Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года
<адрес>
Славгородский городской суд <адрес>
в составе:
председательствующего судьи И.Н. Шполтаковой,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионному фонду РФ в городе <адрес> (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионному фонду РФ в городе <адрес> (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, в обоснование заявленных требований указывая, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с тем, что с наличием 25 лет стажа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно - правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 14.11.2017г. решением ответчика отказано в назначении страховой пенсии по старости из - за отсутствия 25 лет стажа на работе в должностях Государственной противопожарной службы, поскольку не зачтен в стаж работы период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.07.2007г., т.к. пожарно-спасательный отряд ГПС по охране <адрес> и <адрес> в данный период являлось обособленным структурным подразделением Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>, которое не относилось к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а являлось субъектом РФ, что не позволяет засчитать указанный период как работу на особых условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Не согласившись с указанным решением ответчика, истец указывает на то, что характер работы с 07.06.1991г. не изменился, должностные обязанности и условия работы в должности командира отряда после реорганизации Государственной противопожарной службы, не изменились и на момент обращения истца к ответчику истец продолжает осуществлять трудовую деятельность в должности командира отделения в составе ФГУ «9 отряд Федеральной противопожарной службы по АК», а что касается невыполнения работодателем своих обязанностей по предоставлению сведений для индивидуального персонифицированного учета с указанием кода льготы, так указанное не может служить основанием для лишения истца права на досрочное назначение пенсии при наличии записи в трудовой книжке, которая подтверждает период работы истца по трудовому договору в силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, подтвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015.
На основании изложенного, истец просит суд:
-Признать решение ГУ Управление ПФР РФ в <адрес> края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе мне в назначении страховой пенсии по старости незаконным;
-Обязать ГУ Управление ПФР РФ в <адрес> края (межрайонное) включить в специальный трудовой стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира отделения ФГКУ «9 отряд Федеральной противопожарной службы по АК» и назначить страховую пенсию по старости с 13.11.2017г.
Определением суда от 18.12.2017г. исковое заявление принято к производству суда, возбуждено гражданское дело.
В судебном заседании истец доводы изложенные в иске поддержал в полном объеме, исковые требования просил суд удовлетворить, суду пояснил, что за весь период работы в отделении ФГКУ «9 отряд Федеральной противопожарной службы по АК», как до реорганизации, так и после, его обязанности и условия труда не менялись, в обязанности истца входило и входит в настоящее время спасать людей и имущество при пожаре, для осуществления трудовой деятельности истцу выдавались и выдаются в настоящее время средства защиты (специальные костюмы и средства защиты органов дыхания).
В судебном заседании представитель ответчика действующий на основании доверенности, ФИО4 с исковыми требованиями истца не согласился, суду пояснил, что 13.11.2017г. истец обратился с заявлением о назначении досрочной пенсии льготного характера, по представленным документам был проверен стаж, который составил более 42 лет, из которого льготный стаж составил 24 года и 1 месяц, в льготный стаж не был включен период с 2005 по 2007 годы, поскольку пожарную часть разделили на МЧС и службу субъектов РФ, кроме того, работодатель подтвердил, что данный период не относится к льготному характеру.
В судебном заседании представитель третьего лица ФИО5 начальник отряда ФПС, исковые требования истца поддержал, просил суд их удовлетворить, суду пояснил, что в соответствии с ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 8 работниками Государственной противопожарной службы, работающих на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утвержденных правительством РФ от 18.06.2002 г. № 437 п. 2 органами исполнительской власти субъектов Российской Федерации пенсия по старости устанавливается по достижении возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет. В соответствии со ст. 5 ФЗ № 69 от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ». Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. Основные задачи по организации и осуществления профилактики пожаров, спасения людей и имущества при пожарах, оказания первой помощи, организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Истец работал в Славгородском гарнизоне с 08.04.1991г. по 06.06.1991г. пожарным, а с 07.06.1991г. и по настоящее время в должности командира отделения, условия работы истца на вышеуказанных должностях, характер работы, должностные обязанности не изменялись, отчисления согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица в спорный период производились по страховым взносам в полном объеме и регулярно.
В судебном заседании представитель третьего лица, начальник отделения кадровой воспитательной работы ФГКУ «9 отряд ФПС по <адрес>», ФИО6 поддержала позицию представителя третьего лица ФИО5
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как следует из материалов дела, 13.11.2017г. истец обратился к ответчику с заявлениями о назначении пенсии по старости досрочно по имеющимся в деле документам (л.д. 43-47).
Решением ответчика от 14.11.2017г. истцу в назначении досрочной (льготной) пенсии отказано, поскольку стаж работы в государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел составил 24 года 1 месяц 10 дней за периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного в отряде профессиональной пожарной охраны; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира отделения в отряде государственной пожарной службы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира отделения пожарно-спасательного отряда государственной противопожарной службы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира отделения отряда государственной противопожарной службы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира отделения 57 пожарной части; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира отделения 57 пожарной части. Не включен ответчиком в стаж работы в государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как Пожарноспасательный отряд ГПС по охране <адрес> и <адрес> в вышеуказанный период являлся обособленным структурным подразделением Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес> и не относился к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, являясь субъектом РФ, что не позволяло засчитать период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как работу в особых условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (л.д. 37-38).
Таким образом, судом установлено, что 13.11.2017г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно, решением ответчика от 14.11.2017г. истцу в назначении досрочной (льготной) пенсии отказано, в связи с тем, что стаж работы в государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел составил 24 года 1 месяц 10 дней.
Обратившись с данным иском в суд, истец указывает на свое несогласие с указанным решением ответчика, ссылаясь на то, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством и его трудовыми обязанностями, которые не изменялись за все время его работы в государственной противопожарной службе, период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также как и иные периоды его работы в указанной должности, подлежит включению в льготный стаж.
Разрешая требования истца суд исходит из следующего.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичные положения содержались в подпункте 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
А частью 3 указанной статьи установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 2 данного Постановления установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Названным списком утверждена должность командира отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны и т.д.
Как установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец занимал должность пожарного в отряде профессиональной пожарной охраны, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должность командира отделения в отряде государственной пожарной службы, после с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должность командира отделения пожарно-спасательного отряда государственной противопожарной службы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – командира отделения пожарноспасательного отряда ГПС по охране <адрес> и района; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - командира отделения отряда государственной противопожарной службы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - командира отделения 57 пожарной части; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - командира отделения 57 пожарной части, где работает по настоящее время.
13.11.2017г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно в связи с наличием 25 лет работы на должностях Государственной противопожарной службы, решением ответчика от 14.11.2017г. истцу в назначении досрочной пенсии отказано, в связи с тем, что стаж работы в государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел составил 24 года 1 месяц 10 дней, не включен в стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как Пожарноспасательный отряд ГПС по охране <адрес> и <адрес> в вышеуказанный период являлся обособленным структурным подразделением Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес> и не относился к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, являясь субъектом РФ.
Таким образом отказывая в назначении досрочной пенсии истцу, ответчик, указал на то, что в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правом на досрочную страховую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, т.е. только сотрудники федеральной противопожарной службы, тогда как сотрудники противопожарной службы субъектов РФ правом на назначение пенсии по вышеуказанному основанию не обладают.
Вместе с тем, суд учитывает, что в спорный период времени действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года № 849 вместе с Положением о государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года № 849 «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации» служба противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации создана с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, организации и осуществления государственного пожарного надзора в Российской Федерации за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
При этом, в систему Государственной противопожарной службы были включены управления (отделы) Государственной противопожарной службы министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации (п. 2 Положения).
Государственная противопожарная служба МВД РФ была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС РФ на основании Указа Президента РФ от 09.11.2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности".
В силу ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» государственная противопожарная служба является видом пожарной охраны, основными задачами которой являются организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Организация управления в области пожарной безопасности и координация деятельности пожарной охраны осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; согласно ст. 5 указанного Федерального закона, в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники); военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).
Постановлением Правительства российской Федерации от 20 июня 2005 года № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» предусмотрено, что федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Из представленных истцом доказательств (трудовая книжка, справка уточняющая особый характер работы) следует, что с 1991г. характер работы истца, его должностные обязанности и условия работы в должности командира отделения, не изменялись, и на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 13.11.2017г., последний осуществлял и осуществляет свою деятельность в должности командира отделения 57 пожарно-спасательной части Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, соответственно в спорный период истец осуществлял деятельность в Государственной Противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации, а после в Государственной противопожарной службе МЧС России.
Представленной суду справкой уточняющей особый характер работы истца подтверждается постоянная занятость истца на льготной работе с 1991г. по настоящее время с полным рабочим днем и полной рабочей неделей.
Иных оснований для невключения спорного периода в льготный стаж истца, ответчиком, не указано, спора относительно занимаемой истцом должности, не имеется.
Оценивая в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установленные судом доказательства, сведения изложенные в трудовой книжке истца, суд приходит к выводу о том, что истец, имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывая что характер работы, должностные обязанности и условия работы истца в должности командира отделения, как до реорганизации Государственной противопожарной службы, так и после, не изменились, и на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 13.11.2017г., последний осуществлял и осуществляет свою деятельность в должности командира отделения 57 пожарно-спасательной части Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, соответственно в спорный период истец осуществлял деятельность в Государственной Противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации, а после в Государственной противопожарной службе МЧС России, поскольку обратное будет противоречить положениям статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации, которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, направленную на то, чтобы работники были уверены в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право, будет уважаться властями и будет реализовано.
При указанных обстоятельствах, в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости подлежит включению спорный период работы с 01.07.2005г. по 31.07.2007г. (два года) в должности командира отделения ФГКУ «9 отряд Федеральной противопожарной службы по АК», с учетом включения спорного периода, специальный стаж истца составил 26 лет 1 месяц 10 дней.
В силу ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, пенсия подлежит начислению истцу с 13.11.2017г.
На основании изложенного исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионному фонду РФ в городе <адрес> (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, удовлетворить.
Признать решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Славгороде назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения истца за ее назначением - с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности командира отделения ФГКУ «9 отряд Федеральной противопожарной службы по АК».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Славгородский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий И.Н. Шполтакова