Мировой судья Максимова Л.А. № 11-445/10-19
Судебный участок № 4
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 октября 2010 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд РК в составе:
председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.,
при секретаре Зимковой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Карелия на решение мирового судьи судебного участка № 4 города Петрозаводска от 30 августа 2010 года по иску прокурора Лоухского района в интересах Федорова А.К. к Министерству финансов Республики Карелия о взыскании денежных сумм,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Лоухского района в интересах Федорова А.К. обратился в суд с иском к Министерству финансов Республики Карелия по тем основаниям, что Федоров А.К. является <данные изъяты>, в связи с чем вынужден проходить курс лечения в <данные изъяты> в городе Петрозаводске в период времени с 24 февраля по 27 февраля 2010 года, с 22 марта по 26 марта 2010 года, с 19 апреля по 21 апреля 2010 года. Проезд в город Петрозаводск оплачивал за счет собственных средств. В городе Петрозаводске Федорову А.К. оказана специализированная бесплатная медицинская помощь. Исполняющий обязанности прокурора Лоухского района считает, что проезд к месту лечения является неотъемлемой частью медицинской помощи, просит взыскать с Министерства финансов Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия денежные средства, затраченные на проезд к месту лечения в размере 5088 руб. 40 коп.
В судебное заседание представитель прокуратуры Лоухского района и истец Федоров А.К. не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика с иском не согласился, пояснил, что истец, являясь <данные изъяты> и в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи»,имеет право на бесплатный проезд к месту лечения, расходные полномочия по которым несет бюджет Российской Федерации. Медицинские учреждения транспортных услуг не оказывают, и, соответственно, расходные обязательства у субъекта Российской Федерации не возникают. Просят в иске отказать.
Решением мирового судьи судебного участка № 4 города Петрозаводска РК от 30 августа 2010 года исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Министерства финансов Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия в пользу Федорова А.К. денежную сумму 5088 руб. 40 коп., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 руб. 00 коп.
С таким решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене судебного решения в связи с нарушением норм материального права, на основании неверных выводов и при неполном выявлении всех обстоятельств по делу. Судом не в полном объеме выяснены все обстоятельства, имеющие значение по делу. Необоснованно применено взаимосвязанное толкование двух различных по предмету регулирования правовых актов – Федерального закона № 178-ФЗ и Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья. Статьи 6.2 ФЗ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», регулируемой правоотношения: социальная услуга - бесплатный проезд к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан (в т.ч. инвалидам); расходные полномочия принадлежат РФ и реализуются за счет средств бюджета РФ.
Ссылка суда на тот факт, что Российская Федерация не урегулировала порядок предоставления предусмотренной Федеральным законом льготы на проезд к месту лечения и обратно в лечебные учреждения субъекта Российской Федерации, не может служить основанием для расширительного толкования норм законодательства об охране здоровья. Просят отменить решение мирового судьи и принять по делу новое решение.
В судебное заседание апелляционной инстанции прокурор Лоухского района и истец Федоров А.К. не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просил решение мирового судьи отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Суд, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по основаниям, предусмотренным статьями 362 - 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, однако указанных оснований судом апелляционной инстанции не установлено.
В ходе рассмотрения дела по существу и в суде апелляционной инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что Федоров А.К. является инвалидом <данные изъяты>. Проведение необходимого лечения в условиях муниципального учреждения <данные изъяты> и Муниципального учреждения <данные изъяты> невозможно, в связи с чем Федоров А.К. по направлению лечащего врача выезжал в периоды с 24 февраля по 27 февраля 2010 года, с 22 марта по 26 марта 2010 года, 19 апреля по 21 апреля 2010 года в <данные изъяты> в город Петрозаводск, оплату проезда производил за счет собственных средств. Указанные обстоятельства подтверждаются направлениями врачей <данные изъяты>, ответом <данные изъяты>, проездными билетами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь оказывается в целях усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг.
В силу статьи 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» Федоров А.К. является субъектом государственной социальной помощи, оказываемой в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, предусмотренной главой 2 названного Закона.
Согласно статье 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», в набор социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности третьей степени имеют право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Статьей 6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» регламентируется, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года № 864 утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 4 Правил финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При этом в силу пункта. 11 Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов, в том числе, по предоставлению проезда гражданам к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 года № 617 утвержден Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, который регулирует вопросы, связанные с направлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, для получения ими лечения в медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета при наличии медицинских показаний.
В соответствии с частью 5 статьи 40 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации.
<данные изъяты> в утвержденном перечне не указано, в связи с чем Федоров А.К. не имеет возможности реализовать свое право на бесплатный проезд в междугородном транспорте к месту лечения и обратно в порядке вышеуказанных положений действующего законодательства.
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.
Суд считает, что мировой судья законно и обоснованно при разрешении данного спора применил статью 40 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в силу которой финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного мировой судья обоснованно пришел к выводу, что проезд к месту получения лечения сопровождающего лица является неотъемлемой частью оказываемой больному специализированной медицинской помощи, а его оплата является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с разделом II Положения о Министерстве финансов Республики Карелия, утвержденном Указом Главы Республики Карелия от 28.11.2005 г. № 90, Министерство финансов Республики Карелия с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право как главный распорядитель средств бюджета Республики Карелия выступать в суде от имени Республики Карелия в качестве представителя ответчика по искам к Республике Карелия в случаях, установленных федеральным законодательством (подпункт 10 пункта 5 Положения).
При вышеуказанных обстоятельствах мировой судья законно и обоснованно установил право истца на взыскание в его пользу расходов по проезду к месту лечения и обратно. Взыскание должно производиться за счет средств бюджета Республики Карелия с Министерства финансов Республики Карелия, как лица, правомочного выступать в суде от имени бюджета Республики Карелия, являющегося главным распорядителем средств бюджета Республики Карелия.
При определении суммы, подлежащей взысканию, мировой судья обоснованно исходил из стоимости проезда истца, подтвержденной проездными билетами и соответствующими справками <данные изъяты>. Расчет суммы, подлежащей взысканию, произведен верно.
При таких обстоятельствах, суд считает, что решение мирового судьи является законным, основанным на правильном применении норм материального права, оснований для отмены решения мирового судьи по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 4 города Петрозаводска от 30 августа 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - Министерства финансов Республики Карелия - без удовлетворения.
Определение вступает в силу со дня его вынесения.
Судья Кудряшова Е.П.