Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-121/2021 ~ М-101/2021 от 26.03.2021

Дело № 2а-121/2021

36RS0024-01-2021-000213-84

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 мая 2021 года                            г.Нововоронеж

Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Скофенко И.А.,

при секретаре Чистовой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Гальцеву Александру Вячеславовичу о взыскании задолженности по страховым взносам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 17 по Воронежской области) обратилась в суд с административным иском к Гальцеву А.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, мотивируя свои требования тем, что Гальцев А.В., в соответствии со ст. 419 НК РФ, является плательщиком страховых взносов. С 09.06.2009 по 22.05.2020 Гальцев А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В установленный срок административным ответчиком не были уплачены взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет ПФ РФ за 2018 года в сумме 26 545 руб., а также страховые взносы, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год в сумме 5 840 руб., а всего в сумме 32 385 руб., в связи с чем на сумму недоимки административным истцом исчислена сумма пени. Инспекция направила требование № 351 от 23.01.2019 в адрес Гальцева А.В. ИНН , в соответствии с которым предлагалось в срок до 15.02.2019 уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 26 545 руб., по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год в сумме 5 840 руб., задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год за период с 10.01.2019 по 22.01.2019 в сумме 89,15 руб., задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год за период с 10.01.2019 по 22.01.2019 в сумме 19,61 руб., а всего в сумме 32493,76 руб.. Требование об уплате указанных выше страховых взносов и пени до настоящего времени не исполнено. В связи с неуплатой в установленный срок, административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 2 в Нововоронежском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа к Гальцеву А.В. о взыскании недоимки по налогам, сборам, пеням, штрафам в пределах сумм, указанных в неисполненных требованиях № 351 от 23.01.2019 года. Мировым судьей было вынесено определение о возвращении заявления о вынесении судебного приказа от 02.10.2020. До настоящего времени документов, подтверждающих добровольную оплату задолженности, в Инспекцию не поступало. В связи с чем просит взыскать с Гальцева А.В. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 26 545 рублей, по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год в сумме 5 840 рублей, задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год за период с 10.01.2019 по 22.01.2019 в сумме 89,15 рублей, задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год за период с 10.01.2019 по 22.01.2019 в сумме 19.61 рублей, а всего в сумме 32 493,76 рублей.

Одновременно с административным исковым заявлением административным истцом Межрайонной ИФНС России № 17 по Воронежской области заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на взыскание с Гальцева А.В. ИНН задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 26 545 рублей, по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год в сумме: 5840,00 рублей, задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год за период с 10.01.2019 по 22.01.2019 в сумме 89,15 рублей, задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год за период с 10.01.2019 по 22.01.2019 в сумме 19,61 рублей, а всего в сумме 32 493,76 рублей, в котором административный истец указывает, что инспекцией в связи с большим объемом налогоплательщиков, направить заявление о вынесении судебного приказа в суд в отношении Гальцева А.В. о взыскании задолженности в пределах сумм, указанных в неисполненном требовании № 351 от 23.01.2019 в установленный законом срок, не представилось возможным.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 17 по Воронежской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в поступившем ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Гальцев А.В. в судебное заседание не явился. В соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

В силу части 2 статьи 289 КАС РФ по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Явка административного ответчика Гальцева А.В. в судебное заседание судом не была признана обязательной.

Как следует из материалов дела, в адрес Гальцева А.В., по адресу, подтвержденному в качестве места регистрации административного ответчика сведениями Отдела МВД РФ по г.Нововоронежу Воронежской области (л.д. 76), дважды направлялась судебная корреспонденция, которая была возвращена с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 58,62). Доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших получению указанного почтового отправления, Гальцевым А.В. суду не представлено.

Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства корреспонденцией является риском самого гражданина, все неблагоприятные последствия такого бездействия несет само совершеннолетнее физическое лицо. Административный ответчик не обеспечил возможность получения указанной почтовой корреспонденции по адресу своей регистрации.

На основании абзаца второго 2 пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, с учетом положений п.4 ст.2 КАС РФ суд считает ответчика надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, и принимает решение о рассмотрении дела в его отсутствие в соответствии со ст.150 КАС РФ.

В связи с изложенным, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Исходя из положений пп. 2 п. 1 ст. 419 и п. 1 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), индивидуальные предприниматели признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.

В соответствии с п. п. 1 и 2 п. 1 ст. 430 НК РФ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Исходя из ч. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя … уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом с 01.01.2017 в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.

Из ч.1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент начисления страховых взносов) следует, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Как указано в ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Частью 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату выставления требования) установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

Частью 2 статьи 48 НК РФ регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что административный ответчик Гальцев А.В. с 09.06.2009 по 22.05.2020 года состоял на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 18-29).

Налоговым органом в адрес ИП Гальцева А.В. было направлено требование №351 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 23.01.2019 в общей сумме недоимки 32 385 руб., складывающейся из страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 26 545 руб. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 5 840 руб., срок уплаты по которым установлен до 15.02.2019, а также пени в размере 89,15 руб. и 19,61 руб. соответственно, в общей сумме 108,76 руб. (л.д. 79-80, 81).

02.10.2020 мировым судьей судебного участка № 2 в Нововоронежском судебном районе Воронежской области отказано Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Гальцева Александра Вячеславовича задолженности. Отказывая в принятии заявления, мировой судья судебного участка № 2 в Нововоронежском судебном районе Воронежской области указал, что заявление МИ ФНС № 13 по Воронежской области подано в суд 29.09.2020, срок исполнения требования № 351 от 23.01.2019 истек 15.02.2019, в связи с чем шестимесячный срок подачи заявления о вынесении судебного приказа истек 15.08.2019 (л.д. 17).

Отказывая в принятии заявления, мировой судья исходил из того, что взыскателем установленный п. 2 ст. 48 НК РФ срок пропущен, что свидетельствует о наличии спора о праве.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения налогового органа с административным исковым заявлением в Нововоронежский городской суд, которое было направлено посредством почтовой корреспонденции 22.03.2021 (л.д. 6).

Таким образом, срок обращения в суд с настоящим иском административным истцом пропущен.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

В ходатайстве о восстановлении пропущенного срока обращения в суд налоговый орган приводит в качестве уважительной причины большой объем налогоплательщиков, в связи с чем, в установленный законом срок, направить заявление о вынесении судебного приказа в суд в отношении Гальцева А.В о взыскании задолженности в пределах сумм, указанных в неисполненном требовании № 351 от 23.01.2019, не представилось возможным (л.д. 52-53).

Из системного толкования положений ч.2 ст.48 НК РФ и ст.286 КАС РФ следует, что заявление о восстановлении срока подлежит обязательному рассмотрению судом, что не предполагает его обязательное удовлетворение.

Предусмотрев в НК РФ и КАС РФ норму о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налоговой задолженности и об отказе в его восстановлении, законодатель отнес решение вопроса об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего заявления, представленным в его обоснование доказательствам и высказывает свое суждение о том, являются ли приведенные заявителем причины пропуска срока уважительными.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, положения ст.95 КАС РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27.03.2018 N 611-О и от 17.07.2018 N 1695-О).

Указанные административным истцом доводы не могут быть признаны судом уважительными, в связи с тем, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Отсутствие надлежащей организации работы административного истца также не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока обращения в суд.

При таких обстоятельствах, оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд не имеется.

В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Пропуск срока обращения в суд исключает возможность удовлетворения требований независимо от обоснованности заявленных требований по существу. Соответственно, в удовлетворении требований административного иска надлежит отказать в связи с пропуском налоговым органом срока обращения в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Ч.1, ч.2 ст.114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.

Поскольку заявленные требования не удовлетворяются, а административный истец был освобожден от уплаты госпошлины, то госпошлина относится на бюджет.

           Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Гальцеву Александру Вячеславовичу о взыскании задолженности по страховым взносам - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд Воронежской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                            И.А. Скофенко

Мотивированное решение составлено 14.05.2021

Дело № 2а-121/2021

36RS0024-01-2021-000213-84

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 мая 2021 года                            г.Нововоронеж

Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Скофенко И.А.,

при секретаре Чистовой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Гальцеву Александру Вячеславовичу о взыскании задолженности по страховым взносам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 17 по Воронежской области) обратилась в суд с административным иском к Гальцеву А.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, мотивируя свои требования тем, что Гальцев А.В., в соответствии со ст. 419 НК РФ, является плательщиком страховых взносов. С 09.06.2009 по 22.05.2020 Гальцев А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В установленный срок административным ответчиком не были уплачены взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет ПФ РФ за 2018 года в сумме 26 545 руб., а также страховые взносы, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год в сумме 5 840 руб., а всего в сумме 32 385 руб., в связи с чем на сумму недоимки административным истцом исчислена сумма пени. Инспекция направила требование № 351 от 23.01.2019 в адрес Гальцева А.В. ИНН , в соответствии с которым предлагалось в срок до 15.02.2019 уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 26 545 руб., по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год в сумме 5 840 руб., задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год за период с 10.01.2019 по 22.01.2019 в сумме 89,15 руб., задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год за период с 10.01.2019 по 22.01.2019 в сумме 19,61 руб., а всего в сумме 32493,76 руб.. Требование об уплате указанных выше страховых взносов и пени до настоящего времени не исполнено. В связи с неуплатой в установленный срок, административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 2 в Нововоронежском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа к Гальцеву А.В. о взыскании недоимки по налогам, сборам, пеням, штрафам в пределах сумм, указанных в неисполненных требованиях № 351 от 23.01.2019 года. Мировым судьей было вынесено определение о возвращении заявления о вынесении судебного приказа от 02.10.2020. До настоящего времени документов, подтверждающих добровольную оплату задолженности, в Инспекцию не поступало. В связи с чем просит взыскать с Гальцева А.В. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 26 545 рублей, по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год в сумме 5 840 рублей, задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год за период с 10.01.2019 по 22.01.2019 в сумме 89,15 рублей, задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год за период с 10.01.2019 по 22.01.2019 в сумме 19.61 рублей, а всего в сумме 32 493,76 рублей.

Одновременно с административным исковым заявлением административным истцом Межрайонной ИФНС России № 17 по Воронежской области заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на взыскание с Гальцева А.В. ИНН задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 26 545 рублей, по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год в сумме: 5840,00 рублей, задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год за период с 10.01.2019 по 22.01.2019 в сумме 89,15 рублей, задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год за период с 10.01.2019 по 22.01.2019 в сумме 19,61 рублей, а всего в сумме 32 493,76 рублей, в котором административный истец указывает, что инспекцией в связи с большим объемом налогоплательщиков, направить заявление о вынесении судебного приказа в суд в отношении Гальцева А.В. о взыскании задолженности в пределах сумм, указанных в неисполненном требовании № 351 от 23.01.2019 в установленный законом срок, не представилось возможным.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 17 по Воронежской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в поступившем ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Гальцев А.В. в судебное заседание не явился. В соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

В силу части 2 статьи 289 КАС РФ по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Явка административного ответчика Гальцева А.В. в судебное заседание судом не была признана обязательной.

Как следует из материалов дела, в адрес Гальцева А.В., по адресу, подтвержденному в качестве места регистрации административного ответчика сведениями Отдела МВД РФ по г.Нововоронежу Воронежской области (л.д. 76), дважды направлялась судебная корреспонденция, которая была возвращена с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 58,62). Доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших получению указанного почтового отправления, Гальцевым А.В. суду не представлено.

Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства корреспонденцией является риском самого гражданина, все неблагоприятные последствия такого бездействия несет само совершеннолетнее физическое лицо. Административный ответчик не обеспечил возможность получения указанной почтовой корреспонденции по адресу своей регистрации.

На основании абзаца второго 2 пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, с учетом положений п.4 ст.2 КАС РФ суд считает ответчика надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, и принимает решение о рассмотрении дела в его отсутствие в соответствии со ст.150 КАС РФ.

В связи с изложенным, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Исходя из положений пп. 2 п. 1 ст. 419 и п. 1 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), индивидуальные предприниматели признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.

В соответствии с п. п. 1 и 2 п. 1 ст. 430 НК РФ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Исходя из ч. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя … уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом с 01.01.2017 в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.

Из ч.1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент начисления страховых взносов) следует, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Как указано в ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Частью 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату выставления требования) установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

Частью 2 статьи 48 НК РФ регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что административный ответчик Гальцев А.В. с 09.06.2009 по 22.05.2020 года состоял на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 18-29).

Налоговым органом в адрес ИП Гальцева А.В. было направлено требование №351 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 23.01.2019 в общей сумме недоимки 32 385 руб., складывающейся из страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 26 545 руб. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 5 840 руб., срок уплаты по которым установлен до 15.02.2019, а также пени в размере 89,15 руб. и 19,61 руб. соответственно, в общей сумме 108,76 руб. (л.д. 79-80, 81).

02.10.2020 мировым судьей судебного участка № 2 в Нововоронежском судебном районе Воронежской области отказано Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Гальцева Александра Вячеславовича задолженности. Отказывая в принятии заявления, мировой судья судебного участка № 2 в Нововоронежском судебном районе Воронежской области указал, что заявление МИ ФНС № 13 по Воронежской области подано в суд 29.09.2020, срок исполнения требования № 351 от 23.01.2019 истек 15.02.2019, в связи с чем шестимесячный срок подачи заявления о вынесении судебного приказа истек 15.08.2019 (л.д. 17).

Отказывая в принятии заявления, мировой судья исходил из того, что взыскателем установленный п. 2 ст. 48 НК РФ срок пропущен, что свидетельствует о наличии спора о праве.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения налогового органа с административным исковым заявлением в Нововоронежский городской суд, которое было направлено посредством почтовой корреспонденции 22.03.2021 (л.д. 6).

Таким образом, срок обращения в суд с настоящим иском административным истцом пропущен.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

В ходатайстве о восстановлении пропущенного срока обращения в суд налоговый орган приводит в качестве уважительной причины большой объем налогоплательщиков, в связи с чем, в установленный законом срок, направить заявление о вынесении судебного приказа в суд в отношении Гальцева А.В о взыскании задолженности в пределах сумм, указанных в неисполненном требовании № 351 от 23.01.2019, не представилось возможным (л.д. 52-53).

Из системного толкования положений ч.2 ст.48 НК РФ и ст.286 КАС РФ следует, что заявление о восстановлении срока подлежит обязательному рассмотрению судом, что не предполагает его обязательное удовлетворение.

Предусмотрев в НК РФ и КАС РФ норму о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налоговой задолженности и об отказе в его восстановлении, законодатель отнес решение вопроса об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего заявления, представленным в его обоснование доказательствам и высказывает свое суждение о том, являются ли приведенные заявителем причины пропуска срока уважительными.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, положения ст.95 КАС РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27.03.2018 N 611-О и от 17.07.2018 N 1695-О).

Указанные административным истцом доводы не могут быть признаны судом уважительными, в связи с тем, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Отсутствие надлежащей организации работы административного истца также не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока обращения в суд.

При таких обстоятельствах, оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд не имеется.

В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Пропуск срока обращения в суд исключает возможность удовлетворения требований независимо от обоснованности заявленных требований по существу. Соответственно, в удовлетворении требований административного иска надлежит отказать в связи с пропуском налоговым органом срока обращения в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Ч.1, ч.2 ст.114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.

Поскольку заявленные требования не удовлетворяются, а административный истец был освобожден от уплаты госпошлины, то госпошлина относится на бюджет.

           Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Гальцеву Александру Вячеславовичу о взыскании задолженности по страховым взносам - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд Воронежской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                            И.А. Скофенко

Мотивированное решение составлено 14.05.2021

1версия для печати

2а-121/2021 ~ М-101/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИ ФНС России №17 по Воронежской области
Ответчики
Гальцев Александр Вячеславович
Суд
Нововоронежский городской суд Воронежской области
Судья
Скофенко Ирина Александровна
Дело на странице суда
novovoronezhsky--vrn.sudrf.ru
26.03.2021Регистрация административного искового заявления
26.03.2021Передача материалов судье
29.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2021Судебное заседание
14.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2021Дело оформлено
21.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее