№ 2а-3660/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«02» октября 2018 года Центральный районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова Романа Сергеевича, Ивановой Ирины Николаевны к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж, Департаменту строительной политики Воронежской области о признании отказов в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г. незаконными, возложении обязанности на Администрацию городского округа город восстановить в списках претендентов на получение социальной выплаты как молодой семье в 2018г., выдать свидетельство на получение социальной выплаты – сертификат до 05.08.2018г., на Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г.,
У С Т А Н О В И Л :
Административные истцы обратились в суд и указывают, что 15.01.2018г. Иванов Р.С. обратился в Управление жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях. Приказом №167 от 30.01.2018г. ему было отказано в признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Ивановых. После написания жалобы в прокуратуру, письмом от 26.02.2018г. Иванову Р.С. было сообщено, что приказ управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 30.01.2018г. №167 «Об отказе в признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С.» отменен. Приказом управления от 26.02.2018г. №341 члены молодой семьи признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений, с даты подачи заявления – 15.01.2018г. После получения по почте указанного приказа 05.03.2018г. он вновь обратился в управление, однако, документы у него не приняли, сказали приходить 12.03.2018г. Однако, 12.03.2018г. пояснили, что списки на получение социальной выплаты в 2018г. уже сформированы. Документы и заявление на оценку доходов и иных денежных средств для молодой семьи, имеющей достаточные доходы, были приняты 12.03.2018г. 19.03.2018г. семья была признана имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, уведомление об этом он получил лично 06.04.2018г. 15.03.2018г. он направил по почте заявление о включении в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату, однако, 16.04.2018г. получил отказ, основанием для которого явилось не представление в указанный в уведомлении от 22.12.2017г. срок всех необходимых документов, а именно, заявления и документов, подтверждающих признании молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В связи с изложенным, административные истцы просят суд признать отказ в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г. незаконными, обязать Администрацию городского округа город восстановить в списках претендентов на получение социальной выплаты как молодой семье в 2018г. и выдать свидетельство на получение социальной выплаты – сертификат до 05.08.2018г., обязать Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г.
Административные истцы Иванов Р.С. и Иванова И.Н. в судебном заседании административное исковое заявление с учетом уточнений от 01.06.2018г. поддержали и просили его удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представители административного ответчика Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж по доверенности Меркулова О.Б. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, поддержала представленные возражения.
Административный ответчик руководитель Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж Зацепин О.Ю. возражал против удовлетворения иска, просил приобщить к материалам дела пояснения по иску, которые поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента строительной политики Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
На основании пояснений лиц, участвующих в деле, заявлений, свидетельств, приказов, судом установлено, что 22.12.2017г. Управлением жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж (л.д.19) Иванову Р.С. было направлено уведомление о включении в список молодых семей изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом (2018) году. В уведомлении указано, что до 15.01.2018г. необходимо явиться для рассмотрения вопроса о предоставления молодой семье свидетельства о социальной выплате в 2018г. и представить необходимые документы…1. Заявление и документы о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении…2. С заявлением и документами, подтверждающими достаточные доходы…
15.01.2018г. Иванов Р.С. обратился с заявлением (л.д.52-53) на имя руководителя управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж Зацепина О.Ю. о признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений, с приложением документов по перечню. 30.01.2018г. Иванову Р.С. (л.д.83) было направлено уведомление об отказе в признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан, в котором указано, что приказом от 30.01.2018г. №167 отказано в признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений членам молодой семьи (приказ №137 от 30.01.2018г. л.д.84). Уведомление получено Ивановым Р.С. 06.02.2018г. (л.д.20).
Приказом №341 от 26.02.2018г. Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж «О признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С.» был отменен приказ управления №167 от 30.01.2018г. «Об отказе в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С.», и принято решение «Признать нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи в составе 3х человек: заявитель – Иванов Р.С., ДД.ММ.ГГГГ года рожд., супруга – Иванова И.Н., ДД.ММ.ГГГГ рожд., дочь – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рожд., с даты подачи заявления – 15.01.2018г. Указанный приказ и уведомление от 26.02.2018г. было получено Ивановым Р.С. 01.03.2018г. (л.д.24).
Согласно п.п.1.3, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 3.2, 3.8, 3.9 Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 12.10.2011 № 909 (ред. от 08.05.2014) "Об утверждении Порядка признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях" нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны молодые семьи, постоянно проживающие на территории городского округа город Воронеж. Признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж. Нуждающимися в жилых помещениях признаются молодые семьи: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.При наличии у членов молодой семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Молодые семьи, которые с намерением быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий совершили действия, в результате которых такие семьи могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются нуждающимися не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
С целью признания нуждающейся в жилом помещении молодой семьей подается письменное заявление на имя руководителя управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Заявление может быть подано одним из членов молодой семьи либо их представителем, действующим в силу закона или на основании доверенности. К заявлению прилагаются следующие документы: документы, удостоверяющие личность членов молодой семьи; документы, подтверждающие факт родства, супружеских отношений (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебные решения); документ, подтверждающий перемену фамилии, имени, отчества членов молодой семьи, в случае если перемена фамилии, имени, отчества произошла в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении; документ, подтверждающий наличие соответствующего заболевания (для молодой семьи, имеющей в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации); выписка из домовой книги (поквартирной карточки); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, которое является местом жительства молодой семьи; выписка из технического паспорта организации (органа) по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией с указанием общей и жилой площади занимаемого жилого помещения (для частных домовладений); согласие совершеннолетних членов молодой семьи на обработку органами местного самоуправления персональных данных. В случае если в составе молодой семьи имеются граждане, зарегистрированные по месту жительства менее пяти лет, предоставляется информация об условиях их проживания с предыдущего места жительства.
По результатам рассмотрения заявления молодой семье не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения направляется или выдается приказ руководителя управления жилищных отношений о признании, либо отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях и уведомление о признании, либо отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях по форме согласно приложениям NN 3, 4 к настоящему Порядку.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением администрации городского округа город Воронеж от 12.01.2012 N 3 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг" администрация городского округа город Воронеж постановлено утвердить Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Признание нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан". Орган, предоставляющий муниципальную услугу, - администрация городского округа город Воронеж. Структурное подразделение администрации городского округа город Воронеж, обеспечивающее организацию предоставления муниципальной услуги, прием и подготовку документов, являющихся результатом оказания муниципальной услуги, - управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж.
Управление при предоставлении муниципальной услуги в целях получения документов, необходимых для принятия решения о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан, информации для проверки сведений, представленных заявителем, осуществляет взаимодействие с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, органом по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача (направление) заявителю приказа управления и уведомления о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан либо приказа управления и уведомления об отказе в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан.
Таким образом, в связи с тем, что первоначально административным ответчиком было принято решение об отказе в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С., а впоследствии приказ №367 от 30.01.2018г. приказом №341 от 26.02.2018г. был отменен, и административные истцы были признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений, уведомление о принятии решения от 26.02.2018г., было получено ими только 01.03.2018г., молодая семья Ивановых была лишена возможности подать заявление в установленные законом сроки о включении в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018г., так как подача указанного заявления возможна лишь при соблюдении двух условий одновременно: признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении и наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, о чем указано в п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Отсутствие приказа о признании молодой семьи нуждающимися в жилом помещении являлось препятствием к реализации права Ивановых на подачу заявления о включении в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018г., так как указанные списки формировались на 09.02.2018г. и на 02.03.2018г. были утверждены, как пояснил в судебном заседании представитель ответчика Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж.
В данном случае судом установлено, что Ивановы были включены в актуализированный список, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018г. по состоянию на 28.11.2017г. (л.д.181), который был направлен в Департамент строительной политики Воронежской области, под №59. Указанные списки были направлены в связи с письмом Департамента строительной политики Воронежской области от 16.11.2017г. №61.11/2569 «О предоставлении уточненных списков», в котором указано, что в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы просим актуализировать списки молодых семей – участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018г., в части уточнения состава семей, стоимости 1 кв.м., а так же исключенных в установленном порядке, в том числе по причине достижения супругами установленного возраста для участия в программе, молодых семей…При формировании списка необходимо руководствоваться формой и порядком, утвержденным приказом департамента строительной политики воронежской области от 08.02.2016г. №61-02-03/10. Запрашиваемая информация должна быть предоставлена в срок до 23.11.2017г. Так же 10.01.2018г. от Департамента строительной политики Воронежской области в органы местного самоуправления было направлено письмо за №01-11/20 «О предоставлении информации по молодым семьям – претендентам». В письме указывалось на необходимость в срок до 09.02.2018г. представить предложения по внесению изменений в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018г…На указанное письмо Управлением жилищных отношений 06.02.2018г. за №9124387 и от 12.02.2018г. были направлены запрашиваемые сведения. При этом, по состоянию на 12.02.2018г. было направлено уведомление (л.д.190-1920 о внесение изменений в список молодых семей, где была указано семья Ивановых как исключенная из Списка.
Согласно п.2 Порядка…внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области" государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", утвержденного приказом Департамента СП Воронежской обл. от 08.02.2016 N 61-02-03/82, основаниями для внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году, являющихся получателями свидетельств о праве на получение социальной выплаты, являются: а) нарушение установленного пунктом 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (далее - Правила) срока представления необходимых документов для получения свидетельства; б) непредставление или представление не в полном объеме необходимых документов для получения свидетельства, в том числе непредставление: документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях на момент получения свидетельства или на момент заключения кредитного договора, заключенного в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно; документов, подтверждающих признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты…
Как указано в п.п. 4, 5, 5.1, 6, 8 Порядка…изменения в списки вносятся на основании предложений органов местного самоуправления, направляемых в департамент строительной политики Воронежской области ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, в виде уведомлений по форме согласно приложению к настоящему Порядку в электронном виде в формате MS-Excel и на бумажном носителе. Предложения органов местного самоуправления формируются исходя из объема бюджетных средств, высвободившихся в результате предоставления в соответствующем году органами местного самоуправления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, и наличия потребности в их использовании, а также в соответствии с очередностью, установленной списками молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, утвержденными органами местного самоуправления. В случае недостаточности средств из федерального, областного бюджетов, предоставляемых в качестве составной доли социальной выплаты молодой семье, недостающие средства до полного размера социальной выплаты дополняются средствами местных бюджетов, при этом органы местного самоуправления дают обязательства о выделении из местных бюджетов недостающих средств. При отсутствии необходимых средств в местных бюджетах в списки включаются следующие по очереди молодые семьи - участники Программы, имеющие меньший размер социальной выплаты, достаточный для предоставления социальных выплат из федерального и областного бюджетов. Департамент в течение 14 рабочих дней рассматривает представленные предложения органов местного самоуправления и вносит изменения в списки либо отказывает органам местного самоуправления во внесении изменений в списки. Вносимые изменения в списки ежеквартально утверждаются приказом Департамента.
Таким образом, с учетом того, что предложения по внесению изменений в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году было указано направить в срок до 09.02.2018г., согласно утвержденного Порядка…Департамент строительной политики Воронежской области рассматривает представленные органами местного самоуправления уведомления о внесении изменений в Списки в течении 14 рабочих дней. Таким образом, изменения списки могли быть внесены Департаментом по предложению Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж до 02.03.2018г. (с 09.02.2018г. +14 рабочих дней).
Исходя из изложенного, отсутствие приказа Управления жилищных отношений о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С. на 09.02.2018г. (так как на указанную дату имел место приказ №167 от 30.01.2018г., который был отменен только 26.02.2018г.) явилось препятствием в реализации права молодой семьи Иванова Р.С. на включение в список претендентов на получение социальной выплаты в 2018г., так как уже указывалось выше для включения в список претендентов на получение социальной выплаты необходимо одновременно представление документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях на момент получения свидетельства и документов, подтверждающих признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты…В данном же случае ввиду отказа в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений молодой семьи Иванова Р.С. в период с 31.01.2018г. по 26.02.2018г., у них отсутствовала возможность отдельно подать документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Кроме того, первоначально при принятии документов у Ивановых 15.01.2018г. (л.д.52), им не было указано в качестве недостатка о не предоставлении документов по уведомлению от 22.12.2017г. (л.д.19), подтверждающих достаточные доходы семьи, в связи с чем, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного ответчика, которые были озвучены в ходе судебного заседания, о том, что Ивановы могли сдать указанные документы, даже если им было отказано в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений, и что документы могли быть поданы отдельно без решения о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений молодой семьи Иванова Р.С. Указанные рассуждения представителя ответчика противоречат и требованиям вышеуказанных нормативных актов. В связи с тем, что приказ о признании нуждающимися был получен административными истцами только 01.03.2018г., о чем свидетельствует копия конверта, подача заявления о включении в список претендентов на получение социальной выплаты в 2018г., была утрачена, так как списки подлежали утверждению до 02.03.2018г., а заявления должны были быть поданы до 09.02.2018г., о чем было указано в письме Департамент строительной политики Воронежской области.
Указанные выводы суда так же подтверждаются нормами Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013 № 1274 "Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж". Приоритетным направлением муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы является решение жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 19 Правил…предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома; д) копия кредитного договора (договора займа); е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта; ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); з) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования каждого совершеннолетнего члена семьи.
Кроме того, согласно п.п.21, 22, 24, 26, 27, 28, 31 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей основного мероприятия. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок. Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия являются: б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил… Орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия. После доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей основного мероприятия, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы…предусмотренные подпунктами "б" - "д" и "ж" пункта 19 настоящих Правил, - в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил.
Как указано в п.п.3, 4, 6 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" право молодой семьи - участницы основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - основное мероприятие) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой. Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению N 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников основного мероприятия осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Оплата изготовления бланков свидетельств о праве на получение социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусматриваемых на финансирование основного мероприятия. Бланки свидетельств передаются в органы местного самоуправления в соответствии с количеством молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно заявленных требований административные истцы просят суд признать отказы Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж и Департамента строительной политики в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г. незаконными и обязать администрацию городского округа город восстановить молодую семью Иванова Р.С. в списках претендентов на получение социальной выплаты как молодой семье в 2018г., выдать свидетельство на получение социальной выплаты – сертификат до 05.08.2018г., Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г.
Требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, так как выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты производится на основании решения о включении молодой семьи в список участников основного мероприятия органом местного самоуправления муниципального образования, в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В данном случае в связи с тем, что Ивановы не подали полный пакет документов, необходимый для включения в список молодых семей – претендентом на получение социальной выплаты в установленные сроки, и не представили доказательств отказа в принятии указанных документов, Управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж на законных основаниях были внесены изменения в список на 12.02.2018г. (л.д.190-192). При этом, доводы Иванова Р.С. в судебном заседании, что он неоднократно обращался в Управление, однако, документы у него не принимали, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, доказательств в обоснование своих доводов Ивановым Р.С. представлено не было, кроме того, указанные документы он мог направить по почте. В судебном заседании была допрошена в качестве свидетеля свидетель№1, однако, доводы Иванова Р.С. свидетель не подтвердила. В связи с тем, что органом местного самоуправления в отношении административных истцов не было принято решение о включении молодой семьи в список участников основного мероприятия, им и не было выдано свидетельство на получение социальной выплаты. По указанным требованиям Департамент строительной политики Воронежской области не принимал никаких решений об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, кроме того, свидетельство так же выдается не Департаментом строительной политики Воронежской области, а органом местного самоуправления на основании списков, утвержденных Департаментом строительной политики Воронежской области. Таким образом, по данным требованиям Департамент является ненадлежащим ответчиком, доказательств нарушения прав административным истцов, Иванов Р.С. и Иванова И.Н. суду не представили.
Требования о восстановлении в списках претендентов на получение социальной выплаты в 2018г., так же не могут быть удовлетворены, так как на момент утверждения указанных списков отсутствовало решение о наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Заявления и документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты были предоставлены Ивановым Р.С. только 12.03.2018г. (л.д.120). Заключение о признании молодой семьи Иванова Р.С., имеющей достаточные доходы… было утверждено 19.03.2018г. (л.д.117), и указанный период времени списки молодых семей, претендентов по получение социальной выплаты в 2018г., с учетом внесенных изменений уже были утверждены. Более того, суд считает необходимым указать, что хотя судом и указано на ошибку Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, допущенную при первичном обращении Иванова Р.С. 15.01.2018г., которая выразилась в не направлении сообщения о не полном пакете представленных документов, так как 15.01.2018г. Ивановым Р.С. были представлены на рассмотрение только документы необходимые для принятия решения о признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении жилых помещений, вместе с тем, в направленном уведомлении Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж от 22.12.2017г. (л.д.19) о включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом (2018) году, в полном объеме в соответствии с требованиями закона детально перечислен полный перечень документов, необходимый для рассмотрении вопроса о получении свидетельства о социальной выплате в 2018г. Однако, по неизвестным причинам Иванов Р.С. подал только документы и заявления о признании молодой семьи нуждающейся в получении жилых помещений. Доказательств, что имелись какие-либо препятствия на 15.01.2018г., в подаче полного пакета документов, административные истцы суду не представили. Кроме того, документы, которые были представлены Ивановым Р.С. 12.03.2018г. ((л.д.133-134) датированы после 15.01.2018г., что свидетельствует о том, что на 15.01.2018г. эти документы отсутствовали. В связи с этим, указанные действия административного истца по не представлению полного пакета документов 15.01.2018г., необходимых для решения вопроса о предоставлении свидетельства о социальной выплате в 2018г., находятся в причиной связи с последующими законными действиями Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по внесению изменений в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2018г.
Кроме того, в связи с вышеизложенным, не имеется оснований по возложении обязанности на Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г., и как последствия возложения обязанности на Администрацию городского округа город Воронеж выдать свидетельство на получение социальной выплаты, так как для этого отсутствуют законные основания.
Руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Иванова Романа Сергеевича, Ивановой Ирины Николаевны к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж, Департаменту строительной политики Воронежской области о признании незаконным приказа Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж от 02.03.2018г. о признании отказов в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г. незаконными, возложении обязанности на Администрацию городского округа город восстановить в списках претендентов на получение социальной выплаты как молодой семье в 2018г., выдать свидетельство на получение социальной выплаты – сертификат до 05.08.2018г., на Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
№ 2а-3660/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«02» октября 2018 года Центральный районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова Романа Сергеевича, Ивановой Ирины Николаевны к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж, Департаменту строительной политики Воронежской области о признании отказов в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г. незаконными, возложении обязанности на Администрацию городского округа город восстановить в списках претендентов на получение социальной выплаты как молодой семье в 2018г., выдать свидетельство на получение социальной выплаты – сертификат до 05.08.2018г., на Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г.,
У С Т А Н О В И Л :
Административные истцы обратились в суд и указывают, что 15.01.2018г. Иванов Р.С. обратился в Управление жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях. Приказом №167 от 30.01.2018г. ему было отказано в признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Ивановых. После написания жалобы в прокуратуру, письмом от 26.02.2018г. Иванову Р.С. было сообщено, что приказ управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 30.01.2018г. №167 «Об отказе в признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С.» отменен. Приказом управления от 26.02.2018г. №341 члены молодой семьи признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений, с даты подачи заявления – 15.01.2018г. После получения по почте указанного приказа 05.03.2018г. он вновь обратился в управление, однако, документы у него не приняли, сказали приходить 12.03.2018г. Однако, 12.03.2018г. пояснили, что списки на получение социальной выплаты в 2018г. уже сформированы. Документы и заявление на оценку доходов и иных денежных средств для молодой семьи, имеющей достаточные доходы, были приняты 12.03.2018г. 19.03.2018г. семья была признана имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, уведомление об этом он получил лично 06.04.2018г. 15.03.2018г. он направил по почте заявление о включении в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату, однако, 16.04.2018г. получил отказ, основанием для которого явилось не представление в указанный в уведомлении от 22.12.2017г. срок всех необходимых документов, а именно, заявления и документов, подтверждающих признании молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В связи с изложенным, административные истцы просят суд признать отказ в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г. незаконными, обязать Администрацию городского округа город восстановить в списках претендентов на получение социальной выплаты как молодой семье в 2018г. и выдать свидетельство на получение социальной выплаты – сертификат до 05.08.2018г., обязать Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г.
Административные истцы Иванов Р.С. и Иванова И.Н. в судебном заседании административное исковое заявление с учетом уточнений от 01.06.2018г. поддержали и просили его удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представители административного ответчика Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж по доверенности Меркулова О.Б. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, поддержала представленные возражения.
Административный ответчик руководитель Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж Зацепин О.Ю. возражал против удовлетворения иска, просил приобщить к материалам дела пояснения по иску, которые поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента строительной политики Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
На основании пояснений лиц, участвующих в деле, заявлений, свидетельств, приказов, судом установлено, что 22.12.2017г. Управлением жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж (л.д.19) Иванову Р.С. было направлено уведомление о включении в список молодых семей изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом (2018) году. В уведомлении указано, что до 15.01.2018г. необходимо явиться для рассмотрения вопроса о предоставления молодой семье свидетельства о социальной выплате в 2018г. и представить необходимые документы…1. Заявление и документы о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении…2. С заявлением и документами, подтверждающими достаточные доходы…
15.01.2018г. Иванов Р.С. обратился с заявлением (л.д.52-53) на имя руководителя управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж Зацепина О.Ю. о признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений, с приложением документов по перечню. 30.01.2018г. Иванову Р.С. (л.д.83) было направлено уведомление об отказе в признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан, в котором указано, что приказом от 30.01.2018г. №167 отказано в признании нуждающимся в предоставлении жилых помещений членам молодой семьи (приказ №137 от 30.01.2018г. л.д.84). Уведомление получено Ивановым Р.С. 06.02.2018г. (л.д.20).
Приказом №341 от 26.02.2018г. Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж «О признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С.» был отменен приказ управления №167 от 30.01.2018г. «Об отказе в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С.», и принято решение «Признать нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи в составе 3х человек: заявитель – Иванов Р.С., ДД.ММ.ГГГГ года рожд., супруга – Иванова И.Н., ДД.ММ.ГГГГ рожд., дочь – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рожд., с даты подачи заявления – 15.01.2018г. Указанный приказ и уведомление от 26.02.2018г. было получено Ивановым Р.С. 01.03.2018г. (л.д.24).
Согласно п.п.1.3, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 3.2, 3.8, 3.9 Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 12.10.2011 № 909 (ред. от 08.05.2014) "Об утверждении Порядка признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях" нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны молодые семьи, постоянно проживающие на территории городского округа город Воронеж. Признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж. Нуждающимися в жилых помещениях признаются молодые семьи: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.При наличии у членов молодой семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Молодые семьи, которые с намерением быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий совершили действия, в результате которых такие семьи могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются нуждающимися не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
С целью признания нуждающейся в жилом помещении молодой семьей подается письменное заявление на имя руководителя управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Заявление может быть подано одним из членов молодой семьи либо их представителем, действующим в силу закона или на основании доверенности. К заявлению прилагаются следующие документы: документы, удостоверяющие личность членов молодой семьи; документы, подтверждающие факт родства, супружеских отношений (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебные решения); документ, подтверждающий перемену фамилии, имени, отчества членов молодой семьи, в случае если перемена фамилии, имени, отчества произошла в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении; документ, подтверждающий наличие соответствующего заболевания (для молодой семьи, имеющей в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации); выписка из домовой книги (поквартирной карточки); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, которое является местом жительства молодой семьи; выписка из технического паспорта организации (органа) по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией с указанием общей и жилой площади занимаемого жилого помещения (для частных домовладений); согласие совершеннолетних членов молодой семьи на обработку органами местного самоуправления персональных данных. В случае если в составе молодой семьи имеются граждане, зарегистрированные по месту жительства менее пяти лет, предоставляется информация об условиях их проживания с предыдущего места жительства.
По результатам рассмотрения заявления молодой семье не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения направляется или выдается приказ руководителя управления жилищных отношений о признании, либо отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях и уведомление о признании, либо отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях по форме согласно приложениям NN 3, 4 к настоящему Порядку.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением администрации городского округа город Воронеж от 12.01.2012 N 3 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг" администрация городского округа город Воронеж постановлено утвердить Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Признание нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан". Орган, предоставляющий муниципальную услугу, - администрация городского округа город Воронеж. Структурное подразделение администрации городского округа город Воронеж, обеспечивающее организацию предоставления муниципальной услуги, прием и подготовку документов, являющихся результатом оказания муниципальной услуги, - управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж.
Управление при предоставлении муниципальной услуги в целях получения документов, необходимых для принятия решения о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан, информации для проверки сведений, представленных заявителем, осуществляет взаимодействие с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, органом по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача (направление) заявителю приказа управления и уведомления о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан либо приказа управления и уведомления об отказе в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан.
Таким образом, в связи с тем, что первоначально административным ответчиком было принято решение об отказе в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С., а впоследствии приказ №367 от 30.01.2018г. приказом №341 от 26.02.2018г. был отменен, и административные истцы были признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений, уведомление о принятии решения от 26.02.2018г., было получено ими только 01.03.2018г., молодая семья Ивановых была лишена возможности подать заявление в установленные законом сроки о включении в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018г., так как подача указанного заявления возможна лишь при соблюдении двух условий одновременно: признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении и наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, о чем указано в п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Отсутствие приказа о признании молодой семьи нуждающимися в жилом помещении являлось препятствием к реализации права Ивановых на подачу заявления о включении в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018г., так как указанные списки формировались на 09.02.2018г. и на 02.03.2018г. были утверждены, как пояснил в судебном заседании представитель ответчика Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж.
В данном случае судом установлено, что Ивановы были включены в актуализированный список, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018г. по состоянию на 28.11.2017г. (л.д.181), который был направлен в Департамент строительной политики Воронежской области, под №59. Указанные списки были направлены в связи с письмом Департамента строительной политики Воронежской области от 16.11.2017г. №61.11/2569 «О предоставлении уточненных списков», в котором указано, что в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы просим актуализировать списки молодых семей – участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018г., в части уточнения состава семей, стоимости 1 кв.м., а так же исключенных в установленном порядке, в том числе по причине достижения супругами установленного возраста для участия в программе, молодых семей…При формировании списка необходимо руководствоваться формой и порядком, утвержденным приказом департамента строительной политики воронежской области от 08.02.2016г. №61-02-03/10. Запрашиваемая информация должна быть предоставлена в срок до 23.11.2017г. Так же 10.01.2018г. от Департамента строительной политики Воронежской области в органы местного самоуправления было направлено письмо за №01-11/20 «О предоставлении информации по молодым семьям – претендентам». В письме указывалось на необходимость в срок до 09.02.2018г. представить предложения по внесению изменений в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018г…На указанное письмо Управлением жилищных отношений 06.02.2018г. за №9124387 и от 12.02.2018г. были направлены запрашиваемые сведения. При этом, по состоянию на 12.02.2018г. было направлено уведомление (л.д.190-1920 о внесение изменений в список молодых семей, где была указано семья Ивановых как исключенная из Списка.
Согласно п.2 Порядка…внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области" государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", утвержденного приказом Департамента СП Воронежской обл. от 08.02.2016 N 61-02-03/82, основаниями для внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году, являющихся получателями свидетельств о праве на получение социальной выплаты, являются: а) нарушение установленного пунктом 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (далее - Правила) срока представления необходимых документов для получения свидетельства; б) непредставление или представление не в полном объеме необходимых документов для получения свидетельства, в том числе непредставление: документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях на момент получения свидетельства или на момент заключения кредитного договора, заключенного в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно; документов, подтверждающих признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты…
Как указано в п.п. 4, 5, 5.1, 6, 8 Порядка…изменения в списки вносятся на основании предложений органов местного самоуправления, направляемых в департамент строительной политики Воронежской области ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, в виде уведомлений по форме согласно приложению к настоящему Порядку в электронном виде в формате MS-Excel и на бумажном носителе. Предложения органов местного самоуправления формируются исходя из объема бюджетных средств, высвободившихся в результате предоставления в соответствующем году органами местного самоуправления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, и наличия потребности в их использовании, а также в соответствии с очередностью, установленной списками молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, утвержденными органами местного самоуправления. В случае недостаточности средств из федерального, областного бюджетов, предоставляемых в качестве составной доли социальной выплаты молодой семье, недостающие средства до полного размера социальной выплаты дополняются средствами местных бюджетов, при этом органы местного самоуправления дают обязательства о выделении из местных бюджетов недостающих средств. При отсутствии необходимых средств в местных бюджетах в списки включаются следующие по очереди молодые семьи - участники Программы, имеющие меньший размер социальной выплаты, достаточный для предоставления социальных выплат из федерального и областного бюджетов. Департамент в течение 14 рабочих дней рассматривает представленные предложения органов местного самоуправления и вносит изменения в списки либо отказывает органам местного самоуправления во внесении изменений в списки. Вносимые изменения в списки ежеквартально утверждаются приказом Департамента.
Таким образом, с учетом того, что предложения по внесению изменений в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году было указано направить в срок до 09.02.2018г., согласно утвержденного Порядка…Департамент строительной политики Воронежской области рассматривает представленные органами местного самоуправления уведомления о внесении изменений в Списки в течении 14 рабочих дней. Таким образом, изменения списки могли быть внесены Департаментом по предложению Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж до 02.03.2018г. (с 09.02.2018г. +14 рабочих дней).
Исходя из изложенного, отсутствие приказа Управления жилищных отношений о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Иванова Р.С. на 09.02.2018г. (так как на указанную дату имел место приказ №167 от 30.01.2018г., который был отменен только 26.02.2018г.) явилось препятствием в реализации права молодой семьи Иванова Р.С. на включение в список претендентов на получение социальной выплаты в 2018г., так как уже указывалось выше для включения в список претендентов на получение социальной выплаты необходимо одновременно представление документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях на момент получения свидетельства и документов, подтверждающих признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты…В данном же случае ввиду отказа в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений молодой семьи Иванова Р.С. в период с 31.01.2018г. по 26.02.2018г., у них отсутствовала возможность отдельно подать документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Кроме того, первоначально при принятии документов у Ивановых 15.01.2018г. (л.д.52), им не было указано в качестве недостатка о не предоставлении документов по уведомлению от 22.12.2017г. (л.д.19), подтверждающих достаточные доходы семьи, в связи с чем, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного ответчика, которые были озвучены в ходе судебного заседания, о том, что Ивановы могли сдать указанные документы, даже если им было отказано в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений, и что документы могли быть поданы отдельно без решения о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений молодой семьи Иванова Р.С. Указанные рассуждения представителя ответчика противоречат и требованиям вышеуказанных нормативных актов. В связи с тем, что приказ о признании нуждающимися был получен административными истцами только 01.03.2018г., о чем свидетельствует копия конверта, подача заявления о включении в список претендентов на получение социальной выплаты в 2018г., была утрачена, так как списки подлежали утверждению до 02.03.2018г., а заявления должны были быть поданы до 09.02.2018г., о чем было указано в письме Департамент строительной политики Воронежской области.
Указанные выводы суда так же подтверждаются нормами Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013 № 1274 "Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж". Приоритетным направлением муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы является решение жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 19 Правил…предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома; д) копия кредитного договора (договора займа); е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта; ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); з) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования каждого совершеннолетнего члена семьи.
Кроме того, согласно п.п.21, 22, 24, 26, 27, 28, 31 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей основного мероприятия. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок. Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия являются: б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил… Орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия. После доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей основного мероприятия, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы…предусмотренные подпунктами "б" - "д" и "ж" пункта 19 настоящих Правил, - в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил.
Как указано в п.п.3, 4, 6 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" право молодой семьи - участницы основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - основное мероприятие) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой. Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению N 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников основного мероприятия осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Оплата изготовления бланков свидетельств о праве на получение социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусматриваемых на финансирование основного мероприятия. Бланки свидетельств передаются в органы местного самоуправления в соответствии с количеством молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно заявленных требований административные истцы просят суд признать отказы Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж и Департамента строительной политики в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г. незаконными и обязать администрацию городского округа город восстановить молодую семью Иванова Р.С. в списках претендентов на получение социальной выплаты как молодой семье в 2018г., выдать свидетельство на получение социальной выплаты – сертификат до 05.08.2018г., Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г.
Требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, так как выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты производится на основании решения о включении молодой семьи в список участников основного мероприятия органом местного самоуправления муниципального образования, в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В данном случае в связи с тем, что Ивановы не подали полный пакет документов, необходимый для включения в список молодых семей – претендентом на получение социальной выплаты в установленные сроки, и не представили доказательств отказа в принятии указанных документов, Управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж на законных основаниях были внесены изменения в список на 12.02.2018г. (л.д.190-192). При этом, доводы Иванова Р.С. в судебном заседании, что он неоднократно обращался в Управление, однако, документы у него не принимали, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, доказательств в обоснование своих доводов Ивановым Р.С. представлено не было, кроме того, указанные документы он мог направить по почте. В судебном заседании была допрошена в качестве свидетеля свидетель№1, однако, доводы Иванова Р.С. свидетель не подтвердила. В связи с тем, что органом местного самоуправления в отношении административных истцов не было принято решение о включении молодой семьи в список участников основного мероприятия, им и не было выдано свидетельство на получение социальной выплаты. По указанным требованиям Департамент строительной политики Воронежской области не принимал никаких решений об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, кроме того, свидетельство так же выдается не Департаментом строительной политики Воронежской области, а органом местного самоуправления на основании списков, утвержденных Департаментом строительной политики Воронежской области. Таким образом, по данным требованиям Департамент является ненадлежащим ответчиком, доказательств нарушения прав административным истцов, Иванов Р.С. и Иванова И.Н. суду не представили.
Требования о восстановлении в списках претендентов на получение социальной выплаты в 2018г., так же не могут быть удовлетворены, так как на момент утверждения указанных списков отсутствовало решение о наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Заявления и документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты были предоставлены Ивановым Р.С. только 12.03.2018г. (л.д.120). Заключение о признании молодой семьи Иванова Р.С., имеющей достаточные доходы… было утверждено 19.03.2018г. (л.д.117), и указанный период времени списки молодых семей, претендентов по получение социальной выплаты в 2018г., с учетом внесенных изменений уже были утверждены. Более того, суд считает необходимым указать, что хотя судом и указано на ошибку Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, допущенную при первичном обращении Иванова Р.С. 15.01.2018г., которая выразилась в не направлении сообщения о не полном пакете представленных документов, так как 15.01.2018г. Ивановым Р.С. были представлены на рассмотрение только документы необходимые для принятия решения о признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении жилых помещений, вместе с тем, в направленном уведомлении Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж от 22.12.2017г. (л.д.19) о включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом (2018) году, в полном объеме в соответствии с требованиями закона детально перечислен полный перечень документов, необходимый для рассмотрении вопроса о получении свидетельства о социальной выплате в 2018г. Однако, по неизвестным причинам Иванов Р.С. подал только документы и заявления о признании молодой семьи нуждающейся в получении жилых помещений. Доказательств, что имелись какие-либо препятствия на 15.01.2018г., в подаче полного пакета документов, административные истцы суду не представили. Кроме того, документы, которые были представлены Ивановым Р.С. 12.03.2018г. ((л.д.133-134) датированы после 15.01.2018г., что свидетельствует о том, что на 15.01.2018г. эти документы отсутствовали. В связи с этим, указанные действия административного истца по не представлению полного пакета документов 15.01.2018г., необходимых для решения вопроса о предоставлении свидетельства о социальной выплате в 2018г., находятся в причиной связи с последующими законными действиями Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по внесению изменений в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2018г.
Кроме того, в связи с вышеизложенным, не имеется оснований по возложении обязанности на Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г., и как последствия возложения обязанности на Администрацию городского округа город Воронеж выдать свидетельство на получение социальной выплаты, так как для этого отсутствуют законные основания.
Руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Иванова Романа Сергеевича, Ивановой Ирины Николаевны к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж, Департаменту строительной политики Воронежской области о признании незаконным приказа Управления жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж от 02.03.2018г. о признании отказов в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г. незаконными, возложении обязанности на Администрацию городского округа город восстановить в списках претендентов на получение социальной выплаты как молодой семье в 2018г., выдать свидетельство на получение социальной выплаты – сертификат до 05.08.2018г., на Департамент строительной политики Воронежской области внести изменения в утвержденные списки от 02.03.2018г. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: