УИД: 63RS0010-01-2022-000328-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 сентября 2022 года с. Исаклы
Исаклинский районный суд Самарской области
в составе председательствующего судьи Семёнова М.П.,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело № 2а-242/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Самарской области (далее Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области) к Панкову Анатолию Николаевичу о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в Исаклинский районный суд Самарской области с настоящим исковым заявлением. В обоснование требований указано на то, что административным ответчиком не исполнены обязательства по уплате транспортного налога, налога на имущество и пени в общем размере 39394 руб. 55 коп., из них:
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2020 год – 313 руб.; пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 0 руб. 55 коп.
- транспортный налог за 2020 г. – 39081 руб.
В адрес налогоплательщика было направлено уведомление, а затем требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога. Вместе с тем, данное требование ответчиком не исполнены. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй судебного участка № Исаклинского судебного района <адрес> вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Панкова А.Н. суммы задолженности по уплате налога и пени в связи с несогласием ответчика с заявленными налоговым органом требованиями. С учётом изложенного, в административном иске содержалась просьба взыскать с административного ответчика указанную выше задолженность по обязательным платежам.
1 августа 2022 года судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства в силу п. 2 ч. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога выполняется в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации уплата законно установленных налогов и сборов является обязанностью налогоплательщика. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога производится в порядке и сроки, которые установлены Законом Самарской области от 06.11.2002 г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».
В соответствии со статьёй 400 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 2 - 5 данной нормы сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В части 1 статьи 48 Кодекса закреплено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 61 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Судом установлено, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога и налога на имущество. Налоговым органом ответчику было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором произведён расчёт транспортного налога за 2020 год на следующие транспортные средства:
- LADA GRANTA, государственный регистрационный номер № в размере 776 руб.,
- КАМАЗ 5511 государственный регистрационный номер № в размере 13657 руб.,
- КАМАЗ 6520, государственный регистрационный номер № в размере 25424 руб.,
- ДАТСУН ON-DO, государственный регистрационный номер №
Кроме того, в уведомлении был произведён расчёт земельного налога, который не является предметом настоящего судебного разбирательства, и расчёт налога на имущество физических лиц за 2020 год на жилой дом, кадастровый № по адресу: <адрес> в размере 313 руб.
Впоследствии ответчику было предъявлено требование об уплате задолженности по налогам и пени № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 39394 руб. 55 коп., из них: транспортный налог – 39081 руб., налога на имущество – 313 руб., пени, начисленные на задолженность по налогу на имущество – 0 руб. 5 коп. Оплата налога должна была быть произведена до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Мировым судьей судебного участка № Исаклинского судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выдан судебный приказ о взыскании с Панкова А.Н. задолженности по уплате транспортного налога, налога на имущество и пени за 2020 год.
Определением мирового судьи от 18 апреля 2022 года данный судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 7 июля 2022 года - в установленный законом срок.
На момент предъявления административного искового заявления задолженность по требованиям не погашена, представленный административным истцом расчет налога является арифметически правильным.
Административный ответчик представил письменные возражения на исковое заявление, выразил несогласие с заявленным налоговым органом требованием, просил в удовлетворении иска отказать, обосновав возражения тем, что автомобиль КАМАЗ, государственный регистрационный номер №, он продал по договору купли-продажи, составленному в простой письменной форме, в середине 2018 года. Также ответчик указал, что в его собственности отсутствует автомобиль марки БМВ, который был указан налоговым органом в налоговом уведомлении за 2019 год, однако предметом настоящего судебного разбирательства является задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество, начисленному за 2020 год, в приложенном к административному иску уведомлении нет информации о начислении налога на автомобиль БМВ, вследствие чего данное возражение не может быть принято судом, как основание для отказа в удовлетворении иска.
Ответчиком представлена копия договора купли-продажи автомобиля марки КАМАЗ 5511, регистрационный номер №, 1988 года выпуска, заключённого ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 части 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 (действовавшим на момент продажи автомобиля), автомототранспортное средство, отчужденное на основании договора, должно быть снято с регистрационного учета со старого собственника на основании заявления нового собственника при обращении в регистрационное подразделение Госавтоинспекции для переоформления на свое имя в установленные Правилами сроки, при неисполнении указанных обязательств новым собственником - по заявлению прежнего собственника.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 8.2 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 26 июня 2018 № 399, действовавших до 01 января 2020 года.
Таким образом, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, Гостехнадзора, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 года № 2015-О Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.
Как установлено судом, ответчик обратился в РЭГ ОГИБДД ОМВД России по <адрес> с заявлением о снятии автомобиля КАМАЗ 5510, государственный регистрационный номер №, с учёта в связи с продажей 18 декабря 2020 г.
Приняв во внимание, что после продажи автомобиля в августе 2018 года, Панков А.Н. действий по снятию данного автомобиля с учета не совершил, суд приходит к выводу о том, что именно Панков А.Н. несет риски наступлении неблагоприятных последствий в виде необходимости уплаты транспортного налога на спорный автомобиль за 2018-2020 год. Препятствий для осуществления действий по снятию автомашины с учета, у ответчика не имелось.
Возражений против начисленного транспортного налога за 2020 год на иные транспортные средства, указанные в налоговом уведомлении, а также против начисленного налога на имущество физических лиц, ответчиком не представлено.
С учётом изложенного, а также принимая во внимание то, что административным ответчиком каких-либо доказательств, подтверждающих своевременную уплату налога, не представлено, административный иск является законным, обоснованным, а потому подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере, установленном статьёй 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 1382 рубля.
Руководствуясь статьями 175-180, 290-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Самарской области к Панкову Анатолию Николаевичу о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить.
Взыскать с Панкова Анатолия Николаевича, ИНН №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, задолженность по уплате транспортного налога, налога на недвижимость и пени в общем размере 39394 (тридцать девять тысяч триста девяносто четыре) рубля 55 копеек., по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ из них:
транспортный налог за 2020 г. – 39081 руб. 00 коп.;
налог на имущество за 2020 год – 313 руб. 00 коп., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 00 руб. 55 коп.
Взыскать с Панкова Анатолия Николаевича, ИНН №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1382 (одна тысяча триста восемьдесят два) рубля, от подачи которой был освобожден истец при подаче иска.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Исаклинский районный суд Самарской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: М.П. Семенов