Решение по делу № 2-957/2017 ~ М-898/2017 от 03.10.2017

Дело № 2-957/2017

30 октября 2017 года город Вельск

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Пестерева С.А.,

при секретаре Панюковой Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Кулойское» к отделу судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области об уменьшении размера исполнительского сбора и предоставлении рассрочки по его уплате,

у с т а н о в и л :

администрация муниципального образования «Кулойское» обратилась в суд с иском к отделу судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области (далее по тексту ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области (далее по тексту УФССП России по Архангельской области) об уменьшении размера исполнительского сбора до 37500 рублей и предоставлении рассрочки по его уплате.

Обосновывают требования тем, что на основании решения Вельского районного суда от 05 августа 2015 года возбуждено исполнительное производство № *, согласно которого, суд обязал администрацию МО «Кулойское» предоставить Шилыковской А.И. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям пос. Кулой Вельского, района Архангельской области, в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 23,5 квадратных метров, состоящее не менее чем из одной жилой комнаты, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте пос. Кулой, Вельского района Архангельской области. 17 ноября 2015 года судебным приставом - исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации МО «Кулойское» исполнительского сбора в сумме 50000 рублей. Судебный акт не исполнен, поскольку на территории МО «Кулойское» свободное жилое помещение установленных требований и норм отсутствует. А поэтому просят уменьшить размер исполнительского сбора до 37500 рублей и предоставить рассрочку по его уплате на шесть месяцев с ежемесячной выплатой 6250 рублей начиная с ноября 2017 года по апрель 2018 года.

Представитель администрации МО «Кулойское» Залесова О.О. в судебном заседании настояла на удовлетворении иска по тем же основаниям.

Представитель ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и представитель УФССП по Архангельской области на судебное заседание не явилиси, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Третье лицо Шилыковская А.И. на судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Прокурор Вельского района на судебное заседание также не явился, просит рассмотреть дело без его участия.

Выслушав Залесову О.О., исследовав письменные материалы дела, исполнительное производство №*, суд пришел к следующему.

В силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч.1,2 ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007 года
№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в Федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непреодолимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ст.203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В судебном заседании установлено, что Вельским районным судом 29 июня 2015 года принято вышеназванное решение. Решение вступило в законную силу.

На основании выданного Вельским районным судом исполнительного листа № * от 05 августа 2015 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Вельскому району 28 августа 2015 года возбуждено исполнительное производство №* и установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Постановление получено администрацией МО «Кулойское» 04 сентября 2015 года, что подтверждается материалами исполнительного производства.

В установленный срок требования исполнительного документа исполнены не были.

Судебный пристав-исполнитель в письменной форме предупредил названное муниципальное образование об ответственности за неисполнение вступившего в законную силу решения суда.

В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, 17 ноября 2015 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации МО «Кулойское» исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.

На момент рассмотрения дела исполнительский сбор, об уменьшении размера которого, заявлены исковые требования, не уплачен.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что иск надлежит удовлетворить в части.

К данному выводу суд пришел на основании следующего.

Так, в соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Заявляя требования об уменьшении размера исполнительского сбора, администрация МО «Кулойское» указывает на наличие надлежащих мер, принимаемых истцом для исполнения решения суда, а также необходимости проведения определенных действий на приобретение жилья для взыскателя через заключение государственного контракта в соответствии с нормами Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, содержащимся в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому роду мерам юридической ответственности.

Учитывая, установленные в ходе судебного разбирательства конкретные обстоятельства дела, степень вины, а также имущественное положение должника, иные существенные для дела обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии в данном случае правовых оснований, позволяющих уменьшить размер исполнительского сбора до 37500 рублей, что соответствует положениям ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом.

При этом суд учитывает, что уменьшением размера исполнительского сбора не нарушаются права взыскателя и иных лиц. Удовлетворение требований истца в рамках настоящего дела, не является основанием для прекращения, имеющегося у истца обязательства по исполнению решения суда, и его не приостанавливает.

Между тем исковые требования о предоставлении рассрочки по уплате исполнительского сбора подлежат удовлетворению частично на основании следующего.

Согласно частям 1, 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Должник вправе в порядке, установленном названным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона).

В постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П изложена правовая позиция, согласно которой исполнительский сбор является возложением на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Анализируя представленные администрацией МО «Кулойское» доводы в подтверждение заявления, учитывая отсутствие возражений по данному требованию со стороны взыскателя, руководствуясь приведенными выше нормами материального и процессуального права, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для предоставления рассрочки исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, но не на шесть месяцев, как того просит должник, а на 3 месяца с ежемесячной выплатой в размере 12500 рублей.

Данный вывод отвечает требованиям справедливости, разумности и не затрагивает конституционных прав участников исполнительного производства. По предложенному заявителем графику уплаты исполнительского сбора суда рассрочка определена на шесть месяцев, что не может отвечать требованиям разумности и справедливости.

ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области не является юридическим лицом, поэтому в удовлетворении иска к нему как к ненадлежащему ответчику следует отказать.

В соответствии с ч. 8 ст. 112 Закона решение суда об уменьшении размера исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

иск администрации муниципального образования «Кулойское» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области об уменьшении размера исполнительского сбора - удовлетворить.

Размер исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, взысканный с администрации муниципального образования «Кулойское» постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области от 17 ноября 2015 года по исполнительному производству № *, возбужденному 28 августа 2015 года на основании исполнительного листа № *, выданного Вельским районным судом Архангельской области по гражданскому делу № 2-738/2015, уменьшить до 37500 рублей.

Решение суда об уменьшении исполнительского сбора обратить к немедленному исполнению.

Рассрочить администрации муниципального образования «Кулойское» выплату исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области от 17 ноября 2015 года по исполнительному производству № *, возбужденному 28 августа 2015 года на основании исполнительного листа № *, выданного Вельским районным судом Архангельской области по гражданскому делу № 2-738/2015, в размере 37500 рублей, сроком на три месяца, определив порядок выплаты ежемесячно равными частями начиная с 01 ноября 2017 в размере 12500 рублей до полной оплаты суммы исполнительского сбора.

В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «Кулойское» к отделу судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Архангельском областном суде через Вельский районный суд.

Председательствующий С.А.Пестерев

2-957/2017 ~ М-898/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО "Кулойское"
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Отдел судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и НАО
Другие
Прокуратура Вельского района
Шилыковская Антонина Ивановна
Суд
Вельский районный суд Архангельской области
Судья
Пестерев Сергей Альбертович
Дело на странице суда
velsksud--arh.sudrf.ru
03.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2017Передача материалов судье
06.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2017Судебное заседание
30.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2017Дело оформлено
08.12.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее