дело №2- 4152 -2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 декабря 2014 года
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Л. Л.
при секретаре Пастуховой В. А.
с участием представителя заявителя, действующего по доверенности от Дата Фистина Д. Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Агеевой О.А. об оспаривании решения, действий (бездействия) органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Агеева О. А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми о назначении торгов на право аренды земельного участка площадью ... кв. м, расположенного по адресу:
Адрес (иной адресный ориентир: Адрес); признании незаконным бездействие Департамента земельных отношений администрации г. Перми, выразившиеся в непредставлении в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу; обязании Департамента земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенные нарушения ее прав и законных интересов – незамедлительно совершить все необходимые действия по предоставлению земельного участка в аренду.
Требования мотивирует тем, что Дата обратилась в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в аренду сроком на ... месяцев вышеуказанного земельного участка. Цель предоставления: для благоустройства территории, прилегающей к ранее предоставленному под объекты недвижимости земельному участку. Дата поступил ответ, согласно которому в течение четырнадцати дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в департамент земельных отношений поступило заявление от другого лица о предоставлении этого же земельного участка. В связи с этим предоставление данного земельного участка будет осуществлено посредством проведения торгов. Полагает, что решение Департамента земельных отношений является незаконным. Основания для отказа в предоставлении ей земельного участка в аренду отсутствуют. Проверка в отношении поступившего заявления от второго претендента на соответствие критериям невозможности предоставления спорного земельного участка не проводилась, запросы в функциональные и территориальные органы администрации г. Перми Департамент не направлял. В процессе проверки были бы обнаружены критерии, свидетельствующие о невозможности предоставления второму заявителю спорного земельного участка, что повлекло бы отказ в его предоставлении.
Заявитель в суд не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствии. Представитель заявителя на заявлении настаивает, подтвердил изложенные в нем обстоятельства.
Представитель Департамента земельных отношений в суд не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Из отзыва на заявление следует, что требования Агеевой О. А. не подлежат удовлетворению. Полагают, что удовлетворение заявленных требований приведет к нарушению действующего Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, и нарушению прав иных претендентов на испрашиваемый земельный участок.
Судом в качестве 3-го лица привлечена Куликова М. Н.
Куликова М. Н. в суд не явилась. О дне слушания дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствии. Из представленного отзыва следует, что с заявлением не согласна. Исходя из принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, установленных п. 1 ст. 34 ЗК РФ, если на участок существует более одного претендента, то этот земельный участок должен быть выставлен на торги.
Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Дата Агеева О. А. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду на ... месяцев земельного участка ориентировочной площадью ... кв. м, расположенного по Адрес для благоустройства территории, прилегающей к ранее предоставленному под объект недвижимости земельному участку. Обращение было рассмотрено и принято решение о возможности предоставления указанного земельного участка в аренду на ... месяцев. Информация о приеме заявления о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством опубликована в Официальном бюллетене органов местного самоуправления от 08.08. 2014 г. №56.
Дата в адрес Агеевой О. А. направлено сообщение, что ее обращение рассмотрено в соответствии с Порядком, предоставление земельного участка будет осуществлено по результатам торгов, поскольку поступило заявление от другого лица о предоставлении этого же земельного участка. Заявление поступило от Куликовой М. Н. Дата
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч. 1 ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду,
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 г. №260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми.
Согласно решению Пермской городской Думы от 12.09. 2006 г. №210 управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляет Департамент земельных отношений администрации города Перми.
В соответствии с п. 1.8 Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться: без размещения временных объектов, для размещения временных объектов.
В соответствии с п. 1. 8. 1 Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, без размещения временных объектов могут предоставляться исключительно для размещения автостоянок открытого типа.
Постановлением администрации города Перми от 13.09.2012 г. №73-П утвержден Административный регламент предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Предоставление земельных участков находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 2. 5 Порядка уполномоченный орган в сфере земельных отношений не позднее десяти дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку на соответствие критериям невозможности предоставления земельного участка, установленным пунктами 1.6. 1, 1.6. 2, 1.6. 5, 1.6. 10, 1.6. 14 настоящего Порядка. В соответствии с п. 2. 9 Порядка уполномоченный орган в сфере земельных отношений в случае принятия решения о возможности предоставления земельного участка обеспечивает информирование населения через средства массовой информации о приеме заявлений о предоставлении земельного участка. Информационное сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка публикуется в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь".
Согласно п. 2.9. 1 Порядка в случае, если в течение четырнадцати дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган в сфере земельных отношений поступит заявление от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка осуществляется посредством проведения торгов. Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в течение пяти рабочих дней после дня получения заявления от другого лица (других лиц) о предоставлении земельного участка уведомляет простым письмом первоначально обратившегося заявителя о предоставлении соответствующего земельного участка посредством проведения торгов, за исключением предоставления земельных участков функциональным, территориальным органам администрации города Перми, муниципальным учреждениям города Перми в целях размещения объектов озеленения общего пользования, эксплуатации существующих общественных кладбищ города Перми.
Таким образом, в соответствии с действующим Порядком департамент обязан опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в целях поиска иных лиц, заинтересованных в испрашиваемом земельном участке. В случае поступления заявления от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка осуществляется посредством проведения торгов.
Вопрос о предоставлении земельного участка может быть разрешен только после выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета этого земельного участка, а также опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка.
Следовательно, письмо департамента о возможности предоставления земельного участка, направляемое заявителю, носит разъяснительный характер, поскольку в дальнейшем требуется совершение иных действий (публикация информационного сообщения, подготовка и утверждение схемы, кадастровый учет) и только после этого принимается решение о предоставлении земельного участка заявителю. Данное письмо не содержит какого – либо властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для конкретного заявителя.
Обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду не является обстоятельством, влекущим безусловное заключение договора аренды на земельный участок. Предоставление земельного участка лицам в аренду без соблюдения порядка, определенного Земельным кодексом РФ, невозможно, учитывая, что возложение на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанности предоставить Агеевой О. А. земельный участок и заключить договор аренды указанного земельного участка без проведения процедур, установленных Земельным кодексом РФ, приведет к необоснованному предоставлению преимуществ последнему, нарушению принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности порядка предоставления земельных участков.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявление Агеевой О.А. об оспаривании решения, действий (бездействия) органа местного самоуправления оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Л. Л. Абрамова