Дело № 12-16/2018
РЕШЕНИЕ
с.Кемля 13 сентября 2018 г.
Судья Ичалковского районного суда Республики Мордовия Куркин Д.П.
при секретаре судебного заседания Капитоновой О.А.,
с участием защитника Кузнецова С.А., действующего на основании доверенности от 10 сентября 2018 г., удостоверенной генеральным директором общества с ограниченной ответственностью «Агропромсервис» В.И. Нужновым,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Агропромсервис» В.И. Нужнова об изменении постановления о назначении административного наказания в части размера штрафа и уменьшения до 50 000 рублей,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия от 16 августа 2018 г. № 302-02/05-ЮЛ общество с ограниченной ответственностью «Агропромсервис» (далее - ООО «Агропромсервис») являясь средним бизнесом и осуществляя деятельность по обращению с отходами производства и потребления, за непредставление в территориальный орган Росприроднадзора отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке за 2017 г., признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Генеральный директор В.И. Нужнов с принятым решением не согласился, обратился в суд с жалобой на постановление, полагая его подлежащим изменению по следующим основаниям.
Податель жалобы указывает, что данную отчетность в ООО «Агропромсервис» должна представлять, согласно должностной инструкции, главный бухгалтер, которая в мае 2018 г. уволена по собственному желанию. Административным органом при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность.
Согласно сведениям Единого реестра субъектом малого и среднего предпринимательства, ООО «Агропромсервис» является субъектом среднего предпринимательства.
В связи с проведением уборочной компании, приобретением запасных частей, ГСМ и подготовкой к севу озимых, ООО «Агропромсервис» понесло большие расходы. Кроме того по состоянию на 23 августа 2018 г. у ООО «Агропромсервис» имеется задолженность по кредитному договору № 182000/0028. Дополнительные расходы приведут к ухудшению финансового положения ООО «Агропромсервис», что повлечет образование задолженности по заработной плате перед работниками предприятия, по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
С учетом отсутствия обстоятельств отягчающих административную ответственность, совершения правонарушения впервые, отсутствие существенной угрозы ущерба окружающей среде, податель жалобы с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях просит изменить постановление о назначении административного наказания в части размера штрафа и снизить до 50 000 рублей.
В судебном заседании защитник Кузнецов С.А. жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней, и просил приобщить к материалам дела письменные доказательства, подтверждающие финансово-экономическое положение предприятия.
Выслушав объяснения защитника Кузнецова С.А., проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого постановления, судья районного суда приходит к следующему выводу.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании приказа от 03 июля 2018 г. № 302 проведена плановая, выездная проверка в отношении ООО «Агропромсервис». Установлены задачи проверки: предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил в области охраны окружающей среды; охраны атмосферного воздуха в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами производства и потребления, охраны и использования земельных ресурсов в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, соблюдения требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой и приятие мер в соответствии с компетенцией Управления.
По результатам проверки 09 августа 2018 г. составлен акт проверки № 302, в выводах которого указано, что в деятельности ООО «Агропромсервис» выявлены нарушения пункта 4 статьи 23, пункта 1 статьи 39 Федерального Закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; пункта 3 статьи 12, пунктов 4, 5 статьи 14, пункта 1 статьи 22, абз. 2 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от 04 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», части 3 статьи 18 Федерального Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Указанное нарушение допущено по вине юридического лица и должностных лиц - ООО «Агропромсервис».
09 августа 2018 г. государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия, ведущим специалистом – экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия в присутствии генерального директора ООО «Агропромсервис» В.И. Нужнова составлен протокол об административном правонарушении № 302-02/05-ЮЛ в отношении ООО «Агропромсервис», являющегося субъектом среднего предпринимательства и осуществляющим деятельность по обращению с отходами производства и потребления, по факту не представления в территориальный орган Росприроднадзора отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке за 2017 г. Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением о назначении административного наказания от 16 августа 2018 г. № 302-02/05-ЮЛ юридическое лицо - ООО «Агропромсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, заместитель главного государственного инспектора по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия ФИО пришёл к выводу о наличии в действиях юридического лица - ООО «Агропромсервис» состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается следующими доказательствами: актом проверки от 09 августа 2018 г. № 302, протоколом об административном правонарушении от 09 августа 2018 г. № 302-02/05-ЮЛ, постановлением о назначении административного наказания от 16 августа 2018 г. № 302-02/05-ЮЛ, и не оспаривается законным представителем юридического лица «ООО Агропромсервис», генеральным директором В.И. Нужновым.
Доводы подателя жалобы В.И. Нужнова о наличии в рассматриваемом случае оснований для применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются заслуживающими внимания и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, по смыслу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела ООО «Агропромсервис» привлечено к административной ответственности за осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления, и непредставления в территориальный орган Росприроднадзора отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке за 2017 г.
Данное административное правонарушение ООО «Агропромсервис» совершено впервые. Обстоятельств отягчающих административную ответственность по данному делу не установлено.
Из представленных защитником материалов следует, что ООО «Агропромсервис» является субъектом среднего бизнеса, согласно договора № 182000/0028 об открытии кредитной линии с лимитом задолженности от 27 февраля 2018 г. имеет обязательство по возврату кредита в размере 70 000 000 рублей в срок до 26 февраля 2019 г.
Согласно представленным ООО «Агропромсервис» сведениям от 12 сентября 2018 г. следует, что приход денежных средств за июль – август 2018 г. составил в размере 22 682 636,90 рублей, расход денежных средств за указанный период составил 22 048 091,37 рублей, что свидетельствует о тяжелом финансово-экономическом положении ООО «Агропромсервис».
С целью наложения справедливого и соразмерного административного наказания, с учётом характера и степени общественной опасности, суд, на основании оценки совокупности установленных обстоятельств, считает возможным снизить размер назначенного штрафа ниже низшего предела, до 50 000 рублей, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 25.02.2014 № 4-П «По делу о проверке конституционного ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Снижая административное наказание в виде штрафа, суд обеспечивает индивидуализацию наказания юридического лица, виновного в совершении административного правонарушения, и одновременно не допускает при применении мер административной ответственности избыточного ограничения имущественных прав и интересов юридического лица, принимает во внимание финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, применяет положения части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях недопущения ухудшения финансового положения ООО «Агропромсервис», что повлечет за собой несвоевременную выплату заработной платы работникам предприятия, образования задолженности по налогам и сборам и платежам во внебюджетные фонды.
При таких обстоятельствах и на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия от 16 августа 2018 г. № 302-02/05-ЮЛ о назначении административного наказания ООО «Агропромсервис» по статье 8.2 Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 100 000 рублей, изменить и снизить размер назначенного административного наказания до 50 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия ФИО по делу об административном правонарушении от 16 августа 2018 г. № 302-02/05-ЮЛ о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Агропромсервис» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, изменить.
Снизить назначенное обществу с ограниченной ответственностью «Агропромсервис» административное наказание в виде административного штрафа до 50 000 рублей.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в верховный суд республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ичалковского районного суда
Республики Мордовия Д.П.Куркин