Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1676/2018 от 05.06.2018

Судья Щербина И.С. Дело № 33-1676/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июня 2018 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.,

судей Наместниковой Л.А., Ларионовой С.В.,

при секретаре Цивилевой Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тавлович Надежды Яковлевны к Мазур Виктору Ивановичу, Мерцаловой Зое Тихоновне, обществу с ограниченной ответственностью «Домовый комитет» о признании решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным,

по апелляционной жалобе Мазура Виктора Ивановича на решение Советского районного суда г. Орла от 10 апреля 2018 г., которым постановлено:

«Исковые требования Тавлович Надежды Яковлевны к Мазур Виктору Ивановичу, Мерцаловой Зое Тихоновне, обществу с ограниченной ответственностью «Домовый комитет» о признании решения собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме недействительным, удовлетворить.

Признать с момента принятия пункты 13, 14 решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес>, проводимого в период с 22 августа 2015 г. по 27 августа 2015 г. недействительными.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Домовый комитет» произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг по оплате отопления с 03 октября 2016 г., с даты введения в эксплуатацию в многоквартирном жилом <адрес> коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, исходя из показаний установленного в доме коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, в соответствии с законодательством и правовыми актами Российской Федерации.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Домовый комитет» производить начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном жилом <адрес>, исходя из показаний установленного в доме коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, в соответствии с законодательством и правовыми актами Российской Федерации.

Взыскать с Мазур Виктора Ивановича, Мерцаловой Зои Тихоновны, общества с ограниченной ответственностью «Домовый комитет» в пользу Тавлович Надежды Яковлевны в равных долях расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., по 100 руб. с каждого».

Заслушав доклад судьи Наместниковой Л.А., объяснения ответчика Мазур В.И. и его представителя Мельниковой С.В., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на жалобу представителя истца Тавлович Н.Я. по доверенности Блохиной А.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, мнение представителя ответчика ООО «Домовый комитет» по доверенности Мельниковой С.В., судебная коллегия

установила:

Тавлович Н.Я. обратилась в суд с иском к Мазур В.И., Мерцаловой З.Т., ООО «Домовый комитет» о признании решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным и обязании произвести перерасчет по коммунальной услуге.

В обоснование требований указала, что она является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. В период с 22.08.2015 по 27.08.2015 в форме очно-заочного голосования проведено общее собрание собственников жилья, результаты которого зафиксированы протоколом общего собрания от 05.09.2015. Инициатором данного собрания являлся Мазур В.И., который был избран председателем собрания.

Пунктом 13 протокола общего собрания от 05.09.2015 принято решение, согласно которому после ввода в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии вносить плату за отопление непосредственно управляющей организации ООО «Домовый Комитет» по тарифам, утверждённым администрацией г.Орла с 1 кв.м.

Считает, что данное решение общего собрания является ничтожным, поскольку противоречит порядку оплаты за коммунальную услугу по отоплению, установленному Правительством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, общее собрание некомпетентно принимать решения по изменению порядка оплаты за коммунальную услугу.

Ссылается на то, что в силу части 1 статьи 157 ЖК РФ в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении (квартира) должен определяться исходя из показаний указанного прибора учета, а при его отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Дом, в котором она проживает, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии, однако не все квартиры дома оборудованы индивидуальными приборами учёта тепловой энергии.

Полагает, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению ее <адрес> должен определяться исходя из показаний общедомового прибора учета.

Обращает внимание на то, что управляющая организация ООО «Домовый Комитет», обслуживающая ее дом, 10.11.2016 выставила к оплате счёт, в котором коммунальная плата за отопление рассчитана из норматива потребления, предусмотренного при отсутствии в доме коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии.

Также пунктом 14 протокола общего собрания от 05.09.2015 принято решение, согласно которому Управляющая организация ООО «Домовый Комитет» после ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии должна производить оплату за потребленное домом тепло по показаниям тепловых счетчиков в отопительный сезон, накапливать на своем расчетном счете разницу между платой за тепло, поступающей от собственников и нанимателей <адрес> и платой за потребленное домом тепло по показаниям тепловых счетчиков до 31.12.2018, а собранные денежные средства потратить на ремонт общедомового имущества.

Данный пункт протокола общего собрания от 05.09.2015 противоречит законодательству РФ в рамках регулирования правильности использования целевых финансовых поступлений, поскольку установление структуры платы за коммунальные услуги, порядка расчёта и внесения такой платы, относится исключительно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Считает, что оплата на содержание и ремонт общедомового имущества, а также за капитальный ремонт общедомового имущества предусмотрена в квитанции отдельными платежами ежемесячно.

По указанным основаниям Тавлович Н.Я. просила суд признать пункты 13 и 14 решения общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес>, проводимого в период с 22.08.2015 по 27.08.2015 недействительными. Обязать управляющую организацию ООО «Домовый Комитет»:

- произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг по оплате отопления с 03.10.2016, с даты введения в эксплуатацию в многоквартирном <адрес> коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии, исходя из показаний установленного в доме коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, в соответствии с законодательством и правовыми актами РФ;

- производить начисление по данной коммунальной услуге исходя из прибора учета тепловой энергии, в соответствии с законодательством и правовыми актами РФ

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Мазур В.И. просит решение суда отменить, как незаконное.

Считает ошибочным вывод суда о том, что установление порядка начисления платы за коммунальные услуги не относится к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Полагает, что собственники жилых помещений не меняли порядок расчета за услуги отопления и не вышли за рамки своей компетенции при принятии обжалуемых истцом решений, вправе были определить (выбрать) лицо, которому будут вносить плату за отопление после ввода узла учета в эксплуатацию – управляющей организации ООО «Домовой комитет» по тарифу, действующему на момент принятия обжалуемого решения.

Отмечает, что судом не учтено, что на собственниках многоквартирного дома лежит бремя несения расходов по содержанию общего имущества МКД, которые изыскивают средства на эти цели.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в редакции, действующей на момент возникших правоотношений, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (ч.1).

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:

1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;

1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;

1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;

2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;

3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;

3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания;

3.2) принятие решений об использовании системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

3.3) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее - администратор общего собрания);

3.4) принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;

4) выбор способа управления многоквартирным домом;

4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.

Из материалов дела следует, что Тавлович Н.Я. является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.

Управляющей компанией данного жилого дома является ООО «Домовый Комитет».

В период с 22 августа 2015 г. по 27 августа 2015 г. по инициативе одного из собственников жилого помещения указанного дома - Мазур В.И. в форме очно-заочного голосования было проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Данное решение собрания было оформлено протоколом от 05 сентября 2015 г.

Из п. 13 протокола следует, что на собрании принято решение о внесении собственниками жилья платы за отопление после введения в эксплуатацию узла учета тепловой энергии непосредственно управляющей организации ООО «Домовый комитет» по тарифам, утвержденным администрацией г. Орла с квадратного метра.

Пунктом 14 протокола принято решение о наделении полномочиями управляющую организацию ООО «Домовый комитет» после ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии: производить оплату за потребленное тепло по показаниям тепловых счетчиков в отопительный сезон. Аккумулировать на своем расчетном счете разницу между платой за тепло, поступающей от собственников и нанимателей <адрес>, и платой, поступающей за потребленное домом тепло по показаниям тепловых счетчиков, до 31 декабря 2018 г. За счет аккумулируемых средств смонтировать подъездные узлы регулирования и ввести их в эксплуатацию. Производить работы по ремонту и модернизации инженерных систем, ремонту кровли и иного общедомового имущества.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Тавлович Н.Я. ссылалась на то, что указанные решения общего собрания являются ничтожными, как так принятие решений по данным вопросам к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не отнесены.

Разрешая спор и признавая оспариваемые решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома недействительными, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 16 ст. 12, ст. 44 ЖК РФ и исходил из того, что установление структуры платы за коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, а принятие решений по вопросам установления порядка начисления, корректировки, перерасчета платы за коммунальные услуги к компетенции общего собрания собственников не отнесены.

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На момент принятия собственниками помещений многоквартирного дома оспариваемых решений (до 01.07.2016) действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

В соответствии с пунктом 15 Правил №307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 21 Правил № 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:

а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам;

б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с подпунктом «г» пункта 20, подпунктом «б» пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета (п. 27 Правил № 307).

В соответствии с пунктом 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Пунктом 3(2) Приложения № 2 к Правилам № 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2).

Из анализа приведенных выше правовых норм следует, принятие решений по вопросам установления порядка начисления, корректировки, перерасчета платы за коммунальные услуги к компетенции общего собрания собственников не отнесены.

Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (п. 16 ст. 12 ЖК РФ).

Принимая во внимание, что общее собрание собственников многоквартирного дома не полномочно менять структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок расчета и внесения такой платы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения общего собрания являются недействительными.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Ввиду изложенного доводы жалобы о том, что решение вопросов об установлении порядка начисления платы за коммунальные услуги относится к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, являются несостоятельными и не влекут отмену решения суда.

В целом, доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, повторяют правовую позицию Мазур В.И., выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с произведенной оценкой исследованных по делу доказательств и направлены на их переоценку, в связи с чем, подлежат отклонению судебной коллегией.

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке, ответчиком не представлено.

Руководствуясь положениями ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Орла от 10 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мазур Виктора Ивановича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Щербина И.С. Дело № 33-1676/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июня 2018 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.,

судей Наместниковой Л.А., Ларионовой С.В.,

при секретаре Цивилевой Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тавлович Надежды Яковлевны к Мазур Виктору Ивановичу, Мерцаловой Зое Тихоновне, обществу с ограниченной ответственностью «Домовый комитет» о признании решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным,

по апелляционной жалобе Мазура Виктора Ивановича на решение Советского районного суда г. Орла от 10 апреля 2018 г., которым постановлено:

«Исковые требования Тавлович Надежды Яковлевны к Мазур Виктору Ивановичу, Мерцаловой Зое Тихоновне, обществу с ограниченной ответственностью «Домовый комитет» о признании решения собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме недействительным, удовлетворить.

Признать с момента принятия пункты 13, 14 решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес>, проводимого в период с 22 августа 2015 г. по 27 августа 2015 г. недействительными.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Домовый комитет» произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг по оплате отопления с 03 октября 2016 г., с даты введения в эксплуатацию в многоквартирном жилом <адрес> коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, исходя из показаний установленного в доме коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, в соответствии с законодательством и правовыми актами Российской Федерации.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Домовый комитет» производить начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном жилом <адрес>, исходя из показаний установленного в доме коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, в соответствии с законодательством и правовыми актами Российской Федерации.

Взыскать с Мазур Виктора Ивановича, Мерцаловой Зои Тихоновны, общества с ограниченной ответственностью «Домовый комитет» в пользу Тавлович Надежды Яковлевны в равных долях расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., по 100 руб. с каждого».

Заслушав доклад судьи Наместниковой Л.А., объяснения ответчика Мазур В.И. и его представителя Мельниковой С.В., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на жалобу представителя истца Тавлович Н.Я. по доверенности Блохиной А.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, мнение представителя ответчика ООО «Домовый комитет» по доверенности Мельниковой С.В., судебная коллегия

установила:

Тавлович Н.Я. обратилась в суд с иском к Мазур В.И., Мерцаловой З.Т., ООО «Домовый комитет» о признании решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным и обязании произвести перерасчет по коммунальной услуге.

В обоснование требований указала, что она является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. В период с 22.08.2015 по 27.08.2015 в форме очно-заочного голосования проведено общее собрание собственников жилья, результаты которого зафиксированы протоколом общего собрания от 05.09.2015. Инициатором данного собрания являлся Мазур В.И., который был избран председателем собрания.

Пунктом 13 протокола общего собрания от 05.09.2015 принято решение, согласно которому после ввода в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии вносить плату за отопление непосредственно управляющей организации ООО «Домовый Комитет» по тарифам, утверждённым администрацией г.Орла с 1 кв.м.

Считает, что данное решение общего собрания является ничтожным, поскольку противоречит порядку оплаты за коммунальную услугу по отоплению, установленному Правительством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, общее собрание некомпетентно принимать решения по изменению порядка оплаты за коммунальную услугу.

Ссылается на то, что в силу части 1 статьи 157 ЖК РФ в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении (квартира) должен определяться исходя из показаний указанного прибора учета, а при его отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Дом, в котором она проживает, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии, однако не все квартиры дома оборудованы индивидуальными приборами учёта тепловой энергии.

Полагает, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению ее <адрес> должен определяться исходя из показаний общедомового прибора учета.

Обращает внимание на то, что управляющая организация ООО «Домовый Комитет», обслуживающая ее дом, 10.11.2016 выставила к оплате счёт, в котором коммунальная плата за отопление рассчитана из норматива потребления, предусмотренного при отсутствии в доме коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии.

Также пунктом 14 протокола общего собрания от 05.09.2015 принято решение, согласно которому Управляющая организация ООО «Домовый Комитет» после ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии должна производить оплату за потребленное домом тепло по показаниям тепловых счетчиков в отопительный сезон, накапливать на своем расчетном счете разницу между платой за тепло, поступающей от собственников и нанимателей <адрес> и платой за потребленное домом тепло по показаниям тепловых счетчиков до 31.12.2018, а собранные денежные средства потратить на ремонт общедомового имущества.

Данный пункт протокола общего собрания от 05.09.2015 противоречит законодательству РФ в рамках регулирования правильности использования целевых финансовых поступлений, поскольку установление структуры платы за коммунальные услуги, порядка расчёта и внесения такой платы, относится исключительно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Считает, что оплата на содержание и ремонт общедомового имущества, а также за капитальный ремонт общедомового имущества предусмотрена в квитанции отдельными платежами ежемесячно.

По указанным основаниям Тавлович Н.Я. просила суд признать пункты 13 и 14 решения общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес>, проводимого в период с 22.08.2015 по 27.08.2015 недействительными. Обязать управляющую организацию ООО «Домовый Комитет»:

- произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг по оплате отопления с 03.10.2016, с даты введения в эксплуатацию в многоквартирном <адрес> коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии, исходя из показаний установленного в доме коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, в соответствии с законодательством и правовыми актами РФ;

- производить начисление по данной коммунальной услуге исходя из прибора учета тепловой энергии, в соответствии с законодательством и правовыми актами РФ

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Мазур В.И. просит решение суда отменить, как незаконное.

Считает ошибочным вывод суда о том, что установление порядка начисления платы за коммунальные услуги не относится к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Полагает, что собственники жилых помещений не меняли порядок расчета за услуги отопления и не вышли за рамки своей компетенции при принятии обжалуемых истцом решений, вправе были определить (выбрать) лицо, которому будут вносить плату за отопление после ввода узла учета в эксплуатацию – управляющей организации ООО «Домовой комитет» по тарифу, действующему на момент принятия обжалуемого решения.

Отмечает, что судом не учтено, что на собственниках многоквартирного дома лежит бремя несения расходов по содержанию общего имущества МКД, которые изыскивают средства на эти цели.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в редакции, действующей на момент возникших правоотношений, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (ч.1).

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:

1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;

1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;

1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;

2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;

3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;

3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания;

3.2) принятие решений об использовании системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

3.3) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее - администратор общего собрания);

3.4) принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;

4) выбор способа управления многоквартирным домом;

4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.

Из материалов дела следует, что Тавлович Н.Я. является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.

Управляющей компанией данного жилого дома является ООО «Домовый Комитет».

В период с 22 августа 2015 г. по 27 августа 2015 г. по инициативе одного из собственников жилого помещения указанного дома - Мазур В.И. в форме очно-заочного голосования было проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Данное решение собрания было оформлено протоколом от 05 сентября 2015 г.

Из п. 13 протокола следует, что на собрании принято решение о внесении собственниками жилья платы за отопление после введения в эксплуатацию узла учета тепловой энергии непосредственно управляющей организации ООО «Домовый комитет» по тарифам, утвержденным администрацией г. Орла с квадратного метра.

Пунктом 14 протокола принято решение о наделении полномочиями управляющую организацию ООО «Домовый комитет» после ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии: производить оплату за потребленное тепло по показаниям тепловых счетчиков в отопительный сезон. Аккумулировать на своем расчетном счете разницу между платой за тепло, поступающей от собственников и нанимателей <адрес>, и платой, поступающей за потребленное домом тепло по показаниям тепловых счетчиков, до 31 декабря 2018 г. За счет аккумулируемых средств смонтировать подъездные узлы регулирования и ввести их в эксплуатацию. Производить работы по ремонту и модернизации инженерных систем, ремонту кровли и иного общедомового имущества.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Тавлович Н.Я. ссылалась на то, что указанные решения общего собрания являются ничтожными, как так принятие решений по данным вопросам к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не отнесены.

Разрешая спор и признавая оспариваемые решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома недействительными, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 16 ст. 12, ст. 44 ЖК РФ и исходил из того, что установление структуры платы за коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, а принятие решений по вопросам установления порядка начисления, корректировки, перерасчета платы за коммунальные услуги к компетенции общего собрания собственников не отнесены.

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На момент принятия собственниками помещений многоквартирного дома оспариваемых решений (до 01.07.2016) действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

В соответствии с пунктом 15 Правил №307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 21 Правил № 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:

а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам;

б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с подпунктом «г» пункта 20, подпунктом «б» пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета (п. 27 Правил № 307).

В соответствии с пунктом 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Пунктом 3(2) Приложения № 2 к Правилам № 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2).

Из анализа приведенных выше правовых норм следует, принятие решений по вопросам установления порядка начисления, корректировки, перерасчета платы за коммунальные услуги к компетенции общего собрания собственников не отнесены.

Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (п. 16 ст. 12 ЖК РФ).

Принимая во внимание, что общее собрание собственников многоквартирного дома не полномочно менять структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок расчета и внесения такой платы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения общего собрания являются недействительными.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Ввиду изложенного доводы жалобы о том, что решение вопросов об установлении порядка начисления платы за коммунальные услуги относится к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, являются несостоятельными и не влекут отмену решения суда.

В целом, доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, повторяют правовую позицию Мазур В.И., выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с произведенной оценкой исследованных по делу доказательств и направлены на их переоценку, в связи с чем, подлежат отклонению судебной коллегией.

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке, ответчиком не представлено.

Руководствуясь положениями ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Орла от 10 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мазур Виктора Ивановича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-1676/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тавлович Надежда Яковлевна
Ответчики
Мазур Виктор Иванович
ООО "Домовой комитет"
Мерцалова Зоя Тихоновна
Суд
Орловский областной суд
Судья
Наместникова Любовь Александровна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
20.06.2018Судебное заседание
04.07.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее