Дело №2-1409/20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2020 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд города Ульяновска в составе судьи Бахаревой Н.Н., при секретаре Фахуртдиновой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Шарипова ФИО10 к Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании бездействия незаконным, взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах Шарипова А.Р., обратился в суд с указанным иском.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Шарипов A.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с февраля 2018 года наблюдается в ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» с диагнозами: <данные изъяты>.
Согласно назначениям врача истец по жизненным показаниям нуждается в постоянном применении лекарственных препаратов «Топамакс» (МНН – «Топирамат»), «Ламиктал» (МНН – «Ламотриджин»), «Депакин Хроносфера» (МНН – «Вальпроевая кислота»).
Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р «Топирамат», «Вальпроевая кислота» отнесены к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам для медицинского применения на 2020 год, включались в соответствующие перечни на 2018, 2019 гг.
Кроме того, лекарственные препараты «Топирамат», «Ламотриджин», «Вальпроевая кислота» включены в Стандарт медицинской помощи больным эпилепсией, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2005 № 174.
В соответствии с решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ ГУЗ «ЦК МСЧ им. В.А. Егорова» Шарипову А.Р. ежемесячно выписываются льготные рецепты на «Топирамат» по торговому наименованию «Топамакс».
Однако ежемесячные рецепты на указанные препараты, выписанные истцу лечащим врачом в установленном порядке аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» не обеспечивались по причине необеспечения их наличия Министерством здравоохранения Ульяновской области.
Так, рецепт на «Топирамат» от ДД.ММ.ГГГГ обеспечен не был. В связи с этим истец вынужден был приобрести лекарственный препарат «Топирамат» по торговому наименованию «Топамакс» за личные денежные средства ДД.ММ.ГГГГ на 1076 руб.
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Топирамат» обеспечен не был. ДД.ММ.ГГГГ «Топирамат» приобретен на 1076,50 руб.
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Ламиктал» обеспечен не был. ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел «Ламиктал» на 1557,50 руб.
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Ламиктал» обеспечен аптекой лишь ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел «Ламиктал» на 1577,70 руб.
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Депакин Хронофера» («Вальпроевая кислота») обеспечен аптекой лишь ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел «Депакин Хронофера» на 840,70 руб.
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Топирамат» обеспечен аптекой ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ «Топирамат» приобретен на 1076,50 руб., ДД.ММ.ГГГГ - на 1076,50 руб.
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Депакин Хронофера» («Вальпроевая кислота») обеспечен ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел «Депакин Хронофера» на 840,70 руб.
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Топирамат» обеспечен ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел «Топирамат» на 1076,50 руб., ДД.ММ.ГГГГ - на 1076,50 руб.
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Топирамат» не обеспечен. В июле рецепт выписан не был по вине лечебного учреждения. ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел «Топирамат» на 1076,50 руб., ДД.ММ.ГГГГ - на 1097,10 руб., ДД.ММ.ГГГГ - на 1097,10 руб.
Рецепты от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на «Топирамат» не обеспечены. ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел «Топирамат» на 1113,90 руб.
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Топирамат» не обеспечен. ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел «Топирамат» на 1136,80 руб., ДД.ММ.ГГГГ - на 1136,80 руб., ДД.ММ.ГГГГ - на 1136,80 руб.
Всего на приобретение льготных лекарственных препаратов истцом затрачено 19070 руб. 10 коп.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае если гражданин по состоянию здоровья и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
На основании ст. 15 ГК РФ истец, право которого нарушено, может требовать от ответчика полного возмещения причиненных ему убытков.
Просит суд, с учетом заявления об уточнении исковых требований, признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении и несвоевременном обеспечении Шарипова А.Р. лекарственными препаратами «Топамакс» (МНН – «Топирамат»), «Ламиктал» (МНН – «Ламотриджин»), «Депакин Хроносфера» (МНН – «Вальпроевая кислота»). Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца в возмещение средств, затраченных на приобретение указанных лекарственных препаратов 17977 руб. 60 коп.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова».
В судебном заседании помощник прокурора, законный представитель истца Шарипова Д.А. исковые требования и доводы иска поддержали. При этом Шарипова Л.А. пояснила, что она была вынуждена приобретать медицинские препараты за счет личных средств, поскольку по рецептам лекарства предоставлялись не вовремя. Дожидаться его получения они не могли, поскольку указанные медицинские препараты жизненно необходимы ее сыну. Не отрицала, что по выписанным рецептам часть медицинских препаратов ею была получена.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в отзыве на иск просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования не признал. В отзыве указал, что истец по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на «Топирамат», от ДД.ММ.ГГГГ на «Ламотриджин», от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на «Вальпроевая кислота» был обслужен, в связи с чем приобретал лекарственные препараты по своему усмотрению, а не в связи с необеспечением по льготным рецептам. Кроме того, в июле 2019 лечащим врачом Шарипову А.Р. препарат «Топирамат» не выписывался, в связи с чем он также был приобретен истцом по своему усмотрению.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались. Представитель АО «УльяновскФармация» в отзыве указал, что в период действия указанных в иске рецептов лекарственные препараты «Ламиктал» от ДД.ММ.ГГГГ, «Топирамат» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в аптеке отсутствовали. Истец обеспечен лекарственными препаратами « Ламиктал» по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ, «Депокин Хронофера» по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, «Топирамат» по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на препарат «Топирамат» являлся предметом рассмотрения в Засвияжском районном суде г. Ульяновска, имеется решение от ДД.ММ.ГГГГ. Рецепты от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на препарат «Топирамат» являлись предметом рассмотрения в Ленинском районном суде г. Ульяновска, имеется решение от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
По мнению суда, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Статьей 43 Закона предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Согласно ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено: осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Согласно п.2.1 Приказа Минздравсоцразвития России N 328 от 29.12.2004 за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.
В соответствии с пп. 2 п. 2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует государственные программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области.
В силу пп. 20 п. 2.1 Положения Министерство реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Согласно п.2.2.17 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которых в том числе: формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.
Согласно п. 2.10. Положения осуществляет следующие функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области: 1) утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений здравоохранения; 2) формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; 3) готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства; 4) проводит ревизии (проверки) в учреждениях здравоохранения в целях осуществления контроля за правомерным, в том числе целевым, эффективным и экономным использованием средств областного бюджета Ульяновской области, а также материальных ценностей, находящихся в государственной собственности Ульяновской области; 5) осуществляет контроль за учетом, сохранностью и обеспечением доходности государственного имущества, переданного в оперативное управление учреждениям здравоохранения.
В соответствии с п.2.13 Положения Министерство осуществляет функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности Министерства.
Судом установлено, что Шарипов А.Р. является инвалидом №, наблюдается в ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» с диагнозом: <данные изъяты>
Лечащим врачом Шарипову А.Р. были выписаны следующие рецепты: на «Топирамат» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; на «Ламиктал» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; на «Депакин Хронофера» («Вальпроевая кислота») от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
Рецепт на «Топирамат» в июле 2019 Шарипову А.Р. лечащим врачом ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» не выдавался.
Указывая на тот факт, что по выписанным льготным рецептам истец не был обеспечен необходимыми лекарственными препаратами или был обеспечен несовременно, он был вынужден приобрести их за свой счет.
Так, истец указывает, что рецепт на «Топирамат» от ДД.ММ.ГГГГ обеспечен не был, в связи с чем был приобретен на сумму 1076 руб. (товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ).
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Топирамат» обеспечен не был, в связи с чем был приобретен на сумму 1076,50 руб. (товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ).
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Ламиктал» обеспечен не был, в связи с чем был приобретен на сумму 1557,50 руб. (товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ).
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Ламиктал» обеспечен аптекой лишь ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем был приобретен на сумму 1577,70 руб. (товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ).
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Депакин Хронофера» («Вальпроевая кислота») обеспечен аптекой лишь ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем был приобретен на сумму 840,70 руб. (товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ).
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Топирамат» обеспечен аптекой ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем был приобретен на сумму 1076,50 руб. и 1076,50 руб. (товарные чеки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ).
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Депакин Хронофера» («Вальпроевая кислота») обеспечен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем был приобретен на сумму 840,70 руб. (товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ).
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Топирамат» обеспечен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем был приобретен на сумму 1076,50 руб., 1076,50 руб., 1097,10 руб., 1097,10 руб. (товарные чеки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Топирамат» не обеспечен, в связи с чем был приобретен на сумму 1113,90 руб. (товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ).
Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «Топирамат» не обеспечен, в связи с чем был приобретен на сумму 1136,80 руб., 1136,80 руб., 1136,80 руб. (товарные чеки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ)
Всего по расчету истца на приобретение льготных лекарственных препаратов им затрачено 17933 руб. 60 коп.
Расходы на приобретение лекарственных препаратов, в силу положений ст. 15 ГК РФ, являются убытками истца и подлежат взысканию в его пользу с ответчика.
Вместе с тем суд не находит оснований для взыскания их с ответчика в указанном размере.
Взысканию с ответчика подлежат расходы по рецептам на «Топирамат» от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1076 руб. и от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1113,90 руб., на «Ламиктал» от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1557,50 руб., поскольку на момент рассмотрения настоящего в дела в суде они остались не обеспечены. Всего 3747 руб. 40 коп.
По иным льготным рецептам Шарипов А.Р. был обеспечен непосредственно самими лекарственными препаратами. Взыскание денежных сумм с ответчика в данном случае приведет к неосновательному обогащению, поскольку от получения препаратов представитель Шарипова А.Р. не отказался.
Те доводы стороны истца о том, что выдаваемых лекарственных препаратов Шарипову А.Р. не хватало, в связи с чем они не могли отказаться от их получения даже в случае приобретения за свои денежные средства, не являются основанием для удовлетворения иска к Министерству здравоохранения Ульяновской области в этой части, поскольку рецепты на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами были обеспечены ответчиком в том объёме, который был определен непосредственно лечащим врачом по медицинским показаниям.
Кроме того, истец заявляет о своих расходах на приобретение препарата «Топирамат» по чекам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Однако вопрос об обеспечении Шарипова А.Р. препаратом «Топирамат» по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ был разрешен Ленинским районным судом г. Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении искового заявления прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Шарипова А.Р. к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами.
Кроме того, в июле 2019 года лечащим врачом Шарипову А.Р. препарат «Топирамат» не выписывался, в связи с чем он был приобретен истцом по своему усмотрению, возмещению с ответчика не подлежит.
Учитывая, что обязанность по организации обеспечения истца бесплатно на период лечения препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области в силу вышеприведенных положений законодательства и полномочий Министерства, однако такая организация не была осуществлена должным образом, суд считает необходимым признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области по необеспечению Шарипова А.Р. лекарственными препаратами «Топамакс» (МНН – «Топирамат»), «Ламиктал» (МНН – «Ламотриджин»), «Депакин Хроносфера» (МНН – «Вальпроевая кислота») и взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области расходы на приобретение лекарственных препаратов «Топамакс» (МНН – «Топирамат»), «Ламиктал» (МНН – «Ламотриджин») от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в размере 3747 руб. 40 коп. В остальной части требований отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░11 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» (░░░ – «░░░░░░░░░»), «░░░░░░░░» (░░░ – «░░░░░░░░░░░»), «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░ – «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░»).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░12 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» (░░░ – «░░░░░░░░░»), «░░░░░░░░» (░░░ – «░░░░░░░░░░░») ░░ ░░.░░.░░░░, ░░.░░.░░░░ ░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 3747 ░░░. 40 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░