Решение по делу № 2-64/2016 (2-727/2015;) ~ М-652/2015 от 23.12.2015

                                                                                                                       Дело № 2-64/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Балейский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,

при секретаре Матафоновой Е.А.,

с участием прокурора Гуляевой О.С.,

представителя ответчика ГУЗ «Балейская ЦРБ» Марусинина А.В., действующего по доверенности от 23 декабря 2015 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 25 января 2016 г. гражданское дело по иску Балейского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края к государственному учреждению здравоохранения «Балейская центральная районная больница» о взыскании денежных средств, пени,

у с т а н о в и л :

Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверкипо обращению и.о. директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края (далее - ТФОМС Забайкальского края) установлено, что 20 июля 2015 г. Агинским филиалом ТФОМС Забайкальского края проведена проверка государственного учреждения здравоохранения «Балейская центральная районная больница» (далее - ГУЗ «Балейская ЦРБ»), в ходе которой было установлено нецелевое использование денежных средств обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> руб. Часть суммы восстановлена в период проверки в размере <данные изъяты> руб. Остаток не восстановленных средств составляет <данные изъяты> руб. Согласно требованию от 20 июля 2015 г. ГУЗ «Балейская ЦРБ» установлен срок для восстановления указанных денежных средств - до 3 августа 2015 года. Однако, указанные средства до настоящего времени не возвращены. Таким образом, ГУЗ «Балейская ЦРБ» допущено нарушение бюджетного законодательства. Ссылаясь на ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, п. 9 ст. 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», прокурор просит взыскать с ГУЗ «Балейская ЦРБ» в срок до 1 июня 2016 г. в пользу ТФОМС Забайкальского края денежные средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в размере <данные изъяты> руб., пеню в размере <данные изъяты> руб.

В судебном заседании прокурор Гуляева О.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, в обоснование привела изложенные в заявлении доводы.

Материальный истец ТФОМС Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки суд не известил и не просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Однако, представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования прокурора поддержал.

Из отзыва следует, что в соответствии с Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным приказом ФФОМС от 16 апреля 2012 года № 73, фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями путем проведения проверок и ревизий. По итогам проведенной Агинским филиалом ТФОМС Забайкальского края проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ГУЗ «Балейская ЦРБ», результаты которой отражены в акте от 20 июля 2015 года, выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> руб. При этом часть суммы в размере <данные изъяты> руб. восстановлена в период проверки, остаток не восстановленных средств составляет <данные изъяты> руб. В соответствии с требованиями законодательства указанной медицинской организации выставлено требование от 20 июля 2015 года о восстановлении суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> руб. и об уплате штрафа в размере <данные изъяты> руб. Платежным поручением ГУЗ «Балейская ЦРБ» от 20 ноября 2015 года указанный штраф погашен в полном объеме. 16 октября 2015 года в адрес медицинского учреждения направлено письмо с требованием об уплате пени в размере <данные изъяты> руб. По состоянию на 19 января 2016 года данная сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования ГУЗ «Балейская ЦРБ» не восстановлена и пеня не уплачена.

Представитель ответчика ГУЗ «Балейская ЦРБ» Марусинин А.В. исковые требования признал в части взыскания денежных средств признал полностью, однако не согласен со сроком, до которого подлежит взысканию требуемые денежные суммы. Просит увеличить срок до 1 января 2017 г., поскольку собственных денежных средств у учреждения нет в связи с большой кредиторской задолженностью. Просит уменьшить взыскиваемую госпошлину, поскольку больница является бюджетным учреждением, финансируется за счет средств бюджета Забайкальского края собственных доходов не имеет.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, 20 июля 2015 г. Агинским филиалом ТФОМС Забайкальского края по результатам плановой проверки использования средств фонда обязательного медицинского страхования в отношении ГУЗ «Балейская ЦРБ» составлен акт. В ходе данной проверки было установлено нецелевое использование денежных средств обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> руб., что выразилось в использовании средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС. Часть суммы в размере <данные изъяты> руб. была восстановлена в период проверки, в связи с чем, остаток не восстановленных средств составляет <данные изъяты> руб.

В связи с выявленными нарушениями фонд направил медицинскому учреждению требование от 20 июля 2015 г. об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования в срок до 3 августа 2015 г. путем перечисления на лицевой счет ТФОМС Забайкальского края денежных средств, использованных не по назначению, в сумме 1 041 596, 28 руб., а также предъявил требования по уплате штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования <данные изъяты> руб.

Платежным поручением от 20 ноября 2015 года ГУЗ «Балейская ЦРБ» произведена оплата штрафа в размере <данные изъяты> руб.

16 октября 2015 года в адрес медицинского учреждения направлена информация с требованием об уплате пени в сумме <данные изъяты> руб.

До настоящего времени сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и пени ГУЗ «Балейская ЦРБ» не выплачены.

Неисполнение медицинским учреждением требований в добровольном порядке послужило основанием для обращения 22 декабря 2015 г. ТФОМС Забайкальского края в Балейскую межрайонную прокуратуру с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования в отношении ответчика.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ).

Согласно статье 3 данного закона обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В силу статьи 12 этого же закона фонд является страховщиком по обязательному медицинскому страхованию в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы субъектами Российской Федерации для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.

В порядке статьи 11 названного закона территориальные фонды являются участниками обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (статья 13 Федерального закона № 326-ФЗ).

В соответствии со статьей 34 того же закона территориальный фонд осуществляет отдельные полномочия страховщика, в том числе осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, проводит проверки и ревизии.

Согласно статье 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования относится к бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

В силу статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В порядке статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Поскольку до рассмотрения дела судом сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования ответчиком не возвращена, что не оспаривается представителем ГУЗ «Балейская ЦРБ», заявленные требования прокурора о взыскании с ответчика <данные изъяты> рублей подлежат удовлетворению.

Кроме того, в связи с не возмещением данных денежных средств с ГУЗ «Балейская ЦРБ» подлежит взысканию начисленная пеня в размере <данные изъяты> руб.

Вместе с тем, суд считает необходимым требование прокурора о взыскании с ответчика названных сумм в срок до 1 июня 2016 г. удовлетворить, поскольку медицинская организация является бюджетным учреждением, финансируется за счет средств бюджета Забайкальского края и имеет большую кредиторскую задолженность. Для увеличения данного срока у суда оснований не имеется.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов.

С ГУЗ «Балейская ЦРБ» подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> руб. Однако, учитывая финансовое положение учреждения, поскольку больница является бюджетным учреждением, финансируется за счет средств бюджета Забайкальского края и имеет большую кредиторскую задолженность, суд считает возможным на основании ст. 333.20 НК РФ снизить размер госпошлины до <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Балейского межрайонного прокурора удовлетворить.

Взыскать с ГУЗ «Балейская ЦРБ» в пользу ТФОМС Забайкальского края в срок до 1 июня 2016 г. денежные средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в размере <данные изъяты>., пеню в размере <данные изъяты>., всего <данные изъяты>

Взыскать с ГУЗ «Балейская ЦРБ» в доход бюджета муниципального района «Балейский район» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано либо принесено апелляционное представление в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья                                                   Е.А. Бирюкова

Решение в окончательной форме составлено 30 января 2016 г.

2-64/2016 (2-727/2015;) ~ М-652/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ТФОМС Забайкальского края
Балейский межрайонный прокурор
Ответчики
ГУЗ "Балейская ЦРБ"
Суд
Балейский городской суд Забайкальского края
Судья
Бирюкова Елена Анатольевна
Дело на странице суда
baley--cht.sudrf.ru
23.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2015Передача материалов судье
25.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2016Судебное заседание
30.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2016Дело оформлено
06.04.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее