5 марта 2018 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Шелудько В.В.,
судей Малаевой В.Г., Зенина В.А.,
по докладу судьи Шелудько В.В.,
при секретаре Мотько Д.Ю.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Матвеевой С.М. по доверенности Черной К.Б. на решение Краснодарского краевого суда от 20 ноября 2017 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Матвеева С.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила установить кадастровую стоимость жилого дома общей площадью 737,1 кв. м с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 19274 695 руб.
Также просила обязать орган кадастрового учета внести в Единый государственный реестр недвижимости соответствующие изменения.
Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 20 ноября 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Суд установил в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости по состоянию на 8 августа 2013 г. в размере 32407000 руб., на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости определено 4 сентября 2017 г.
В апелляционной жалобе представитель Матвеевой С.М. по доверенности Черная К.Б. просит решение суда изменить в части размера рыночной стоимости объекта недвижимости, полагая решение суда в указанной части необоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Матвеевой С.М. по доверенности Черной К.Б., настаивавшей на требованиях жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 5 ноября 2009 г., на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 7 апреля 2009 г. административному истцу принадлежит на праве собственности жилой дом с кадастровым номером <...> общей площадью 737,1 кв. м, расположенный по адресу: <...>.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости объекта, истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость ведет к необоснованному увеличению размера налога на имущество физических лиц.
Согласно положениям Закона Краснодарского края от 04.04.2016 г. № 3368-КЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» настоящий Закон в соответствии с пунктом 1 статьи 402 части второй Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает единую дату начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Статьей 1 указанного закона установлена единая дата начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.
На основании п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии с требованиями 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, датой определения кадастровой стоимости рассматриваемого объекта является 8 августа 2013 г.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки, стоимость указанного объекта определена в размере 39473 879 руб. 45 коп.
Согласно представленному истцом отчету, выполненному оценщиком АНО «Центр судебных экспертиз», рыночная стоимость объекта капитального строительства составляет 19274 695 руб.
В ходе рассмотрения административного иска судом первой инстанции установлено, что представленный отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости вызывает сомнения в его достоверности.
В ходе судебного разбирательства по делу проведена судебная оценочная экспертиза, согласно выводам которой, рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером <...> по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости, то есть 8 августа 2013 г. составляла 32407 000 руб.
Согласно положениям ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец подал настоящее исковое заявление в Краснодарский краевой суд 4 сентября 2017 г.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами заключения судебной экспертизы носят необоснованный характер.
Судебная коллегия считает, что заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки в части не противоречащей ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В ходе судебного разбирательства представителями административного истца, органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал возможным установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером <...> в размере его рыночной стоимости равной 32407000 руб.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение Краснодарского краевого суда от 20 ноября 2017 г. законным и обоснованным, не подлежащим изменению либо отмене.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 20 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи