РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2020 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Конецкой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-381/2020 по иску Ятманова И.И. к ФКУ «Главное Бюро МСЭ по Самарской области» о признании решения незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Ятманов И.И. обратился в суд с иском к ФКУ «Главное Бюро МСЭ по Самарской области» Минтруда России о признании решений незаконными и возложении обязанности.
Истец не согласен с решениями экспертного состава № ФКУ «Главное Бюро МСЭ по Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, просил признать данные решения незаконным, и возложить обязанность по установлению ему № группы инвалидности с причиной инвалидности «трудовое увечье на производстве», с утратой профессиональной трудоспособности в размере 80% с ДД.ММ.ГГГГ, без указания срока освидетельствования.
В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Кузнецова С.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на законность вынесенных решений.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Ятманов И.И. в ДД.ММ.ГГГГ году перенес острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК). С ДД.ММ.ГГГГ. находился на лечении и обследовании в неврологическом отделении с диагнозом: <данные изъяты>.
В ДД.ММ.ГГГГ году истец впервые признан инвалидом № группы <данные изъяты> сроком на 1 год.
С ДД.ММ.ГГГГ. истцу установлена № группа инвалидности бессрочно с клинико-функциональным диагнозом: «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ. Ятманов И.И., являясь водителем ООО «Стройматериалы -2», получил в результате дорожно-транспортного происшествия производственную травму.
В связи с полученными повреждениями здоровья проходил стационарное лечение в хирургическом отделении ГБУЗ «Сергиевская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ. с диагнозом: «<данные изъяты>». Поступил в экстренном порядке с места ДТП. ДД.ММ.ГГГГ. проведено оперативное лечение: лапоратомия, ушивание ран брыжейки. Дренирование брюшной полости. С ДД.ММ.ГГГГ лечение в СОКБ им. В.Д. Середавина с диагнозом: <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ. Ятманову И.И. проведено оперативное лечение: <данные изъяты>. Выписан ДД.ММ.ГГГГ. Дома произошел вывих бедра в эндопротезе. Госпитализирован в СОКБ им. В.Д. Середавина ДД.ММ.ГГГГ., где проведено оперативное лечение - открытое вправление вывиха бедра. Выписан ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. истец был освидетельствован в БМСЭ № ФКУ «Главное Бюро МСЭ по Самарской области» с целью установления группы инвалидности, определения степени утраты профессиональной трудоспособности (далее УПТ). В результате осмотра группа инвалидности (№ группа бессрочно от «общего заболевания») не изменена, определено 30% УПТ.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ вопрос о наличии, характере и степени тяжести вреда здоровья по установленному в лечебном учреждении врачами диагнозу «<данные изъяты>» решить не представилось возможным в соответствии с п. 27 Критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Минздрава РФ №194Н от 14.04.2008.
В пункте 8.2. Акта по форме Н1 работодателем ООО «Стройматериалы -2» не был указан полный травматический диагноз, и ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» было рекомендовано переоформить акт формы Н-1.
В связи с отказом работодателя переоформить Акта по форме Н1 Ятманов И.И. обращался в суд.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ на ООО «Стройматериалы» возложена обязанность по внесению в п. 8.2 акта по форме Н1 диагноза: «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ. в БМСЭ № освидетельствован с целью определения степени утраты профессиональной трудоспособности. В результате осмотра установлено 30% утраты профессиональной трудоспособности.
С ДД.ММ.ГГГГ. проходил стационарное лечение в клиниках СГМУ, в клинике госпитальной хирургии (хирургическое отделение) с диагнозом: <данные изъяты>. Послеоперационный период протекал без осложнений. Заживление № натяжением. Швы с послеоперационной раны сняты полностью. Проводилась консервативная терапия с положительным эффектом.
ДД.ММ.ГГГГ. в БМСЭ № проходил очное повторное (досрочно) освидетельствование с целью установления группы инвалидности и определения степени УПТ. Из анамнеза БМСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что состояние больного ухудшилось после общего наркоза при проведении лапаротомии от ДД.ММ.ГГГГ. по поводу острой тонкокишечной непроходимости.
В БМСЭ № составлена программа дополнительного обследования для уточнения функциональных нарушений больного: консультация психиатра, МРТ головного мозга. Заключение отоневролоргического исследования ГБУЗ СОКБ им. В.Д: Середавина от ДД.ММ.ГГГГ.: <данные изъяты>.
Согласно магнитно-резонансной томографии головного мозга истца от ДД.ММ.ГГГГ.: <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Ятманову И.И. установлена № группа <данные изъяты> 80% УПТ, с диагнозом: <данные изъяты>
Данная группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности подтверждалась учреждениями медико-социальной экспертизы в ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ гг. Ятманов И.И. неоднократно проходил амбулаторное и стационарное лечения по поводу имеющихся заболеваний.
ДД.ММ.ГГГГ решением Бюро МСЭ № истцу установлена № группа с причиной инвалидности <данные изъяты>», 30% УПТ с диагнозом: <данные изъяты>
В связи с обжалованием указанного решения бюро МСЭ, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. был освидетельствован в экспертном составе № ФКУ, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. - в экспертном составе № ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области»., в результате которых решения бюро МСЭ № отменено, установлена № группа бессрочно <данные изъяты>. 30% УПТ бессрочно не изменено.
Истец, ссылаясь на незаконность вынесенных в отношении него решений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в части установления причины № группы инвалидности и степени утраты профессиональной трудоспособности, обратился с названным иском в суд.
Определением Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца была назначена судебная медико-социальная экспертиза для определения правомерности решений ответчика.
Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 789 утверждены Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с которыми степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
На основании указанных правовых актов, суд, выслушав доводы сторон, проверив процедуру проведения экспертизы и с учетом заключения экспертизы, проведенной ФГБУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, приходит к выводу о том, что у экспертного состава №№ ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» отсутствовали основания для установления заявителю причины № группы инвалидности «трудовое увечье» и 80% утраты профессиональной трудоспособности.
При этом, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 17 Правил в случае, если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов.
В соответствии с пунктом 16 Правил, в случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60 процентов.
В случае, если пострадавший вследствие выраженного нарушения функций организма может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90 процентов (пункт 15 Правил).
Согласно заключению судебной медико-социальной экспертизы, проведенной с ДД.ММ.ГГГГ на основании комплексного анализа медицинских и медико-экспертных документов с учетом клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-бытовых данных, Ятманову И.И. выставлен диагноз <данные изъяты>.
Последствия производственной политравмы от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>
Давая ответы на поставленные судом вопросы, эксперты указали, что на момент проведения освидетельствований специалистами ФКУ «Главное Бюро МСЭ по Самарской области» на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ причиной инвалидности Ятманова И.И. являлось «<данные изъяты>», и имелось 30% утраты профессиональной трудоспособности.
Суд не находит оснований сомневаться в объективности и достоверности заключения судебной экспертизы, которая содержит однозначные и определенные ответы на поставленные вопросы, ответы подтверждены исследовательской частью заключения, заключение отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Экспертиза проведена компетентными экспертами, имеющими значительный стаж работы в соответствующих областях экспертизы, рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона N 73-ФЗ от 31 мая 2001 года "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на основании определения суда о проведении экспертизы, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Принимая во внимание, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, суд оценивает его в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и проверяет соответствие заключения эксперта вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.
Таким образом, заключение судебной экспертизы оценивается судом по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
В судебном заседании допрошенная в качестве специалиста Петрушина Н.Н., эксперт экспертного состава № ФКУ «Главное Бюро МСЭ по Самарской области», суду пояснила, что диагноз <данные изъяты>, это отдаленные последствия перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения по геморрагическому типу от ДД.ММ.ГГГГ г., поэтому были установлены стойкие нарушения психических функций, стойкие нарушения языковых и речевых функций, а потому исключена причина инвалидности «<данные изъяты>». А поскольку в экспертном составе № на основании заключения Психоневрологического диспансера был выставлен психиатрический диагноз: <данные изъяты>, поэтому истцу установлена № группа инвалидности по общему заболеванию, потому что данное заболевание не имеет отношение к полученным травмам. 30% УПТ оставлено, поскольку все полученные в ходе производственной травмы в виде переломов относятся к данной степени УПТ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Статьей 8 названного Федерального закона предусмотрено, что установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется исключительно федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Порядок и условия признания граждан инвалидами определены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95.
В силу пунктов 2, 5 - 7 названных Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из того, что установление инвалидности, отказ в установлении инвалидности относятся к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
Порядок проведения медико-социальной экспертизы, установленный в вышеуказанных Правилах со стороны экспертного состава № Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области" при проведении экспертизы в отношении истца соблюден. Экспертиза проведена специалистами экспертного состава путем обследования истца, изучения представленных медицинских документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных истца. При проведении экспертизы составлен протокол. Решение об установлении группы инвалидности с причиной «общее заболевание» и установлением 30% утраты профессиональной трудоспособности принято всеми специалистами, проводившими медико-социальную экспертизу, о чем специалисты расписались в протоколе. По результатам экспертизы составлен акт, который подписан руководителем бюро и специалистами, принимавшими решение, заверен печатью. Форма и порядок составления акта соответствует установленным требованиям.
Согласно пункту 25 Правил признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95, определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее № врача по медико-социальной экспертизе.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности определены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе, на соответствие соискателя лицензии - юридического лица, намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, установленным статьей 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица (подпункт "з" пункта 4 Положения).
Медико-социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым определено, что лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Пункт 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 2 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом, определения причины инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности, относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.
В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, определение степени нуждаемости и установление группы инвалидности является исключительной компетенцией бюро медико-социальной экспертизы, и оспариваться данное решение может по процедуре ее проведения и проверке обоснованности выводов бюро медико-социальной экспертизы путем проведения другой экспертизы. Суд же правом установления группы инвалидности, определения степени утраты трудоспособности не обладает.
При таких обстоятельствах, с учетом проведенной по делу судебной экспертизы, учитывая, что каких-либо нарушений процедуры проведения освидетельствования Ятманова И.И. судом не установлено, истцом таких доводов не приведено, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда не имеется.
Наличие у истца ряда заболеваний не является безусловным основанием для установления причины второй группы инвалидности «<данные изъяты>» с 80% степенью УПТ, поскольку состояние здоровья оценивается учреждением медико-социальной экспертизы с учетом строго определенных критериев и правил. Совокупности условий для определения причины второй группы инвалидности «<данные изъяты>», предусмотренных Правилами признания лица инвалидом, не установлено. При этом порядок проведения освидетельствования полностью соблюден, нарушений не допущено.
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Доводы представителей истца о том, что на степень утраты трудоспособности указывает невозможность выполнять профессиональную деятельность водителя, что свидетельствует о полной утрате истцом способности осуществлять именно эту профессиональную деятельность, и том, что медико-социальная экспертиза не объективна, признаются необоснованными и отклоняются судом.
Оспариваемые заявителем решения принимались в пределах полномочий, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, исходя из комплексной оценки состояния здоровья Ятманова И.И., с исследованием медицинских документов.
Имеющиеся у заявителя заболевания, а также медицинские документы, были предметом анализа, исследования и учтены экспертами при принятии оспариваемых решений.
Сам факт наличия цереброваскуляторной болезни, хронической ишемии мозга, перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения по геморрагическому типу от ДД.ММ.ГГГГ г. в левой затылочной доле у заявителя не является безусловным основанием для установления степени утраты профессиональной трудоспособности 80%, поскольку состояние здоровья оценивается с учетом строго определенных критериев и правил.
Иного из материалов дела не следует, истцом в опровержение вышеизложенного доказательств не представлено.
При указанных обстоятельствах, ввиду отсутствия объективных данных, ставящих под сомнение принятые решения экспертного состава № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области», суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемых заключений.
При этом, суд учитывает, что в силу ст. 10 Конституции РФ суд не вправе подменять функции органов исполнительной власти и учреждений, которые наделены полномочиями по освидетельствованию граждан на предмет установления инвалидности и принятию решения о признании лица инвалидом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Ятманова И.И. к ФКУ «Главное Бюро МСЭ по Самарской области» о признании решения незаконным и возложении обязанности - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.П. Коваленко
Решение в окончательной форме принято 28.05.2020.