Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гремячинск 21 марта 2017 года
Губахинский городской суд <адрес> в составе:
судьи Козель Н.Ю.
с участием заместителя прокурора <адрес> Юнусовой Ф.Г.,
истца ФИО1
представителя ответчика ФИО5 на основании доверенности,
при секретаре судебного заседания Обуховой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к ООО «ТЕПЛОЭНЕРГО-КОМФОРТ» о взыскании недоначисленной заработной платы,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «ТЕПЛОЭНЕРГО-КОМФОРТ» с требованием о взыскании недоначисленной заработной платы за период с января 2016 по ноябрь 2016 года, с учетом уточнения исковых требований просит взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату за период с января 2016 по декабрь 2016 года в сумме <данные изъяты>
Заявленные требования мотивированы тем, что прокурорской проверкой по заявлению ФИО1 установлено, что на основании трудового договора истец состоит в трудовых отношениях с ООО «ТЕПЛОЭНЕРГО-КОМФОРТ», замещает должность оператора котельной 2 разряда, ООО «Теплоэнерго-Комфорт» допускает нарушения прав работников на вознаграждение за труд, предусмотренные ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. Заработная плата истца в спорном периоде, не соответствовала минимальному размеру оплаты труда, установленному на территории <адрес> в размере <данные изъяты> В связи с чем, заработная плата начислена и выплачена истцу фактически в меньшем размере.
Прокурор Юнусова Ф.Г., истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержали по доводам искового заявления.
Представитель ответчика ООО «ТЕПЛОЭНЕРГО-КОМФОРТ» ФИО5, с исковыми требованиями не согласились, в иске просила отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствие с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствие со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается:
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 242-ФЗ).
В соответствие со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 90-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ №90-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ).
В соответствие с ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ №90-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ).
В силу ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации размер минимальной заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В силу ч. 5 ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями - за счет собственных средств.
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом, оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов (ст. ст. 146, 148, 315, 316, 317 ТК РФ).
Из системного толкования положений ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда (далее также - МРОТ).
Постановлениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 16-п "Об установлении величины прожиточного минимума за IV квартал 2015 года", от ДД.ММ.ГГГГ N 241-п "Об установлении величины прожиточного минимума за I квартал 2016 года", от ДД.ММ.ГГГГ N 515-п "Об установлении величины прожиточного минимума за II квартал 2016 года", от ДД.ММ.ГГГГ N 953-п "Об установлении величины прожиточного минимума за III квартал 2016 года" установлена величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в <адрес>, которая составила за 1 – 4 <адрес>16 года <данные изъяты><данные изъяты>. Таким образом, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в ООО «ТЕПЛОЭНЕРГО-КОМФОРТ» должен составлять не менее <данные изъяты>.
Согласно ч. 11 ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой – восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Согласно ст.1 Федерального закона РФ № 82-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 376-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ был установлен в сумме <данные изъяты> в месяц.
В соответствие с п. 1 Соглашения о минимальной заработной плате в <адрес> на 2014-2016 годы от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-01-108-169 размер минимальной заработной платы установлен не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения <адрес>.
Согласно Постановлению <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении величины прожиточного минимума за 4 квартал 2015 года» величина прожиточного минимума по <адрес> за 4 квартал 2015 года в расчете на душу населения в размере <данные изъяты> для трудоспособного населения. Установленный размер применяется с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании трудового договора №-ТД от ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в трудовых отношениях с ООО «ТЕПЛОЭНЕРГО-КОМФОРТ», замещает должность оператора котельной 2 разряда, с часовой тарифной ставкой <данные изъяты>. Правилами внутреннего распорядка работодателя для работника установлена 12-ти часовая смена по графикам сменности. Для указанной категории работников на предприятии установлен суммированный учет рабочего времени, с учетным периодом в 1 год.
В период с января по декабрь 2016 года работодатель начислил и выплатил истцу заработную плату с учетом часовой тарифной ставки, надбавок за работу в ночное время, работу в выходные и праздничные дни, районного коэффициента, в следующих размерах:
в январе – <данные изъяты>, феврале – <данные изъяты>, марте – <данные изъяты>, апреле – <данные изъяты>, мае – <данные изъяты>, июне – <данные изъяты>, июле – <данные изъяты>, августе- <данные изъяты>, сентябре- <данные изъяты>, октябре – <данные изъяты>, ноябре – <данные изъяты>, декабре – <данные изъяты>
При выполнении нормы рабочего времени по графику сменности, заработная плата ФИО6 не соответствовала минимальной заработной плате в следующих размерах и в следующих периодах: в феврале: <данные изъяты> – <данные изъяты> = <данные изъяты>., в апреле: <данные изъяты> - <данные изъяты> = <данные изъяты>., в августе: <данные изъяты> – <данные изъяты> = <данные изъяты>.; сентябрь: <данные изъяты> – <данные изъяты> = <данные изъяты>., декабрь: <данные изъяты> – <данные изъяты> = <данные изъяты>
Всего разница составила: <данные изъяты>
Указанный расчет подтверждается исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, в том числе трудовым договором, дополнительным соглашением, графиками сменности, табелями учета рабочего времени, расчетными листками работника.
Доводы представителя ответчика о том, что на предприятии установлен суммированный учет рабочего времени, в связи с чем, начисленная и выплаченная работникам доплата за сверхурочную работу, произведенная по окончании учетного периода, продолжительностью в 1 год, подлежит учету в составе заработной платы истца, судом отклоняются на основании следующего.
Трудовой кодекс РФ понимает под сверхурочной работой работу, производимую работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а так же работу сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ст. 99 ТК РФ). В организациях или при выполнении отдельных видов работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов (ст. 104 ТК РФ). Оплата сверхурочной работы осуществляется в порядке, установленной ст. 152 ТК РФ.
При суммированном учете рабочего времени количество сверхурочных работ определяется по истечении учетного периода и составляет разницу между нормальной продолжительностью рабочего времени за учетный период. Независимо от того, какой учет рабочего времени установлен в организации, сверхурочным считается время за пределами продолжительности рабочего дня (смены), установленной графиком. Оплата сверхурочных работ по своей природе является компенсационной выплатой за выполненную работником работу сверх норм, установленных трудовым договором.
Исходя из изложенного и, как следует из представленных документов ответчиком, отработанные истцом часы, превышающие норму рабочего времени в спорном периоде являются сверхурочными, оплата за часы, отработанные сверх установленной нормы за 2016г. произведена ответчиком в соответствии со ст. 152 ТК РФ. Данный факт оплаты истцом не оспаривается. Норма ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации по существу является гарантией минимальной оплаты труда для работника полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда. По буквальному смыслу закона указанная гарантия должна быть обеспечена работнику ежемесячно, поскольку направлена на восстановление затрат работника в ходе выполнения трудовой функции. По смыслу 129 Трудового кодекса РФ заработная плата зависит, в том числе от количества выполненной работы.
Компенсационная выплата за сверхурочные работы за истекший период (год) не может включаться в ежемесячную заработную плату работника, так как производится работодателем (ООО «ТЕПЛОЭНЕРГО-КОМФОРТ») по итогам года. В данном случае спорные правоотношения исходят из содержания начисления ежемесячной оплаты труда работника.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ п.п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче искового заявления был освобожден.
В целях устранения выявленных нарушений, подрывающих Конституционные права истца, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 196- 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к ООО «ТЕПЛОЭНЕРГО-КОМФОРТ» о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с ООО «ТЕПЛОЭНЕРГО-КОМФОРТ» в пользу ФИО1 недоначисленную заработную плату за период работы с января 2016г. по декабрь 2016г. (включительно) в сумме <данные изъяты>, с удержанием при выплате подоходного налога в силу ст. 208 НК РФ.
Решение суда в части взыскания недоначисленной заработной платы обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с ООО «ТЕПЛОЭНЕРГО-КОМФОРТ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через постоянное судебное присутствие Губахинского городского суда <адрес> в <адрес> в течение месяца, начиная с 27.03.2017г.
Судья Козель Н.Ю.