Дело № 2а-822/2023
УИД 63RS0044-01-2023-000142-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чирковой Е.А.,
при помощнике судьи Шуваркиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-822/2023 по административному исковому заявлению МИ ФНС России № 23 по Самарской области к Шинкареву И.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в Железнодорожный районный суд г. Самары с административным иском о взыскании с Шинкарева И.В. недоимки по транспортному налогу в размере 15 735, 06 рублей, в том числе: за 2019 г. налог в размере 5 873 рублей, пени в размере 52, 42 рублей, за 2020 г. налог в размере 1 468 рублей, пени в размере 5, 50 рублей, за 2020 г. в размере 8 305 рублей, пени в размере 31, 14 рублей.
В обоснование заявленных требований указав, что Шинкарев И.В. является собственником транспортных средств, которые подлежат налогообложению из расчета мощности двигателя автомобиля. В установленный законом срок налоговое уведомление и требование об уплате недоимки налогоплательщиком исполнены не были, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье за взысканием задолженности по транспортным налогам в порядке приказного производства. Определением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 11.07.2022 г. судебный приказ №2а-1121/22 от 12.05.2022 г. о взыскании с Шинкарева И.В. недоимки отменен, взыскателю разъяснено право на предъявление требований в порядке искового производства. Поскольку до настоящего времени задолженность по недоимке не погашена, нарушенное право налоговой инспекции не восстановлено, административный истец обратился с административным иском в суд.
На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, МИ ФНС России № 23 по Самарской области просит взыскать с Шинкарева недоимку по транспортному налогу в размере 15 646 рублей, в том числе: за 2019 г. в размере 5 873 рублей, за 2020 г. в размере 1 468 рублей, за 2020 г. в размере 8 305 рублей, уплату государственной пошлины просит возложить на административного ответчика.
В судебное заседание представитель административного истца МИ ФНС России № 23 по Самарской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании 05.06.2023 пояснил, что пени с Шинкарева взысканию не подлежат, также пояснил, что налог УФНС России по Республике Осетия – Алания был уменьшен.
Административный ответчик Шинкарев И.В. в судебное заседание 08.06.2023 не явился, извещен надлежащим образом. 05.06.2023 просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что налоговые уведомления и требования не получал, просил применить льготы в начисленной сумме налогообложения.
Заинтересованные лица МИ ФНС России № 21 по Самарской области, УФНС России по Республике Осетия - Алания в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о слушании и времени рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, проверив расчет недоимки и пени, соблюдение сторонами процессуальных сроков, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу нормы ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
На основании сведения об имуществе налогоплательщика, ответа РЭО ГИБДД Управления МВД России по г. Самаре судом установлено, что Шинкарев И.В. является собственником транспортного средства марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.в., с мощностью двигателя 164, 51 л.с., мотоцикла марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.в., с мощностью двигателя 80 л.с.
Согласно материалам дела, в период с 09.04.2013 г. по 26.03.2020 г. Шинкарев И.В. был зарегистрирован в Северной Осетии, Республике Алания, следовательно, в указанный период времени применению подлежит Закон Республики Северная Осетия – Алания «О транспортном налоге в Республике Северная Осетия – Алания».
Согласно ст. 2 названного закона налоговая ставка для автомобилей с мощностью двигателей свыше 150 л.с. до 200 л.с. равна 25 рублей, для мотоциклов с мощностью двигателей свыше 35 л.с. равна – 22 рублей.
В соответствии с положениями Закона Самарской области от 06.11.2002 г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» налоговая ставка для автомобилей с мощностью двигателей свыше 150 л.с. до 200 л.с. равна 43 рублей, для мотоциклов с мощностью двигателей свыше 35 л.с. – 50 рублей.
Таким образом, общая сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком по транспортному налогу за 2019 г. – 2020 г., из расчета временного периода нахождения транспортных средств во владении административного истца и его территориальной принадлежности к определенному субъекту, составляет 15 646 рублей (за 2019 г. по ставкам Закона Республики Северная Осетия – Алания, за 2020 г. по ставкам Закона Республики Северная Осетия – Алания и Закона Самарской области).
В соответствии с ч. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, срок уплаты налога за 2019 г. – не позднее 1 декабря 2020 г., за 2020 г. – не позднее 1 декабря 2021 г.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом – п. 3 ст. 363 НК РФ, п. 12 ст. 3 Закона Самарской области от 06.11.2002 г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».
Согласно ч. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в таком случае обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 4 ст. 52 НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 6 статьи 69 НК РФ определено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч. 4).
Налоговая инспекция исчислила Шинкареву И.В. за отчетный период 2019 г. транспортный налог в размере 5 873 рублей, 2020 г. – 9 773 рублей, что подтверждается налоговым уведомлением № 54656821 от 01.09.2020 г., № 43048318 от 01.09.2021 г. со сроком исполнения до 01 декабря года, следующим за отчетным периодом.
Согласно представленному в суд паспорту Шинкарев И.В. имел регистрацию16.04.2002 года по 26 марта 2020 года по адресу <адрес>, с 26 марта 2020 года <адрес>.д. 58.
Надлежащее направление налоговых уведомлений как и требований в адрес налогоплательщика подтверждается списком почтовых отправлений по адресу <адрес>, принятых отделением почтовой связи 09.10.2020 г. и 29.09.2021 г., что соответствует вышеприведенным требованиям закона, предусматривающим способы направления налоговых уведомлений, требований и иных документов, обязывающего характера к уплате налога.
Поскольку налоговые уведомления оставлены плательщиком без исполнения, налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. ст. 69, 70 НК РФ, в адрес Шинкарева И.В. направлены требования № 2895 по состоянию на 03.02.2021 г. об уплате налогов, пени, установив срок исполнения до 30.03.2021 г., № 81752 по состоянию на 17.12.2021 г. со сроком исполнения до 09.02.2022 г., которые согласно административному иску налогоплательщиком также не исполнено.
В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей (пункт 1).
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ определено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
По делу установлено, что срок исполнения требования 81752 (когда сумма недоимки превысила 10000 рублей) о взыскании налога и пени приходится на 09.02.2022 г., с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган вправе обратиться до 09.08.2022 г. (09.02.2022+ 6 мес.) включительно, что и было сделано инспекцией 29.04.2022 г.
12.05.2022 г. мировым судьей вынесен судебный приказ №2а-1121/2022.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 11.07.2022 г. судебный приказ №2а-1121/2022 отменен, за взыскателем сохранено право на предъявление аналогичных требований в исковом порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 123.7 КАС РФ исковое заявление о взыскании с Шинкарева И.В. задолженности по недоимке подано в суд общей юрисдикции 10.01.2023, т.е. в шестимесячный срок после отмены судебного приказа.
Принимая во внимание совокупность представленных участниками процесса доказательств, сопоставив их с фактическими обстоятельствами дела, суд находит требования налогового органа о взыскании с административного ответчика недоимки законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Определяя размер недоимки, подлежащей взысканию, суд исходит из следующего.
Статья 4 Закона Самарской области от 06.11.2002 г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» устанавливает категории налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты транспортного налога, в частности: ветераны боевых действий, указанные в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", а также военнослужащие, проходившие военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшие задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Лицам, определенным в пунктах 1, 1.2 и подпунктах "а", "б", "в", "г", "д" и "м" пункта 2 настоящей статьи, льгота по транспортному налогу предоставляется только в отношении одного транспортного средства из каждой определенной ниже категории транспортных средств: автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно; мотоциклы, мотороллеры с мощностью двигателя до 40 л.с. (до 29,4 кВт) включительно; катера, моторные лодки с мощностью двигателя до 30 л.с. (до 22,07 кВт) включительно; самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.
Установлено, что Шинкарев И.В. является ветераном боевых действий, в связи с чем ему выдано удостоверение серии ВВ № 129985 с указанием на наличие льгот, установленных п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».
Однако, характеристики транспортных средств, принадлежащих Шинкареву И.В. на праве собственности, вышеизложенным требованиям закона не соответствуют, в связи с чем предусмотренная законом льгота в данном споре не применима.
В ходе рассмотрения административного дела УФНС России по Республике Осетия - Алания произвела перерасчет суммы начисленной недоимки, согласно письменным пояснениям сумма налога за 2019 г. подлежит уменьшению на 1 760 рублей (ОКТМО 90630101), за 2020 г. (ОКТМО 90630101) на 440 рублей.
При таких обстоятельствах, недоимка по транспортному налогу за 2019 г. в размере 4 113 рублей, за 2020 г. по ОКТМО 90630101 в размере 1 028 рублей, по ОКТМО 36701305 в размере 8 305 рублей подлежит взысканию в установленном судом объеме.
Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться начислением пени.
В связи с уточнением административного иска МИ ФНС России № 23 по Самарской области от 31.05.2023 г. пени по транспортному налогу за 2019-2020 г. не подлежат взысканию.
Довод административного ответчика о не соблюдении налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 г., 2020 г. являются несостоятельными, на правоотношения, вытекающих из взыскания обязательных платежей и санкций, распространяются положения специального закона – НК РФ, ст. 48 которого определен порядок обращения налогового органа в суд по вопросу взыскания недоимки, в частности: подача заявления о вынесении судебного приказа в течении шести месяцев со дня истечении срока исполнения требования об уплате налога, пени; подача искового заявления в течении шести месяцев после отмены судебного приказа. В этой связи, оснований для возращения административного иска МИ ФНС России № 23 по Самарской области у суда не имеется.
Также суд не может принять во внимание доводы административного ответчика Шинкарева И.В. о том, что налоговые уведомления и требования ему не направлялись, поскольку опровергаются представленными налоговым органом реестрами.
В силу ст. 104 КАС РФ, ст. 333.35 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, в соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина в сумме 537 рублей (в размере, предусмотренном ст.333.19. НК РФ) подлежит взысканию в доход муниципального бюджета г.о. Самара с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск МИ ФНС России № 23 по Самарской области к Шинкареву И.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 г., 2020 г. удовлетворить частично.
Взыскать с Шинкарева И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН №, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, недоимку по транспортному налогу за 2019 г. в размере 4 113 рублей (ОКТМО 90630101), недоимку за 2020 г. в размере 8 305 рублей (ОКТМО 36701305), недоимку за 2020 г. в размере 1028 рублей (ОКТМО 90630101), а всего взыскать 13446 (тринадцать тысяч четыреста сорок шесть рублей).
Взыскать с Шинкарева И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН №, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета г.о. Самары государственную пошлину в размере 537 (пятьсот тридцать семь) рублей.
В удовлетворении остальной части иска МИ ФНС России № 23 по Самарской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21.06.2023 г.
Председательствующий судья Е.А. Чиркова