ДЕЛО № 2а-3196/2021
УИД 36RS0002-01-2021-003039-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2021 года Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием административных истцов: Зацепина Р.В., Зацепиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Зацепина Романа Валентиновича, Зацепиной Елены Олеговны, Зацепина Богдана Романовича к Управлению жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности поставить на учет,
УСТАНОВИЛ:
Зацепин Роман Валентинович, Зацепина Елена Олеговна, Зацепин Богдан Романович обратились в суд с административным иском к Управлению жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований указав, что зарегистрированы и проживают по адресу: г. Воронеж, пер. Славы, д. 4, кв. 9, общая площадь квартиры составляет 29,4 кв.м., на каждого члена семьи приходится по 9,8 кв. м, что меньше установленного норматива, предусмотренного подп. 3 п. 2 ст. 3 Закона Воронежской области от 09.10.2007 № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма».
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 02.03.2015 №178 «О развитии застроенной территории, ограниченной улицами Московский проспект – 45 Стрелковой Дивизии - Славы - переулок Ракетный в городском округе город Воронеж» жилой дом, в котором находится квартира, находящаяся в пользовании семьи истцов по договору социального найма, включен в перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу.
26 марта 2021 года административные истцы обратились в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> с заявлением о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Приказом от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> отказало (ФИО)3, (ФИО)2, (ФИО)4 в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Административные истцы, ссылаясь на нормы ст. 51 Жилищного кодекса РФ, Закон Воронежской области от 09.10.2007 №93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма», полагают, что отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соответствует закону и нарушает их права, поскольку на дату обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилищная обеспеченность каждого члена семьи составляла менее учетной нормы площади жилого помещения (л.д. 5-7).
В судебном заседании административные истцы – Зацепин Р.В., Зацепина Е.О. заявленные требования поддержали.
Административный истец – Зацепин Б.Р. о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 176).
Административный ответчик – Управление жилищный отношений администрации городского округа г. Воронеж о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, представлены письменные возражения (л.д. 35-41). Также информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Коминтерновского районного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суд, заслушав пояснения истцов, изучив материалы административного дела, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Аналогичным образом распределяется бремя доказывания по административным делам, рассматриваемым в порядке главы 22 КАС РФ, и в соответствии со статьей 62 КАС РФ.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Зацепин Р.В., Зацепина Е.О., Зацепин Б.Р. зарегистрированы и проживают на основании договора социального найма в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, переулок Славы, <адрес>, общей площадью 24.9 кв. м, в том числе жилой 12,9 кв.м., состоящей из одной комнаты (л.д. 10-17).
26.03.2021 Зацепина Е.О. обратилась с заявлением на имя руководителя управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о принятии ее и членов семьи (Зацепин Р.В., Зацепин Б.Р.) на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В качестве основания для принятия на учет указала «ст. 51 ЖК РФ, решение Воронежской городской Думы от 07.07.2005 №102-II, Закон Воронежской области от 09.10.2007 №93-ОЗ, Закон от 15.06.2020 №65-ОЗ» (л.д. 23).
31.05.2021 года приказом управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж №294 Зацепиной Е.О., Зацепину Р.В., Зацепину Б.Р. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что не представлены документы, указанные в пункте 2.6.1 Административного регламента администрации городского округа г. Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждане на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а именно не представлены документы, подтверждающие факт отнесения заявителя и (или) членов его семьи к категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральным законом или законом Воронежской области (при постановке на учет граждан, отнесенных к данным категориям). В распоряжении управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж отсутствует решение о признании Зацепиной Е.О., Зацепина Р.В., Зацепина Б.Р. малоимущими гражданами в целях постановки на учет (л.д. 50-51).
В адрес Зацепиной Е.О. направлено уведомление от 02.04.2021 №16140080 об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма (л.д. 46).
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Решением Воронежской городской Думы от 07.07.2005 N 102-II "Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения", установлена учетная норма площади жилого помещения в г. Воронеже 11 кв. м общей площади на одного человека, норму предоставления 18 кв.м.
Статьей 1 Закона Воронежской области от 09.10.2007 г. N 93-ОЗ (в редакции от 25.02.2010 г. N 4-ОЗ) "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" предусмотрено, что на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях следующие категории граждан:
1) граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий из числа следующих категорий:
а) инвалиды Великой Отечественной войны;
б) участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах";
в) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;
г) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", и лица, награжденные знаком "Житель осажденного Севастополя";
д) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, признанные инвалидами, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;
е) нетрудоспособные члены семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, состоявших на его иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, а также приравненные к ним лица, указанные в пункте 4 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах";
ж) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;
з) независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка:
- родители погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны;
- супруг (супруга) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившая (не вступивший) в повторный брак;
- супруг (супруга) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившая (не вступивший) в повторный брак;
- супруг (супруга) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившая (не вступивший) в повторный брак.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 30.07.2012 N 627 (ред. от 18.12.2020) утвержден Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Пунктом 2.6.1 указанного регламента предусмотрено, что к заявлению о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях прилагаются следующие документы:
- документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи;
- свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык;
- свидетельства об усыновлении, выданные органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации;
- документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского судопроизводства, в том числе решения судов общей юрисдикции;
- документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, которое является местом жительства граждан;
- документы, подтверждающие факт отнесения заявителя и (или) членов его семьи к категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральным законом или законом Воронежской области (при постановке на учет граждан, отнесенных к данным категориям);
- документ, подтверждающий наличие соответствующего заболевания (для граждан, имеющих в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, по перечню соответствующих заболеваний, установленному уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из анализа заявления Зацепиной Е.О., следует, что семья административных истцов в заявлении не указала, к какой именно категории граждан, подлежащих принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, они себя относят.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, суд приходит к выводу о том, что административные истцы не представили в Управление жилищных отношении администрации городского округа г. Воронеж доказательств, подтверждающих признание Зацепиной Е.О. и членов ее семьи в установленном законом порядке малоимущими, в связи с чем, следует констатировать правомерность отказа администрации в постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 13.09.2012 №776, утверждено заключение городской межведомственной комиссии от 16.08.2020 №20 о признании многоквартирного дома №4 по пер. Славы г. Воронежа аварийным и подлежащим сносу (л.д. 88).
Суд отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерациио жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято вышеуказанное постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
По общему правилу, жилищные права нанимателя жилого помещения по договору социального найма в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Таким образом, в отличие от положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми установлен внеочередной порядок предоставления жилых помещений гражданам, поставленным на учет нуждающихся в жилых помещениях по общим основаниям, то есть в связи с признанием их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, положения статей 85 - 86 Жилищного кодекса Российской Федерации определяют специальный порядок обеспечения жилищных прав той категории лиц, которые будучи не признанными нуждающимися в жилых помещениях, также имеют право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма в порядке выселения. При этом имущественное положение данных граждан правового значения для целей, предусмотренных статьей 85 - 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеет.
Следовательно, административные истцы вправе восстановить свои жилищные права в ином предусмотренном законом порядке.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж обоснованно вынесен приказ №294 от 31.03.2021 года об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Зацепиной Е.О., Зацепину Р.В., Зацепину Б.Р.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Зацепина Романа Валентиновича, Зацепиной Елены Олеговны, Зацепина Богдана Романовича к Управлению жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж о признании незаконными отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 05.07.2021.
ДЕЛО № 2а-3196/2021
УИД 36RS0002-01-2021-003039-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2021 года Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием административных истцов: Зацепина Р.В., Зацепиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Зацепина Романа Валентиновича, Зацепиной Елены Олеговны, Зацепина Богдана Романовича к Управлению жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности поставить на учет,
УСТАНОВИЛ:
Зацепин Роман Валентинович, Зацепина Елена Олеговна, Зацепин Богдан Романович обратились в суд с административным иском к Управлению жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований указав, что зарегистрированы и проживают по адресу: г. Воронеж, пер. Славы, д. 4, кв. 9, общая площадь квартиры составляет 29,4 кв.м., на каждого члена семьи приходится по 9,8 кв. м, что меньше установленного норматива, предусмотренного подп. 3 п. 2 ст. 3 Закона Воронежской области от 09.10.2007 № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма».
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 02.03.2015 №178 «О развитии застроенной территории, ограниченной улицами Московский проспект – 45 Стрелковой Дивизии - Славы - переулок Ракетный в городском округе город Воронеж» жилой дом, в котором находится квартира, находящаяся в пользовании семьи истцов по договору социального найма, включен в перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу.
26 марта 2021 года административные истцы обратились в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> с заявлением о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Приказом от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> отказало (ФИО)3, (ФИО)2, (ФИО)4 в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Административные истцы, ссылаясь на нормы ст. 51 Жилищного кодекса РФ, Закон Воронежской области от 09.10.2007 №93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма», полагают, что отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соответствует закону и нарушает их права, поскольку на дату обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилищная обеспеченность каждого члена семьи составляла менее учетной нормы площади жилого помещения (л.д. 5-7).
В судебном заседании административные истцы – Зацепин Р.В., Зацепина Е.О. заявленные требования поддержали.
Административный истец – Зацепин Б.Р. о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 176).
Административный ответчик – Управление жилищный отношений администрации городского округа г. Воронеж о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, представлены письменные возражения (л.д. 35-41). Также информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Коминтерновского районного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суд, заслушав пояснения истцов, изучив материалы административного дела, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Аналогичным образом распределяется бремя доказывания по административным делам, рассматриваемым в порядке главы 22 КАС РФ, и в соответствии со статьей 62 КАС РФ.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Зацепин Р.В., Зацепина Е.О., Зацепин Б.Р. зарегистрированы и проживают на основании договора социального найма в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, переулок Славы, <адрес>, общей площадью 24.9 кв. м, в том числе жилой 12,9 кв.м., состоящей из одной комнаты (л.д. 10-17).
26.03.2021 Зацепина Е.О. обратилась с заявлением на имя руководителя управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о принятии ее и членов семьи (Зацепин Р.В., Зацепин Б.Р.) на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В качестве основания для принятия на учет указала «ст. 51 ЖК РФ, решение Воронежской городской Думы от 07.07.2005 №102-II, Закон Воронежской области от 09.10.2007 №93-ОЗ, Закон от 15.06.2020 №65-ОЗ» (л.д. 23).
31.05.2021 года приказом управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж №294 Зацепиной Е.О., Зацепину Р.В., Зацепину Б.Р. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что не представлены документы, указанные в пункте 2.6.1 Административного регламента администрации городского округа г. Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждане на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а именно не представлены документы, подтверждающие факт отнесения заявителя и (или) членов его семьи к категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральным законом или законом Воронежской области (при постановке на учет граждан, отнесенных к данным категориям). В распоряжении управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж отсутствует решение о признании Зацепиной Е.О., Зацепина Р.В., Зацепина Б.Р. малоимущими гражданами в целях постановки на учет (л.д. 50-51).
В адрес Зацепиной Е.О. направлено уведомление от 02.04.2021 №16140080 об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма (л.д. 46).
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Решением Воронежской городской Думы от 07.07.2005 N 102-II "Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения", установлена учетная норма площади жилого помещения в г. Воронеже 11 кв. м общей площади на одного человека, норму предоставления 18 кв.м.
Статьей 1 Закона Воронежской области от 09.10.2007 г. N 93-ОЗ (в редакции от 25.02.2010 г. N 4-ОЗ) "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" предусмотрено, что на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях следующие категории граждан:
1) граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий из числа следующих категорий:
а) инвалиды Великой Отечественной войны;
б) участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах";
в) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;
г) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", и лица, награжденные знаком "Житель осажденного Севастополя";
д) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, признанные инвалидами, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;
е) нетрудоспособные члены семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, состоявших на его иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, а также приравненные к ним лица, указанные в пункте 4 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах";
ж) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;
з) независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка:
- родители погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны;
- супруг (супруга) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившая (не вступивший) в повторный брак;
- супруг (супруга) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившая (не вступивший) в повторный брак;
- супруг (супруга) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившая (не вступивший) в повторный брак.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 30.07.2012 N 627 (ред. от 18.12.2020) утвержден Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Пунктом 2.6.1 указанного регламента предусмотрено, что к заявлению о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях прилагаются следующие документы:
- документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи;
- свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык;
- свидетельства об усыновлении, выданные органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации;
- документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского судопроизводства, в том числе решения судов общей юрисдикции;
- документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, которое является местом жительства граждан;
- документы, подтверждающие факт отнесения заявителя и (или) членов его семьи к категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральным законом или законом Воронежской области (при постановке на учет граждан, отнесенных к данным категориям);
- документ, подтверждающий наличие соответствующего заболевания (для граждан, имеющих в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, по перечню соответствующих заболеваний, установленному уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из анализа заявления Зацепиной Е.О., следует, что семья административных истцов в заявлении не указала, к какой именно категории граждан, подлежащих принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, они себя относят.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, суд приходит к выводу о том, что административные истцы не представили в Управление жилищных отношении администрации городского округа г. Воронеж доказательств, подтверждающих признание Зацепиной Е.О. и членов ее семьи в установленном законом порядке малоимущими, в связи с чем, следует констатировать правомерность отказа администрации в постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 13.09.2012 №776, утверждено заключение городской межведомственной комиссии от 16.08.2020 №20 о признании многоквартирного дома №4 по пер. Славы г. Воронежа аварийным и подлежащим сносу (л.д. 88).
Суд отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерациио жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято вышеуказанное постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
По общему правилу, жилищные права нанимателя жилого помещения по договору социального найма в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Таким образом, в отличие от положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми установлен внеочередной порядок предоставления жилых помещений гражданам, поставленным на учет нуждающихся в жилых помещениях по общим основаниям, то есть в связи с признанием их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, положения статей 85 - 86 Жилищного кодекса Российской Федерации определяют специальный порядок обеспечения жилищных прав той категории лиц, которые будучи не признанными нуждающимися в жилых помещениях, также имеют право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма в порядке выселения. При этом имущественное положение данных граждан правового значения для целей, предусмотренных статьей 85 - 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеет.
Следовательно, административные истцы вправе восстановить свои жилищные права в ином предусмотренном законом порядке.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж обоснованно вынесен приказ №294 от 31.03.2021 года об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Зацепиной Е.О., Зацепину Р.В., Зацепину Б.Р.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Зацепина Романа Валентиновича, Зацепиной Елены Олеговны, Зацепина Богдана Романовича к Управлению жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж о признании незаконными отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 05.07.2021.