Дело № 2-1746/1/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Фоломеевой Е.Ю.,
при секретаре Александрове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калуге ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Наумова А. Б. к Государственному учреждению - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обеспечении санаторно-курортными путевками,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Наумов А.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, указав, что в связи с инвалидностью имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. Поскольку не реализовано право истца на получение санаторно-курортной путевки на основании его обращения в 2013 и в 2014 году, просил возложить на ответчика обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2013, 2014 годы.
В судебном заседании истец и его представитель Наумова В.И. исковые требования поддержали.
Представитель Государственного учреждения - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Щедринова М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав объяснения истца, его представителя и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Наумов А.Б. является инвалидом I группы по общему заболеванию.
Согласно справке поликлинического отделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области «Калужская городская больница № 4» от ДД.ММ.ГГГГ № у Наумова А.Б. имеются медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
ДД.ММ.ГГГГ Наумов А.Б. обратился в Государственное учреждение - Калужское региональное отделение ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением необходимых документов.
На основании заявлений и медицинских справок от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Наумов А.Б. был принят на учет для обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, учетный номер по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 21.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №Л Наумову А.Б. было отказано в принятии его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. Данный отказ Наумовым А.Б. обжалован не был.
Из пояснений истца и представителя ответчика следует, что медицинская справка о наличии у Наумова А.Б. медицинских показаний для получения путевки в 2013 году в Государственное учреждение – Калужское региональное отделение Фонд социального страхования РФ истцом не предоставлялась.
Решением Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ на Государственное учреждение – Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить Наумова А.Б. и сопровождающее его лицо санаторно-курортными путевками по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
В 2013 году путевка на санаторно-курортное лечение Наумову А.Б. предоставлена не была.
Наумов А.Б. в 2014 году обеспечивался путевкой в ООО «Санаторий «Анапа» (г. Анапа).
Установленные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, письменными материалами дела, сторонами по делу не оспаривались.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 2 статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Согласно п. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 3.1 вышеназванного Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе действительная в течение шести месяцев справка медицинского учреждения о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или иные уполномоченные органы по месту жительства до 1 декабря текущего года. Не позднее 10 дней с момента поступления заявления гражданину должны сообщить о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номер. Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее, чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга – за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.3, 3.6-3.9 Порядка).
Как следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении № 686-О от 03 апреля 2014 года, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Как следует из пояснений истца, его право на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение в 2013 и в 2014 году нарушено фактом непредоставления ответчиком таких путевок на основании его заявлений от 2013 и 2014 года.
Между тем, по мнению суда, непредоставление ответчиком Наумову А.Б. путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году не следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Разрешая заявленные требования в части предоставления санаторно-курортной путевки, судом учитываются права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Калужской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Наумова А.Б. в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Наумову А.Б. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Заявление Наумова А.Б. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2014 году было рассмотрено Калужским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном законом порядке, он был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в очередь; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - под учетным номером 21.
Что касается требований о предоставлении путевки за 2013 год, оснований для их удовлетворения также не имеется, поскольку истцом в ГУ – Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством не была предоставлена медицинская справка о наличии медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, заявление от ДД.ММ.ГГГГ возвращено истцу, что Наумовым А.Б. не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, требования Наумова А.Б. о возложении обязанности на ответчика по предоставлению санаторно-курортной путевки за 2013 год и по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ за 2014 год удовлетворению не подлежат.
Разрешая требования Наумова А.Б., суд полагает, что фактов нарушения прав истца со стороны Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в рамках рассмотрения заявленного спора не установлено.
Требования Наумова А.Б. о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению, поскольку законные основания для их удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░