Дело №2-2077/2022
(73RS0001-01-2022-002998-90)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 31 мая 2022 года
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Фролова В.В.,
при секретаре Юсуповой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Курбанова Сергея Александровича к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании денежной компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л :
прокурор Ленинского района г. Ульяновска в интересах Курбанова С.А. обратился в Ленинский районный суд г. Ульяновска с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании денежной компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проведена проверка по обращению Курбанова С.А., страдающим заболеванием <данные изъяты> в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства. Как показала проверка, права на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами Курбанова С.А. ответчиком нарушены. Установлено, что Курбанову С.А. оказывается медицинская помощь в условиях дневного стационара в связи с вышеуказанным заболеванием. Ввиду клинических показаний для плановой лекарственной терапии Курбанову С.А. требуется препарат <данные изъяты> который входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Заболевание, которое диагностировали Курбанову С.А., включено в перечень редких <данные изъяты>, опубликованных на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации. Общество с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Академия» (ООО «МЦ «Академия») осуществляет медицинскую деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Ульяновской области по профилю <данные изъяты> в соответствии с утвержденными Министерством здравоохранения Ульяновской области объемами. ДД.ММ.ГГГГ ООО «МЦ «Академия» в Министерство здравоохранения Ульяновской области направило заявку на выделение объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования на 2022 год по профилю <данные изъяты>. В свою очередь, Министерство здравоохранения Ульяновской области утвердило данную заявку только ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, Курбанов С.А. был не обеспечен жизненно необходимым лекарственным препаратом <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, необеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в установленные сроки грубым образом ущемляет права Курбанова С.А. на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами. Курбанов С.А. из-за отсутствия лекарственного препарата не может преодолевать замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, направленные на создание для него равных с другими гражданами возможностей, отрицательно сказывается на его здоровье, эмоциональном состоянии и, как следствие, влечет причинение его личным неимущественным правам нравственных и физических страданий. Проверкой установлено, что ответчик не принял своевременных мер, направленных на обеспечение Курбанова С.А. лекарственным препаратом, что свидетельствует о бездействии ответчика и нарушении им требований федерального законодательства. Просят суд взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Курбанова С.А. денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей 00 копеек.
В судебном заседании процессуальный истец в лице помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска – Анастасин О.А. (до перерыва), Насырова Р.М., (после перерыва) настаивали на удовлетворении исковых требований, поддержав доводы и факты указанные в исковом заявлении. Дополнили, что срок для обеспечения Курбанова С.А. необходимым лекарственным препаратом стороной ответчика грубо нарушен.
Ответчик – Министерство здравоохранения Ульяновской области, в лице представителя в судебном заседании не присутствовали будучи извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Представлено заявление о рассмотрении данного дела в их отсутствие. Согласно отзыву, в удовлетворении иска просят отказать, указав, что необходимые меры для обеспечение Курбанова С.А. необходимыми медицинскими препаратами предпринимались и в настоящее время необходимыми препаратами Курбанов С.А. обеспечивается. Полагают, что оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда не имеется.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – ООО «МЦ «Академия», в лице представителя, действующей по доверенности – Сахарова Е.В. в судебном заседании исковые требования оставила на усмотрение суда. Дополнила, что заявка на выделение необходимых объемов медицинской помощи была направлена в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ, однако согласована была только ДД.ММ.ГГГГ; на стационарном лечении Курбанов С.А. находился в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, последний курс лечения выпадал на 2022 год, объемы медицинской помощи по которому к началу курса утвержден не был.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – Государственное учреждение здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» (ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер»), Государственное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника №1 имени С.М. Кирова» (ГУЗ «Городская поликлиника №1 имени С.М. Кирова»), в лице представителей в судебное заседание не явились, судом извещались.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело при данной явке.
Выслушав сторону истца, явившегося представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Сторонам была разъяснена ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).
Гражданским законодательством, в частности ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе в порядке установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.
Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41, часть 1).
В развитие указанных положений, ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с п.п.3, 5, 14 ч.1 ст.16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Статьей 43 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное, наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» определен перечень социально значимых заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с со ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.
Согласно п.2.1 Приказа Минздравсоцразвития России №328 от 29.12.2004 за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Согласно п.4 ч.2 ст.73 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 №328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.
В силу п.3 Приказа Минздрава России от 11.07.2017 №403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» отпуск лекарственных препаратов по рецептам осуществляется: аптеками; аптечными пунктами…
В соответствии с ранее действующим Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.
В силу п.2.2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением осуществляет в том числе и следующие полномочия: организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в пределах своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п.2.2.17 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которых в том числе: формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.
Согласно п.2.2.19 Положения получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социальной защиты населения.
В соответствии с п.2.2.21 Положения Министерство осуществляет функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности Министерства.
В настоящее время указанные полномочия и обязательства переданы Министерству здравоохранения Ульяновской области.
Судом установлено, что Курбанов С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием <данные изъяты>. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела сведениями из медицинских учреждений, в том числе медицинской карты указанного лица в связи с его прохождением стационарного лечения в ООО «МЦ «Академия», которое осуществляет медицинскую деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Ульяновской области по профилю <данные изъяты> в соответствии с утвержденными Министерством здравоохранения Ульяновской области объемами. Из представленной медицинской документации, в частности протокола врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у Курбанова С.А. имеются клинические показания для плановой лекарственной терапии препаратом <данные изъяты>. Данный лекарственный препарат входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Режим терапии определен следующий: <данные изъяты>
Заболевание, которое диагностировано Курбанову С.А. <данные изъяты> включено в перечень <данные изъяты> заболеваний, опубликованных на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «МЦ «Академия» направило заявку в Министерство здравоохранения Ульяновской области на выделение объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования на 2022 год по профилю <данные изъяты> Однако Министерство здравоохранения Ульяновской области утвердило данную заявку только ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, Курбанов С.А. не был своевременно обеспечен жизненно необходимым лекарственным препаратом <данные изъяты> чем было нарушено его законное право.
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу п.1 ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (п.2 ст.150 ГК РФ).
В соответствии с п.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как уже отмечалось, обязанность по бесплатному обеспечению Курбанова С.А. заявленным медицинским препаратом возложена на Министерство здравоохранения Ульяновской области. При этом материалами дела подтверждено, что данная обязанность ими исполняется ненадлежащим образом, допущена просрочка исполнения данной обязанности, что свидетельствует о нарушении неимущественного права данного лица, которому по вине Министерства здравоохранения по Ульяновской области не созданы необходимые для него как нуждающегося условия, чем последнему причинены моральные и нравственные страдания, что является основанием для взыскания денежной компенсации морального вреда, поскольку несвоевременное получение данных медицинских препаратов негативно влияет на восстановительный процесс больного, что согласуется с представленной медицинской документацией на Курбанова С.А. и его пояснениями в ходе судебного разбирательства. Учитывая данные обстоятельства, тяжесть заболевания, поведение ответчика, принимая во внимание требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей 00 копеек. Приходя к таким выводам суд учитывает, что предпринятые Министерством здравоохранения по Ульяновской области меры, равно как и обеспечение одним из препаратов <данные изъяты> не являются основанием для освобождения их от ответственности в виде денежной компенсации морального вреда и как следствие основанием для отказа в удовлетворении иска в указанной части. Требования истца в остальной части суд считает завышенными.
Таким образом, иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска, в интересах Курбанова С.А. подлежит частичному удовлетворению.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
Суд исходил из представленных сторонами доказательств. Иных доказательств суду не представлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Курбанова Сергея Александровича к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Курбанова Сергея Александровича денежную компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей 00 копеек.
В остальной части иска прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Курбанова Сергея Александровича к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании денежной компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.В. Фролов