РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Чита 31 июля 2014 года
Читинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Силищева Д.Н., при секретаре Гилевой К.В., с участием военного прокурора – старшего помощника военного прокурора Читинского гарнизона майора юстиции Спирина А.Ф., представителя заявителя Горелова В.И., представителей начальника Управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю Царёва С.В. и Макаровой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Горелова В.И. в интересах бывшей военнослужащей Управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю <данные изъяты> в отставке Соловьёвой И.Г. об оспаривании действий начальника Управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава части,
установил:
Горелов В.И. обратился в суд с заявлением в интересах Соловьёвой И.Г., в котором указал, что до 20 мая 2014 года она проходила военную службу по контракту в Управлении ФСБ РФ по Забайкальскому краю. 23 июня 2013 года ею был заключен контракт о прохождении военной службы сроком на 1 год по 23 июня 2014 года включительно. В соответствии с приказом начальника Управления ФСБ РФ от 20 мая 2014 года № она была уволена с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, до истечения срока контракта, и исключена из списков управления с 31 мая 2014 года, при этом её выслуга лет в календарном исчислении составила более 10 лет.
На момент увольнения с военной службы заседанием жилищной комиссии Управления ФСБ России по забайкальскому краю она была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства в <адрес> на состав семьи из трёх человек. Вместе с тем приказом начальника Управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю она была исключена из списков управления без обеспечения жилым помещением.
Заявитель, полагая действия начальника Управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю, связанные с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава части без обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства незаконными, просила суд признать их таковыми, обязав начальника Управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю восстановить её на военной службе, и не исключать из списков управления до предоставления ей жилого помещение по избранному месту жительства на состав семьи.
В судебном заседании Горелов В.И. заявленные требования поддержал и подтвердил доводы, изложенные в заявлении. При этом пояснил, что до настоящего времени она жилым помещением по избранному месту жительства не обеспечена, проживает в служебном жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения. Кроме этого Горелов В.И. просил взыскать с Управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины и оплатой юридических услуг.
Начальник Управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю, надлежащим образом извещённый судом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл. Поскольку о причинах неявки он суду не сообщил и не ходатайствовал о рассмотрении дела исключительно в своем присутствии, суд, в соответствии с п. 2 ст. 257 ГПК РФ, полагал возможным рассмотреть данное дело в его отсутствие.
Представители начальника Управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю Макарова Н.С. и Царёв С.В., не признав требования заявителя, пояснили, что Соловьёва И.Г. в своём рапорте от 15 января 2014 года выразила своё согласие быть уволенной с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Вместе с тем, она здесь же указала, что желает остаться в списках личного состава части до обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства, однако закон каких-либо ограничений для исключения из списков личного состава военнослужащих, пожелавших быть уволенными с военной службы не содержит, а поэтому заявитель был правомерно исключён из списков личного состава управления.
Старший помощник военного прокурора Читинского гарнизона майор юстиции Спирин А.Ф. считал, что заявленные Гореловым В.И. требования в интересах Соловьёвой И.Г. являются неправомерными, поскольку она дала своё согласие на увольнение по предусмотренному в законе льготному основанию будучи признанной нуждающейся в жилом помещении.
Выслушав доводы сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Так, в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), порядок прохождения военной службы определяется этим Федеральным законом, другими федеральными законами и Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее – Положение о порядке прохождения военной службы), увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.
В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, подлежит увольнению с военной службы по возрасту – по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
При этом, согласно подп. «а» п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона, либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона).
В соответствии с ч.3 ст.6 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - ФЗ «О статусе военнослужащих») военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации. Для возникновения права на получение жилого помещения, в том числе и по избранному при увольнении в запас месту жительства, необходимо быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий (нуждающимся в жилых помещениях).
В соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).
Подпунктом «а» пункта 6 Правил установлено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, … и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, … уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, и в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно пункту 8 Правил право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами один раз.
Таким образом, указанные Правила допускают возможность реализации права на обеспечение жильём в избранном месте жительства не только для военнослужащих, но и для лиц, уволенных с военной службы по соответствующим основаниям, имеющим такое право.
Как видно из рапорта Соловьёвой И.Г. от 15 января 2014 года она просит уволить её с военной службы в запас, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. При этом с основанием увольнения по указанному основанию она была согласна, вместе с тем, просила не исключать её из списков личного состава части до обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства.
Из листа беседы, проведённой 20 мая 2014 года с Соловьёвой И.Г. по вопросу увольнения с военной службы усматривается, что заявитель была согласна на увольнение с военной службы без исключения из списков личного состава управления до обеспечения жильём. При этом Соловьёва И.Г. в списках нуждающихся в жилом помещении состояла.
Согласно справки заместителя командира войсковой части № от 28 мая 2014 года № выслуга лет Соловьёвой И.Г. составила в календарном исчислении – 20 лет 07 месяцев 10 дней, то есть более 10 лет.
Из выписки из приказа начальника Управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю (по личному составу) от 20 мая 2014 года № усматривается, что прапорщик Соловьёва И.Г. уволена с военной службы в отставку в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и исключена из списков личного состава управления с 31 мая 2014 года.
Согласно выпискам из протоколов заседания жилищной комиссии УФСБ России по Забайкальскому краю от 31 октября 2013 года № и от 31 января 2014 года № Соловьёва И.Г. признана нуждающейся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства в <адрес> в связи с увольнением с военной службы на состав семьи – три человека.
Таким образом, из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что заявитель с увольнением с военной службы в отставку в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе была согласна, при увольнении её выслуга составляла более 10 лет, и она установленным порядком была признана нуждающейся в жилом помещении по избранному месту жительства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, поскольку Соловьёва И.Г. на момент увольнения с военной службы была признана нуждающейся в жилом помещении по избранному месту жительства, и дала своё согласие на увольнение с военной службы по указанному ей основанию, она может и после увольнения с военной службы и исключении из списков личного состава реализовать своё право на жильё, а изданием начальником Управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю приказа (по личному составу) от 20 мая 2014 года № об увольнении с военной службы и исключением из списков личного состава части, права заявителя не нарушены, поэтому её требования, являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Разрешая вопрос, связанный с возмещением заявителю судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины и оплатой услуг за оказание юридической помощи суд, руководствуясь требованиями ст. 98 ГПК РФ, не усматривает оснований для их возврата заявителю.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98,194-199, 246, 258 ГПК РФ, военный суд,
решил:
В удовлетворении заявления Горелова В.И. в интересах бывшей военнослужащей Управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю <данные изъяты> в отставке Соловьёвой И.Г. – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд через Читинский гарнизонный военный суд в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Верно:
Председательствующий Д.Н. Силищев