Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3660/2018 ~ М-3293/2018 от 25.07.2018

№ 2а-3660/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«02» октября 2018 года Центральный районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова Романа Сергеевича, Ивановой Ирины Николаевны к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж, Департаменту строительной политики Воронежской области о признании отказов в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г. незаконными, возложении обязанности на Администрацию городского округа город восстановить в списках претендентов на получение социальной выплаты как молодой семье в 2018г., выдать свидетельство на получение социальной выплаты – сертификат до 05.08.2018г., на Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г.,

У С Т А Н О В И Л :

Административные истцы обратились в суд и указывают, что 15.01.2018г. Иванов Р.С. обратился в Управление жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях. Приказом №167 от 30.01.2018г. ему было отказано в признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Ивановых. После написания жалобы в прокуратуру, письмом от 26.02.2018г. Иванову Р.С. было сообщено, что приказ управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 30.01.2018г. №167 «Об отказе в признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С.» отменен. Приказом управления от 26.02.2018г. №341 члены молодой семьи признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений, с даты подачи заявления – 15.01.2018г. После получения по почте указанного приказа 05.03.2018г. он вновь обратился в управление, однако, документы у него не приняли, сказали приходить 12.03.2018г. Однако, 12.03.2018г. пояснили, что списки на получение социальной выплаты в 2018г. уже сформированы. Документы и заявление на оценку доходов и иных денежных средств для молодой семьи, имеющей достаточные доходы, были приняты 12.03.2018г. 19.03.2018г. семья была признана имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, уведомление об этом он получил лично 06.04.2018г. 15.03.2018г. он направил по почте заявление о включении в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату, однако, 16.04.2018г. получил отказ, основанием для которого явилось не представление в указанный в уведомлении от 22.12.2017г. срок всех необходимых документов, а именно, заявления и документов, подтверждающих признании молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В связи с изложенным, административные истцы просят суд признать отказ в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г. незаконными, обязать Администрацию городского округа город восстановить в списках претендентов на получение социальной выплаты как молодой семье в 2018г. и выдать свидетельство на получение социальной выплаты – сертификат до 05.08.2018г., обязать Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г.

Административные истцы Иванов Р.С. и Иванова И.Н. в судебном заседании административное исковое заявление с учетом уточнений от 01.06.2018г. поддержали и просили его удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представители административного ответчика Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж по доверенности Меркулова О.Б. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, поддержала представленные возражения.

Административный ответчик руководитель Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж Зацепин О.Ю. возражал против удовлетворения иска, просил приобщить к материалам дела пояснения по иску, которые поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента строительной политики Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

На основании пояснений лиц, участвующих в деле, заявлений, свидетельств, приказов, судом установлено, что 22.12.2017г. Управлением жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж (л.д.19) Иванову Р.С. было направлено уведомление о включении в список молодых семей изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом (2018) году. В уведомлении указано, что до 15.01.2018г. необходимо явиться для рассмотрения вопроса о предоставления молодой семье свидетельства о социальной выплате в 2018г. и представить необходимые документы…1. Заявление и документы о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении…2. С заявлением и документами, подтверждающими достаточные доходы…

15.01.2018г. Иванов Р.С. обратился с заявлением (л.д.52-53) на имя руководителя управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж Зацепина О.Ю. о признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений, с приложением документов по перечню. 30.01.2018г. Иванову Р.С. (л.д.83) было направлено уведомление об отказе в признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан, в котором указано, что приказом от 30.01.2018г. №167 отказано в признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений членам молодой семьи (приказ №137 от 30.01.2018г. л.д.84). Уведомление получено Ивановым Р.С. 06.02.2018г. (л.д.20).

Приказом №341 от 26.02.2018г. Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж «О признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С.» был отменен приказ управления №167 от 30.01.2018г. «Об отказе в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С.», и принято решение «Признать нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи в составе 3х человек: заявитель – Иванов Р.С., ДД.ММ.ГГГГ года рожд., супруга – Иванова И.Н., ДД.ММ.ГГГГ рожд., дочь – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рожд., с даты подачи заявления – 15.01.2018г. Указанный приказ и уведомление от 26.02.2018г. было получено Ивановым Р.С. 01.03.2018г. (л.д.24).

Согласно п.п.1.3, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 3.2, 3.8, 3.9 Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 12.10.2011 № 909 (ред. от 08.05.2014) "Об утверждении Порядка признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях" нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны молодые семьи, постоянно проживающие на территории городского округа город Воронеж. Признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж. Нуждающимися в жилых помещениях признаются молодые семьи: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.При наличии у членов молодой семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Молодые семьи, которые с намерением быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий совершили действия, в результате которых такие семьи могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются нуждающимися не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

С целью признания нуждающейся в жилом помещении молодой семьей подается письменное заявление на имя руководителя управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Заявление может быть подано одним из членов молодой семьи либо их представителем, действующим в силу закона или на основании доверенности. К заявлению прилагаются следующие документы: документы, удостоверяющие личность членов молодой семьи; документы, подтверждающие факт родства, супружеских отношений (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебные решения); документ, подтверждающий перемену фамилии, имени, отчества членов молодой семьи, в случае если перемена фамилии, имени, отчества произошла в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении; документ, подтверждающий наличие соответствующего заболевания (для молодой семьи, имеющей в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации); выписка из домовой книги (поквартирной карточки); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, которое является местом жительства молодой семьи; выписка из технического паспорта организации (органа) по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией с указанием общей и жилой площади занимаемого жилого помещения (для частных домовладений); согласие совершеннолетних членов молодой семьи на обработку органами местного самоуправления персональных данных. В случае если в составе молодой семьи имеются граждане, зарегистрированные по месту жительства менее пяти лет, предоставляется информация об условиях их проживания с предыдущего места жительства.

По результатам рассмотрения заявления молодой семье не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения направляется или выдается приказ руководителя управления жилищных отношений о признании, либо отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях и уведомление о признании, либо отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях по форме согласно приложениям NN 3, 4 к настоящему Порядку.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением администрации городского округа город Воронеж от 12.01.2012 N 3 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг" администрация городского округа город Воронеж постановлено утвердить Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Признание нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан". Орган, предоставляющий муниципальную услугу, - администрация городского округа город Воронеж. Структурное подразделение администрации городского округа город Воронеж, обеспечивающее организацию предоставления муниципальной услуги, прием и подготовку документов, являющихся результатом оказания муниципальной услуги, - управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж.

Управление при предоставлении муниципальной услуги в целях получения документов, необходимых для принятия решения о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан, информации для проверки сведений, представленных заявителем, осуществляет взаимодействие с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, органом по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача (направление) заявителю приказа управления и уведомления о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан либо приказа управления и уведомления об отказе в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан.

Таким образом, в связи с тем, что первоначально административным ответчиком было принято решение об отказе в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С., а впоследствии приказ №367 от 30.01.2018г. приказом №341 от 26.02.2018г. был отменен, и административные истцы были признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений, уведомление о принятии решения от 26.02.2018г., было получено ими только 01.03.2018г., молодая семья Ивановых была лишена возможности подать заявление в установленные законом сроки о включении в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018г., так как подача указанного заявления возможна лишь при соблюдении двух условий одновременно: признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении и наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, о чем указано в п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Отсутствие приказа о признании молодой семьи нуждающимися в жилом помещении являлось препятствием к реализации права Ивановых на подачу заявления о включении в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018г., так как указанные списки формировались на 09.02.2018г. и на 02.03.2018г. были утверждены, как пояснил в судебном заседании представитель ответчика Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж.

В данном случае судом установлено, что Ивановы были включены в актуализированный список, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018г. по состоянию на 28.11.2017г. (л.д.181), который был направлен в Департамент строительной политики Воронежской области, под №59. Указанные списки были направлены в связи с письмом Департамента строительной политики Воронежской области от 16.11.2017г. №61.11/2569 «О предоставлении уточненных списков», в котором указано, что в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы просим актуализировать списки молодых семей – участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018г., в части уточнения состава семей, стоимости 1 кв.м., а так же исключенных в установленном порядке, в том числе по причине достижения супругами установленного возраста для участия в программе, молодых семей…При формировании списка необходимо руководствоваться формой и порядком, утвержденным приказом департамента строительной политики воронежской области от 08.02.2016г. №61-02-03/10. Запрашиваемая информация должна быть предоставлена в срок до 23.11.2017г. Так же 10.01.2018г. от Департамента строительной политики Воронежской области в органы местного самоуправления было направлено письмо за №01-11/20 «О предоставлении информации по молодым семьям – претендентам». В письме указывалось на необходимость в срок до 09.02.2018г. представить предложения по внесению изменений в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018г…На указанное письмо Управлением жилищных отношений 06.02.2018г. за №9124387 и от 12.02.2018г. были направлены запрашиваемые сведения. При этом, по состоянию на 12.02.2018г. было направлено уведомление (л.д.190-1920 о внесение изменений в список молодых семей, где была указано семья Ивановых как исключенная из Списка.

Согласно п.2 Порядка…внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области" государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", утвержденного приказом Департамента СП Воронежской обл. от 08.02.2016 N 61-02-03/82, основаниями для внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году, являющихся получателями свидетельств о праве на получение социальной выплаты, являются: а) нарушение установленного пунктом 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (далее - Правила) срока представления необходимых документов для получения свидетельства; б) непредставление или представление не в полном объеме необходимых документов для получения свидетельства, в том числе непредставление: документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях на момент получения свидетельства или на момент заключения кредитного договора, заключенного в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно; документов, подтверждающих признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты…

Как указано в п.п. 4, 5, 5.1, 6, 8 Порядка…изменения в списки вносятся на основании предложений органов местного самоуправления, направляемых в департамент строительной политики Воронежской области ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, в виде уведомлений по форме согласно приложению к настоящему Порядку в электронном виде в формате MS-Excel и на бумажном носителе. Предложения органов местного самоуправления формируются исходя из объема бюджетных средств, высвободившихся в результате предоставления в соответствующем году органами местного самоуправления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, и наличия потребности в их использовании, а также в соответствии с очередностью, установленной списками молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, утвержденными органами местного самоуправления. В случае недостаточности средств из федерального, областного бюджетов, предоставляемых в качестве составной доли социальной выплаты молодой семье, недостающие средства до полного размера социальной выплаты дополняются средствами местных бюджетов, при этом органы местного самоуправления дают обязательства о выделении из местных бюджетов недостающих средств. При отсутствии необходимых средств в местных бюджетах в списки включаются следующие по очереди молодые семьи - участники Программы, имеющие меньший размер социальной выплаты, достаточный для предоставления социальных выплат из федерального и областного бюджетов. Департамент в течение 14 рабочих дней рассматривает представленные предложения органов местного самоуправления и вносит изменения в списки либо отказывает органам местного самоуправления во внесении изменений в списки. Вносимые изменения в списки ежеквартально утверждаются приказом Департамента.

Таким образом, с учетом того, что предложения по внесению изменений в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году было указано направить в срок до 09.02.2018г., согласно утвержденного Порядка…Департамент строительной политики Воронежской области рассматривает представленные органами местного самоуправления уведомления о внесении изменений в Списки в течении 14 рабочих дней. Таким образом, изменения списки могли быть внесены Департаментом по предложению Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж до 02.03.2018г. (с 09.02.2018г. +14 рабочих дней).

Исходя из изложенного, отсутствие приказа Управления жилищных отношений о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С. на 09.02.2018г. (так как на указанную дату имел место приказ №167 от 30.01.2018г., который был отменен только 26.02.2018г.) явилось препятствием в реализации права молодой семьи Иванова Р.С. на включение в список претендентов на получение социальной выплаты в 2018г., так как уже указывалось выше для включения в список претендентов на получение социальной выплаты необходимо одновременно представление документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях на момент получения свидетельства и документов, подтверждающих признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты…В данном же случае ввиду отказа в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений молодой семьи Иванова Р.С. в период с 31.01.2018г. по 26.02.2018г., у них отсутствовала возможность отдельно подать документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Кроме того, первоначально при принятии документов у Ивановых 15.01.2018г. (л.д.52), им не было указано в качестве недостатка о не предоставлении документов по уведомлению от 22.12.2017г. (л.д.19), подтверждающих достаточные доходы семьи, в связи с чем, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного ответчика, которые были озвучены в ходе судебного заседания, о том, что Ивановы могли сдать указанные документы, даже если им было отказано в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений, и что документы могли быть поданы отдельно без решения о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений молодой семьи Иванова Р.С. Указанные рассуждения представителя ответчика противоречат и требованиям вышеуказанных нормативных актов. В связи с тем, что приказ о признании нуждающимися был получен административными истцами только 01.03.2018г., о чем свидетельствует копия конверта, подача заявления о включении в список претендентов на получение социальной выплаты в 2018г., была утрачена, так как списки подлежали утверждению до 02.03.2018г., а заявления должны были быть поданы до 09.02.2018г., о чем было указано в письме Департамент строительной политики Воронежской области.

Указанные выводы суда так же подтверждаются нормами Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013 № 1274 "Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж". Приоритетным направлением муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы является решение жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно п. 19 Правил…предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома; д) копия кредитного договора (договора займа); е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта; ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); з) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования каждого совершеннолетнего члена семьи.

Кроме того, согласно п.п.21, 22, 24, 26, 27, 28, 31 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей основного мероприятия. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок. Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия являются: б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил… Орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия. После доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей основного мероприятия, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы…предусмотренные подпунктами "б" - "д" и "ж" пункта 19 настоящих Правил, - в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил.

Как указано в п.п.3, 4, 6 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" право молодой семьи - участницы основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - основное мероприятие) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой. Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению N 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников основного мероприятия осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Оплата изготовления бланков свидетельств о праве на получение социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусматриваемых на финансирование основного мероприятия. Бланки свидетельств передаются в органы местного самоуправления в соответствии с количеством молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно заявленных требований административные истцы просят суд признать отказы Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж и Департамента строительной политики в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г. незаконными и обязать администрацию городского округа город восстановить молодую семью Иванова Р.С. в списках претендентов на получение социальной выплаты как молодой семье в 2018г., выдать свидетельство на получение социальной выплаты – сертификат до 05.08.2018г., Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г.

Требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, так как выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты производится на основании решения о включении молодой семьи в список участников основного мероприятия органом местного самоуправления муниципального образования, в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В данном случае в связи с тем, что Ивановы не подали полный пакет документов, необходимый для включения в список молодых семей – претендентом на получение социальной выплаты в установленные сроки, и не представили доказательств отказа в принятии указанных документов, Управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж на законных основаниях были внесены изменения в список на 12.02.2018г. (л.д.190-192). При этом, доводы Иванова Р.С. в судебном заседании, что он неоднократно обращался в Управление, однако, документы у него не принимали, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, доказательств в обоснование своих доводов Ивановым Р.С. представлено не было, кроме того, указанные документы он мог направить по почте. В судебном заседании была допрошена в качестве свидетеля свидетель№1, однако, доводы Иванова Р.С. свидетель не подтвердила. В связи с тем, что органом местного самоуправления в отношении административных истцов не было принято решение о включении молодой семьи в список участников основного мероприятия, им и не было выдано свидетельство на получение социальной выплаты. По указанным требованиям Департамент строительной политики Воронежской области не принимал никаких решений об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, кроме того, свидетельство так же выдается не Департаментом строительной политики Воронежской области, а органом местного самоуправления на основании списков, утвержденных Департаментом строительной политики Воронежской области. Таким образом, по данным требованиям Департамент является ненадлежащим ответчиком, доказательств нарушения прав административным истцов, Иванов Р.С. и Иванова И.Н. суду не представили.

Требования о восстановлении в списках претендентов на получение социальной выплаты в 2018г., так же не могут быть удовлетворены, так как на момент утверждения указанных списков отсутствовало решение о наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Заявления и документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты были предоставлены Ивановым Р.С. только 12.03.2018г. (л.д.120). Заключение о признании молодой семьи Иванова Р.С., имеющей достаточные доходы… было утверждено 19.03.2018г. (л.д.117), и указанный период времени списки молодых семей, претендентов по получение социальной выплаты в 2018г., с учетом внесенных изменений уже были утверждены. Более того, суд считает необходимым указать, что хотя судом и указано на ошибку Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, допущенную при первичном обращении Иванова Р.С. 15.01.2018г., которая выразилась в не направлении сообщения о не полном пакете представленных документов, так как 15.01.2018г. Ивановым Р.С. были представлены на рассмотрение только документы необходимые для принятия решения о признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении жилых помещений, вместе с тем, в направленном уведомлении Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж от 22.12.2017г. (л.д.19) о включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом (2018) году, в полном объеме в соответствии с требованиями закона детально перечислен полный перечень документов, необходимый для рассмотрении вопроса о получении свидетельства о социальной выплате в 2018г. Однако, по неизвестным причинам Иванов Р.С. подал только документы и заявления о признании молодой семьи нуждающейся в получении жилых помещений. Доказательств, что имелись какие-либо препятствия на 15.01.2018г., в подаче полного пакета документов, административные истцы суду не представили. Кроме того, документы, которые были представлены Ивановым Р.С. 12.03.2018г. ((л.д.133-134) датированы после 15.01.2018г., что свидетельствует о том, что на 15.01.2018г. эти документы отсутствовали. В связи с этим, указанные действия административного истца по не представлению полного пакета документов 15.01.2018г., необходимых для решения вопроса о предоставлении свидетельства о социальной выплате в 2018г., находятся в причиной связи с последующими законными действиями Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по внесению изменений в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2018г.

Кроме того, в связи с вышеизложенным, не имеется оснований по возложении обязанности на Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г., и как последствия возложения обязанности на Администрацию городского округа город Воронеж выдать свидетельство на получение социальной выплаты, так как для этого отсутствуют законные основания.

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Иванова Романа Сергеевича, Ивановой Ирины Николаевны к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж, Департаменту строительной политики Воронежской области о признании незаконным приказа Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж от 02.03.2018г. о признании отказов в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г. незаконными, возложении обязанности на Администрацию городского округа город восстановить в списках претендентов на получение социальной выплаты как молодой семье в 2018г., выдать свидетельство на получение социальной выплаты – сертификат до 05.08.2018г., на Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

№ 2а-3660/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«02» октября 2018 года Центральный районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова Романа Сергеевича, Ивановой Ирины Николаевны к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж, Департаменту строительной политики Воронежской области о признании отказов в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г. незаконными, возложении обязанности на Администрацию городского округа город восстановить в списках претендентов на получение социальной выплаты как молодой семье в 2018г., выдать свидетельство на получение социальной выплаты – сертификат до 05.08.2018г., на Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г.,

У С Т А Н О В И Л :

Административные истцы обратились в суд и указывают, что 15.01.2018г. Иванов Р.С. обратился в Управление жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях. Приказом №167 от 30.01.2018г. ему было отказано в признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Ивановых. После написания жалобы в прокуратуру, письмом от 26.02.2018г. Иванову Р.С. было сообщено, что приказ управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 30.01.2018г. №167 «Об отказе в признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С.» отменен. Приказом управления от 26.02.2018г. №341 члены молодой семьи признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений, с даты подачи заявления – 15.01.2018г. После получения по почте указанного приказа 05.03.2018г. он вновь обратился в управление, однако, документы у него не приняли, сказали приходить 12.03.2018г. Однако, 12.03.2018г. пояснили, что списки на получение социальной выплаты в 2018г. уже сформированы. Документы и заявление на оценку доходов и иных денежных средств для молодой семьи, имеющей достаточные доходы, были приняты 12.03.2018г. 19.03.2018г. семья была признана имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, уведомление об этом он получил лично 06.04.2018г. 15.03.2018г. он направил по почте заявление о включении в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату, однако, 16.04.2018г. получил отказ, основанием для которого явилось не представление в указанный в уведомлении от 22.12.2017г. срок всех необходимых документов, а именно, заявления и документов, подтверждающих признании молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В связи с изложенным, административные истцы просят суд признать отказ в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г. незаконными, обязать Администрацию городского округа город восстановить в списках претендентов на получение социальной выплаты как молодой семье в 2018г. и выдать свидетельство на получение социальной выплаты – сертификат до 05.08.2018г., обязать Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г.

Административные истцы Иванов Р.С. и Иванова И.Н. в судебном заседании административное исковое заявление с учетом уточнений от 01.06.2018г. поддержали и просили его удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представители административного ответчика Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж по доверенности Меркулова О.Б. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, поддержала представленные возражения.

Административный ответчик руководитель Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж Зацепин О.Ю. возражал против удовлетворения иска, просил приобщить к материалам дела пояснения по иску, которые поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента строительной политики Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

На основании пояснений лиц, участвующих в деле, заявлений, свидетельств, приказов, судом установлено, что 22.12.2017г. Управлением жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж (л.д.19) Иванову Р.С. было направлено уведомление о включении в список молодых семей изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом (2018) году. В уведомлении указано, что до 15.01.2018г. необходимо явиться для рассмотрения вопроса о предоставления молодой семье свидетельства о социальной выплате в 2018г. и представить необходимые документы…1. Заявление и документы о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении…2. С заявлением и документами, подтверждающими достаточные доходы…

15.01.2018г. Иванов Р.С. обратился с заявлением (л.д.52-53) на имя руководителя управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж Зацепина О.Ю. о признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений, с приложением документов по перечню. 30.01.2018г. Иванову Р.С. (л.д.83) было направлено уведомление об отказе в признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан, в котором указано, что приказом от 30.01.2018г. №167 отказано в признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений членам молодой семьи (приказ №137 от 30.01.2018г. л.д.84). Уведомление получено Ивановым Р.С. 06.02.2018г. (л.д.20).

Приказом №341 от 26.02.2018г. Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж «О признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С.» был отменен приказ управления №167 от 30.01.2018г. «Об отказе в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С.», и принято решение «Признать нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи в составе 3х человек: заявитель – Иванов Р.С., ДД.ММ.ГГГГ года рожд., супруга – Иванова И.Н., ДД.ММ.ГГГГ рожд., дочь – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рожд., с даты подачи заявления – 15.01.2018г. Указанный приказ и уведомление от 26.02.2018г. было получено Ивановым Р.С. 01.03.2018г. (л.д.24).

Согласно п.п.1.3, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 3.2, 3.8, 3.9 Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 12.10.2011 № 909 (ред. от 08.05.2014) "Об утверждении Порядка признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях" нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны молодые семьи, постоянно проживающие на территории городского округа город Воронеж. Признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж. Нуждающимися в жилых помещениях признаются молодые семьи: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.При наличии у членов молодой семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Молодые семьи, которые с намерением быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий совершили действия, в результате которых такие семьи могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются нуждающимися не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

С целью признания нуждающейся в жилом помещении молодой семьей подается письменное заявление на имя руководителя управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Заявление может быть подано одним из членов молодой семьи либо их представителем, действующим в силу закона или на основании доверенности. К заявлению прилагаются следующие документы: документы, удостоверяющие личность членов молодой семьи; документы, подтверждающие факт родства, супружеских отношений (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебные решения); документ, подтверждающий перемену фамилии, имени, отчества членов молодой семьи, в случае если перемена фамилии, имени, отчества произошла в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении; документ, подтверждающий наличие соответствующего заболевания (для молодой семьи, имеющей в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации); выписка из домовой книги (поквартирной карточки); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, которое является местом жительства молодой семьи; выписка из технического паспорта организации (органа) по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией с указанием общей и жилой площади занимаемого жилого помещения (для частных домовладений); согласие совершеннолетних членов молодой семьи на обработку органами местного самоуправления персональных данных. В случае если в составе молодой семьи имеются граждане, зарегистрированные по месту жительства менее пяти лет, предоставляется информация об условиях их проживания с предыдущего места жительства.

По результатам рассмотрения заявления молодой семье не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения направляется или выдается приказ руководителя управления жилищных отношений о признании, либо отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях и уведомление о признании, либо отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях по форме согласно приложениям NN 3, 4 к настоящему Порядку.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением администрации городского округа город Воронеж от 12.01.2012 N 3 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг" администрация городского округа город Воронеж постановлено утвердить Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Признание нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан". Орган, предоставляющий муниципальную услугу, - администрация городского округа город Воронеж. Структурное подразделение администрации городского округа город Воронеж, обеспечивающее организацию предоставления муниципальной услуги, прием и подготовку документов, являющихся результатом оказания муниципальной услуги, - управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж.

Управление при предоставлении муниципальной услуги в целях получения документов, необходимых для принятия решения о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан, информации для проверки сведений, представленных заявителем, осуществляет взаимодействие с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, органом по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача (направление) заявителю приказа управления и уведомления о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан либо приказа управления и уведомления об отказе в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан.

Таким образом, в связи с тем, что первоначально административным ответчиком было принято решение об отказе в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С., а впоследствии приказ №367 от 30.01.2018г. приказом №341 от 26.02.2018г. был отменен, и административные истцы были признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений, уведомление о принятии решения от 26.02.2018г., было получено ими только 01.03.2018г., молодая семья Ивановых была лишена возможности подать заявление в установленные законом сроки о включении в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018г., так как подача указанного заявления возможна лишь при соблюдении двух условий одновременно: признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении и наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, о чем указано в п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Отсутствие приказа о признании молодой семьи нуждающимися в жилом помещении являлось препятствием к реализации права Ивановых на подачу заявления о включении в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018г., так как указанные списки формировались на 09.02.2018г. и на 02.03.2018г. были утверждены, как пояснил в судебном заседании представитель ответчика Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж.

В данном случае судом установлено, что Ивановы были включены в актуализированный список, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018г. по состоянию на 28.11.2017г. (л.д.181), который был направлен в Департамент строительной политики Воронежской области, под №59. Указанные списки были направлены в связи с письмом Департамента строительной политики Воронежской области от 16.11.2017г. №61.11/2569 «О предоставлении уточненных списков», в котором указано, что в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы просим актуализировать списки молодых семей – участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018г., в части уточнения состава семей, стоимости 1 кв.м., а так же исключенных в установленном порядке, в том числе по причине достижения супругами установленного возраста для участия в программе, молодых семей…При формировании списка необходимо руководствоваться формой и порядком, утвержденным приказом департамента строительной политики воронежской области от 08.02.2016г. №61-02-03/10. Запрашиваемая информация должна быть предоставлена в срок до 23.11.2017г. Так же 10.01.2018г. от Департамента строительной политики Воронежской области в органы местного самоуправления было направлено письмо за №01-11/20 «О предоставлении информации по молодым семьям – претендентам». В письме указывалось на необходимость в срок до 09.02.2018г. представить предложения по внесению изменений в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018г…На указанное письмо Управлением жилищных отношений 06.02.2018г. за №9124387 и от 12.02.2018г. были направлены запрашиваемые сведения. При этом, по состоянию на 12.02.2018г. было направлено уведомление (л.д.190-1920 о внесение изменений в список молодых семей, где была указано семья Ивановых как исключенная из Списка.

Согласно п.2 Порядка…внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области" государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", утвержденного приказом Департамента СП Воронежской обл. от 08.02.2016 N 61-02-03/82, основаниями для внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году, являющихся получателями свидетельств о праве на получение социальной выплаты, являются: а) нарушение установленного пунктом 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (далее - Правила) срока представления необходимых документов для получения свидетельства; б) непредставление или представление не в полном объеме необходимых документов для получения свидетельства, в том числе непредставление: документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях на момент получения свидетельства или на момент заключения кредитного договора, заключенного в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно; документов, подтверждающих признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты…

Как указано в п.п. 4, 5, 5.1, 6, 8 Порядка…изменения в списки вносятся на основании предложений органов местного самоуправления, направляемых в департамент строительной политики Воронежской области ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, в виде уведомлений по форме согласно приложению к настоящему Порядку в электронном виде в формате MS-Excel и на бумажном носителе. Предложения органов местного самоуправления формируются исходя из объема бюджетных средств, высвободившихся в результате предоставления в соответствующем году органами местного самоуправления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, и наличия потребности в их использовании, а также в соответствии с очередностью, установленной списками молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, утвержденными органами местного самоуправления. В случае недостаточности средств из федерального, областного бюджетов, предоставляемых в качестве составной доли социальной выплаты молодой семье, недостающие средства до полного размера социальной выплаты дополняются средствами местных бюджетов, при этом органы местного самоуправления дают обязательства о выделении из местных бюджетов недостающих средств. При отсутствии необходимых средств в местных бюджетах в списки включаются следующие по очереди молодые семьи - участники Программы, имеющие меньший размер социальной выплаты, достаточный для предоставления социальных выплат из федерального и областного бюджетов. Департамент в течение 14 рабочих дней рассматривает представленные предложения органов местного самоуправления и вносит изменения в списки либо отказывает органам местного самоуправления во внесении изменений в списки. Вносимые изменения в списки ежеквартально утверждаются приказом Департамента.

Таким образом, с учетом того, что предложения по внесению изменений в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году было указано направить в срок до 09.02.2018г., согласно утвержденного Порядка…Департамент строительной политики Воронежской области рассматривает представленные органами местного самоуправления уведомления о внесении изменений в Списки в течении 14 рабочих дней. Таким образом, изменения списки могли быть внесены Департаментом по предложению Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж до 02.03.2018г. (с 09.02.2018г. +14 рабочих дней).

Исходя из изложенного, отсутствие приказа Управления жилищных отношений о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С. на 09.02.2018г. (так как на указанную дату имел место приказ №167 от 30.01.2018г., который был отменен только 26.02.2018г.) явилось препятствием в реализации права молодой семьи Иванова Р.С. на включение в список претендентов на получение социальной выплаты в 2018г., так как уже указывалось выше для включения в список претендентов на получение социальной выплаты необходимо одновременно представление документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях на момент получения свидетельства и документов, подтверждающих признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты…В данном же случае ввиду отказа в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений молодой семьи Иванова Р.С. в период с 31.01.2018г. по 26.02.2018г., у них отсутствовала возможность отдельно подать документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Кроме того, первоначально при принятии документов у Ивановых 15.01.2018г. (л.д.52), им не было указано в качестве недостатка о не предоставлении документов по уведомлению от 22.12.2017г. (л.д.19), подтверждающих достаточные доходы семьи, в связи с чем, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного ответчика, которые были озвучены в ходе судебного заседания, о том, что Ивановы могли сдать указанные документы, даже если им было отказано в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений, и что документы могли быть поданы отдельно без решения о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений молодой семьи Иванова Р.С. Указанные рассуждения представителя ответчика противоречат и требованиям вышеуказанных нормативных актов. В связи с тем, что приказ о признании нуждающимися был получен административными истцами только 01.03.2018г., о чем свидетельствует копия конверта, подача заявления о включении в список претендентов на получение социальной выплаты в 2018г., была утрачена, так как списки подлежали утверждению до 02.03.2018г., а заявления должны были быть поданы до 09.02.2018г., о чем было указано в письме Департамент строительной политики Воронежской области.

Указанные выводы суда так же подтверждаются нормами Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013 № 1274 "Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж". Приоритетным направлением муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы является решение жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно п. 19 Правил…предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома; д) копия кредитного договора (договора займа); е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта; ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); з) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования каждого совершеннолетнего члена семьи.

Кроме того, согласно п.п.21, 22, 24, 26, 27, 28, 31 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей основного мероприятия. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок. Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия являются: б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил… Орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия. После доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей основного мероприятия, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы…предусмотренные подпунктами "б" - "д" и "ж" пункта 19 настоящих Правил, - в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил.

Как указано в п.п.3, 4, 6 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" право молодой семьи - участницы основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - основное мероприятие) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой. Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению N 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников основного мероприятия осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Оплата изготовления бланков свидетельств о праве на получение социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусматриваемых на финансирование основного мероприятия. Бланки свидетельств передаются в органы местного самоуправления в соответствии с количеством молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно заявленных требований административные истцы просят суд признать отказы Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж и Департамента строительной политики в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г. незаконными и обязать администрацию городского округа город восстановить молодую семью Иванова Р.С. в списках претендентов на получение социальной выплаты как молодой семье в 2018г., выдать свидетельство на получение социальной выплаты – сертификат до 05.08.2018г., Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г.

Требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, так как выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты производится на основании решения о включении молодой семьи в список участников основного мероприятия органом местного самоуправления муниципального образования, в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В данном случае в связи с тем, что Ивановы не подали полный пакет документов, необходимый для включения в список молодых семей – претендентом на получение социальной выплаты в установленные сроки, и не представили доказательств отказа в принятии указанных документов, Управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж на законных основаниях были внесены изменения в список на 12.02.2018г. (л.д.190-192). При этом, доводы Иванова Р.С. в судебном заседании, что он неоднократно обращался в Управление, однако, документы у него не принимали, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, доказательств в обоснование своих доводов Ивановым Р.С. представлено не было, кроме того, указанные документы он мог направить по почте. В судебном заседании была допрошена в качестве свидетеля свидетель№1, однако, доводы Иванова Р.С. свидетель не подтвердила. В связи с тем, что органом местного самоуправления в отношении административных истцов не было принято решение о включении молодой семьи в список участников основного мероприятия, им и не было выдано свидетельство на получение социальной выплаты. По указанным требованиям Департамент строительной политики Воронежской области не принимал никаких решений об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, кроме того, свидетельство так же выдается не Департаментом строительной политики Воронежской области, а органом местного самоуправления на основании списков, утвержденных Департаментом строительной политики Воронежской области. Таким образом, по данным требованиям Департамент является ненадлежащим ответчиком, доказательств нарушения прав административным истцов, Иванов Р.С. и Иванова И.Н. суду не представили.

Требования о восстановлении в списках претендентов на получение социальной выплаты в 2018г., так же не могут быть удовлетворены, так как на момент утверждения указанных списков отсутствовало решение о наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Заявления и документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты были предоставлены Ивановым Р.С. только 12.03.2018г. (л.д.120). Заключение о признании молодой семьи Иванова Р.С., имеющей достаточные доходы… было утверждено 19.03.2018г. (л.д.117), и указанный период времени списки молодых семей, претендентов по получение социальной выплаты в 2018г., с учетом внесенных изменений уже были утверждены. Более того, суд считает необходимым указать, что хотя судом и указано на ошибку Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, допущенную при первичном обращении Иванова Р.С. 15.01.2018г., которая выразилась в не направлении сообщения о не полном пакете представленных документов, так как 15.01.2018г. Ивановым Р.С. были представлены на рассмотрение только документы необходимые для принятия решения о признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении жилых помещений, вместе с тем, в направленном уведомлении Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж от 22.12.2017г. (л.д.19) о включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом (2018) году, в полном объеме в соответствии с требованиями закона детально перечислен полный перечень документов, необходимый для рассмотрении вопроса о получении свидетельства о социальной выплате в 2018г. Однако, по неизвестным причинам Иванов Р.С. подал только документы и заявления о признании молодой семьи нуждающейся в получении жилых помещений. Доказательств, что имелись какие-либо препятствия на 15.01.2018г., в подаче полного пакета документов, административные истцы суду не представили. Кроме того, документы, которые были представлены Ивановым Р.С. 12.03.2018г. ((л.д.133-134) датированы после 15.01.2018г., что свидетельствует о том, что на 15.01.2018г. эти документы отсутствовали. В связи с этим, указанные действия административного истца по не представлению полного пакета документов 15.01.2018г., необходимых для решения вопроса о предоставлении свидетельства о социальной выплате в 2018г., находятся в причиной связи с последующими законными действиями Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по внесению изменений в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2018г.

Кроме того, в связи с вышеизложенным, не имеется оснований по возложении обязанности на Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г., и как последствия возложения обязанности на Администрацию городского округа город Воронеж выдать свидетельство на получение социальной выплаты, так как для этого отсутствуют законные основания.

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Иванова Романа Сергеевича, Ивановой Ирины Николаевны к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж, Департаменту строительной политики Воронежской области о признании незаконным приказа Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж от 02.03.2018г. о признании отказов в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г. незаконными, возложении обязанности на Администрацию городского округа город восстановить в списках претендентов на получение социальной выплаты как молодой семье в 2018г., выдать свидетельство на получение социальной выплаты – сертификат до 05.08.2018г., на Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

1версия для печати

2а-3660/2018 ~ М-3293/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванов Роман Сергеевич
Иванова Ирина Николаевна
Ответчики
Администрация городского округа город Воронеж
Управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж
Департамент строительной политики Воронежской области
Руководитель Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж О.Ю. Зацепин
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Сахарова Елена Анатольевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
25.07.2018Регистрация административного искового заявления
25.07.2018Передача материалов судье
26.07.2018Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2018Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2018Судебное заседание
25.09.2018Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.09.2018Судебное заседание
02.10.2018Судебное заседание
02.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2018Дело оформлено
19.11.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
19.11.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.11.2018Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
28.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
05.02.2019Дело оформлено
05.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее