Дело № 2-500/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2015 года п. Копьёво
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
в составе судьи Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия Гладких Р.А.,
при секретаре судебного заседания Соликовой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальцева А.М. и Мальцевой Н.В. к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Орджоникидзевского района», Администрации Красноиюсского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи, возложении обязанности произвести выплату единовременной материальной помощи и финансовой помощи,
У С Т А Н О В И Л:
Мальцев А.М. и Мальцева Н.В. обратились в суд с иском к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Орджоникидзевского района», Администрации Красноиюсского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи, возложении обязанности произвести выплату материальной и финансовой помощи.
В обоснование своих требований Мальцев А.М. и Мальцева Н.В. указали на то, что постоянно проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, деревня ..., улица ..., дом №.., право собственности на которое оформлено не было. Домовладение, в котором они проживали, оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, сложившейся 12 апреля 2015 года вследствие пожара, произошедшего на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия. В результате стихийного бедствия принадлежащее им имущество было полностью уничтожено. Они обратились в Администрацию Красноиюсского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия с заявлением о включении их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи. Однако орган местного самоуправления отказался включить их в список на выплату материальной и финансовой помощи, ссылаясь на отсутствие регистрации по месту жительства.
Истцы Мальцев А.М. и Мальцева Н.В. в зал судебного заседания не явились, однако, настаивая на удовлетворении своих исковых требований, просили о рассмотрении настоящего гражданского дела в их отсутствие.
Представитель Администрации Красноиюсского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия в зал судебного заседания не явился, однако о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела был извещен надлежащим образом. Письменных возражений на иск не представил.
Представитель Министерства труда и социального развития Республики Хакасия Губин В.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, однако просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие. В отзыве на иск Губин В.В. просил разрешить гражданское дело с учетом требований Порядка организации выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 17 апреля 2015 года N 158.
Представитель Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Орджоникидзевского района» Тыченко В.П. в зал судебного заседания не явилась, однако просила о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие. Письменных возражений на иск не представила.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, в зал судебного заседания не явился, однако о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела был извещен надлежащим образом. Письменных возражений на иск не представил.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав приобщенные к делу документы, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 № 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12 апреля 2015 года был введен режим чрезвычайной ситуации.
На основании распоряжения главы Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 12.04.2015 № 50-р режим чрезвычайной ситуации природного характера с 12 апреля 2015 года был также введен на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание в зонах чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Статьей 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что принятие решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана, относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.04.2015 № 158 «Об утверждении Порядка организации выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, возникших 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия…» предусмотрено, что выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, предоставляются в размере, установленном вышеуказанными Правилами выделения бюджетных ассигнований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110.
Таким образом, законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия предусмотрена возможность оказания гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, вследствие возникших 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия природных пожаров, единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
При этом из смысла вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что право на получение единовременной материальной помощи может быть признано за пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, имеющими гражданство Российской Федерации, утратившими имущество вследствие его повреждения или уничтожения и нуждающимися в оказании единовременной материальной помощи. Право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости может быть признано за пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, имеющими гражданство Российской Федерации, постоянно проживавшими в жилом помещении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, утратившими имущество первой необходимости вследствие его повреждения или уничтожения и нуждающимися в оказании финансовой помощи.
Мальцев А.М. и Мальцева Н.В. являются гражданами Российской Федерации, что подтверждается приобщенными к делу копиями паспортов гражданина Российской Федерации.
Как было установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривалось, Мальцев А.М. и Мальцева Н.В. постоянно проживали по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, деревня ..., улица ..., дом №...
Факт постоянного проживания Мальцева А.М. и Мальцевой Н.В.по указанному адресу подтверждается совокупностью приобщенных к делу документов: выпиской их похозяйственной книги, которую ведет орган местного самоуправления; справкой о составе семьи, выданной органом местного самоуправления; выпиской из финансово-лицевого счета на имя Мальцевой Н.В.
Жилой дом, расположенный по указанному адресу, находился в границах зоны чрезвычайной ситуации, о чем следует из приложения № 5 к постановлению Главы Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 16.04.2015 № 248 «Об установлении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров…».
Как следует из акта обследования, составленного комиссией, созданной органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном приказом МЧС России от 29.08.2014 № 470, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года, принадлежащее Мальцеву А.М. и Мальцевой Н.В. имущество первой необходимости было полностью утрачено. Отраженные в данном документе обстоятельства сторонами не оспаривались.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что в результате чрезвычайной ситуации был полностью уничтожен жилой дом, в котором проживали Мальцев А.М. и Мальцева Н.В., а также принадлежащее им имущество первой необходимости.
В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, пострадавшим в чрезвычайной ситуации является человек, понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что граждане Российской Федерации Мальцев А.М. и Мальцева Н.В., постоянно проживавшие в жилом доме, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, утратили имущество первой необходимости и нуждаются в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Таким образом, исковые требования Мальцева А.М. и Мальцевой Н.В. о признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации, вследствие возникших 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия природных пожаров, подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 12 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110, порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 7 Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470, предусмотрено, что после сверки сведений, указанных в заявлениях граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости), которые направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Порядком организации выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации..., утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.04.2015 N 158, главы муниципальных образований после составления списков граждан, нуждающихся в оказании материальной и финансовой помощи, представляют указанные списки в государственные казенные учреждения Республики Хакасия - управления социальной поддержки населения городов и районов. После этого государственные казенные учреждения Республики Хакасия - управления социальной поддержки населения городов и районов передают сведения в Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.
Как указано в пункте 5 вышеприведенного Порядка, на основании поступивших списков граждан Министерство труда и социального развития Республики Хакасия непосредственно, а также через государственные казенные учреждения Республики Хакасия - управления социальной поддержки населения городов и районов, осуществляет выплату единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества первой необходимости.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 16.04.2015 № 662-р, бюджетные ассигнования на оказание гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной или полной утратой имущества первой необходимости выделяются из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
При таких обстоятельствах исковые требования истцов о возложении на Администрацию Красноиюсского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании материальной и финансовой помощи, и о возложении на Министерство труда и социального развития Республики Хакасия и на ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения Орджоникидзевского района» обязанности выплатить указанную помощь за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что в результате чрезвычайной ситуации был полностью уничтожен жилой дом, в котором проживали истцы, а также принадлежащее им имущество первой необходимости, вследствие чего они нуждаются в оказании материальной и финансовой помощи, суд приходит к твердому убеждению в том, что вследствие особых обстоятельств замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для взыскателей
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мальцева А.М. и Мальцевой Н.В. удовлетворить.
Признать Мальцева А.М., родившегося ../../.. года, и Мальцеву Н.В., родившуюся ../../.. года, постоянно проживавшими по состоянию на 12 апреля 2015 года по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, деревня ..., улица ..., дом №.., а также пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года вследствие природных пожаров на территории Республики Хакасия.
Обязать Администрацию Красноиюсского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия включить Мальцева А.М. и Мальцеву Н.В. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей, а также в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 тысяч рублей.
Обязать Министерство труда и социального развития Республики Хакасия непосредственно либо через Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Орджоникидзевского района» на основании вышеназванных списков выплатить Мальцеву Н.В. и Мальцевой Н.В. за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации единовременную материальную помощь в размере 10000 (десяти тысяч) рублей и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 (ста тысяч) рублей каждому.
В соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящее решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения. Апелляционная жалоба подается через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия.
Судья
Орджоникидзевского районного суда
Республики Хакасия
Гладких Р.А.