№ 2-258/2020
УИД 62RS0001-01-2019-003542-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2020 года
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи Буторина А.Е.,
с участием представителя истца АО «Рязаньгоргаз» - <данные изъяты> О.С., действующей на основании доверенности,
при секретаре <данные изъяты> О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску акционерного общества «Рязаньгоргаз» к <данные изъяты> Наталье Александровне об обязании предоставить доступ в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
АО «Рязаньгоргаз» обратилось в суд с иском к <данные изъяты> Н.А. об обязании предоставить доступ в жилое помещение, в обоснование которого указывает, что ответчице принадлежит на праве собственности помещение, расположенное по адресу: <адрес>
АО «Рязаньгоргаз» является организацией, осуществляющей передачу природного газа по инженерно-технической сети, непосредственно присоединенной к сети Ответчицы.
Пунктами 5, 5.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах по оснащению таких объектов приборами учета расхода используемого природного газа.
Согласно п. 12 ст.13 данного Закона до 1 января 2019 года в отношении жилых домов/помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона (27.11.2009 г.), организации, осуществляющие передачу природного газа по инженерно-технической сети, непосредственно присоединенной к сети объекта, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 ст. 13 Закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанной организацией расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Частью 12 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях за невыполнение вышеуказанной обязанности предусмотрена ответственность газораспределительной организации (АО «Рязаньгоргаз») в виде административного штрафа.
Отказ собственников жилых домов/помещений в многоквартирных домах от установки приборов учета газа, а также недопуск газораспределительной организации к месту установки прибора учета газа препятствует АО «Рязаньгоргаз» в выполнении обязанности, установленной Законом, что приведет к негативным последствиям для него в виде привлечения к административной ответственности.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Н.А. была извещена о возложенной на нее Законом обязанности установить, в принадлежащем ей помещении индивидуальный прибор учета газа. От установки прибора учета газа и от обеспечения доступа представителю АО «Рязаньгоргаз» к месту установки прибора учета Ответчица не обеспечила, что зафиксировано актом № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным представителем АО «Рязаньгоргаз» и представителем Управления энергетики и ЖКХ администрации <адрес>.
Акт № от ДД.ММ.ГГГГ о недопуске к месту установки прибора учета газа вместе с уведомлением об обеспечении доступа к месту установки счетчика газа был направлен ответчице заказным письмом с уведомлением, что подтверждается списком № внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, Ответчица в адрес АО «Рязаньгоргаз» с заявкой на установку прибора учета газа в принадлежащем ей по праву собственности жилом помещении в адрес Общества до настоящего времени не обратилась, доступ к месту установки прибора учета газа не предоставила, дату установки прибора учета газа не согласовала
На основании изложенного АО «Рязаньгоргаз» просит суд обязать <данные изъяты> Н.А. предоставить доступ работникам АО «Рязаньгоргаз» к месту установки прибора учёта используемого природного газа и обеспечить возможность установки в принадлежащем ей жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> индивидуального прибора учёта газа; взыскать с <данные изъяты> Н.А. в пользу АО «Рязаньгоргаз» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик <данные изъяты> Н.А. в судебное заседание не явилась, извещалась судом надлежащим образом по адресу зарегистрированного места жительства. Судебное извещение, направленно посредством телеграфной связи, возвращено в адрес суда с отметкой, что квартира закрыта адресат по извещению за телеграммой не является. В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ суд полагает истца извещенным надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты> Н.А. является собственником жилого помещения – <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Из акта о пуске газа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в принадлежащем <данные изъяты> Н.А. жилом помещении установлено газопотребляющее оборудование, используемое для отопления данного жилого помещения.
Из письменной информации ООО «Газпром межрегионгаз Рязань» от ДД.ММ.ГГГГ № №, представленной в материалах дела, следует, что по адресу: <адрес> – абонет <данные изъяты> Н.А., поставка газа осуществляется, отопительный прибор в наличии, прибор учета газа – нет, договор поставки газа заключен в письменной форме.
Исходя из устава, выписки из ЕГРЮЛ, АО «Рязаньгоргаз» является организацией, осуществляющей передачу природного газа по инженерно-технической сети.
Истец, ссылаясь на законодательные требования, 16 ноября 2017 года извещал истицу о возложенной на нее Законом обязанности установить, в принадлежащем ей помещении индивидуальный прибор учета газа. Ответчик не обеспечила доступ сотрудникам АО «Рязаньгоргаз» к месту установки прибора учета, в подтверждение чего составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным представителем АО «Рязаньгоргаз» и представителем Управления энергетики и ЖКХ администрации <адрес>.
Один экземпляр данного акта с уведомлением об обеспечении доступа к месту установки счетчика газа был направлен ответчице заказным письмом с уведомлением, в подтверждение чего истцом представлен список № внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени ответчик доступ для возможности установки индивидуального прибора учета природного газа не предоставил. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Доказательств объективной невозможности предоставить такой доступ стороной ответчика в суд не представлено, несмотря на то, что судом были приняты исчерпывающие меры по предоставлению ответчику возможности явиться в предварительное судебное заседание либо открытое судебное заседание и донести свою позицию до суда.
Разрешая требования истца, суд исходит из следующего.
Конституция РФ исходит из права каждого на жилище, а также создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2). Во взаимосвязи со статьей 72 (пункт «к» части 1) Конституции Российской Федерации, относящей жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, это означает, что на государстве в лице органов законодательной и исполнительной власти лежит обязанность обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для приобретения гражданами коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) в объеме, достаточном для удовлетворения их жизненных потребностей, и надлежащего качества.
Провозглашая в числе основных прав и свобод человека гражданина, такие как право частной собственности, гарантии его признания и защиты равным образом наряду с государственной, муниципальной и иными формами собственности (статья 8), гарантии законодательной охраны права частной собственности (часть 1 статьи 35), Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на государство обязанность создавать условия для максимально эффективного потребления энергетических ресурсов, в том числе посредством его учета в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что следует из положений части 1 статьи 9, устанавливающей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, статьи 58, в силу которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, и статьи 72 (пункты «в», «д» части 1), относящей вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Сопряженность деятельности по производству и передаче коммунальных ресурсов с негативным воздействием на окружающую среду предопределяет необходимость принятия публичной властью, несущей наряду с субъектами хозяйственной деятельности конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года № 5-П), мер, направленных на предупреждение и минимизацию экологических рисков в жилищно-коммунальной сфере, включая меры по ресурсосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирных домов.
Такие меры предусмотрены Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 года № 80-р), которая называет в числе приоритетов государственной политики в этой сфере развитие интеллектуальных систем комплексного, дистанционного учета коммунальных энергоресурсов за счет поэтапного изменения требований к приборам учета, актуализацию нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды, а среди первостепенных задач - совершенствование системы учета потребления коммунальных услуг, включая меры, направленные на стимулирование потребителей к установке приборов учета (общедомовых и индивидуальных), а также введение ответственности за вмешательство в работу приборов учета и несанкционированное подключение к внутридомовым сетям. Успешная реализация этих задач требует комплексного и последовательного закрепления в нормативном правовом регулировании положений, обеспечивающих эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов, что не исключает возложения на участников хозяйственной деятельности и потребителей коммунальных ресурсов дополнительных обязанностей и установления отвечающих требованиям статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничений их прав.
Соответственно, нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами - исходя из необходимости соблюдения конституционного права граждан на жилище, охраны частной собственности, сохранения природы и окружающей среды - должно основываться на вытекающих из Конституции Российской Федерации (статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 55, часть 3) принципах определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников этих отношений, в том числе применительно к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями отдельных помещений в многоквартирном доме коммунального ресурса (коммунальной услуги) и взимаемой за него платы.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ, Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Статья 153 ЖК РФ, возлагает на граждан и организации обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). С момента возникновения права собственности на жилое помещение у собственника возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 2).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
В силу положений ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя по содержанию принадлежащего ему имущества.
На основании ч. 1 ст. 60 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащего ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 154 ЖК РФ, собственники и пользователи помещений обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4); к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг и внесением платы за них, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом (статья 8). В частности, на отношения по использованию энергетических ресурсов, по их подаче, передаче и потреблению при помощи систем централизованного снабжения распространяются положения Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статьи 1 и 5).
Одним из действенных правовых механизмов, стимулирующих потребителей коммунальных ресурсов к эффективному и рациональному их использованию и тем самым к бережному отношению к окружающей среде, является регламентация порядка определения платы за коммунальные услуги. В этих целях статьей 157 ЖК РФ установлены, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 12 ноября 2008 года № 975-О-О, от 16 апреля 2009 года № 570-О-О и от 1 октября 2009 года № 1099-О-О), общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, к числу которых часть 1 данной статьи относит учет потребленного коммунального ресурса, прежде всего, исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, использованием нормативов потребления коммунальных услуг.
Этот принцип воспроизводится в части 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающей, в частности, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Приведенным законоположениям корреспондируют регламентирующие отношения энергоснабжения и применимые к отношениям по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами предписания Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 и статья 548).
Таким образом, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.
В статье 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 9 ст. 11 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1).
Частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи (то есть организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, установка индивидуального прибора учета, не противоречит нормам ЖК РФ и направлена на стимулирование перехода на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета в целях эффективного и рационального использования ресурсов.
Данных о том, что у собственника <данные изъяты> Н.А. отсутствует техническая возможности установить индивидуальные приборы учета не имеется.
При изложенных обстоятельствах требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исходя из положений ст.ст. 96, 98 ГПК РФ, учитывая удовлетворение требований истца, ответчиком подлежит возмещению государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче иска в суд по платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 6 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования акционерного общества «Рязаньгоргаз» к <данные изъяты> Наталье Александровне об обязании предоставить доступ в жилое помещение - удовлетворить.
Обязать <данные изъяты> Наталью Александровну предоставить доступ уполномоченным сотрудникам акционерного общества «Рязаньгоргаз» к месту установки прибора учета используемого природного газа и обеспечить возможность установки в принадлежащем ей жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> индивидуального прибора учета газа.
Взыскать с <данные изъяты> Натальи Александровны в пользу акционерного общества «Рязаньгоргаз» расходы по оплате государственной пошлины за судебное разрешение спора в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 24 января 2020 года.
Судья