№2-6970/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 ноября 2018 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Тарасовой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Катричко М. М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о назначении второй пенсии,
установил:
Исковые требования мотивированы тем, что до ДД.ММ.ГГГГ (достижения истцу 55 лет) он обратился в ГУ – Отделение ПФР по Республике Карелия с целью назначения ему второй пенсии к пенсии по инвалидности. В назначении пенсии истцу было отказано с указанием на такое право по достижении возраста 60 лет. При повторном обращении в феврале 2018 года страховая пенсия истцу была назначена с ДД.ММ.ГГГГ, однако указано на то, что он имел на нее право с 55 лет. После обращения истца за соответствующими разъяснениями выплата страховой пенсии была ему приостановлена по мотиву отсутствия информации о статусе истца при исполнении обязанностей в зоне Чернобыльской АЭС. Истец с решением ответчика не согласен, просит обязать его произвести перерасчет пенсии и выплатить ему вторую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ – достижения им 55 лет.
К участию в деле в качестве 3-х лиц привлечены ГУ – Отделение ПФР по Республике Карелия и МВД по Республике Карелия.
В судебном заседании истец не участвовал, представитель истца Багинская Г.Ф., действующая по ордеру, требования поддержала в полном объеме. Указала, что из-за недостоверной консультации специалиста истец был лишен права на получение второй пенсии по достижении 55 лет.
Представитель ответчика Каратай М.М., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала доводы ответчика. Указала, что за назначением страховой пенсии по старости истец обратился к ним только ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица ГУ – Отделение ПФР по Республике Карелия Супранович А.Ю., действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что истец по вопросу установления страховой пенсии по старости, о праве на одновременное получение двух пенсий обращался к ним три раза, ему давались консультации. Вопрос о назначении пенсии не находится в компетенции Отделения.
Представитель третьего лица МВД по Республике Карелия Костина Ю.В., действующая по доверенности, в судебном заседании указала, что истец является получателем пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Во время участия в ликвидации аварии он являлся курсантом и исполнял служебные обязанности. По достижении возраста 60 лет истец вправе обратиться к ним за назначением пенсии по линии МВД, его обращение будет рассмотрено.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, пенсионного дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Катричко М.М. проходил службу в органах внутренних дел. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец исполнял служебные обязанности в <данные изъяты> в 30 километровой зоне Чернобыльской АЭС.
Также установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ истец являлся получателем пенсии по инвалидности по линии органов МВД. На основании его заявления с ДД.ММ.ГГГГ истцу была установлена пенсия по инвалидности 2 группы вследствие военной травмы по ст.36 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
После вступления с 01.01.2002 в силу Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №166-ФЗ) пенсия истца была пересчитана как гражданину, ставшему инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в ГУ – Отделение ПФР по Республике Карелия по вопросам своего пенсионного обеспечения, в том числе, по вопросу права на одновременное получение двух пенсий.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, вторая пенсия истцу была назначена с указанной даты. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии с момента достижения возраста 55 лет. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил истцу о том, что выплата страховой пенсии ему будет приостановлена ввиду отсутствия документального подтверждения статуса истца в период прохождения службы и исполнении служебных обязанностей в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС.
В соответствии с ст.10 Федерального закона №166-ФЗ право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе, граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
Согласно пп.1 п.3 ст.3 Федерального закона №166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется: гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.
Истец полагает, что как инвалид вследствие чернобыльской катастрофы, приравненный по пенсионному обеспечению к инвалидам вследствие военной травмы, имеет право на получение одновременно двух пенсий - по инвалидности и трудовой пенсии по старости.
Между тем, судом принимается во внимание следующее.
В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом, гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Как указывалось выше пп.1 п.3 ст.3 Федерального закона №166-ФЗ предусмотрено, что право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пп.1 п.2 (с применением п.3 и п.5 ст.15 настоящего Федерального закона), и трудовая пенсия по старости. При этом, указанным в данной статье пп.1 п.2 ст.15 установлено, что пенсия по инвалидности назначается только военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Поскольку в судебном заседании установлено, что истец в период исполнения служебных обязанностей (участии в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения) не проходил военную службу по призыву, что стороной истца не оспаривается, право на одновременное получение двух пенсий (по инвалидности вследствие военной травмы по нормам Федерального закона №166-ФЗ, и страховой пенсии по старости) у истца отсутствует.
В связи с изложенным, у ответчика также не возникла обязанность в установлении истцу второй пенсии. Таким образом, оснований для удовлетворения иска не имеется. При этом, истец не утрачивает право на получение пенсии по инвалидности как гражданин, ставший инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с ст.17 Федерального закона №166-ФЗ.
Кроме того, истец не лишен возможности при наличии соответствующих условий (достижения соответствующего возраста) претендовать на одновременное получение двух пенсий по п.6 ст.3 Федерального закона №166-ФЗ, согласно которому военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л. Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 11.11.2018.