02 ноября 2015 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Волкоморова С.А. при секретаре судебного заседания Жернаковой Т.Д.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга Будниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Екатеринбурга, действующего в интересах Харитоновой О.А., к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилья по договору специализированного найма жилого помещения,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах Харитоновой О.А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилья по договору специализированного найма, в обоснование исковых требований указал следующее.
Несовершеннолетняя Харитонова О.А., *** года рождения, осталась без попечения родителей. Харитонова О.А. является собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру, общей площадью 44,2 кв. м, расположенную по адресу: ***. Приказом ТОИОГВ СО – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 18.08.2015 г. установлен факт невозможности проживания Харитоновой О.А. в вышеуказанном жилом помещении, Харитонова О.А. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и принята на учет в целях предоставления жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области.
До настоящего времени Харитоновой О.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющему закрепленного жилого помещения, не предоставлено жилое помещение. Согласно действующему законодательству имеются все основания для предоставления Харитоновой О.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга просит суд обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести для Харитоновой О.А. за счет средств областного бюджета жилое помещение общей площадью не менее 16 квадратных метров нормы предоставления жилого помещения, установленной Постановлением Главы Администрации города Екатеринбурга от 31.08.2005 г. №824, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в пределах города Екатеринбурга.
В судебном заседании прокурор Будникова О.А. настаивала на удовлетворении исковых требований по основанию, предмету и доводам, изложенным в заявлении.
Истец Харитонова О.А., извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ходатайство об отложении дела или рассмотрении его в свое отсутствие не заявила.
Представители ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, третьего лица ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства», привлечённого к участию в деле определением суда от 28.09.2015 г., извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении дела не заявили и не просили о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель третьего лица ТОИОГВ СО Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Екатеринбурга – Савилова Э.В., извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя органов опеки и попечительства, в письменном отзыве на иск указала, что Харитонова О.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закреплённого жилого помещения не имела, приказом начальника Управления от 18.08.2015 г. принята на учёт для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области. Учитывая изложенное, считает исковые требования прокурора в интересах Харитоновой О.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что стороны и третьи лица извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Харитоновой О.А., представителей Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства», ТОИОГВ СО Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Екатеринбурга и вынести заочное решение.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 98-1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По смыслу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьями 55 – 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются, в том числе сведения, полученные из объяснений сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Из материалов дела следует, что Харитонова О.А., *** года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать и отец лишены родительских прав на основании решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 17.01.2007. Распоряжением Главы администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от 07.06.2007 №430-р установлена опека над несовершеннолетней Харитоновой О.А.
Таким образом, судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Харитонова О.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Несовершеннолетняя Харитонова О.А., *** года рождения, осталась без попечения родителей. Харитонова О.А. является собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру общей площадью 44,2 кв. м, расположенную по адресу: ***. Приказом ТОИОГВ СО – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 18.08.2015 г. установлен факт невозможности проживания Харитоновой О.А. в вышеуказанном жилом помещении, Харитонова О.А. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и принята на учет в целях предоставления жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Как следует из уведомления <***> №66/001/021/2015-5682 от 11.08.2015 г., справки <***> №569/1 от 22.07.2015 г., Харитонова О.А. не является собственником какого-либо недвижимого имущества.
Судом установлено, что Харитонова О.А., *** года рождения, на момент рассмотрения настоящего дела достигла возраста 18 лет, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Доказательства обратного суду не представлены, об их наличии и истребовании ответчик и третьи лица также не заявили, в связи с чем суд полагает, что таковые отсутствуют.
Таким образом, в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеются основания для предоставления Харитоновой О.А. органами исполнительной власти по месту жительства благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленной социальной нормы.
На основании ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие названного конституционного положения статья 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011–2015 годах жилыми помещениями регламентирован, в том числе, Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. №84-ПП, которым установлено, что меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 2).
Согласно п.п. 3, 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства». Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
В соответствии с п.п. 2 – 4 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённым Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 г. №527-ПП, установлена процедура приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых домов и квартир, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, которой предусмотрено, что после предоставления указанных жилых помещений они в последующем передаются в оперативное управление Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», который является получателем бюджетных средств, а Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области – главным распорядителем данных средств.
Согласно п. 7 названного Порядка детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, является основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений. Уполномоченной организацией по заключению договоров является Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Свердловской области от 19.12.2012 г. №107-03 «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» территориальным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации переданы полномочия по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа с 01.01.2013 г.
Согласно п.п. 7, 8 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1998 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 г. №491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченными исполнительными органами государственной власти определены:
1) Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области:
по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»;
по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области:
по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области;
3) Министерство социальной политики Свердловской области:
по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области;
по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке.
Суд принимает во внимание, что вышеуказанные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обуславливают реализацию права на предоставление жилья специализированного жилищного фонда наличием или отсутствием иных лиц, имеющих право на получение такой жилой площади (в зависимости от номера в соответствующем списке таких лиц). Нет в законодательстве и указания на предоставление жилья в порядке очередности лицам одной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье специализированного жилищного фонда должно быть предоставлено гражданам, имеющим соответствующее право, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а не в порядке какой-либо очереди (по списку), то есть реализация гражданином права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в качестве дополнительной гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает безусловное обеспечение его жилым помещением.
Согласно п. 2 Постановления Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 г. №824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, действующей на территории муниципального образования «город Екатеринбург» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «город Екатеринбург», исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого малоимущим гражданам по договору социального найма, установлена в размере 16 кв.м. общей площади на одного человека.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязано приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное изолированное жилое помещение общей площадью не менее 16 квадратных метров, расположенное в пределах города Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения Харитоновой О.А.
Таким образом, суд считает исковые требования прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Харитоновой О.А., к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилья по договору специализированного найма законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Ленинского района города Екатеринбурга, действующего в интересах Харитоновой О.А., к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилья по договору специализированного найма жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести для Харитоновой О.А. за счет средств областного бюджета жилое помещение общей площадью не менее 16 квадратных метров нормы предоставления жилого помещения, установленной Постановлением Главы Администрации города Екатеринбурга от 31.08.2005 г. №824, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в пределах города Екатеринбурга.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, также в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.А. Волкоморов