада. Следовательно, по состоянию на 30.04.2015, т.е. в настоящий отопительный период 2014/2015 годов уже нарушены и далее в отопительный период 2015/2016 годов будут также нарушаться права несовершеннолетних, в части необеспечения условий безопасного пребывания детей в образовательной организации, вследствие отсутствия бесперебойного круглосуточного централизованного водоснабжения и теплоснабжения в здании МАОУ СОШ № 2 пгт Серышево структурного подразделения детский сад № 6. При этом, согласно дополнений и изменений к Уставу МАОУ СОШ № 2 пгт. Серышево от 19.01.2015 и п. 1.3 Устава МАОУ СОШ № 2 пгт. Серышево, муниципальное образование Серышевский район Амурской области является учредителем МАОУ СОШ № 2 пгт. Серышево, в том числе и структурного подразделения детский сад № 6. Согласно ст. 6.8. Устава МАОУ СОШ №2 пгт. Серышево источниками финансовых средств школы являются, в том числе и бюджетные поступления в виде субвенции и субсидий. Следовательно, на основании вышеизложенного обязанность по финансированию мероприятий направленных на обеспечение условий безопасного пребывания детей в образовательной организации, возложена и на учредителя структурного подразделения детский сад №6 МАОУ СОШ № 2 пгт. Серышево. Согласно положениям ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». Учитывая, что МАОУ СОШ № 2 пгт. Серышево является муниципальным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование Серышевский район Амурской области, то обязанности по финансированию мероприятий по защите работников организации и подведомственного объекта социального назначения -МАОУ СОШ № 2 пгт. Серышево от чрезвычайных ситуаций вышеуказанными нормами права возложены и на учредителя образовательной организации - муниципальное образование Серышевский район. Согласно списка воспитанников на 2014-2015 учебный год МАОУ СОШ № 2 пгт. Серышево структурного подразделения детский сад № 6, указанный детский сад, посещают дети, проживающие не только на территории поселения пгт Серышево, но и на территории Озерненского сельсовета, а именно в Серышево-2 ДОС№3, Серышево-2, с. Белоногово. Следовательно, в случае прекращения теплоснабжения на социальном объекте - здании -МАОУ СОШ № 2 пгт. Серышево структурного подразделения детский сад № 6, будут затронуты права граждан проживающих (оказавшихся) в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию двух поселений Серышевского района. При таких обстоятельствах, обязанность по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в период отопительного сезона 2014-2015 годов в части защиты населения оказавшемся на социальном объекте - в здании МАОУ СОШ № 2 пгт. Серышево структурного подразделения детский сад № 6 и на территории Серышевского района, возложена и на администрацию Серышевского района. Вместе с тем, отсутствие бесперебойного круглосуточного водоснабжения наносит существенный вред правам и охраняемым законом интересам - жителей многоквартирных домов, несовершеннолетним посещающим дошкольную организацию на своевременное получение коммунальных услуг по водоснабжению надлежащего качества, создаёт предпосылки для прекращения теплоснабжения жилых домов и здания образовательной организации и как следствие этого влечет возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера, которая может быть вызвана отсутствием водоснабжения и теплоснабжения населения в период отопительных сезонов 2014-2015, 2015-2016 годов. Поскольку бездействием должностных лиц: главы Серышевского района и главы администрации пгт Серышево нарушаются требования федерального законодательства и тем, самым нарушаются права граждан, полагает, что именно прокуратура Серышевского района имеет полное право обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц так как в данной ситуации невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении данного дела. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 131 ГПК РФ, просил обязать администрацию пгт Серышево, как собственника имущества принять меры по 50% долевому финансированию работ в части организации бесперебойного круглосуточного централизованного водоснабжения - реконструкции скважины, расположенной в пгт. Серышево по <адрес>; обязать администрацию Серышевского района принять меры по 50% долевому финансированию работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Серышевского района, защите населения и территории Серышевского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в период отопительного сезона 2014-2015 годов, а именно по реконструкции скважины, расположенной в пгт Серышево по <адрес>; обязать финансовое управление администрации Серышевского района профинансировать работы по реконструкции скважины, расположенной в пгт Серышево по <адрес>, в размере 50% от сметной стоимости работ. При разрешении спора по данному гражданскому делу указать в решении суда на незамедлительное его исполнение ответчиками.
Помощник прокурора Серышевского района Слободина Т.Н. в ходе судебного заседания, уточнив заявленные требования, просила обязать администрацию пгт Серышево, как собственника имущества принять меры по финансированию работ в части организации бесперебойного круглосуточного централизованного водоснабжения - реконструкции скважины, расположенной в пгт. Серышево по ул. Монтажная, д. 1. Требования об обязании финансового управления администрации Серышевского района профинансировать работы по реконструкции скважины, расположенной в пгт Серышево по ул. Монтажная, д. 1, в размере 50% от сметной стоимости работ, а также на указание в решении суда на незамедлительное его исполнении она в ходе судебного разбирательства не поддержала.
Представитель ответчика – администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области Кравченко С.Т., действующий на основании доверенности, в ходе судебного заседания возражал против заявленных исковых требований, поскольку у администрации пгт. Серышево отсутствуют финансовые средства.
Представители третьих лиц - администрации Серышевского района Амурской области Горожанкин С.В., действующий на основании доверенности, начальник Финансового управления администрации Серышевского района Стеблина О.А., с учетом уточненных требований оставили разрешение требований на усмотрение суда.
Третье лицо - директор МУП «Автомобилист» - Смагин Е.Г., в ходе судебного заседания оставил удовлетворение заявленных требований на усмотрение суда.
Третьи лица - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 пгт. Серышево, ООО «Серышевский жилищно-коммунальный центр», ООО «Серышевский жилищно-коммунальный центр», уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.ст. 17, 40, 41, 45, 55 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятные условия жизнедеятельности. При этом, одним из важнейших условий обеспечения населения нормальными условиями проживания является бесперебойное снабжение населения всеми предусмотренными коммунальными услугами надлежащего качества.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация
в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.7 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Помимо этого, статьей 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ст. 157 ЖК РФ, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, устанавливаются Правительством Российской Федерации. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанных требований закона Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 утверждены правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее правила).
Пунктом 3 вышеназванных правил предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1.
Согласно приложения №1 к данным Правилам, исполнитель услуги обязан обеспечить потребителям коммунальной услуги бесперебойное круглосуточное водоснабжение. При этом, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения.
Судом установлено, что администрация пгт Серышево является собственником имущества в виде водозаборного комплекса, расположенного в пгт Серышево по <адрес>. На основании договора аренды от 09.04.2014 имущество, находящееся в муниципальной собственности, передано в аренду ресурсоснабжающей организации ООО «Серышевский жилищно-коммунальный центр» на срок до 08.04.2015 года, в том числе водозаборный комплекс, расположенный в <адрес>.
Судом установлено, что ресурсоснабжающей организацией многоквартирных домов, расположенных по адресу: пгт. Серышево, <адрес> является ООО «Серышевский ЖКЦ».
Как следует из материалов дела в ходе проверки, проведенной в пгт Серышево старшим помощником прокурора Слободиной Т.Н. установлено, что потребителям, проживающим в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес> 12 часов 04 минут 05.04.2015 ресурсоснабжающей организацией ООО «Серышевский жилищно-коммунальный центр» было прекращено оказание коммунальной услуги водоснабжения и тем самым допущен перерыв подачи холодной воды на срок более 4 часов, то есть свыше продолжительности предусмотренной правилами. При этом, от жителей указанных многоквартирных жилых домов в единую диспетчерскую службу администрации Серышевского района поступали жалобы на отсутствие бесперебойного круглосуточного водоснабжения в указанных многоквартирных домах. Основной причиной непредоставления услуги водоснабжения гражданам-потребителям явился выход из строя ствола скважины на водонапорной башне, расположенной по адресу: пгт Серышево, ул. Монтажной. Таким образом, ресурсоснабжающей организацией ООО «Серышевский жилищно-коммунальный центр» был нарушен режим обеспечения населения коммунальной услугой, в виде бесперебойного круглосуточного водоснабжения и допущения перерыва подачи холодной воды, свыше, продолжительности предусмотренной правилами, вследствие аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения.
В соответствии с положениями части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, именно ресурсоснабжающая организация отвечает перед потребителями коммунальной услуги (перед собственниками и нанимателями жилых помещений) за предоставление коммунальной услуги по водоснабжению ненадлежащего качества.
В силу части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.
В результате бездействия должностных лиц администрации пгт. Серышево, выразившегося в непринятии мер, направленных организацию бесперебойного круглосуточного централизованного водоснабжения, нарушаются требования федерального жилищного законодательства, что в свою очередь создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан-потребителей коммунальных услуг, а в случае непринятия срочных мер по организации и восстановлении скважины и дальнейшее прекращение гарантированного теплоснабжения в жилые помещения многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанному адресу, а также в здание дошкольного отделения МАОУ СОШ № 2 пгт. Серышево.
Согласно положениям п. 15 ч. 3, п.п. 2, 3 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч.1 и ч.4 ст.41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ, создают условия для охраны здоровья обучающихся.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений, муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Порядок финансового обеспечения муниципальных бюджетных учреждений для выполнения ими муниципального задания путем предоставления им субсидий из местного бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением муниципального задания, установлен пунктом 6 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Согласно положениям ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Кроме того, согласно ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны: а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; б)планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; в)обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к
применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты
и действиям в чрезвычайных ситуациях; е)финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; ж)создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, отсутствие бесперебойного круглосуточного водоснабжения наносит существенный вред правам и охраняемым законом интересам - жителей многоквартирных домов, несовершеннолетним посещающим дошкольную организацию на своевременное получение коммунальных услуг по водоснабжению надлежащего качества, создаёт предпосылки для прекращения теплоснабжения жилых домов и здания образовательной организации и как следствие этого влечет возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера, которая может быть вызвана отсутствием водоснабжения и теплоснабжения населения в период отопительных сезонов 2014-2015, 2015-2016 годов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований к ответчику и их удовлетворении.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Серышевского района к администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области, об обязании принять меры по финансированию работ в части организации бесперебойного круглосуточного централизованного водоснабжения - удовлетворить.
Обязать администрацию пгт Серышево, как собственника имущества принять меры по финансированию работ в части организации бесперебойного круглосуточного централизованного водоснабжения - реконструкции скважины, расположенной в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца с момента провозглашения с подачей жалобы через Серышевский районный суд.
Председательствующий судья ___________________ Н.А.Демяненко