Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-199/2021 ~ М-132/2021 от 25.02.2021

                                                                   Производство № 2а-199/2021 года

                 УИД: 28RS0015-01-2021-000252-62

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированная часть)

25 марта 2021 года                                                                 г. Райчихинск

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Шороховой Н.В.,

при секретаре Матвеевой И.А.,

с участием представителя административного ответчика МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс УФССП России по Амурской области Будариной Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску учреждения - Администрации г. Райчихинска Амурской области к МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс УФССП России по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

учреждение - Администрация г. Райчихинска Амурской области обратилось в Райчихинский городской суд Амурской области с административным иском к МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс УФССП России по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс УФССП России по Амурской области возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного документа – исполнительного листа серии ФС , выдан ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обязать администрацию г. Райчихинска Амурской области предоставить В.И,В, жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям городского округа города Райчихинска Амурской области, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, с нормой предоставления жилой площади, установленной органом местного самоуправления муниципального образования городского округа г. Райчихинска Амурской области, не менее 28 кв.м., в отношении должника: Администрации г. Райчихинска Амурской области, в пользу взыскателя: В.И,В,.

ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс УФССП России по Амурской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, предмет исполнения: исполнительский сбор в сумме 50 000,00 руб. Постановление мотивировано тем, что исполнительный документ от ДД.ММ.ГГГГ не исполнен администрацией г. Райчихинска Амурской области в срок, установленный для добровольного исполнения и доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения в срок для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не представлено. На момент возбуждения исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном жилищном фонде свободные жилые помещения отсутствовали.

В соответствии с Законом Амурской области от 10.12.2018 года № 292-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый 2020-2021 годов», муниципальному образованию – городскому округу г. Райчихинска Амурской области - запланированы лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в размере 4308282.00 руб. за счет средств областного бюджета.

Потребность администрации г. Райчихинска Амурской области в бюджетных ассигнованиях на 2020 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот составляет 43 866 144,00 руб., в т.ч. по исполнению судебных решений, вступивших в законную силу – 18 886 812,00 руб. В 2020 году до органа местного самоуправления из областного бюджета были доведены лимиты финансовых средств на обеспечение жильем детей-сирот в размере 4 308 282,00 руб. вместо необходимых 43 866 144,00 руб.

В 2020 году муниципальному образованию городской округ г. Райчихинск Амурской области по Соглашению между Министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией г. Райчихинска Амурской области о предоставлении субвенции из федерального и областного бюджетов, бюджету городского округа г. Райчихинска Амурской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена субвенция в размере 4 308 282,00 руб. В апреле 2020 года проведены ряд процедур по приобретению 8 жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В ноябре 2020 года Министерством социальной защиты населения Амурской области предоставлены дополнительные субвенции администрации г. Райчихинска Амурской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, что позволило приобрести в 2020 году еще 3 квартиры помимо приобретенных 8. Данные квартиры распределяются между гражданами указанной категории в порядке очередности, по дате вступления решения суда в законную силу, по Списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предъявивших требование о предоставлении им жилого помещения по договору специализированного найма, то есть по судебным актам, выданным ранее, чем по иску В.И.В..

Администрация г. Райчихинска Амурской области предпринимает все меры для предоставления В.И,В, жилого помещения. При этом главный распорядитель бюджетных средств – Министерство социальной защиты населения Амурской области, не исполняет свои полномочия по финансированию переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в требуемом объеме. В действиях администрации г. Райчихинска Амурской области отсутствует вина в неисполнении судебного акта в установленный законом срок. Вины администрации г. Райчихинска Амурской области в неисполнении решения Райчихинского городского суда Амурской области по делу года с момента возбуждения исполнительного производства, а именно, с ДД.ММ.ГГГГ в установленный для добровольного исполнения срок нет, поскольку Администрацией г. Райчихинска Амурской области предпринимаются все возможные меры по обеспечению жильем детей-сирот и своевременно решение суда не исполнено, в связи с независящими обстоятельствами. Освобождение администрации г. Райчихинска Амурской области от уплаты исполнительского сбора является необходимым. Денежные средства для своевременного исполнения решения суда выделены не были, реальной возможности исполнить требования исполнительного документа в течение 5 дней не имелось. Оснований для применения ответственности не усматривается, так как неисполнение решения суда связано с непредставлением бюджету г. Райчихинска Амурской области необходимых субвенций для исполнения переданных полномочий.

На основании изложенного, Администрация г. Райчихинска Амурской области просила суд освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб. по исполнительному производству -ИП на основании исполнительного документа – исполнительного листа серии ФС , выданного ДД.ММ.ГГГГ Райчихинским городским судом Амурской области по делу года от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель административного истца учреждения - администрации г. Райчихинска Амурской области по не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс УФССП по Амурской области Бударина Е.Н. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказать, указав, что в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, выданного Райчихинским городским судом Амурской области по делу года администрацией г. Райчихинска Амурской области не исполнены.

Заинтересованное лицо В.И,В, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

На основании ст. 150, 152 КАС РФ, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.

Выслушав пояснения административного ответчика, изучив письменные материалы административного дела, материалы исполнительного производства, суд пришел к выводам об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что вступившим в законную силу решением Райчихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу года на администрацию г. Райчихинска Амурской области возложена обязанность по предоставлению В.И,В, жилого помещения общей площадью не менее 28 кв.м., расположенного в черте города Райчихинска Амурской области, благоустроенного применительно к условиям города Райчихинска Амурской области, отвечающего санитарным нормам и техническим требованиям, по договору специализированного найма жилого помещения.

На основании исполнительного листа, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя УФССП России по Амурской области ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП.

Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Судом также установлено, что в 5-дневный срок решение суда не исполнено.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с администрации г. Райчихинска Амурской области исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб.

Судом установлено, что административный истец просит освободить его от взыскания исполнительского сбора по мотивам отсутствия с его стороны виновных действий в неисполнении судебного решения.

Рассматривая заявленные административные исковые требования по существу, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).

Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П следует, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, по смыслу приведенных норм права, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа. В качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

По разъяснениям в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа орган местного самоуправления ссылается на недостаточный объем финансирования для исполнения возложенных на него полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также указывает на принятие всех возможных мер для надлежащего исполнения обязательств должником.

Давая оценку приведенным доводам, суд отметил, что, согласно ст. 5 и 8 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 4, 5 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Частью 2 ст. 63 названного нормативно-правового акта установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Из приведенных положений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.

Исходя из изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования, поэтому с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.

Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 года № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 17 указанного Порядка, органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.

Приобретение жилья происходит путем заключения муниципального контракта на основании Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, рабой услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из представленного администрацией г. Райчихинска Амурской области соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Министерством социальной защиты населения Амурской области, следует, что размер субвенций из федерального и областного бюджетов бюджету городского округа г. Райчихинска Амурской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений предусматривается в сумме 4 308 282,00 руб.

Судом установлено, что потребность администрации г. Райчихинска Амурской области в бюджетных ассигнованиях на 2020 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот составляет 43 866 144,00 руб., в том числе по исполнению судебных решений, вступивших в законную силу – 18 886 812,00 руб. Вместе с тем в указанный период органу местного самоуправления из областного бюджета были доведены лимиты финансовых средств на обеспечение детей-сирот жильем в размере 4 308 282,00 руб. вместо необходимых 43 866 144,00 руб.

В соответствии с Законом Амурской области от 10.12.2018 года № 292-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый 2020-2021 годов», муниципальному образованию городской округ г. Райчихинск Амурской области запланированы лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в размере 2 458,1 тыс. руб. за счет средств областного бюджета.

Согласно Закону Амурской области от 28.03.2019 года № 332-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», муниципальному образованию городской округ г. Райчихинск Амурской области размер лимитов бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа увеличен на 614 526,00 руб.

В 2020 году на реализацию Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» городу Райчихинску предусмотрены ассигнования на исполнение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в объеме 4 227 578,80 руб. Приобретено и предоставлено по судебным решениям 8 благоустроенных квартир. В ноябре 2020 года, в связи с предоставлением Министерством социальной защиты населения Амурской области дополнительной субвенции, приобретено еще 3 квартиры.

Исполнить решение Райчихинского городского суда Амурской области по делу года в установленный исполнительным документом срок не представилось возможным по объективным причинам, в связи с недостаточным объемом финансирования.

С учетом изложенного, по мнению суда, администрацией г. Райчихинска Амурской области предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта. Вместе с тем исполнение решения суда в установленный срок должником не было возможным по не зависящим от него причинам, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет субвенций, перечисляемых из областного местному бюджету, а не за счет собственных средств органа местного самоуправления.

Поскольку исполнение судебного акта поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из областного бюджета, суд считает, что администрация г. Райчихинска Амурской области была объективно лишена возможности исполнить решение Райчихинского городского суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в установленный исполнительным документом срок.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что администрацией г. Райчихинска Амурской области были предприняты все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое следует расценивать как бездействие, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Учитывая изложенное, суд счел возможным освободить должника - администрацию г. Райчихинска Амурской области от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

удовлетворить административные исковые требования учреждения -администрации г. Райчихинска Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

Освободить администрацию г. Райчихинска Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб. по исполнительному производству -ИП на основании исполнительного документа – исполнительного листа серии ФС , выданного ДД.ММ.ГГГГ Райчихинским городским судом Амурской области по делу от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд Амурской области в течение одного месяца со дня вынесения решения мотивированной части решения.

Мотивированная часть решения вынесена ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья:                           Н.В. Шорохова

2а-199/2021 ~ М-132/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация города Райчихинска Амурской области
Ответчики
МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс УФССП России по Амурской области
Другие
Васильев Иван Вячеславович
Суд
Райчихинский городской суд Амурской области
Судья
Шорохова Н.В.
Дело на странице суда
raichihinskiy--amr.sudrf.ru
25.02.2021Регистрация административного искового заявления
26.02.2021Передача материалов судье
26.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2021Подготовка дела (собеседование)
25.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2021Судебное заседание
29.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее