Дело №...
РЕШЕНИЕ Именем Российской ФедерацииЭжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе
председательствующего судьи Баталова Р.Г.,
при секретаре Бреховой А.А.,
с участием прокурора Паюсовой Е.М.,
представителя ответчика Зюзевой О.В., действующей на основании доверенности от №....,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре **.**.** гражданское дело по иску прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Альтера Плюс» об обязании провести специальную оценку условий труда,
установил:
Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лица к ООО «Альтера Плюс» об обязании провести в установленном порядке специальную оценку условий труда в срок до **.**.** года. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства об охране труда и техники безопасности ООО «Альтера Плюс» было установлено, что в нарушение ст. 212 ТК РФ обществом не проведена специальная оценка условий труда, что в свою очередь может привести к травматизму, как причинению вреда здоровью работников, так и их гибели.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признала, представила письменные возражения.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Согласно абз. 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от **.**.** N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, а также профилактике производственного травматизма.
Ранее действующий Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от **.**.** N 342н. предусматривал, что аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (п. 2 Порядка).
С **.**.** вместо аттестации рабочих мест проводится специальная оценка условий труда. Она является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статья 3 Федерального закона от **.**.** N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Проведение аттестации рабочих мест (специальная оценка условий труда) по условиям труда обязан обеспечить работодатель (часть 2 статьи 212 Трудового кодекса, пункт 1 часть 2 статьи 4 Закона N 426-ФЗ).
Из материалов дела следует, что численность сотрудников ООО «Альтера Плюс» согласно штатному расписанию ... составляет ... штатных единиц, из них подлежит специальной оценке условий труда - ... единицы.
Проведенной проверкой прокуратуры установлено, что в ООО «Альтера Плюс», осуществляющего деятельность **.**.** года не проводилась аттестация рабочих мест как **.**.**, так и не выполнены работы по специальной оценке условий труда **.**.**.
Довод представителя ответчика о том, что согласно разъяснениям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от **.**.** требования должностных лиц органов государственного надзора о незамедлительном проведении работодателями специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест необоснованны, судом во внимание не принимается, поскольку данные разъяснения не являются нормативно-правовым актом и не подлежат применению при регулировании возникших правоотношений.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ от **.**.** «О специальной оценке условий труда», установлено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Таким образом, оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Поскольку в ООО «Альтера Плюс» аттестация рабочих мест вообще не проводилась, то пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда", в данном случае применению не подлежит.
Довод представителя ответчика о том, что **.**.** был заключен договор на проведение работ по специальной оценке условий труда №... с ООО «...», не свидетельствуют о незаконности требований прокурора, поскольку доказательства завершения проведения работ по специальной оценке условий труда на основании указанного договора отсутствуют.
С учетом изложенного, требования прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара об обязании ответчика провести специальную оценку условий труда являются законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Учитывая, что неисполнение ответчиком требований трудового законодательства влечет нарушение прав работников на безопасные условия труда, суд с учетом конкретных обстоятельств дела и разумности сроков устранения нарушений, соглашается с мнением прокурора об устранении нарушения до **.**.**.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Альтера Плюс» провести специальную оценку условий труда в срок до **.**.**.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Альтера Плюс» государственную пошлину в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья - Р.по адресу ...
Мотивированное решение составлено **.**.**г.