Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-523/2012 ~ М-421/2012 от 28.02.2012

Дело № 2-523/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01.03.2012Ленинский районный суд г. Томска в составе

председательствующего судьи Кошелевой Н.В.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г.Томска Затеева П.Е.,

при секретаре Усмановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Островерхова П.В. об отмене решения участковой избирательной комиссии, о понуждении внести в список избирателей для голосования, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратился в суд с заявлением, указывая, что 20.02.2012 он обратился в территориальную избирательную комиссию Ленинского района г.Томска с заявлением о включении его в список избирателей для голосования 04.03.2012 на выборах Президента РФ по месту его временного пребывания. 22.02.2012 он обратился в участковую избирательную комиссию №185 с аналогичным заявлением. 27.02.2012 он получил ответы из участковой и территориальной избирательных комиссий, в которых содержался отказ на включение его в список избирателей для голосования в связи с тем, что у него отсутствует регистрация по месту временного пребывания. Заявитель прибыл в Томск <дата обезличена>, получение открепительного удостоверения по месту его постоянного жительства до <дата обезличена> было невозможно. Срок его временного пребывания в г.Томске не превышает 90 дней, а потому у него отсутствует обязанность зарегистрироваться по месту пребывания. Считает, что основанием для включения в список избирателей на избирательном участке по месту его временного пребывания является только заявление от избирателя, поданное в участковую избирательную комиссию. По мнению заявителя, действиями территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Томска и участковой избирательной комиссии №185 г. Томска нарушена Конституция РФ, Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", а также право заявителя избирать Президента РФ. Указанными действиями избирательных комиссий ему причинен моральный вред, выразившийся в бессоннице, головных болях. Просит суд отменить решение № 4 от 26.02.2012 участковой избирательной комиссии избирательного участка №185 г.Томска, обязать участковую избирательную комиссию избирательного участка №185 г.Томска внести его в список избирателей для голосования 04.03.2012, взыскать солидарно с участковой избирательной комиссии избирательного участка №185 г.Томска и территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Томска компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании заявитель поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что он постоянно проживает по адресу: <адрес обезличен>, где имеет регистрацию. В г.Томск заявитель прибыл <дата обезличена> с частным визитом и проживает по адресу: <адрес обезличен>, в квартире, которая принадлежит ему на праве собственности и является местом его временного пребывания. Решением участковой избирательной комиссии №185 г.Томска ему было отказано во включении его в список избирателей по причине отсутствия у него открепительного удостоверения и регистрации по месту временного пребывания. Указанное решение считает незаконным и просит отменить, поскольку он подпадает под положения п.6 ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 года №19 ФЗ «О выборах Президента РФ», следовательно, его должны были включить в список избирателей на основании его заявления, поданного в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до голосования. Избирательные комиссии совместными действиями причинили ему моральный вред, который он оценивает в <данные изъяты> руб. Просит заявление удовлетворить в полном объеме.

Председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка №185 г.Томска, действующая на основании удостоверения, с заявлением не согласна. Суду пояснила, что оспариваемое решение было принято участковой избирательной комиссией в связи с непредставлением заявителем доказательств в подтверждение доводов, изложенных в заявлении. Считает, что заявитель не подпадает под нормы п.6 ст. 27 Федерального закона «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003 года №19 ФЗ, п.17 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", следовательно, заявитель должен был представить открепительное удостоверение и доказательства регистрации по месту временного пребывания. Поскольку указанные документы им не были представлены, заявителю было отказано во включении его в список избирателей. При этом проверка изложенных в заявлении сведений комиссией не проводилась, представить какие-либо документы заявителю не предлагалось, был лишь проверен факт отсутствия его в списках избирателей по данному избирательному участку.

Представитель территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Томска, действующая на основании доверенности, требования не признала в полном объеме, дав аналогичные пояснения.

Выслушав объяснения участников процесса, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, за исключением требования о компенсации морального вреда, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По смыслу статей 1, 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им и являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации положений Всеобщей декларации прав человека (статья 21), Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 25), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1), существо и реальное содержание конституционного права избирать и быть избранным образует признаваемая и гарантируемая Российской Федерацией как демократическим правовым государством возможность добровольного участия граждан в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В соответствии со ст. 81 Конституции РФ Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 года №19 ФЗ «О выборах Президента РФ» (с последующими изменениями) гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в выборах Президента Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Из материалов дела, пояснений участников процесса следует, что заявитель 22.02.2012 обратился в участковую избирательную комиссию избирательного участка №185 г. Томска с заявлением о включении его в список избирателей на избирательном участке № 185 г. Томска для участия в голосовании на выборах Президента РФ 04.03.2012, в котором указал, что местом его временного пребывания является <адрес обезличен>, в г. Томске он находится с <дата обезличена>, в связи с чем открепительное удостоверение по месту жительства им не получено и не могло быть получено. Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка №185 г. Томска от 26.02.2012 № 4 заявителю было отказано в удовлетворении его заявления о включении его в список избирателей для голосования. При этом в решении указано, что заявитель не представил открепительное удостоверение, не подтвердил документально факт пребывания на территории, относящейся к избирательному участку № 185 в Ленинском районе г. Томска, а также документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п. 17 ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

В соответствии со ст.27 Федерального закона от 10.01.2003 года №19 ФЗ «О выборах Президента РФ» (с последующими изменениями) в списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.

Указанные нормы корреспондируют положениям, содержащимся в п. 4 ст. 17 ФЗ от 12.06.2002 г. №67 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ( с последующими изменениями), согласно которым основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

Как следует из п. 6 ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с последующими изменениями) избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения для голосования на выборах Президента Российской Федерации.

Согласно ст. 68 указанного закона избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования, открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение.

В силу вышеприведенной нормы права заявитель, уезжая из <адрес обезличен> <дата обезличена>, что подтверждается билетом, посадочным талоном, не мог получить открепительное удостоверение.

Как следует из ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства впределах Российской Федерации" (с последующими изменениями) место пребывания – это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

Из пояснений заявителя следует, что он проживает по месту пребывания в <адрес обезличен>, которая принадлежит ему на праве собственности, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности.

Исходя из ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с последующими изменениями) в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Согласно ст. 5 указанного закона регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства. Регистрация и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения. В иных случаях регистрация и снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания осуществляются органом регистрационного учета в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Исходя из п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (с последующими изменениями), граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию с заявлением установленной формы о регистрации по месту пребывания.

Судом установлено, что Островерхов П.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается паспортом. В Томске временно проживает по <адрес обезличен> без регистрации по месту пребывания с <дата обезличена>, т.е. менее 90 дней.

Как уже указывалось выше, основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства (в случаях, предусмотренных законом, - факт временного пребывания) на территории этого участка. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данный факт устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного суда, изложенной в определении от 08.12.2011 г. № 1794-О-О, отсутствие регистрации само по себе не должно влечь за собой таких последствий, которые затрагивали бы содержание конституционных прав и свобод граждан и (или) создавали бы непреодолимые препятствия для их реализации. Соответственно, отсутствие у совершеннолетнего гражданина регистрации по месту пребывания в пределах Российской Федерации не означает утрату им активного избирательного права, не может служить безусловным основанием для невключения его в списки избирателей в том избирательном округе и на том избирательном участке, в границах которых он фактически проживает, и отказа в голосовании на выборах.

Если гражданин по тем или иным причинам не имеет регистрации по месту пребывания и, как следствие, не был включен в список избирателей, он в соответствии с пунктом 16 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, которая в течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования обязана проверить сообщенные им сведения и представленные документы, в том числе о регистрации по месту пребывания, и внести его в список избирателей либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения.

Из пояснений представителей заинтересованных лиц следует, что при принятии решения об отказе в удовлетворении заявления Островерхова сообщенные им сведения участковой избирательной комиссией избирательного участка №185 г.Томска не проверялись.

Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств обоснованности и законности оспариваемого решения представителями заинтересованных лиц суду не представлено.

В силу изложенных норм права суд приходит к выводу, что решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №185 г.Томска №4 от 26.02.2012 является незаконным и подлежит отмене.

Согласно ст. 261 ГПК РФ суд, признав оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, удовлетворяет заявление и возлагает обязанность на указанные органы и лица восстановить в полном объеме нарушенные избирательные права.

Следовательно, подлежит удовлетворению и требование заявителя о включении его в список избирателей для голосования.

Что касается требования о взыскании компенсации морального вреда, то оно не подлежит удовлетворению, поскольку заявителем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств в подтверждение доводов о понесенных им нравственных и физических страданиях.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению частично.

В соответствии со статьей 210 ГПК РФ решения по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме приводятся в исполнение после их вступления в законную силу за исключением решений о включении гражданина в список избирателей, участников референдума, которые согласно статье 211 ГПК РФ и пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ подлежат немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 261 ГПК РФ,суд

РЕШИЛ:

Заявление Островерхова П.В. удовлетворить частично.

Отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №185 г.Томска № 4 от 26.02.2012 года.

Обязать участковую избирательную комиссию избирательного участка №185 г.Томска внести Островерхова П.В. в список избирателей для голосования 04.03.2012 года. В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий: подпись

Копия верна: Судья

2-523/2012 ~ М-421/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Островерхов Петр Васильевич
Другие
Избирательная комиссия
Суд
Ленинский районный суд г. Томска
Судья
Кошелева Н. В.
Дело на странице суда
leninsky--tms.sudrf.ru
28.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2012Передача материалов судье
28.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.02.2012Судебное заседание
01.03.2012Судебное заседание
02.03.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2012Дело оформлено
11.04.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее