Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2114/2015 ~ М-952/2015 от 12.02.2015

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                           <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи         Гончарова А.А..,

при секретаре                                               ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4 к Администрации городского округа <адрес>, Департаменту муниципальной собственности Управления жилищного фонда администрации городского округа <адрес> о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к Администрации городского округа <адрес>, Департаменту муниципальной собственности Управления жилищного фонда администрации городского округа <адрес> о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение. В обоснование заявленных требований указали, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 является сотрудником РСУ в качестве маляра. РСУ являлось структурным подразделением государственного предприятия «<данные изъяты>». В связи с указанными трудовыми отношениями до акционирования государственного предприятия «Воронежгражданстрой» на основании ордера истице было предоставлено жилое помещение общей площадью 34,6 кв.м в общежитии по адресу: <адрес>, что подтверждается адресной справкой от ДД.ММ.ГГГГ года, где она проживает до настоящего времени.

Согласно действовавшего на тот момент положения об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета Министерства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 10), истица была вселена в указанное жилое помещение на основании ордера на занятие по найму жилой площади в общежитии, который при вселении был сдан администрации общежития и в последствии утерян.

ДД.ММ.ГГГГ истицей был направлен запрос в Администрацию городского округа <адрес> о предоставлении информации по жилому помещению по адресу: <адрес>. Как следует из ответа, указанный жилой дом не учитывается в реестре муниципального имущества, в муниципальную собственность городского округа <адрес> не передавался.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 являлся сотрудником РСУ на должности электрика. РСУ являлось структурным подразделением государственного предприятия <данные изъяты>». В связи с указанными трудовыми отношениями до акционирования государственного предприятия «<данные изъяты>» на основании ордера истцу было предоставлено жилое помещение площадью 17,4 кв.м в общежитии по адресу: <адрес> что подтверждается ордером на право занятия жилой площади в общежитии, где он проживает до настоящего времени.

ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ от Администрации городского округа <адрес> на ранее отправленный запрос о предоставлении информации по жилому помещению по адресу: <адрес>. Как следует из ответа, указанный жилой дом не учитывается в реестре муниципального имущества, в муниципальную собственность городского округа <адрес> не передавался. Заключить договор на передачу в собственность данного жилого помещения по вышеуказанному адресу не представляется возможным.

Данные жилые комнаты предоставлялись в связи с имеющимися трудовыми отношениями    между истцами и РСУ № РСУ №. Указанное общежитие на момент вселения принадлежало на праве хозяйственного ведения государственному предприятию «<данные изъяты> Так как истцы были вселены в спорные жилые помещения, расположенные в общежитии на законных основаниях, и между ними возникли отношения в соответствии с Жилищным Кодексом РСФСР и Жилищным кодексом РФ. До настоящего времени они пользуются спорными жилыми помещениями правомерно. Имеющаяся регистрация по месту жительства представляет собой административный акт, которым реализуется право лица на выбор места жительства. Собственного жилья истцы не имеют. В силу закона истцы являются субъектом уже действующего договора социального найма спорного жилого помещения.

Решением Комитета по управлению государственным имуществом Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «<данные изъяты>», общежитие совместно с иным имуществом было приватизировано, внесено в уставной капитал предприятия и затем реализовано в частную собственность.

На момент осуществления сделки по приватизации указанного здания общежития, истцы обладали правом в отношении спорного помещения, а значит и обладали субъективным правом на приватизацию спорного жилого помещения, которое сохранено при переходе государственного предприятия в иную форму собственности. Поскольку в здании общежития с особым режимом приватизации жилые объекты государственной собственности независимо от того на чьем балансе находились, в том числе спорные жилые помещения, расположенные в указанном здании общежития, подлежат передаче в муниципальную собственность

Считая свои права нарушенными, истцы обратились в суд с иском. В ходе рассмотрения данного гражданского дела истцы уточнили исковое заявление, просили признать за ФИО3 право постоянного пользования жилым помещением №, общей площадью 34,6 кв.м по адресу: <адрес>, по договору социального найма; признать за ФИО4 право постоянного пользования жилым помещением №, общей площадью 17,4 кв.м по адресу: <адрес>, по договору социального найма; признать за ФИО3 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату общей площадью 34,6 кв.м по адресу: <адрес>; признать за ФИО4 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату №, общей площадью 17,4 кв.м по адресу: <адрес>.

Истцы ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены своевременно и надлежащим образом.

Представитель истцов по доверенности ФИО6 в судебном заседании поддержал уточненные требования, просили об их удовлетворении.

Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, с просьбой об отложении не обращались.

Третьи лица ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены своевременно и надлежащим образом, представили в суд письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, от приватизации <адрес>, отказались в пользу матери –ФИО3, просили требования истицы удовлетворить.

Представитель третьих лиц по доверенности ФИО6 в судебном заседании поддержал уточненные требования, просил их удовлетворить.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, изучив материалы дела, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ) приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений

В силу ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

    Как следует из материалов дела, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в ремонтно-строительное управление треста «<данные изъяты>» на должность маляра 3 разряда, что подтверждается копией трудовой книжки истицы.

    В связи с указанными трудовыми отношениями на основании ордера истице было предоставлено жилое помещение общей площадью 34,6 кв.м в общежитии по адресу: <адрес>.

Согласно действовавшего на тот момент положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совета Министерства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 10), истица была вселена в указанное жилое помещение на основании ордера на занятие по найму жилой площади в общежитии, который при вселении был сдан администрации общежития и в последствии утерян.

    ФИО3 проживает совместно с сыновьями - ФИО7, ФИО8 по указанному адресу на основании ордера на право занятия жилой площади в общежитии.

    Согласно адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ, а также адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

    В соответствии с адресной справкой от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

    ФИО7, ФИО8 представили в суд заявление, в котором от приватизации квартиры по <адрес>, отказались в пользу матери –ФИО3

    ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ремонтно-строительное управление треста «<данные изъяты>» на должность электромонтажника 3 разряда на СУ -53 в порядке перевода из племсовхоза «2ая пятилетка» <адрес>, что подтверждается копией трудовой книжки истца.

    В связи с указанными трудовыми отношениями на основании ордера на право занятия жилой площади в общежитии, истцу было предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу: <адрес>.

    Согласно адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>

Допрошенная в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля             ФИО9 пояснила, что ФИО4 в 1988 году принят на работу в РСУ электромонтажником. В ДД.ММ.ГГГГ году получил койко-место, по истечению 3-х лет обратились с заявлением с просьбой о выделении комнаты в общежитии. Было принято положительное решение и выделена ФИО4 комната. ФИО3 также поставили на очередь. В ДД.ММ.ГГГГ году Администрация РСУ обратилась с ходатайством о предоставлении комнаты в общежитии, ФИО3 была предоставлена комната по адресу: <адрес>.

Таким образом, указанные выше обстоятельства подтверждены свидетельскими показаниями, ФИО9, работавшей в «<данные изъяты>», а в ДД.ММ.ГГГГ году выполнявшей обязанности председателя профсоюзного комитета треста, при этом она принимала участие в решении вопроса о предоставлении комнат в общежитии, расположенном в <адрес>.

Истцы, решив воспользоваться предоставленным Законом правом на бесплатную приватизацию жилого помещения, обратились в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> и Территориальное управление Росимущества в <адрес> с заявлениями о передаче комнат и <адрес> в собственность в порядке приватизации.

В соответствии с сообщением Администрации городского округа <адрес> жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение 56 в д. по <адрес> в реестре муниципального имущества (жилые объекты) не учитывается, в связи с чем заключить договор на передачу в собственность данного жилого помещения по вышеуказанному адресу не представляется возможным.

Согласно сообщению Управления жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества (жилые объекты) не учитывается, в муниципальную собственность городского округа <адрес> не передавался. Иной информацией по вышеуказанному объекту недвижимости не располагает.

Из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества (вид объекта: комната, адрес: <адрес>.) отсутствуют в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 является правообладателем спорного жилого помещения.

Согласно уведомлению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества (вид объекта: комната, адрес: <адрес>) отсутствуют в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО4 является правообладателем спорного жилого помещения.

В соответствии с решением Комитета по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы комиссии по приватизации государственного имущества, арендованного АП «<данные изъяты>» действия комиссии по приватизации государственного имущества, арендованного АП «Воронежгражданстрой» признаны правомерными, утверждены оценочные акты приватизируемого предприятия, акты оценки имущества (приложения 1-9), утвержден план предприятия, передано свидетельство о праве собственности на государственное имущество в областной Фонд государственного имущества.

Согласно сообщению Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> общежитие по <адрес> вошло в уставной капитал АОЗТ «<данные изъяты>».

В силу ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1531-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Согласно п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», акционерному обществу передаются объекты социально - культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. По объектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.

В силу ст. 18 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР»: жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

В дальнейшем федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

В силу ст. 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах федеральной жилищной политики» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

По Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» объекты жилищного фонда не могли быть включены в состав приватизируемого имущества.

План приватизации АП «<данные изъяты>» был утвержден в период действия Указа Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», по которому приватизация жилищного фонда подлежала урегулированию иными законодательными актами, и Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», предусматривающего что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения, мог быть приватизирован только на условиях, установленных законодательством.

К спорным правоотношениям в части осуществлении гражданским прав сторон, возникших в связи с введением в действие Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», на момент утверждения плана приватизации – ДД.ММ.ГГГГ, применялись нормы главы 1 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик».

В силу статьи 5 главы 1 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» (утв. ВС СССР ДД.ММ.ГГГГ № 2211-1) (действовавших и подлежавших применению судами с ДД.ММ.ГГГГ - времени вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" (ст.ст. 2, 3 Закона РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу Законов РСФСР и других актов, принятых Съездами народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" от ДД.ММ.ГГГГ) осуществление гражданских прав не должно нарушать прав и охраняемых законодательством интересов других лиц. При осуществлении прав граждане и юридические лица должны уважать моральные принципы общества и правила деловой этики. Гражданские права охраняются законодательством, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.

Анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что право каждого гражданина на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз принадлежало в силу ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и гражданам, занимавшим жилые помещения спорного общежития, так как (и на момент утверждения плана приватизации) не было оснований считать государственный или муниципальный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), жилищным фондом, не являвшимся объектом жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Детальное уточнение законодателем ДД.ММ.ГГГГ объекта права граждан на приватизацию исключило возможность ошибочного понимания норм указанных статей Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» - позволявшего считать проживавших в общежитиях граждан, лишенными права на приватизацию данного жилья. Внесенные ДД.ММ.ГГГГ изменения и дополнения являлись законодательным средством защиты прав граждан от их нарушения лицами, осуществлявшими приватизацию государственных или муниципальных предприятий.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Как видно из материалов дела, показаний свидетеля, истцы приобрели право пользования спорной комнатой, зарегистрированы там по месту жительства и проживают постоянно, вселялись в жилое помещение государственного жилищного фонда на законных основаниях.

В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.

В Примерном положении об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 328, указано, что на основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (Приложение). При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается.

Как следует из пояснений истцов и свидетеля, на основании принятого решения администрация выдала ордер на занятие спорных комнат, при вселении в общежитие ордер сдавался администрации общежития.

Жилищный Кодекс Российской Федерации (в действующей редакции) также не допускает возможность включения общежитий в частный жилищный фонд. Как указано в ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Поскольку проживание в жилых помещениях общежития носит постоянный характер, из помещений общежития истцы не были выселены, право пользования жилой площадью в общежитии не прекращалось, следует признать, что они занимают жилое помещение на условиях договора социального найма.

Одним из условий договора социального найма является право нанимателя на осуществление прав, перечисленных в ст. 67 ЖК РФ, а также прав, предусмотренных другими федеральными законами, то есть, в том числе, права на приватизацию, предусмотренного ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Лица, проживавшие в общежитии по договору социального найма до перехода общежития в собственность общества и имевшие в силу этого право на приватизацию, сохраняют такое же право и впоследствии. От того, кто потенциально может являться стороной в договоре приватизации, объем указанных прав не изменяется.

Согласно справок БТИ занимаемое истцами жилое помещение является изолированным, имеет отдельный вход и согласно ст. 62 ЖК РФ соответствует самостоятельному предмету договора социального найма, является объектом жилищных прав при его приватизации. Истцы несут бремя содержания помещений, оплачивают коммунальные услуги, что подтверждается квитанциями об оплате.

Кроме этого, в силу действовавшего на тот момент законодательства, в частности Постановления Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Примерного положения об общежитиях», ст.ст. 53, 54 ЖК РСФСР наниматель вправе был в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требовалось согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Аналогичные нормы содержатся в действующем в настоящее время ЖК РФ, в силу ст. 69 которого к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя (ст. 70 ЖК РФ).

Так, в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № 9-П и от ДД.ММ.ГГГГ № 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных норм, положений ст. 53 и 54 ЖК РСФСР, ч. 2 ст. 70 ЖК РФ, пояснений свидетелей, суд полагает необходимым признать за истцами право постоянного пользования вышеуказанными жилыми помещениями по договору социального найма и признать за ними право собственности в соответствии с их волеизъявлением, в порядке приватизации.

Решение суда о признании за истцами права собственности на жилые помещения в порядке приватизации, является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за ФИО3 право постоянного пользования жилым помещением №, общей площадью 34,6 м?, по адресу: <адрес>, по договору социального найма.

Признать за ФИО4 право постоянного пользования жилым помещением №, общей площадью 17,4 м?, по адресу: <адрес>, по договору социального найма.

Признать за ФИО3 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату №, общей площадью 34,6 м?, по адресу: <адрес>.

Признать за ФИО4 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату №, общей площадью 17,4 м?, по адресу: <адрес>.

Данное решение является основанием для погашения записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении помещений – комнаты и комнаты в <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

     Судья                                А.А. Гончаров

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                           <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи         Гончарова А.А..,

при секретаре                                               ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4 к Администрации городского округа <адрес>, Департаменту муниципальной собственности Управления жилищного фонда администрации городского округа <адрес> о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к Администрации городского округа <адрес>, Департаменту муниципальной собственности Управления жилищного фонда администрации городского округа <адрес> о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение. В обоснование заявленных требований указали, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 является сотрудником РСУ в качестве маляра. РСУ являлось структурным подразделением государственного предприятия «<данные изъяты>». В связи с указанными трудовыми отношениями до акционирования государственного предприятия «Воронежгражданстрой» на основании ордера истице было предоставлено жилое помещение общей площадью 34,6 кв.м в общежитии по адресу: <адрес>, что подтверждается адресной справкой от ДД.ММ.ГГГГ года, где она проживает до настоящего времени.

Согласно действовавшего на тот момент положения об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета Министерства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 10), истица была вселена в указанное жилое помещение на основании ордера на занятие по найму жилой площади в общежитии, который при вселении был сдан администрации общежития и в последствии утерян.

ДД.ММ.ГГГГ истицей был направлен запрос в Администрацию городского округа <адрес> о предоставлении информации по жилому помещению по адресу: <адрес>. Как следует из ответа, указанный жилой дом не учитывается в реестре муниципального имущества, в муниципальную собственность городского округа <адрес> не передавался.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 являлся сотрудником РСУ на должности электрика. РСУ являлось структурным подразделением государственного предприятия <данные изъяты>». В связи с указанными трудовыми отношениями до акционирования государственного предприятия «<данные изъяты>» на основании ордера истцу было предоставлено жилое помещение площадью 17,4 кв.м в общежитии по адресу: <адрес> что подтверждается ордером на право занятия жилой площади в общежитии, где он проживает до настоящего времени.

ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ от Администрации городского округа <адрес> на ранее отправленный запрос о предоставлении информации по жилому помещению по адресу: <адрес>. Как следует из ответа, указанный жилой дом не учитывается в реестре муниципального имущества, в муниципальную собственность городского округа <адрес> не передавался. Заключить договор на передачу в собственность данного жилого помещения по вышеуказанному адресу не представляется возможным.

Данные жилые комнаты предоставлялись в связи с имеющимися трудовыми отношениями    между истцами и РСУ № РСУ №. Указанное общежитие на момент вселения принадлежало на праве хозяйственного ведения государственному предприятию «<данные изъяты> Так как истцы были вселены в спорные жилые помещения, расположенные в общежитии на законных основаниях, и между ними возникли отношения в соответствии с Жилищным Кодексом РСФСР и Жилищным кодексом РФ. До настоящего времени они пользуются спорными жилыми помещениями правомерно. Имеющаяся регистрация по месту жительства представляет собой административный акт, которым реализуется право лица на выбор места жительства. Собственного жилья истцы не имеют. В силу закона истцы являются субъектом уже действующего договора социального найма спорного жилого помещения.

Решением Комитета по управлению государственным имуществом Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «<данные изъяты>», общежитие совместно с иным имуществом было приватизировано, внесено в уставной капитал предприятия и затем реализовано в частную собственность.

На момент осуществления сделки по приватизации указанного здания общежития, истцы обладали правом в отношении спорного помещения, а значит и обладали субъективным правом на приватизацию спорного жилого помещения, которое сохранено при переходе государственного предприятия в иную форму собственности. Поскольку в здании общежития с особым режимом приватизации жилые объекты государственной собственности независимо от того на чьем балансе находились, в том числе спорные жилые помещения, расположенные в указанном здании общежития, подлежат передаче в муниципальную собственность

Считая свои права нарушенными, истцы обратились в суд с иском. В ходе рассмотрения данного гражданского дела истцы уточнили исковое заявление, просили признать за ФИО3 право постоянного пользования жилым помещением №, общей площадью 34,6 кв.м по адресу: <адрес>, по договору социального найма; признать за ФИО4 право постоянного пользования жилым помещением №, общей площадью 17,4 кв.м по адресу: <адрес>, по договору социального найма; признать за ФИО3 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату общей площадью 34,6 кв.м по адресу: <адрес>; признать за ФИО4 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату №, общей площадью 17,4 кв.м по адресу: <адрес>.

Истцы ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены своевременно и надлежащим образом.

Представитель истцов по доверенности ФИО6 в судебном заседании поддержал уточненные требования, просили об их удовлетворении.

Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, с просьбой об отложении не обращались.

Третьи лица ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены своевременно и надлежащим образом, представили в суд письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, от приватизации <адрес>, отказались в пользу матери –ФИО3, просили требования истицы удовлетворить.

Представитель третьих лиц по доверенности ФИО6 в судебном заседании поддержал уточненные требования, просил их удовлетворить.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, изучив материалы дела, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ) приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений

В силу ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

    Как следует из материалов дела, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в ремонтно-строительное управление треста «<данные изъяты>» на должность маляра 3 разряда, что подтверждается копией трудовой книжки истицы.

    В связи с указанными трудовыми отношениями на основании ордера истице было предоставлено жилое помещение общей площадью 34,6 кв.м в общежитии по адресу: <адрес>.

Согласно действовавшего на тот момент положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совета Министерства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 10), истица была вселена в указанное жилое помещение на основании ордера на занятие по найму жилой площади в общежитии, который при вселении был сдан администрации общежития и в последствии утерян.

    ФИО3 проживает совместно с сыновьями - ФИО7, ФИО8 по указанному адресу на основании ордера на право занятия жилой площади в общежитии.

    Согласно адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ, а также адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

    В соответствии с адресной справкой от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

    ФИО7, ФИО8 представили в суд заявление, в котором от приватизации квартиры по <адрес>, отказались в пользу матери –ФИО3

    ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ремонтно-строительное управление треста «<данные изъяты>» на должность электромонтажника 3 разряда на СУ -53 в порядке перевода из племсовхоза «2ая пятилетка» <адрес>, что подтверждается копией трудовой книжки истца.

    В связи с указанными трудовыми отношениями на основании ордера на право занятия жилой площади в общежитии, истцу было предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу: <адрес>.

    Согласно адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>

Допрошенная в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля             ФИО9 пояснила, что ФИО4 в 1988 году принят на работу в РСУ электромонтажником. В ДД.ММ.ГГГГ году получил койко-место, по истечению 3-х лет обратились с заявлением с просьбой о выделении комнаты в общежитии. Было принято положительное решение и выделена ФИО4 комната. ФИО3 также поставили на очередь. В ДД.ММ.ГГГГ году Администрация РСУ обратилась с ходатайством о предоставлении комнаты в общежитии, ФИО3 была предоставлена комната по адресу: <адрес>.

Таким образом, указанные выше обстоятельства подтверждены свидетельскими показаниями, ФИО9, работавшей в «<данные изъяты>», а в ДД.ММ.ГГГГ году выполнявшей обязанности председателя профсоюзного комитета треста, при этом она принимала участие в решении вопроса о предоставлении комнат в общежитии, расположенном в <адрес>.

Истцы, решив воспользоваться предоставленным Законом правом на бесплатную приватизацию жилого помещения, обратились в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> и Территориальное управление Росимущества в <адрес> с заявлениями о передаче комнат и <адрес> в собственность в порядке приватизации.

В соответствии с сообщением Администрации городского округа <адрес> жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение 56 в д. по <адрес> в реестре муниципального имущества (жилые объекты) не учитывается, в связи с чем заключить договор на передачу в собственность данного жилого помещения по вышеуказанному адресу не представляется возможным.

Согласно сообщению Управления жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества (жилые объекты) не учитывается, в муниципальную собственность городского округа <адрес> не передавался. Иной информацией по вышеуказанному объекту недвижимости не располагает.

Из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества (вид объекта: комната, адрес: <адрес>.) отсутствуют в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 является правообладателем спорного жилого помещения.

Согласно уведомлению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества (вид объекта: комната, адрес: <адрес>) отсутствуют в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО4 является правообладателем спорного жилого помещения.

В соответствии с решением Комитета по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы комиссии по приватизации государственного имущества, арендованного АП «<данные изъяты>» действия комиссии по приватизации государственного имущества, арендованного АП «Воронежгражданстрой» признаны правомерными, утверждены оценочные акты приватизируемого предприятия, акты оценки имущества (приложения 1-9), утвержден план предприятия, передано свидетельство о праве собственности на государственное имущество в областной Фонд государственного имущества.

Согласно сообщению Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> общежитие по <адрес> вошло в уставной капитал АОЗТ «<данные изъяты>».

В силу ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1531-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Согласно п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», акционерному обществу передаются объекты социально - культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. По объектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.

В силу ст. 18 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР»: жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

В дальнейшем федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

В силу ст. 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах федеральной жилищной политики» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

По Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» объекты жилищного фонда не могли быть включены в состав приватизируемого имущества.

План приватизации АП «<данные изъяты>» был утвержден в период действия Указа Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», по которому приватизация жилищного фонда подлежала урегулированию иными законодательными актами, и Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», предусматривающего что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения, мог быть приватизирован только на условиях, установленных законодательством.

К спорным правоотношениям в части осуществлении гражданским прав сторон, возникших в связи с введением в действие Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», на момент утверждения плана приватизации – ДД.ММ.ГГГГ, применялись нормы главы 1 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик».

В силу статьи 5 главы 1 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» (утв. ВС СССР ДД.ММ.ГГГГ № 2211-1) (действовавших и подлежавших применению судами с ДД.ММ.ГГГГ - времени вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" (ст.ст. 2, 3 Закона РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу Законов РСФСР и других актов, принятых Съездами народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" от ДД.ММ.ГГГГ) осуществление гражданских прав не должно нарушать прав и охраняемых законодательством интересов других лиц. При осуществлении прав граждане и юридические лица должны уважать моральные принципы общества и правила деловой этики. Гражданские права охраняются законодательством, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.

Анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что право каждого гражданина на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз принадлежало в силу ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и гражданам, занимавшим жилые помещения спорного общежития, так как (и на момент утверждения плана приватизации) не было оснований считать государственный или муниципальный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), жилищным фондом, не являвшимся объектом жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Детальное уточнение законодателем ДД.ММ.ГГГГ объекта права граждан на приватизацию исключило возможность ошибочного понимания норм указанных статей Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» - позволявшего считать проживавших в общежитиях граждан, лишенными права на приватизацию данного жилья. Внесенные ДД.ММ.ГГГГ изменения и дополнения являлись законодательным средством защиты прав граждан от их нарушения лицами, осуществлявшими приватизацию государственных или муниципальных предприятий.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Как видно из материалов дела, показаний свидетеля, истцы приобрели право пользования спорной комнатой, зарегистрированы там по месту жительства и проживают постоянно, вселялись в жилое помещение государственного жилищного фонда на законных основаниях.

В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.

В Примерном положении об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 328, указано, что на основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (Приложение). При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается.

Как следует из пояснений истцов и свидетеля, на основании принятого решения администрация выдала ордер на занятие спорных комнат, при вселении в общежитие ордер сдавался администрации общежития.

Жилищный Кодекс Российской Федерации (в действующей редакции) также не допускает возможность включения общежитий в частный жилищный фонд. Как указано в ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Поскольку проживание в жилых помещениях общежития носит постоянный характер, из помещений общежития истцы не были выселены, право пользования жилой площадью в общежитии не прекращалось, следует признать, что они занимают жилое помещение на условиях договора социального найма.

Одним из условий договора социального найма является право нанимателя на осуществление прав, перечисленных в ст. 67 ЖК РФ, а также прав, предусмотренных другими федеральными законами, то есть, в том числе, права на приватизацию, предусмотренного ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Лица, проживавшие в общежитии по договору социального найма до перехода общежития в собственность общества и имевшие в силу этого право на приватизацию, сохраняют такое же право и впоследствии. От того, кто потенциально может являться стороной в договоре приватизации, объем указанных прав не изменяется.

Согласно справок БТИ занимаемое истцами жилое помещение является изолированным, имеет отдельный вход и согласно ст. 62 ЖК РФ соответствует самостоятельному предмету договора социального найма, является объектом жилищных прав при его приватизации. Истцы несут бремя содержания помещений, оплачивают коммунальные услуги, что подтверждается квитанциями об оплате.

Кроме этого, в силу действовавшего на тот момент законодательства, в частности Постановления Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Примерного положения об общежитиях», ст.ст. 53, 54 ЖК РСФСР наниматель вправе был в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требовалось согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Аналогичные нормы содержатся в действующем в настоящее время ЖК РФ, в силу ст. 69 которого к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя (ст. 70 ЖК РФ).

Так, в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № 9-П и от ДД.ММ.ГГГГ № 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных норм, положений ст. 53 и 54 ЖК РСФСР, ч. 2 ст. 70 ЖК РФ, пояснений свидетелей, суд полагает необходимым признать за истцами право постоянного пользования вышеуказанными жилыми помещениями по договору социального найма и признать за ними право собственности в соответствии с их волеизъявлением, в порядке приватизации.

Решение суда о признании за истцами права собственности на жилые помещения в порядке приватизации, является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за ФИО3 право постоянного пользования жилым помещением №, общей площадью 34,6 м?, по адресу: <адрес>, по договору социального найма.

Признать за ФИО4 право постоянного пользования жилым помещением №, общей площадью 17,4 м?, по адресу: <адрес>, по договору социального найма.

Признать за ФИО3 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату №, общей площадью 34,6 м?, по адресу: <адрес>.

Признать за ФИО4 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату №, общей площадью 17,4 м?, по адресу: <адрес>.

Данное решение является основанием для погашения записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении помещений – комнаты и комнаты в <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

     Судья                                А.А. Гончаров

1версия для печати

2-2114/2015 ~ М-952/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МАЛАХОВ Юрий Иванович
ШЕЛЯКИНА Светлана Степановна
Ответчики
ДМС УЖФ администрации г.о.г Воронеж
Администрация г.о. г. Воронеж
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Гончаров Алексей Александрович
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
12.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2015Передача материалов судье
16.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.03.2015Предварительное судебное заседание
02.04.2015Предварительное судебное заседание
21.04.2015Предварительное судебное заседание
21.04.2015Судебное заседание
22.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2016Дело оформлено
21.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее