Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5592/2020 ~ М-5038/2020 от 04.08.2020

Дело № 10RS0011-01-2020-009592-42 (2а-5592/2020)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2020 года город Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Картавых М.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Республике Карелия к Таранову Александру Леонидовичу о взыскании обязательных платежей,

установил:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик не уплатил в установленный законом срок налоговые платежи, в связи с чем административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу за 2016-2018 гг. в сумме 3355 рублей и пени в сумме 16,59 рублей.

Определением от 05.10.2020 судом принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ путем исследования письменных доказательств без вызова сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно с. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с главой 31 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Из сведений регистрирующих органов следует, что налогоплательщик имел в собственности в 2016-2018 гг. земельный участок в <адрес> (налоговая база 479220 рублей, 1/1 доля в праве собственности, налоговая ставка 0,3%, 4 мес. владения в 2016 году, 12 мес. владения в 2017-2018 гг.).

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85, п. 4 ст. 391, п. 12 ст. 396 НК РФ органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй).

В адрес административного ответчика налоговым органом были направлены налоговые уведомления:

- №80849991 от 10.11.2017 об уплате земельного налога за 2016 год в сумме 479 рублей в срок до 18.01.2018, №88950811 от 09.10.2019 об уплате земельного налога за 2017 год в срок до 02.12.2019 и №12420723 от 04.07.2019 об уплате налогов земельного налога за 2018 год, в том числе за земельный участок в <адрес> в сумме 1438 рублей в срок до 02.12.2019.

Учитывая, что срок уплаты земельного налога за 2017 год установлен законом до декабря 2018 года, следовательно налоговое уведомление об уплате указанного налога должно быть направлено налогоплательщику до ноября 2018 года включительно. В данном случае налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2017 год направлено налогоплательщику 09.10.2019, то есть со значительным нарушением установленного срока направления такого требования. При этом из материалов дела усматривается, что о наличии земельного участка налоговому органу стало известно с 2016 года, перерасчет не производился.

В установленный законом срок административный ответчик налоги не уплатил.

Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и изыскание недоимки.

В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В связи с неуплатой налоговых платежей в установленные налоговыми уведомлениями сроки налоговым органом в адрес административного ответчика направлены требования об уплате недоимок по налогам и пени:

№6751 от 13.02.2018 об уплате земельного налога за 2016 год в сумме 479 рублей и пеней в сумме 3,09 рублей сроком уплаты до 03.04.2018;

№20142 от 25.12.2019 об уплате налогов за 2017-2018 гг. в сумме 2876 рублей и пеней в сумме 13,50 рублей сроком уплаты до 28.01.2020.

Указанные требования административным ответчиком исполнены не были, доказательств обратного суду не представлено. В настоящее время за административным ответчиком сохраняется задолженность по налогом и пеням на общую сумму 3371,59 рублей, в том числе: земельный налог за 2016 год в сумме 479 рублей, пени по земельному налогу за 2016 год за период с 19.01.2018 по 12.02.2018 в сумме 3,09 рублей, земельный налог за 2017 год в сумме 1438 рублей, земельный налог за 2018 год в сумме 1438 рублей, пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2017-2018 год в сумме 16,59 рублей.

Административный ответчик наличие объектов недвижимости в указанные налоговые периоды не оспаривал, корреспонденция суда, дважды направленная по месту жительства административного ответчика, возвращена в адрес суда по истечению срока хранения. Возражения относительно существа иска административный ответчик не представил.

В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

По общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

10.04.2020 мировым судьей судебного участка № 11 г. Петрозаводска РК вынесено определение об отказе в выдаче судебного приказа по основаниям, предусмотренным п.3 ч.3 ст.123.4 КАС РФ в связи с пропуском процессуального срока.

Налоговый орган указанный срок не пропустил, поскольку срок обращения в суд в данном случае составил с 28.01.2020 по 28.07.2020.

Между тем, при вынесении решения суд учитывает значительный пропуск налоговым органом срока направления налогоплательщику налогового уведомления об уплате земельного налога за 2017 год, в связи с чем право взыскания указанного налога в сумме 1438 рублей и начисленных на указанную недоимку пеней в сумме 6,75 рублей налоговым органом утрачено.

С учетом изложенного административный иск подлежит удовлетворению частично.

Применительно к положениям ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск удовлетворить.

Взыскать с Таранова Александра Леонидовича, проживающего по адресу: <адрес>, в доход бюджета обязательные платежи в сумме 1926,84 рублей, в том числе: земельный налог за 2016 год – 479 рублей, земельный налог за 2018 год – 1438 рублей, пени в размере 9,84 рублей.

Взыскать с Таранова Александра Леонидовича в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

По ходатайству заинтересованного лица решения может быть отменено, если после его принятия поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда.

Судья М.Н. Картавых

2а-5592/2020 ~ М-5038/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия
Ответчики
Таранов Александр Леонидович
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
04.08.2020Регистрация административного искового заявления
04.08.2020Передача материалов судье
05.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.09.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
27.11.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
27.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2021Дело оформлено
11.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее