Дело №2а-418/2021 Строка 3.024
УИД № 36RS0004-01-2020-005732-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19.01.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: представителя административного истца по доверенности Жуковой М.И, представителя административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Родиной М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Ждановой Виктории Викторовны к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Жданова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, в котором просила признать незаконным решение №з от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>.
В административном иске указано, что административным истцом в адрес ответчика в соответствии с законом Воронежской области от 13.05.2018 г. №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» было подано обращение о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 800 кв.м., прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком письмом №з от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в утверждении схемы расположения указанного земельного участка с указанием на то, что в предоставленном пакете документов отсутствует схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной. Согласно схеме инженерно-геологического районирования территории, выполненной ОАО «Воронежпроект» в 2003 году, рассматриваемая территория относится к району, требующему инженерной подготовки территории (участок с уклоном от 0,5% до 10%) и находится в границе зон подтопления грунтовыми водами.
Указанный отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области административный истец считает незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы.
Так, по мнению административного истца, при обращении лица в департамент по вопросу предоставления земельного участка, оно не обязано предоставлять схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку подготовка указанной схемы обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Административный истец считает, что испрашиваемый земельный участок не пересекает красные линии и территорию общего пользования и территория испрашиваемого земельного участка не находится в границе зон подтопления грунтовыми водами.
Как указывает административный истец, оспариваемым решением нарушаются ее права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по льготной категории «Многодетные граждане».
С учетом изложенного, административный истец обратилась в суд и просит: признать незаконным решение департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ №з об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Сотникова Светлана Викторовна и Позднякова Татьяна Викторовна.
Административный истец Жданова В.В., заинтересованные лица Сотникова С.В. и Позднякова Т.В. надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, суд с учетом мнения явившихся представителей сторон считает возможным провести судебное заседание в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Жукова М.М. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Родина М.Л. заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в том числе, указала, что оспариваемое решение законное и обоснованное и принято в пределах полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения обжалуемого решения от ДД.ММ.ГГГГ №з.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Жданова В.В. обратилась к руководителю департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о рассмотрении возможности предоставления ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство согласно закона Воронежской области от 13.05.2008 г. №25-ОЗ по льготной категории «Многодетные граждане» площадью 800 кв.м., прилегающего к земельному участку, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.40).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №з за подписью заместителя руководителя департамента Баскаковой Г.В. административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на положения пп. 1, 3 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ с указанием на то, что в представленном пакете документов отсутствует схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Согласно представленной информации Управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж испрашиваемый участок расположен за границами красных линий, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной.
Также в соответствии со схемой планировочных ограничений и градостроительных резервов Генерального плана городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № №, территория на которой расположен испрашиваемый для формирования земельный участок, относится к территории подтопления грунтовыми водами.
Согласно схеме инженерно – геологического районирования территории, выполненной ОАО «Воронежпроект» в 2003 году, рассматриваемая территория относится к району, требующему инженерной подготовки территории (участок с уклоном от 0,5% до 10%) и находится в границе зон подтопления грунтовыми водами (л.д.42-44).
Оценивая вышеуказанные административным ответчиком обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого отказа, суд полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. №365 установлено, что департамент является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены пунктом 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, к которым относятся следующие: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
С учетом требований ст.11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со ст.11.10 Земельного кодекса РФ, требованиями приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 года №762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка…».
В соответствии с п.4 приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 года №762 схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Материалами дела подтверждено, что в целях принятия решения в соответствии с действующим законодательством, департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области были направлены запросы в управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж о возможности формирования испрашиваемого заявителем земельного участка и управу Ленинского района г. Воронежа.
Согласно полученному ответа из управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ №, № (л.д.36-39), испрашиваемый земельный участок частично ограничен в использовании в отношении охранных зон магистральных сетей инженерно-технического обеспечения (воздушная линия электропередач), что не отражено в схеме.
Кроме того, в соответствии со схемой планировочных ограничений и градостроительных резервов Генерального плана рассматриваемая территория относится к району, находящемуся в границе зон подтопления грунтовыми водами и требующему инженерной подготовки территории (участок с уклоном от 0,5% до 10%).
Также испрашиваемый земельный участок расположен за границами красной линии на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной.
Таким образом, осуществление строительства на спорном земельном участке не представляется возможным осуществить без проведения дополнительных работ и выполнения условия по инженерной подготовке территории.
В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом отказе основания предусмотрены действующим законодательством и приведены с учетом имеющихся на момент обращения административного истца фактических обстоятельств.
Кроме того, в обоснование нарушения своих прав и законных интересов, административный истец ссылается также на нарушение оспариваемым решением положений Закона Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», в части предоставленного права на получение бесплатно в собственность земельного участка из земель находящихся в государственной и муниципальной собственности, по категории многодетных граждан.
В соответствии с п.2.1 статьи 13 Закон Воронежской области от 13.05.2008 г. №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» к гражданам, имеющим трех и более детей, указанным в статье 8.1 настоящего Закона Воронежской области и в пункте 5 части 1 настоящей статьи, в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, являющиеся родителями (одинокими родителями), на содержании которых находятся постоянно зарегистрированные по месту жительства совместно с ними трое и более несовершеннолетних их детей и (или) детей его (ее) супруга (супруги), включая детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, и (или) являющиеся опекунами (попечителями), на содержании которых находятся трое и более несовершеннолетних детей.
Статьёй 13.1 вышеназванного Закона Воронежской области определен порядок предоставления многодетным гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что в собственность многодетным гражданам предоставляются бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и включенные в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность указанным гражданам в соответствии с настоящим Законом Воронежской области.
Перечень земельных участков утверждается уполномоченными органами в пределах их компетенции не позднее последнего дня каждого квартала календарного года.
Предоставление земельных участков осуществляется многодетным гражданам, поставленным на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и включенным в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, на основании заявления о предоставлении земельного участка, которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) в уполномоченные органы в пределах их компетенции по месту постоянного проживания заявителя (п. 2 ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. № 25-ОЗ).
В силу пункта 4 указанной статьи уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в частях 3 и 3.1 настоящей статьи, принимают решение о постановке заявителя на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, либо об отказе в постановке заявителя на учет. Результатом постановки многодетного гражданина на учет является его включение в Реестр.
Административный истец Жданова В.В. в настоящее время включена в указанный Реестр, решений об ее исключении не принималось, в связи с чем, она имеет право на получение в собственность земельного участка из земель находящихся в государственной и муниципальной собственности по категории многодетных граждан. Испрашиваемый земельный участок не включен в перечень земельных участков, предусмотренных к предоставлению.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что Жданова В.В. обладает правом на получение в собственность бесплатно земельного участка, данного права не лишена, при этом, оспариваемое решение вынесено уполномоченным государственным органом Воронежской области в пределах его компетенции и при наличии на то фактических и правовых оснований, в связи с чем, оснований признавать его незаконным не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Ждановой Виктории Викторовны к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. №з об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м., отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02.02.2021 года
Дело №2а-418/2021 Строка 3.024
УИД № 36RS0004-01-2020-005732-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19.01.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: представителя административного истца по доверенности Жуковой М.И, представителя административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Родиной М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Ждановой Виктории Викторовны к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Жданова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, в котором просила признать незаконным решение №з от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>.
В административном иске указано, что административным истцом в адрес ответчика в соответствии с законом Воронежской области от 13.05.2018 г. №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» было подано обращение о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 800 кв.м., прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком письмом №з от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в утверждении схемы расположения указанного земельного участка с указанием на то, что в предоставленном пакете документов отсутствует схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной. Согласно схеме инженерно-геологического районирования территории, выполненной ОАО «Воронежпроект» в 2003 году, рассматриваемая территория относится к району, требующему инженерной подготовки территории (участок с уклоном от 0,5% до 10%) и находится в границе зон подтопления грунтовыми водами.
Указанный отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области административный истец считает незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы.
Так, по мнению административного истца, при обращении лица в департамент по вопросу предоставления земельного участка, оно не обязано предоставлять схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку подготовка указанной схемы обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Административный истец считает, что испрашиваемый земельный участок не пересекает красные линии и территорию общего пользования и территория испрашиваемого земельного участка не находится в границе зон подтопления грунтовыми водами.
Как указывает административный истец, оспариваемым решением нарушаются ее права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по льготной категории «Многодетные граждане».
С учетом изложенного, административный истец обратилась в суд и просит: признать незаконным решение департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ №з об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Сотникова Светлана Викторовна и Позднякова Татьяна Викторовна.
Административный истец Жданова В.В., заинтересованные лица Сотникова С.В. и Позднякова Т.В. надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, суд с учетом мнения явившихся представителей сторон считает возможным провести судебное заседание в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Жукова М.М. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Родина М.Л. заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в том числе, указала, что оспариваемое решение законное и обоснованное и принято в пределах полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения обжалуемого решения от ДД.ММ.ГГГГ №з.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Жданова В.В. обратилась к руководителю департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о рассмотрении возможности предоставления ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство согласно закона Воронежской области от 13.05.2008 г. №25-ОЗ по льготной категории «Многодетные граждане» площадью 800 кв.м., прилегающего к земельному участку, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.40).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №з за подписью заместителя руководителя департамента Баскаковой Г.В. административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на положения пп. 1, 3 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ с указанием на то, что в представленном пакете документов отсутствует схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Согласно представленной информации Управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж испрашиваемый участок расположен за границами красных линий, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной.
Также в соответствии со схемой планировочных ограничений и градостроительных резервов Генерального плана городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № №, территория на которой расположен испрашиваемый для формирования земельный участок, относится к территории подтопления грунтовыми водами.
Согласно схеме инженерно – геологического районирования территории, выполненной ОАО «Воронежпроект» в 2003 году, рассматриваемая территория относится к району, требующему инженерной подготовки территории (участок с уклоном от 0,5% до 10%) и находится в границе зон подтопления грунтовыми водами (л.д.42-44).
Оценивая вышеуказанные административным ответчиком обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого отказа, суд полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. №365 установлено, что департамент является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены пунктом 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, к которым относятся следующие: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
С учетом требований ст.11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со ст.11.10 Земельного кодекса РФ, требованиями приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 года №762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка…».
В соответствии с п.4 приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 года №762 схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Материалами дела подтверждено, что в целях принятия решения в соответствии с действующим законодательством, департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области были направлены запросы в управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж о возможности формирования испрашиваемого заявителем земельного участка и управу Ленинского района г. Воронежа.
Согласно полученному ответа из управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ №, № (л.д.36-39), испрашиваемый земельный участок частично ограничен в использовании в отношении охранных зон магистральных сетей инженерно-технического обеспечения (воздушная линия электропередач), что не отражено в схеме.
Кроме того, в соответствии со схемой планировочных ограничений и градостроительных резервов Генерального плана рассматриваемая территория относится к району, находящемуся в границе зон подтопления грунтовыми водами и требующему инженерной подготовки территории (участок с уклоном от 0,5% до 10%).
Также испрашиваемый земельный участок расположен за границами красной линии на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной.
Таким образом, осуществление строительства на спорном земельном участке не представляется возможным осуществить без проведения дополнительных работ и выполнения условия по инженерной подготовке территории.
В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом отказе основания предусмотрены действующим законодательством и приведены с учетом имеющихся на момент обращения административного истца фактических обстоятельств.
Кроме того, в обоснование нарушения своих прав и законных интересов, административный истец ссылается также на нарушение оспариваемым решением положений Закона Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», в части предоставленного права на получение бесплатно в собственность земельного участка из земель находящихся в государственной и муниципальной собственности, по категории многодетных граждан.
В соответствии с п.2.1 статьи 13 Закон Воронежской области от 13.05.2008 г. №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» к гражданам, имеющим трех и более детей, указанным в статье 8.1 настоящего Закона Воронежской области и в пункте 5 части 1 настоящей статьи, в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, являющиеся родителями (одинокими родителями), на содержании которых находятся постоянно зарегистрированные по месту жительства совместно с ними трое и более несовершеннолетних их детей и (или) детей его (ее) супруга (супруги), включая детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, и (или) являющиеся опекунами (попечителями), на содержании которых находятся трое и более несовершеннолетних детей.
Статьёй 13.1 вышеназванного Закона Воронежской области определен порядок предоставления многодетным гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что в собственность многодетным гражданам предоставляются бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и включенные в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность указанным гражданам в соответствии с настоящим Законом Воронежской области.
Перечень земельных участков утверждается уполномоченными органами в пределах их компетенции не позднее последнего дня каждого квартала календарного года.
Предоставление земельных участков осуществляется многодетным гражданам, поставленным на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и включенным в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, на основании заявления о предоставлении земельного участка, которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) в уполномоченные органы в пределах их компетенции по месту постоянного проживания заявителя (п. 2 ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. № 25-ОЗ).
В силу пункта 4 указанной статьи уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в частях 3 и 3.1 настоящей статьи, принимают решение о постановке заявителя на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, либо об отказе в постановке заявителя на учет. Результатом постановки многодетного гражданина на учет является его включение в Реестр.
Административный истец Жданова В.В. в настоящее время включена в указанный Реестр, решений об ее исключении не принималось, в связи с чем, она имеет право на получение в собственность земельного участка из земель находящихся в государственной и муниципальной собственности по категории многодетных граждан. Испрашиваемый земельный участок не включен в перечень земельных участков, предусмотренных к предоставлению.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что Жданова В.В. обладает правом на получение в собственность бесплатно земельного участка, данного права не лишена, при этом, оспариваемое решение вынесено уполномоченным государственным органом Воронежской области в пределах его компетенции и при наличии на то фактических и правовых оснований, в связи с чем, оснований признавать его незаконным не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Ждановой Виктории Викторовны к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. №з об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м., отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02.02.2021 года