Решение по делу № 2-5371/2018 ~ М-4714/2018 от 29.08.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2018 года             г. Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шишпор Н.Н., при секретаре Ескиной Л.В., с участием истца Склярова Д.С., представителя ответчика Министерства образования Иркутской области Кунц Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5371/2018 по иску Склярова Дмитрия Сергеевича к Министерству образования Иркутской области, Министерству имущественных отношений Иркутской области о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований с учетом их уточнения истец указал, что с 24.02.2016 по 31.08.2017 года работал в Государственном общеобразовательном казенном учреждении Иркутской области для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат №7» г.Ангарска в должности юрисконсульта. 26.10.2016 года между ним и работодателем было заключено дополнительное соглашение № 1 к трудовому договору № 212 от 24.02.2016, согласно которому трудовой договор дополнен пунктом 7.4 в следующей редакции: работодатель обязуется дополнительно к расчету при увольнении, независимо от основания, по которому производится увольнение (по инициативе работника, по инициативе работодателя или по соглашению сторон и т.д.) выплатить работнику дополнительную компенсацию равную пятикратному размеру среднего месячного заработка работника. Указанная дополнительная компенсация выплачивается работнику в день увольнения». 13.03.2017 ему было вручено уведомление № 83 о ликвидации учреждения и уведомление о расторжении трудового договора с 31.08.2017 года. 31.08.2017 года он был уволен, в этот же день ему перечислена денежная сумма в размере 66 252,05 руб., однако не была выплачена дополнительная компенсация, предусмотренная дополнительным соглашением к трудовому договору, размер которой составляет 82 933,35 руб.

За выплатой указанной компенсации он обращался в суд. Заочным решением Ангарского городского суда в его пользу взыскана сумма дополнительной компенсации 82 933,35 руб., однако до настоящего времени решение суда не исполнено. Учредителем учреждения является Министерство образования Иркутской области. Просит привлечь Министерство образования Иркутской области к субсидиарной ответственности, взыскав с него в порядке субсидиарной ответственности 82 933,35 руб.

Определением суда от 25.10.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных отношений Иркутской области.

В судебном заседании истец заявленные поддержал по доводам, изложенным в иске, полагает, что надлежащим ответчиком является Министерство образования Иркутской области, являющееся учредителем школы-интерната; зная о наличии дополнительного соглашения к трудовому договору, предусматривающего дополнительную выплату при увольнении, не довело до учреждения в полном объеме лимиты.

Представитель ответчика Министерства образования Иркутской области Кунц Т.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, поддержав доводы письменных возражений, которые приобщены к материалам дела, дополнительно пояснив, что лимиты до учреждения были доведены в полном объеме, в декабре 2017года был сдан ликвидационный баланс, на момент принятия судом решения учреждение было ликвидировано, поэтому в 2018году лимиты не выделялись.

Соответчик – Министерство имущественных отношений Иркутской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представителя не направил, ранее в материалы дела представлены письменные возражения, в которых соответчик иск не признает, полагая, что не было оснований для внесения дополнений в трудовой договор в части установления дополнительной компенсации при увольнении.

Определением суда от 13.11.2018года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Иркутской области.

Представитель третьего лица Министерства финансов Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представлены письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению в отношении ответчика – Министерства образования Иркутской области. В удовлетворении иска к Министерству имущественных отношений Иркутской области следует отказать, как к ненадлежащему ответчику. Выводы суда основаны на следующем.

Свобода трудовых отношений в ее конституционно-правовом смысле предполагает соблюдение принципов равенства и согласования воли сторон, стабильности данных правоотношений. Субъекты трудовых отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей и в определении любых не противоречащих законодательству условий.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу ч. ч. 1 и 5 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с 24 февраля 2016 года Скляров Д.С. состоял в трудовых отношениях с Государственным общеобразовательным казенным учреждением Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат № 7 г.Ангарска» в должности юрисконсульта.

25 октября 2016 года между руководителем учреждения и Скляровым Д.С. было заключено дополнительное соглашение № 1 к трудовому договору № 212 от 24.02.2016 года, согласно которому трудовой договор дополнен пунктом 7.4 в следующей редакции: «Работодатель обязуется дополнительно к расчету при увольнении, независимо от основания, по которому производится увольнение (по инициативе работника, по инициативе работодателя или по соглашению сторон и т.д.) выплатить работнику дополнительное вознаграждение равное пятикратному размеру среднего месячного заработка работника. Указанное дополнительное вознаграждение выплачивается Работнику в день увольнения».

Данное соглашение сторонами подписано, никем не оспорено.

Согласно распоряжению Правительства Иркутской области от 27.02.2017 года № 122-рп «О ликвидации Государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат № 7 г.Ангарска» принято решение о ликвидации учреждения.

На основании распоряжения министерства образования Иркутской области от 01.03.2017 № 132-мр «О создании ликвидационной комиссии» создана ликвидационная комиссия.

Приказом от 31.08.2017 года №151 л/с Скляров Д.С. уволен по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией учреждения.

При увольнении Склярову Д.С. не была выплачена дополнительная компенсация равная пятикратному размеру среднего месячного заработка, в связи с чем, 13.11.2017года Скляров Д.С. обратился в суд с иском о взыскании с учреждения в его пользу компенсации при увольнении.

Заочным решением Ангарского городского суда от 20 марта 2018года, вступившим в законную силу 02.06.2018, иск Склярова Д.С. удовлетворен; в его пользу с Государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат № 7 г.Ангарска» взыскана компенсация при увольнении в размере 82 933,35 рублей.

На основании указанного судебного акта выдан исполнительный лист и 30.03.2018года возбуждено исполнительное производство. Как следует из материалов исполнительного производства, решение суда не исполнено. Постановлением судебного пристава-исполнителя Ангарского РОСП УФССП по Иркутской области исполнительное производство окончено. Как следует из ответа судебного пристава ( л.д. 191) в связи с тем, что должник находился в стадии ликвидации исполнительный лист был направлен председателю ликвидационной комиссии. Факт направления исполнительного листа 14.06.2018 подтверждается скриншотом с электронной базы судебных приставов (л.д. 195).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат № 7 г.Ангарска» ликвидировано 4.05.2018года.

В соответствии с ч. 12 ст. 20 Трудового кодекса РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

Из п. 7 ст. 63 Гражданского кодекса РФ следует, что в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.В соответствии с п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В силу пп. 2 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.

Согласно п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Таким образом, ответственность собственника имущества учреждения и его учредителя является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные ст. 399 ГК РФ, распространяются с вышеуказанными особенностями.

Согласно Положению о Министерстве образования Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 391/170-пп, Министерство образования Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области общего и профессионального образования (п.1).

Министерство от имени Иркутской области осуществляет функции и полномочия учредителя государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждает их уставы, назначает и увольняет руководителей указанных организаций (п.8). Министерство финансируется за счет средств областного бюджета в порядке, установленном законодательством ( п.11).

Как следует из п. 1.5 Устава Государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат № 7 г.Ангарска» функции и полномочия учредителя учреждения от имени Иркутской области осуществляет Министерство образования Иркутской области.

Согласно п.п. «а» п.6.9 Устава, в компетенцию учредителя входит утверждение бюджетной сметы учреждения.

В соответствии с п.п. 7.1, 7.2 Устава, имущество учреждения является собственностью Иркутской области и закреплено за ним на праве оперативного управления; полномочия собственника осуществляет орган исполнительной власти Иркутской области по управлению областной государственной собственностью.

Финансирование учреждения за счет средств областного бюджета осуществляется учредителем ( п.7.12).

В силу п. 7.16 Устава, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет Иркутская область.

В соответствии с п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Разрешая спор, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд полагает, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в отношении ответчика Министерства образования Иркутской области, которое являлось учредителем и главным распорядителем бюджетных средств в отношении Государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат № 7 г.Ангарска».

Доводы представителя Министерства образования Иркутской области о том, что лимиты бюджетных средств были доведены до учреждения в полном объеме, в связи с чем, не имеется оснований для применения положений п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, суд отклоняет как необоснованные.

Как было установлено судом, дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее выплату истцу дополнительной компенсации при увольнении было заключено 26.10.2016года, недействительным не признано. С соответствующими требованиями о выплате указанной компенсации при увольнении истец обратился в суд в ноябре 2017года; ГОКУ Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат № 7 г.Ангарска» в лице председателя ликвидационной комиссии, равно как и привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Министерство образования Иркутской области знало о наличии требований Склярова Д.С. Заочное решение суда, удовлетворившее требования Склярова Д.С., вступило в законную силу. При рассмотрении настоящего спора оно имеет в силу ст. 61 ГПК РФ преюдициальное значение, а следовательно, возражения ответчика Министерства образования Иркутской области об отсутствии оснований для выплаты истцу дополнительной компенсации при увольнении, являются несостоятельными.

В силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Как было указано выше, решение суда не исполнено, исполнить его за счет ГОКУ Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат № 7 г.Ангарска» не представляется возможным, так как учреждение ликвидировано.

Поскольку Министерство образования Иркутской области в данном споре отвечает, представляя учредителя и собственника имущества (Иркутскую область), то взыскание средств должно производиться с указанного ответчика в порядке субсидиарной ответственности за счет казны Иркутской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Склярова Дмитрия Сергеевича к Министерству образования Иркутской области о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности, удовлетворить.

Взыскать в пользу Склярова Дмитрия Сергеевича с Министерства образования Иркутской области в порядке субсидиарной ответственности за счет казны Иркутской области компенсацию при увольнении в размере 82 933,35 руб.

В удовлетворении исковых требований к Министерству имущественных отношений Иркутской области о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение будет составлено 27.12.2018года.

Судья Шишпор Н.Н.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-5371/2018 ~ М-4714/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Скляров Дмитрий Сергеевич
Ответчики
Министерство образования Иркутской области
Министерство имущественных отношений иркутской области
Другие
Министерство финансов Иркутской области
Суд
Ангарский городской суд Иркутской области
Судья
Шишпор Наталья Николаевна
Дело на странице суда
angarsky--irk.sudrf.ru
29.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2018Передача материалов судье
03.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2018Подготовка дела (собеседование)
09.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2018Судебное заседание
12.11.2018Судебное заседание
13.11.2018Судебное заседание
20.12.2018Судебное заседание
27.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2019Дело оформлено
13.05.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее