РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дурновой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №17 по административному иску Инспекции ФНС России по <адрес> к Агафонову Владимиру Юрьевичу о взыскании транспортного налога,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по <адрес> обратилась в суд <адрес> с иском к Агафонову В.Ю. о взыскании транспортного налога, указав, что на Агафонова В.Ю. зарегистрировано транспортное средство: ВАЗ №, № № 63, 70,04 л/с.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены ст. 362, 363 НК РФ, п. 2 ст. <адрес> №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортном налоге на территории <адрес>», а именно не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, уплата налогов осуществляется на основании налогового уведомления. О возникновении налоговой обязанности Агафонову В.Ю. было направлено уведомление №, №.
Сумма транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год с учетом пени составляет 2981,32 рублей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и соответствующих ей пеней.
До настоящего времени требование об уплате налога и пени в судебном порядке не обжаловано и не исполнено.
Просит суд взыскать с ответчика Агафонова В.Ю. в пользу истца задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ год с учетом пени 2981,32 рублей, взыскать с ответчика госпошлину.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.2 ст.292 КАС РФ в случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.
Ответчик отзыва по делу не представил, извещение о рассмотрении дела признается полученным применительно к положениям п.2 ст.100 КАС РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены ст. 362, 363 НК РФ, п. 2 ст. <адрес> №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортном налоге на территории <адрес>», а именно не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы (мощность двигателя в лошадиных силах) и налоговой ставки (п.2 ст.362 НК РФ). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Согласно данных ГИБДД на Агафонова В.Ю. зарегистрировано транспортное средство: ВАЗ № № № с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ответчик является плательщиком транспортного, в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения.
Исходя из системного толкования положений ст. ст. 52, 57, 44, 362, 363 НК РФ, следует, что обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, направленного налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа. При этом, ч. 4 ст. 52, ч. 5 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговое уведомление может быть, в том числе, направлено по почте заказным письмом по адресу места жительства (места пребывания) налогоплательщика.
В материалах дела имеются списки внутренних почтовых отправлений заказными письмами, из которых следует, что административному ответчику по месту его жительства были направлены налоговые уведомления заказными письмами.
В соответствии с ч.1 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.
Из материалов дела следует, что налоговыми органами налогоплательщику Агафонову В.Ю. заказным письмом направлялось: требование № об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ., требование № об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов дела следует, что административное исковое заявление по данному делу поступило в суд только ДД.ММ.ГГГГ по истечении установленных ст.48 НК РФ, ст.286 КАС РФ сроков.
Поскольку приведенной выше нормой закона установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате обязательных платежей и санкций, и учитывая, что пропуск указанного срока влечет погашение права на совершение процессуальных действий, истцом каких-либо доказательств, подтверждающих уважительность пропуска установленного законом срока не представлено, оснований для взыскания с административного ответчика недоимки не имеется.
В соответствии со ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Согласно разъяснениям, данным в п. 20 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N №, при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные сроки для обращения налоговых органов в суд, независимо от заявления о пропуске срока ответчиком, поскольку сроки являются пресекательными.
В административным исковом заявлении административный истец не указывает причины уважительности пропуска процессуального срока, не указывает обстоятельства, свидетельствующие об уважительности пропуска срока, документы подтверждающие уважительность пропуск срока на своевременную подачу административного иска суду также не представлены.
Доводы о том, что определение об отмене судебного приказа вынесено ДД.ММ.ГГГГ. не могут быть приняты во внимание судом.
Как видно из определения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судьей отменен судебный приказ о взыскании транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 2101,20 руб. и пени 879,91 руб.
Указанный судебный приказ не содержал требований по взысканию транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ., с требованием о взыскании которого истец обращается в настоящем иске.
Являясь государственным органом - ИФНС России по <адрес> имеет значительный штат сотрудников, которые могли подготовить и направить исковое заявление в сроки, установленные действующим законодательством, следовательно, своевременно и надлежащим образом выполнить свои обязанности по взысканию налогов.
Инспекции ФНС России по <адрес> является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о наличии реальной возможности у налогового органа обратиться в суд до истечения установленного НК РФ срока, наличии времени для оформления и предъявления в районный суд соответствующего искового заявления к ответчику.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии со ст. 59 НК РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Инспекции ФНС РФ по <адрес> к Агафонову Владимиру Юрьевичу о взыскании транспортного налога и пени за ДД.ММ.ГГГГ. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: подпись Дурнова Н.Г.
КОПИЯ ВЕРНА
Судья
Секретарь